Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В. Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.docx | 27.3 КБ |
statya_o_komnatnyh_rasteniyah.docx | 13.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 Петродворцового района
города Санкт-Петербурга
Познавательно - исследовательский проект
«Комнатные растения – наши друзья»
Подготовила: Ковалевская Екатерина Леонидовна воспитатель старшей группы |
Санкт-Петербург
2019
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ".
Тип проекта: групповой, краткосрочный (1 неделя), познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В. Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Проблема – недостаточные знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. « Почему в группе детского сада пожелтели некоторые комнатные растения? Что нужно сделать, чтобы растения радовали всех своим цветением?» - так сформулировали проблему дети.
Цель: Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения.
Задачи проекта:
1.Обогащать знания детей о комнатных растениях.
2.Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.
4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным цветам.
5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная, познавательная и экспериментально-исследовательская деятельность.
Планируемые результаты
1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4.Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
Перспективное планирование на неделю
Содержание работы | Цель, задачи | Участники проекта |
Понедельник | ||
Наблюдение и труд в уголке природы | Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: "Надо ли поливать растения?". Рассматривание образцов почвы. | Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля-липкая, сухая-сыпучая). Развитие сенсорного опыта. | Воспитатель, дети. |
Беседа"Комнатные растения - наши друзья" | Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить находить сходство и различие во внешних признаках, дать представление о размножении комнатных растений. | Воспитатель, дети. |
Просмотр на интерактивной доске экологической сказки "Как человек приручил растения" | Развивать любознательность и наблюдательность. | Воспитатель, дети. |
Д.игра "Угадай по описанию" | Формировать навыки различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия. | Воспитатель, дети. |
Вторник | ||
Наблюдение в уголке природы: Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему? | Закрепление представлений о способах мытья комнатных растений: протирание листьев влажной тряпочкой, опрыскивание. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность - опыт "Дыхание растений" | Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. | Воспитатель, дети. |
Рисование "Кактус" (гуашь) | Познакомить с комнатным растением - кактус, учить изображать цветок гуашью. | Воспитатель, дети. |
Чтение рассказа "Аленький цветочек" | Учить делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы. | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Собери целое из частей". | Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения. | Дети. |
Раскраски "Комнатные растения" (Фиалка, фикус). | Сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия. | Воспитатель, дети. |
Среда | ||
по развитию речи "Мир комнатных растений" | Расширять представления о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Назови комнатные растения" | Учить находить комнатное растение по названию. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт "На свету и в темноте. | Помочь установить, что растениям для роста необходим солнечный свет. | Воспитатель, дети. |
Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек". | Познакомить с комнатным растением - бальзамином, помочь запомнить стихотворение. | Воспитатель, дети. |
Четверг | ||
Аппликация "Кактус" | Познакомить ребят с комнатным растением - кактусом, учить вырезать по контуру и складывать по полам, склеивать части цветка. | Воспитатель, дети. |
Д/И "Спор растений" | Закреплять знания детей о комнатных растениях (название, внешний вид). Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру листьев. | Воспитатель, дети. |
Сюжетно-ролевая игра "Магазин цветов" | Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки. | Воспитатель, дети. |
Д/и игра "Цветочная полянка" | Учить выкладывать цветок из элементов мозаики. | Воспитатель, дети. |
Пятница | ||
Лепка "фиалка" | Отгадывание загадок о комнатных растениях. Формировать навыки лепки фиалки | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Отгадай название цветка" | Закрепить названия комнатных растений. | Воспитатель, дети. |
Итоговое мероприятие: игра-викторина "Знатоки комнатных растений". | Закрепить знания о комнатных растениях, подвести итоги о проделанной работе за неделю. Вызвать у детей желание ухаживать за комнатными растениями, заботится о них дома и в детском саду. | Воспитатель, дети, родители. |
Выставка детских работ на тему "Комнатные растения-наши друзья". | Воспитатель, дети, родители. |
Сотрудничество с родителями.
1. Информация в уголке для родителей (книжка-раскладушка) "Комнатные растения -наши друзья или враги?"
2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием детей и родителей.
3. Игра -викторина "Знатоки комнатных растений" (с участием родителей и детей).
4. Выставка детских работ на тему "Комнатные растения - наши друзья".
Список использованной литературы.
1.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3.С.Н.Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.
4..С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
5.С.А.Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М.,
1973 г.
6.М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
7.Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
8.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
9.В.И.Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.
10.В.А.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ.
Знакомя детей с комнатными растениями, нам очень важно привить любовь ребенка к природе, показать им, как она мудра и прекрасна. В основе знаний детей о растениях – это их собственный опыт взаимодействия с ними, их собственные открытия в мире природы. Поэтому все рассказы, беседы, диалоги строятся на любознательности, открытии , исследования и эксперимента. С помощью взрослого ребенок открывает важные закономерности в взаимодействии и взаимосвязи из жизни растений, узнает интересные факты: как приспосабливаются к определенной среде обитания , почему у разных растений разные стебли и листья, как растения защищаются от врагов, откуда произошли необычные названия растений, где произрастают и почему мы выращиваем их дома, как ухаживаем.
Поэтому в нашей группе мы запустили краткосрочный проект о комнатных растениях. Сначала мы познакомили детей с внешним видом растений, для этого мы рассматривали энциклопедии о комнатных растениях, ( по программе средней группы), читали сказку Аксакова « Аленький цветочек», заучивали стишок Е. Благининой « Цветок –огонек», как они называются и где растут . Играли в дидактические игры :« Найди комнатное растение», «Угадай по описанию», «Собери целое из частей »,
« Спор растений» .Раскрашивали раскраски , на занятиях рисовали красками и делали аппликации растений (Кактус).
Потом мы просмотрели познавательный фильм о строении растений, закрепили названия частей, познакомились ,как высаживать растения в горшки, какая земля должна быть для определенного растения, «Как человек приручил растения» . Потом познакомились с уходом : как надо поливать, протирать листья, опрыскивать растения и подкармливать, чтобы они росли здоровыми и красивыми, и что надо делать если растения заболеют ( читали рассказы натуралистов)
Во время проведения исследовательской деятельности наши воспитанники активно включались в беседу, рассказывали есть ли у них дома комнатные растения и где они у них растут , рассказывали кто за ними ухаживает .После всех проведенных исследовательских мероприятий, дети стали более активно участвовать в уходе за групповыми растениями, стали чаще проверять почву на полив. Дома, вместе с родителями, сфотографировались с любимым растением и мы сделали картотеку « Я и мой цветок», который часто пересматривают все вместе и которую мы поместили в ЭКО - уголок. Родителям тоже понравилось принимать участие в данном проекте и они с большим удовольствием откликнулись на наши просьбы: сфотографировать, рассказать, почитать о комнатных растениях. Видя ,как дети живо на все это реагируют, родители были очень довольны и приятно удивлены, что такое может быть, что можно общаться с собственным ребенком и увлечься самим. Были высказаны приятные открытия в поведении детей дома.
Теперь мы постараемся работать с проектами на другие , интересные темы. Это увлекает и сближает нас с детьми. Мы надеемся , что такое качество как Любознательность , принесет свои хорошие плоды и посеет в душах детей Любовь и Заботу об окружающем их мире.
Воспитатель: Е.Л.Ковалевская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)
ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )
Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий открытого занятия в средней группе "Комнатные растения - наши друзья"
Цели:— закрепить знания воспитанников о комнатных растениях;— продолжать формировать у воспитанников интерес к комнатным растениям;— закрепить знания воспитанников об основных потреб...
Проект по экологическому образованию в средней группе «Комнатные растения – наши друзья»
Цель проекта: на основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста. Задачи проекта: 1) показать многообрази...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Комнатные растения»
Задачи:Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними; уточнить иобобщить представления детей об уходе за комнатными растениям...
Проект с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Комнатные растения - наши друзья».
Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения....