Проект "Комнатные растения" во 2 младшей группе
проект (младшая группа) на тему
Краткосрочный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnye_rasteniya_vo_2_ml.gruppe.docx | 382.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Вторая младшая группа
Краткосрочный проект
«Комнатные растения»
Вторая младшая группа.
Актуальность
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание
конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является
формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального
отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны
условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями детей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Проблема: Необходимость развивать интерес детей к объектам растительного мира, формировать предпосылки любознательности и наблюдательности. Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому, в том числе и через заботу о комнатных растениях.
Модель 3-ех вопросов.
Что мы знаем про комнатные растения? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
Комнатные растения красивые. Комнатные растения украшают наш дом (комнату, детский сад). Комнатные растения все разные. Комнатные растения цветут. У комнатных растений есть листья. Комнатные растения – зеленые. | Как называется комнатное растение. Чем питается? Для чего нужны комнатные растения? Какую пользу приносят комнатные растения? Как ухаживать за комнатными растениями? Почему комнатное растение вянет?
| Спросим у воспитателя и у мамы. Спросим у воспитателя. Спрошу у мамы. Прочитаем в книге. Спрошу у воспитателя. Спрошу у воспитателя. |
Выводы: Многие дети не имеют представления о названиях комнатных растений, что им нужно для роста, не знают частей растений, не умеют ухаживать за комнатными растениями.
Виды работы:
Сбор информации.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, публицистического материала.
Организованная и неорганизованная деятельность.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Участники проекта: дети и воспитатели второй младшей группы.
Срок – 1 неделя.
Цель: Расширение представления о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения.
Задачи:
Обогащать представления детей о комнатных растениях.
Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
Развивать познавательный интерес.
Формировать умения детей находить способы решения проблемных ситуаций.
Формировать умения устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.
Расширять словарный запас.
Воспитывать навыки ухода за комнатными растениями.
Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках.
Предполагаемый результат:
Владение детьми информацией:
- что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;
- что растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;
- что растения отличаются друг от друга;
- что состояние растения зависит от ухода человека;
Беседы с детьми:
Строение комнатного растения.
Что необходимо растению для роста?
Как ухаживать за комнатным растением?
Дидактические игры
-Что изменилось?
-Найди такой же.
-Угадай растение по описанию.
-Где спряталась матрёшка?
-Найди растение по названию.
-Опиши, я отгадаю.
Чтение художественной литературы:
-стихотворение Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок».
-Загадывание загадок, заучивание стихов, составление описательных рассказов
Совместная и самостоятельная деятельность:
- Наблюдения за растениями в уголке природы.
- Рассматривание картин «Уход за комнатными растениями».
- Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь)
- Художественное творчество
-рисование на тему «Фиалка»; раскрашивание раскрасок по теме
- аппликация «Цветок в горшке»
Пополнение развивающей среды
-Пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы и ведерки, фартучки)
- Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями
-изготовление «Паспорта комнатных растений»
-оформление демонстрационного альбома «Растения в нашей группе»;
-серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.
-карточки – схемы ухода за комнатным растением;
-иллюстрации;
- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
- изготовление макета «Цветок».
Работа с родителями
Консультация для родителей «Зеленый мир на окне».
Итог работы:
Вопросы к детям:
- С какими комнатными растениями вы познакомились?
- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
Приложения
Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями.
Что изменилось?
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения (по 3 -4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое–нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящимся на столах.
Найди такой же.
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Оборудование. На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.
После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
Угадай растение по описанию
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по загадке – описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2 - 3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.
Можно предположить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.
Где спряталась матрешка?
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.
Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
Второй вариант.
Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.
Найди растение по названию.
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти растение по слову – названию.
Игровые действия. Поиски названного растения.
Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?». Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.
Чего не стало?
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).
Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.
Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Оборудование. На стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.
Опишите, я отгадаю.
Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.
Игровое действие. Угадывание растений по загадке – описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.
Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.
При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т.д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.
Найди, о чем расскажу.
Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление загадки для взрослого.
Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он должен потом узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, не гладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже – на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно – зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.
Загадай, мы отгадаем.
Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3 – 4 растения.
Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило. Описывать растение нужно, не называя его.
Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из детей описать какое–нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.
Продайте то, что назову.
Дидактическая задача. Найти предмет по названию.
Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.
Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.
Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.
Ход игры. Один ребенок – продавец, остальные – покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдают покупку. В случае затруднения. Покупатель может назвать признаки растения.
Стихи и загадки про комнатные растения.
Щучий хвост
Щучий хвост, господин,
Ты в горшке ведь не один!
Трудно даже сосчитать – Двадцать тут иль двадцать пять
Вас, зеленых носиков,
И хвостов, и хвостиков!
Бегония
Какое красивое имя – бегония! Как будто все время куда-то бежит…
Живет на окошке красавица скромная
И убегать никуда не спешит!
Фикус
Ну-ка, фикус, похвались –
Вот какой огромный лист!
Сделан будто бы из кожи.
Фикус, мы тебе поможем:
Каждый толстенький твой лист
Вымоем старательно.
Зеленей ты становись,
А ростом – с воспитателя!
Аспидистра
Вот мы – дружная семейка!
Нас запомни поскорей-ка!
Ну а если вспомнишь быстро
Наше имя «Аспидистра» -
Будет знать вся улица,
Что ты знаток и умница!
Фиалка
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодетый ты!
Мы любуемся тобой.
Г. Ракова
Камнеломка
Родилась в горах высоких,
Любит на камнях расти,
Но решили ее люди
В дом однажды принести.
Камнеломка – невысокий,
Но усатенький цветок.
Весь в серебряных прожилках
Каждый махонький листок.
Алоэ
Алоэ – полезный, целебный цветок,
Но он никогда не цветет, мой дружок.
Из длинных, наполненных соком листочков
Колючки незлые торчат уголочком.
Китайская роза
В огромном ведре куст зеленый растет,
Цветами чудесными ярко цветет.
Ветвистым, что дерево, куст вырастает.
Китайскою розой его называют.
Каланхоэ
Дерево жизни зовут Каланхоэ.
Это целебный цветок, как алоэ.
На цветоносе цветочки-букеты
Разного-разного могут быть цвета.
Вот нежно-розовый, темно-бордовый,
Вот фиолетовый, бледно-лиловый,
Вот голубой, а вот белый и синий.
Ах, до чего ж Каланхоэ красивый!
Аспарагус
Что за чудная картина –
Аспарагус на витрине.
Весь ажурный, весь изящный,
Словно лес весной, прозрачный.
Ветки-ниточки в горшочке
Паутинкою сплелись.
А на веточках – листочки,
Да какие! Приглядись.
Л. Пилипенко
«Кактус».
Мамин кактус на окне
Не даёт покоя мне.
Я вокруг него кручусь,
Не беру - вдруг уколюсь.
Помню мамины слова:
«Он колючий. Брать нельзя!»
Но терпеть нет больше сил -
Палец в кактус угодил!
«Аааа» - издал я сильный рёв -
Не нашёл пока я слов.
Но теперь я точно знаю -
С кактусом я не играю!
Наталия Шайбакова
Загадки о комнатных растениях
На окне растут -
Людям радость несут. (цветы)
Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (растение)
Не крючком плетеную —
Живую и зеленую. (Традесканция)
Лист с горбочком-желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)
Вышла балерина:
Блузка, как рябина.
Юбочка лиловая, лента васильковая.
Ножки, как точеные,
Туфли золоченые. (Фуксия)
Стоит мокрый Ванек
В кудрях красный огонек. (Бальзамин)
Щучий хвост
В землю врос. (Сансевьера)
Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Кактус)
Он на ежика похож,
Только корнем в землю врос.
Нет ушей, нет ног, нет глаз,
Но, зато, колючки — класс!
Очень медленно растет,
И цветет не каждый год.
У него цветочек красный,
Как красив цветущий …
(Кактус)
Конспекты ОД.
ОД «Как помочь растению».
Программное содержание : способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь.
Развивать умение поливать растения, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель, выбирать предмет труда, выполнять трудовые действия в правильной последовательности, получать результат.
Способствовать применению представлений о растении как о живом существе ( растению для жизни нужна вода, без нее растение завянет, может погибнуть).
Установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге.
Предварительная работа.
Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением)
Наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги)
Серия опытов на выявление потребности растений во влаге.
Наблюдение за трудом педагога по поливу растений уголка природы
Знакомство с моделью трудового процесса.
Оборудование:
лейки с водой, пустая лейка, модель трудового процесса, модель растения в неблагополучном состоянии, (благополучном состоянии), зонтик, растения.
Ход ОД.
Приходит игровой персонаж- Мишка, грустный, с растением, которое нужно полить. Здоровается с каждым ребенком.
Воспитатель: Что- то Мишка сегодня грустный. Давайте спросим, что у него случилось.
Мишка. Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке
( показывает модель- благоприятном состоянии растение), а теперь стало вот таким (показывает растение).
Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.
Воспитатель: ребята, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем, ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.
- Почему Мишкино растение стало таким? ( ответы детей).
- Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало?
- Чтобы оно стало каким? ( с детьми проговаривается: чтобы растение чувствовало себя хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной).
- Чтобы не забывать об этом, поставим картинку (модель- растение в хорошем состоянии).
Обследование растения.
Воспитатель: Какое растение сейчас? (обследование растения: состояние листьев, стебля, земли).
- Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель- растение в неблагоприятном состоянии).
Растению нужно скорее помогать. Для этого надо правильно выбрать инструменты.
Мишка. Я знаю, что нужно взять? (приносит пустую лейку, пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива).
Воспитатель: Чтобы не забыть, что нужно взять лейку с водой, поставим картинку (модель - средства труда: лейка с водой).
- А теперь что будем делать?
Мишка.
Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (держит лейку одной рукой, льет воду на листья, хочет вылить всю воду из лейки.)
Воспитатель: Ребята, почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? ( дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно).
- Сколько будем лить воды?
Мишка. Пока вся вода не кончится! ( дети объясняют, что поливать нужно до тех пор, пока вода не выйдет на поддон).
Воспитатель: Чтобы не забыть, что растение нужно поливать, поставим картинку ( модель трудовых действий).
Мишка, твоему растению мы помогли, теперь оно поправится.
Некоторым растениям в нашей группе тоже нужно помочь.
Нужно найти растения, которые хотят пить. ( модель растения в неблагоприятном состоянии, дети самостоятельно выполняют полив растения.)
Мишка. Спасибо вам, ребята, теперь мои растения всегда будут чувствовать себя хорошо.
Воспитатель: Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (показывает модель – растение в благоприятном состоянии.)
Мы сегодня сделали с вами два добрых дела: помогли растениям и научили Мишку поливать его растение.
ОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе на тему: «Поможем кукле Тане»
Программное содержание.
Формировать умение детей правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать листочки, опрыскивать. Формировать представление о том, что растениям необходимы свет, вода. Воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения (фикус). Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них.
Оборудование.
Цветочный горшок с землей, фикус, ведерко для воды, тряпочка, лейка.
Ход занятия.
Дети с воспитателем находятся в уголке природы.
Воспитатель.
У нас на подоконнике
Стоят цветы зеленые.
Стоят цветы зеленые,
Как чудный летний сад.
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите, в нашем уголке распустился цветок. Какого он цвета?
Ответы детей.
- Давайте рассмотрим цветок и выделим его существенные признаки. Обратите внимание: у него есть стебель, листья, корень.
Рассказ сопровождается показом.
- Видите, какие цветы красивые, нежные, их нельзя рвать. Ими только любуются. Этот цветочек – высокий. Покажите, какой цветок?
Педагог показывает на цветок. Дети становятся на носочки и поднимают руки вверх.
- А вот стоит цветок низкий.
Педагог показывает на цветок. Дети приседают.
Воспитатель.
- Но посмотрите, растение пыльное. Дети, что надо сделать с ним?
Ответы детей.
Воспитатель.
- Верно, его нужно помыть водичкой.
Педагог рассказывает и показывает, как правильно мыть растение. Затем дети по очереди берут тряпочки и самостоятельно моют листики.
Воспитатель.
- Полюбуйтесь на цветочек каким он стал после того как мы его помыли?
Ответы детей.
Слышится плач.
Воспитатель.
- Ребята, кто - то плачет.
Да ведь это кукла Таня –
Золотых волос волна.
Повяжу я кукле бантик –
Улыбнется мне она.
Я в ответ ей улыбнусь
И, как Таня причешусь.
В группу входит девочка в образе куклы.
Воспитатель.
- Ребята, это же Кукла Таня давайте ее успокоим.
Пальчиковая гимнастика «Кукла»
Дети загибают пальчики, начиная с большого, и произносят слова.
Кукла Таня – это дочка,
Мама Лера – это я,
Котик, пес едят из плошки,
Это вся моя семья.
Хлопают в ладоши.
Ну-ка, Таня, попляши,
Свои ножки покажи!
Кукла Таня:
- Не хочу я танцевать.
Воспитатель.
- А что же случилось?
Кукла Таня.
- Я посадила цветочек, а он не растет, и не знаю, что делать.
Кукла показывает горшочек с землей.
Воспитатель.
- А как ты его сажала?
Кукла Таня.
- Да очень просто - посадила семечко в землю, вот и все.
Воспитатель.
Чтобы всегда улыбались наши цветочки солнышку в окошке нам нужно за ними ухаживать – поливать, вытирать пыль на листочках, опрыскивать, рыхлить почву. Ребята, а как вы думаете, что самое главное забыла сделать Таня?
Ответы детей.
Воспитатель.
- Правильно, Таня забыла полить зернышко водичкой.
Ответы детей.
Воспитатель.
- А давайте поможем Тане полить цветочек. Обратите внимание, цветы посажены в горшки, а вниз подставляется поддон, для того, чтобы, когда поливаешь цветок, вода не выливалась.
Педагог дает возможность одному ребенку самостоятельно полить растение из лейки.
Воспитатель.
Слышите, как капают капельки?
Упражнение на произношение звука – С - «Водичка»
Педагог говорит текст, дети четко произносят звук – с.
Есть у дождика сестричка – с-с-с,
Это быстрая водичка – с-с-с,
С-с-с – она свистит, поет – с-с-с,
И струей из лейки льет – с-с-с,
Эту песенку послушай – с-с-с,
Поливай цветочек душем – с-с-с.
Стихотворение с движениями «Дождь»
Под музыку дети выполняют движения
Приплыли тучки дождевые:
- Лей, лей, лей!
Дети подставляют ладошки.
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, пей, пей!
Дети танцуют.
Растение, склоняясь к земле зеленой
Пьет, пьет, пьет.
Наклоняются вперед.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
Кружатся в танце.
Пока дети играют, педагог незаметно подменяет горшок без цветка на горшок с цветком.
Кукла Таня.
- Ура! Получилось! Ребята, какие вы молодцы, цветочек вырос.
Воспитатель.
- Вот видите, дети, какое чудо произошло с помощью простой воды. Поэтому не забывайте поливать растения, иначе они погибнут. А цветок, который мы вырастили, называется – фикус. У него большие, крупные листья и он вырастает очень высоким.
Кукла Таня.
- Спасибо, ребята, вы научили меня правильно ухаживать за комнатными растениями. И я не буду больше плакать, а фикус украсит группу и будет нас радовать.
Тема ОД «Знакомство с комнатным растением»
Программное содержание:
Познакомить детей с новым комнатным растением - кливия.
Формировать умение протирать листья влажной тряпочкой.
Развивать умение рассматривать предмет, выделяя его части и характерные признаки.
Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
Предварительная работа:
Наблюдения за комнатными растениями.
Беседы: «Что есть у растения», «Как называется растение».
Дидактические игры: «Найди и назови», «Где растет?».
Индивидуальные поручения: «Полей растение», «Помоги мне рыхлить землю»…
Материал:
Комнатные растения, тряпочки для протирания листьев, тазик с водой, модель цветка.
Ход ОД:
По дорожке мы пойдем, что-то мы в пути найдем.
Вот цветок мы повстречали, и его мы все узнали.
Вот задание для нас: «На него вы посмотрите и все части
цветка назовите» (Корень, стебель, листья, цветы).
Этот растение не живое, это модель.
Мы его можем разобрать и с лепестками поиграть.
Лети, лети лепесток к бегонии на горшок.
(К герани, к крапивке, к бальзамину, к кливие).
(Дети выполняют задания).
Хорошо мы играли цветы правильно назвали.
А сейчас мы все к подоконнику подойдем и посмотрим на цветы. - Сколько цветов? (много)
Давайте ребята понюхаем их.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов».
Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание
и медленно выдыхаем «А-ах!»
1,2,3 аромат вздыхали мы.
1,2,3 на этот цветок посмотри. Вы его знаете? (Нет)
Давайте его возьмем на стол поставим и о нем все узнаем. Посмотрим
внимательно и расскажем старательно.
Это комнатное растение называется кливия.
Это что у кливии? (Листья)
Какаго цвета они?(Зеленые).
Потрогайте листья, какие они на ощупь?
(Гладкие, длинные, похожи на ремешки).
У земли листья собраны вместе, а вверху
расходятся как птичий хвост.
Как это растение называется? (Кливия)
Напомните мне, что нужно делать, чтобы растение
росло.(Поливать, рыхлить землю).
А еще надо протирать листья, чтобы листочки были чистые и
растение лучше дышало.
Посмотрите как я буду протирать листья.Я расправляю тряпочку на правой руке,
а на левую руку кладу листок и осторожно чтобы не повредить его,
протираю тряпочкой.
Иди Камила протри пыль с этого листочка.
(Дети протирают пыль, воспитатель комментирует действия).
Чтобы мы не забыли, как надо ухаживать за комнатным растением,
мы приклеим на горшок вот такой листок, который напомнит
что надо делать.
Поливать
Рыхлить землю
Протирать пыль
Такие листочки мы и на другие горшки приклеим.
А это растение в группе оставим и на подоконник поставим.
Конспект ОД по рисованию во 2 младшей группе «Красавица фиалка»
Цель: расширение представлений детей о комнатных растениях, укрепление познавательного интереса к природе, формирование творческого воображение посредством художественных образов.
Задачи:
Формировать умение детей самостоятельно создавать инструмент для рисования, которым можно печатать. Закрепить знания о комнатных растениях. Закрепить знания цветов - зеленый, голубой, фиолетовый, розовый.
Развивать способность к экспериментированию. Развивать эстетическое восприятие, внимание, творческие способности, мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к природе.
Материалы для НОД: кукла, фиалка в горшке, фотография цветущей фиалки, бумажные силуэт фиалки, надушенный чем-нибудь ароматным, белые листы бумаги с уже наклеенными горшочками и листиками, гуашь голубого цвета, небольшие листы бумаги.
Предварительная работа: рассматривание комнатных фиалок, рассматривание фотографий фиалок, наклеивание на лист бумаги горшочек и листики ( на аппликации).
Ход ОД.
Вводная часть
В гости к ребятам приходит красивая кукла по имени Фиалка.
-Здравствуйте ребята! Меня зовут фея Фиалка. Я так крепко спала в одном цветочке. Но вот лучик солнца пощекотал меня и разбудил. Куда же я попала? Какое большое помещение? Это оранжерея? (ответы детей)
Основная часть
-Это детский сад? Сколько здесь много детей! Что-то я переживаю. А вы умеете ухаживать за цветами? Как вы будете это делать? Ведь мы цветочки очень привередливые (ответы детей)
-Какие вы молодцы. Порадовали меня. Тогда я вам сделаю подарок. Закройте свои глазки и подставьте ладошки. (каждому на ладошку кладет бумажный цветок (фиолетового, розового, голубого цвета, надушенный эфирным маслом с ароматом цветов)
-Вы разбудили цветочки. И они хотят вас порадовать. Поднесите ладошки с цветами к лицу и скажите что вы чувствуете? Какой чудесный аромат. Вдохните запах фиалок! Вдыхаем очень медленно, носиками. Ощущая тонкий аромат цветка. Животик наполняется воздухом, а плечики не поднимаются. Теперь будем медленно выдыхать ртом.
Физкульминутка "Фиалка"
Фью, фью! -птица распевает, (дети сидят на корточках, в руках цветы фиалки, руками обхватили колени)
И фиалка расцветает (медленно встают, руки через стороны поднимают вверх)
И земля глядит на нас (голову запрокидывают назад, прогибаются)
Сотнями фиолетовых глаз (машут цветочками над головой)
Предлагаю детям поблагодарить фею за ее подарок. И нарисовать ей на память красавиц фиалок. (из небольших листков бумаги делаем вместе с детьми печатки способом сминания).
1. Показываю как из листка бумаги сделать печатку.
2. Показываю как буду рисовать фиалку (обмакиваю печатку в краску и прижимаю к листу бумаги. Остается отпечаток.)
3. Самостоятельная работа детей
4. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть
Пальчиковое упражнение «Цветы»
Наши нежные цветки Руки в вертикальном положении.
Распускают лепестки Развести пальцы рук.
Ветерок чуть дышит, Ритмичные движения пальцев рук.
Лепестки колышит.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. Соединить пальцы вместе.
Тихо засыпают, Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.
Головой качают.
Заключительная часть
-Фиалки получились просто замечательные. Как настоящие.
Фиалка сказочный цветок,
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй.
Нашей гостье фее Фиалке очень понравились цветы! Она благодарит вас за такой чудесный подарок. Фиалки очень любят солнышко. И теперь у нас в садике стало еще светлее и радостней. Молодцы!
Конспект комплексного занятия по лепке и ознакомлению с природой во второй младшей группе, тема: «Он на ежика похож»
Цели:
Формирование у детей умения выполнять изделие из нескольких частей.
Закрепление приемов кругового раскатывания, соединения частей, нанесения линий стекой.
Развитие умения у детей создавать законченный образ с помощью природного и бросового материала.
Формирование представления о комнатном растении «кактус».
Знакомство со стихотворением Наталии Шайбаковой «Кактус».
Закрепление знания о величине (больше-меньше).
Развитие любознательности, мелкой и общей моторику.
Оборудование:
Картинки с изображением различных кактусов.
Живое растение в горшке.
Пластилин зеленого и черного цветов, стеки, дощечки для лепки, пластиковые крышки, нарезанные и высушенные сосновые иголки, цветки с плодового дерева.
Обручи зеленого цвета, бумажные цветы красного цвета.
Предварительная работа:
Дети фломастерами разрисовывают пластиковые крышечки вертикальными линиями — украшают горшок для кактуса.
Ход ОД:
Сегодня у нас гость. Это растение, про которое говорят:
Он на ежика похож,
Только корнем в землю врос.
Нет ушей, нет ног, нет глаз,
Но, зато, колючки — класс!
Очень медленно растет,
И цветет не каждый год.
У него цветочек красный,
Как красив цветущий …
(Кактус)
Это растение называется кактус. Посмотрите, какое это необычное растение. Вместо листьев у него колючки. Что можно сказать о кактусе? Какой он? Зеленый, колючий, красивый.
Бывают катусы малютки величиной с ноготок, а бывают кактусы великаны — выше здания нашего детского сада.
Кактусы не боятся жары. Внутри они водянистые. Даже у самых маленьких кактусов большие корни.
У разных кактусов бываю разные колючки: твердые и мягкие, длинные и короткие, а есть даже кактусы с ядовитыми иголками.
В давние времена колючки больших кактусов люди срывали и пользовались ими как иголками.
Многие кактусы съедобны. Из них делают компоты, варенье и просто едят сырыми.
Некоторые кактусы могут поедать мелких насекомых. Их яркие, красные цветки, пахнущие мясом, так и манят к себе насекомых. Подлетает мошка на запах, садится на цветок, а он — хлоп, да и закрылся, да мушку и проглотил.
Давайте поиграем в игру про кактусы, которые едят насекомых.
Динамическая пауза «Кактусы и насекомые»
Обручи — это кактусы. Некоторые кактусы с красными цветками. Именно на эти обручи-кактусы и слетаются насекомые. А насекомыми будете вы.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть! Дети, превращайтесь в насвекомых и летите на кактусы.
Воспитатель следит, чтобы дети собирались только в тех обручах, где лежит красный цветок. Можно предложить детям «пожжужать».
Живет в пустыне он всегда,
А там отсутствует вода.
Поливая кактус, его не загуби -
Нужно кактусу очень мало воды.
Ухаживая за кактусом, нужно быть осторожным и не касаться его колючек. Колючки могут поранить, впиться в ладонь. Так случилось с одним ребенком из стихотворения Наталии Шайбаковой «Кактус».
Чтение стихотворения «Кактус»
Мамин кактус на окне
Не даёт покоя мне.
Я вокруг него кручусь,
Не беру - вдруг уколюсь.
Помню мамины слова:
«Он колючий.Брать нельзя!»
Но терпеть нет больше сил -
Палец в кактус угодил!
«Аааа» - издал я сильный рёв -
Не нашёл пока я слов.
Но теперь я точно знаю -
С кактусом я не играю!
Лепка «Цветущий кактус в красивом горшке»
Возьмите в руки пластиковые крышечки. Вы уже сделали их красивыми и превратили в горшочки для комнатных растений.
Чтобы растение посадить в горшок, прежде всего нужно этот горшок наполнить почвой - землей. Для этого возьмите пластилин черного цвета и наполните им крышку-горшок.
Теперь принимаемся за кактус. Разделите зеленый пластилин на две неравные части — однна часть должна быть большая, а другая часть — маленькая. Возьмите больший кусочек пластилина и скатайте из него шарик, а затем слегка раскатайте кго между ладонями, чтобы придать форму овала. Теперь «посадите» кактус в горшок с землей — приставьте и слегка придавите зеленый пластилин к черному. Из маленького кусочка зеленого пластилина сделаем кактусу отросток: раскатаем шарик круговыми движениями ладоней и прикрепим к большому кактусу.
А теперь возьмите стеки и нанесите ими полоски на кактус сверху вниз.
Чего не хватает нашим кактусам? Не хватает колючек. Воткните в зеленый пластилин иголки — вот и будут у кактуса колючки.
До чего красивые кактусы у вас получились! Не отличить от настоящих! И, хотя, кактусы цветут очень редко, сегодня как раз расцвели — воткните в свои кактусы цветок.
Можете забрать свои красивые кактусы домой. Покажите их своим родным и близким и обязательно расскажите все, что вы узнали сегодня про это удивительное растение.
4. Консультация для родителей «Зеленый мир на окне».
Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.
Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.
Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.) Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.
Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка –он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.
На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение – важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.
Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.
Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...
Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...
Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь
: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...
План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате. ...
Комплексно- тематическое планирование для 1 младшей группы на 2021- 2022 уч.г; для 2 младшей группы на 2022- 2023 уч.г, для средней группы на 2023- 2024 уч.г
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа со...