Познавательно – исследовательская деятельность. Подготовительная группа Тема: «Магнит и его свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: «Магнит и его свойства».
Цель образовательной деятельности: Продолжать знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных элементов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его исследования.
Цель эксперимента: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Словарная работа.
- Активизировать в речи детей слова: магнетизм, притягивать, магнитные силы, магнитное поле, магнит, магнитные полюса. Закрепить словарный запас: пластмасса, железный, стеклянный, деревянный, скрепка.
Оборудование: «Мешочек чудесный», фигурки на магнитах, два подноса (пластмассовый и металлический, крупа в стеклянных ёмкостях, скрепки, ёмкости с водой, магниты по количеству детей, магнитная доска, два платочка.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята! я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими Волшебниками. Но для этого мы должны позвать к себе Знайку. Надо хлопнуть 3 раза в ладоши и тихим голосом сказать: «Раз, два, три. Знайка приходи». (Дети хлопают в ладоши и повторяют заклинание).
Под звук колокольчика входит Знайка.
Знайка:
- «Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Я принёс вам волшебную коробочку, в ней лежат волшебные предметы».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель:
«Ребята, давайте, посмотрим, какие предметы лежат в мешочке. Подходите по одному. Доставайте предмет из мешочка (дети достают из мешочка различные фигурки на магнитах и кладут на два подноса: металлический и пластмассовый).
Знайка:
- «Сейчас я вам покажу первое волшебство. Я накрою поднос платочком и шёпотом произнесу волшебные слова. Посмотрим, что же будет?». (Знайка накрывает поднос платочком).
Воспитатель:
- «Я тоже хочу быть волшебником. Я возьму второй поднос».
Воспитатель берёт пластмассовый поднос, а Знайкак металлический. Знайка произносит шёпотом волшебные слова. Они убирают платочки, поднимают подносы. У воспитателя с подноса сыплются на пол предметы, а у Знайки предметы остаются на подносе.
Воспитатель:
«Что случилось, почему? Ничего я не пойму. Почему у меня ничего не получилось?». Дети высказывают свои догадки и приходят к выводу, что фигурки на магнитах, а поднос металлический.
Воспитатель:
«Знайка, мы с ребятами разгадали твой фокус. Поднос металлический, а фигурки на магнитах. Магнит притягивается к металлу».
Дети встают в круг, произносят заклинание, садятся на стульчики.
Знайка:
Теперь вы маленькие волшебники, а волшебникам нужен волшебный камень. У меня есть волшебные камни, магниты. Возьмите магнит и крепко зажмите в ладони.
ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».
Знайка:
У каждого из вас есть магнит. Давайте прикасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети:
Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель:
Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный полюсы»?
Дети:
У нашей планеты Земля. На северном полюсе холодно, а на южном тепло.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты? Люди используют магниты : с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки.
Опыт №2 «Всё ли притягивает магнит?»
«Поможем Золушке перебрать крупу»
На стеклянных тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита дети из крупы убирают все металлические предметы.
Знайка:
-А всё ли притягивает магнит?
-У вас на столе лежат предметы вперемешку с крупой.
Разберите предметы таким образом:
-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;
-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
-Как мы это проверим? (с помощью магнита)
- Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами
Воспитатель:
К каким предметам притягивается магнит?
Дети:
Магнит притягивается к железным, металлическим предметам.
Это 1 свойство магнита – притягивать предметы. Оно называется магнетизм.
Физкультминутка
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Игра-опыт №3 «Не замочив рук».
Действует ли магнит через другие материалы?
У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу-вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.
Знайка:
-А сейчас отправляемся в страну волшебников.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук?
-А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
-Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
-Магнитные силы проходят через стекло.
-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
-Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась. Значит, магнитные силы проходят через воду.
-Садитесь на свои места.
Игра-опыт №4 «Волшебный лабиринт».
Мы продолжаем наше путешествие в стране волшебства.
Воспитатель:
Ой, посмотрите, что тут лежит на полу? в конверте находятся картинки - игра волшебный лабиринт. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру. У нас же нет ни карандаша, ни ручки. Как мы найдём правильную дорожку. Давайте я начну играть, а вы продолжите.
Знайка:
-Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка. Давайте повторим ее движения. Ребята возьмите картонную карточку, на неё положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам. Что происходит со скрепкой? (скрепка как будто танцует). Почему двигается скрепка? Ответы детей.
-Какой мы можем сделать вывод?
-Магнитная сила проходит через картон.
-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
-Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
-Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон.
-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы вещества. Это 2 свойство магнита.
Итог образовательной деятельности
-Где мы с вами были?
-С какими свойствами магнита мы познакомились?
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнитные силы проходят через разные материалы.
Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в страну волшебников?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...
Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Магнит и его удивительные свойства»
Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями и свойствами.Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность....
Открытое занятие "Люди идут по свету" по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа)
Занятие направлено на развитие мышления, любознательности, познавательной активности, умении анализировать, сравнивать, делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения. Знакомит детей с нелёгкой ра...
Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»
Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группе на тему: « Чудеса в природе —летом »
Проект по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группе на тему:...
"УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ" - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы
Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств солиЗадачи: формировать представления о соли и ее свойствах; упражнять в согласовании в существительных с прилаг...
Родительский клуб «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности». (подготовительная группа детей с ТНР)
Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...