Проект по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группе на тему: « Чудеса в природе —летом »
проект (подготовительная группа)
Проект по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группе на тему: « Чудеса в природе —летом »
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №5 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦСТЬ - ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Проект по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группе на тему: « Чудеса в природе —летом »
Разработали:
Воспитатели :
Жабина Н.П.
Сомер Е.А.
г. Усть-Лабинск
2021г.
Пояснительная записка
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки природы – летом» предназначен для детей подготовительной к школе группе (в возрасте 5-7 лет). Данный проект является авторской разработкой, который построен в соответствии с педагогическими и дидактическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
1.Принцип доступности , учитываются возрастные особенности детей ( подготовительная группа)
2 Принцип непрерывного взаимодействия воспитателя, родителей и детей.
3. Принцип активного мотивационного интереса детей к разработки проекта.
Лето – самое теплое и прекрасное время года! Это пора, когда ребенок может проявить свою активность, когда он вместе с природой растет и развивается, а так же восхищает окружающих своим оптимизмом и безудержной радостью. Лето, дает возможность не только оздоровить детей, , но и познать цветущий мир растений, разнообразный мир насекомых, прекрасный мир птиц, животных , который так и манят наблюдать за ними! Это не только прекрасный сезон для общения детей с природой, но и закрепление правил безопасного поведения . гуманного и бережного взаимодействия с природой.
Главной задачей проекта , является стремление заложить в детях предпосылки гармоничной личности, т.есть развивать такие качества , как духовность, умение творить красоту, и стремление делать добро. Учить детей наблюдать, экспериментировать , любить и беречь природу. При разработки данного проекта опирались на знания и опыт детей и использовали методическую литературу.
Для реализации проекта мы использовали разные средства, это: занятия, беседы, игры, различные наблюдения в природе, тематические выставки, выставки совместного творчества опыты – эксперименты, экскурсии с детьми по экологической тропе на территории детского сада!
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта (тема) | Проект - «Загадки природы – летом» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район |
Вид проекта | Познавательно-исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой. |
Длительность проекта | С 01 июня по 31 августа 2021 года |
Разработчик проекта Основные исполнители проекта | Воспитатель Жабина Надежда Павловна, Сомер Елизавета Андреевна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район Педагоги, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, посещающих ДОУ, музыкальный руководитель, социальный педагог. |
Социальная значимость проекта | На летней площадке детского сада по экологическому воспитанию у многих детей возникает множество вопросов, таких как: «Что такое погода, почему она изменчива в разные времена года? Почему летом жарко? Как появляется дождь, гроза и град? Что происходит в неживой природе летом? Как все эти природные явления помогают и мешают человеку? Почему мы видим радугу после дождя? Чем полезна утренняя роса? |
Цель проекта | Цель проекта: Дать детям представление о всех изменениях в живой и не живой природе которые происходят летом ; Познакомить детей с явлениями природы в летний период времени; Наблюдать за тем, какие изменения в природе происходят летом; Сделать дневник природы и систематически его заполнять и фиксировать данные о погоде; Сравнить время года лето с другими временами, находить сходные и отличительные черты. |
Основные задачи | Задачи проекта: Обучающие: - познакомить детей с разнообразными изменениями в в не живой природе летом; - углублять и закреплять знания детей об основных явлениях неживой природы: ветер, солнце, вода, облака, туман, дождь, роса; - познакомить детей с разнообразными изменениями в живой природе летом; -формировать умения оценивать природные изменения : Развивающие: - развивать познавательный интерес ко всему живому и не живому в природе, развивать желание получать новые знания , наблюдательность, любознательность; - развивать понимание взаимосвязей в природе и место человека в них; - развивать мышление, интерес и любовь к природе, а так же чувство красивого; Воспитывающие: - воспитывать любовь к природе; - воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы. -воспитывать чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. |
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации) | Ожидаемые результаты: - Знания детей о сезонных изменениях в живой и не живой природе , летнего периода расширились; - Дети умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между природными, погодными явлениями и изменениями в жизни животного и растительного мира; - Навыки экспериментирования имеют творческий характер; - Интерес детей к природе повысил познавательную активность; - Родители проявили активность в ходе совместных с детьми наблюдений и в творческом выражении результатов наблюдения. |
Основные принципы проекта | Помочь максимально раскрыть личностные способности каждого ребенка Использовать метод сравнительного анализа, сбор и обработка информации, наблюдений , самостоятельного исследования. Наличие наглядности ( должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию) |
Нормативно правовая база проекта | Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, центр развития ребенка- детский № 5 муниципального образования Усть- Лабинского района. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Выставка книг, рисунков, различных поделок по тематике, фотографий. Изобразительный материал для продуктивной деятельности детей, Наличие разнообразного наглядного материала . |
Учебно-методическое | Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Детство-пресс , 2015 В союзе с природой Л.И. Грехова М. 1999г. Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева. |
Этапы проекта
Подготовительный этап
- Составление перспективного планирования на летний период с детьми.
- Подборка бесед, наблюдений стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок
- Подготовка видеоэкскурсий, презентеций об изменениях в живой и не живой природе в летний период.
- Составление экологических цепочек « Изменение в природе»
- Насыщение предметно развивающей среды тематическим материалом.
- Изучение методической литературы.
Основной этап
Беседы:
-« В природе нет ничего лишнего»
-«Куда, летом я пойду, везде цветочек я найду»
-« Каким было, каким стало!»
« Путешествие в мир насекомых, птиц и животных»
-«Что живет и растет у нас под ногами»
Наблюдения
- за птицами
-за насекомыми
-за растениями цветника и луга.
-за ветром, дождем, небом, облаками, солнцем
-за деревьями и кустарниками.
- за красотой окружающей природы и ее изменением в летний период.
Трудовая деятельность.
- прополка сорняков в цветнике и огороде, рыхление и полив почвы
- наведение порядка на участке
- рыхление и полив песка в песочнице
-полив и окучивание деревьев и кустарников на территории д\сада.
Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Когда вода теплее ( утром, днем, вечером)
-нагрев почвы в разное время суток.
- песок в песочнице и его свойства.
- откуда дует ветер.
Заключительный этап
- Анализ эффективности деятельности по реализации проекта.
- Оценка результатов работы всех участников проекта:
- Презентация материала проекта на сайте дошкольного учреждения.
- Выставка детских рисунков : « Лето красное- пора прекрасная »
- Анкетирование родителей на тему: « нам нужно знать!»
Работа с родителями.
- Консультации « Как знакомить дошкольника с неживой природой ?»
- Консультации :»Как знакомить дошкольника с живой природой?»
- Консультация на тему:» Все прекрасное рядом - умей его беречь!
- Рекомендации: как провести опыты с песком, глиной, камнями, водой!
- Рекомендации: как провести опыты с воздухом !
- Оформление фотовыставки: « Лето – это так прекрасно!»
- Памятки для родителей : Что было – что стало!», « Берегите природу!».
Формы и методы работы
Методы: словесный, наглядный, наглядно – практический.
Приёмы:
Словесные :
- беседы,
- разучивание пословиц , поговорок, стихов по теме проекта « Чудеса в природе – летом »
- чтение художественной литературы.
Практические:
- Рисование на темы: Бабочки на лугу», « Наша клумба», « Радуга-дуга с элементами аппликации», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
- Изготовление поделок из летнего природного материала .
-Настольно- печатные игры и дидактические игры : « Бывает- не бывает», « Кому нужна вода», « Кто чем питается», « Что изменилось с приходом лета?», « Что поможет расти растениям летом?», « Откуда берется дождь», « Приметы летом», « Пищевая цепочка!».
Наглядный:
- просмотр презентаций , мультфильмов, видио роликов по теме проекта.
- рассматривание иллюстраций « Чудеса в природе летом», книг, работ русских художников по теме проекта!,
План проектной деятельности
« Летние изменения в природе»
для детей подготовительной группы МБДОУ ЦРР № 5 г. Усть- Лабинс
ИЮНЬ
Образовательные.
- Беседа « Живое – неживое», «Что такое природа?», « Какую пользу приносят солнце, воздух и вода?»,»Правила поведения в природе!»
- Целевая прогулка по территории детского сада. «Экологическая тропа»
- ООД по изодеятельности: Рисование: « Веточка рябины», «Живое – неживое», «По малину в сад пойдем», « Мир насекомых», Аппликация: « Мое любимое животное», « Погожий июньский день», « НА поляне!»,
- Дидактические игры: «Подбери серединку к цветку и бабочке», «Овощи и фрукты», «Кто в лесу живет?», « Что, где растёт?», « Наш огород !», «С какого дерева листочек», «Назови дерево», «Какого цветка не стало».
- Пальчиковые игры: «Насекомые», «Улитка рогатая…», «Бабочка», «Колокольчики», «Дождик», «Жук», «Солнышко яркое в небе сияло…», «Два маленьких кузнечика» , «Выросла малинка» , «Солнышко-ведрышко
Воспитательные:
1. Просмотр презентации «Тайны живой планеты»
2.Рассматривание альбомов « Живая планета»
3 .Проблемные ситуации «Если бы…. ?»,»День ночь!»
4. .Лепка « Мои любимые животные »
5.Беседа: «Самые маленькие» , «самые большие», «Что растет в июне
Развивающие :
- Просмотр мультфильма " Загадки планеты Земля», « Рыжий, рыжий конопатый»,» Львенок и черепаха»
« Чудеса природы» - Цикл наблюдений : « Растущая луна»
- Конструирование: «Украшение своими руками»
- Рассматривание альбома : «Тайны живой планеты
- Коллективное рисование « Яркое лето и я»
- Д\и «Да-нет»
Словесно – дидактические игры.
« Назови цветок по описанию», «Скажи наоборот», «Летает- не летает»,»Бывает – не бывает», «Угадай где растет?», » День – ночь»., « Найди по описанию».
Работа в цветнике:
1. Изготовление вертушек
2.Вынос комнатных растений на участок, полив их из брызгалок.
3. Сбор природного материала летом,
4.наведение порядка на участке.
5.Полив клумб и огорода.
Экспериментирование:
- Опыты: «Что мы вдыхаем?» « Мыльные пузыри»
- Опыты с песком!
- Опыты по выявлению свойств воды!
ООД Чтение художественной литературы Стихи: Барто А.«Гроза»; Бычков Н.: «Василёк», «Клевер», «Одуванчик», «Астры». Синявский П. «Грибная электричка»; Ушан Е. «Лесные прятки», «Опята», «Мухомор». Токмакова И.: «Рябина», «Берёза», «Осинка», «Ива». Рассказы: Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива», М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Весёлое лето», Ушинский К. «Капустная бабочка»; Пивоварова И.: «Как бабочка на бал собиралась», «Стрекоза», «Паук», «Кузнечик», «Пчела», «Оса», «Муравьи»; Усова Н. «Ландыш», «Фиалка». Сказки: Т. Шорыгиной: «Рябина»; «Катя и божья коровка»; «Маленькие путешественницы»; «Дождевой червяк»; Селихова Л.: «Машенькина прогулка», «День рождения ёлочки», «Сказка о крылатках». Экологические сказки: «Лесной муравей и девочка Лиза»; «Как человек приручил растения»; «Просто гусеница»; «Добрая Ивушка». Энциклопедии: «Зеленая планета», «О планете Земля». | |
ИЮЛЬ
Образовательные.
- Беседа « Правила поведения в лесу!», «Что такое дождь, откуда он берется?», « Что мы знаем об овощах и фруктах?»,»Правила поведения во время купания!»
- Целевая прогулка по территории детского сада. «Изменения в июле»
- ООД по изодеятельности: Рисование: « Цветы на клумбе в июле», «Живое – неживое», « Летом в лесу!», « Июльский дождик!»,
- Аппликация: « На полянке, на лугу!», « Веселый огород», « Моя любимая игра летом!»,
- Дидактические игры: « Кто летает, прыгает и плавает?»», « Магазан: Фрукты и ягоды», «Когда это бывает?», « Что сначала, что потом?», « Назови растение с нужным звуком! !», «С какого кустика ягодка ?», « Где растет такой цветок!».
- Пальчиковые игры: « Вышел дождик погулять», « Компот», « Сидит белка на тележки», « Овощи», «Дождик», « «Сколько знаю я дождей…», « За ягодами»
Воспитательные:
1. Встреча с интересными людьми: учитель биологии.
2. Сюжетно – ролевая игра «Что я знаю о нашей планете»
3 . Прослушивание музыкальных композиций « Звуки природы»,
« Голос воды».
- Музыкальный досуг « Река не просто так течет - она интересной жизнью живет»
- Беседа: « Маленькие секреты в большом лесу!» , « Урожай в июле», «Нужно ли нам солнце?».
Развивающие :
1..Просмотр мультфильма : « Лето кота Леопольда», « Поровозик из Ромашково», « В гостях у лета».
2.Цикл наблюдений : « Наблюдением за появлением фруктов на деревьях, сравнение с июльскими», « Наблюдение за изменением погоды»
3.Конструирование : «Я умчусь далеко на своем паровозе!» ,
4.Рассматривание выставки: «Какие бывают камни!».
5.Коллективное рисование « Я маме подарю букет!».
Словесно – дидактические игры.
« Солнце спит..», « Как то летом на пруду!», «Я иду в поход и беру с собой», « Что ты делаешь?»..
Работа в цветнике:
1. Рыхление почвы.
2. Полив и подкормка растений.
3. Прополка всех растений.
4.наведение порядка на участке.
5. Организация за созреванием и ростом растений.
Экспериментирование:
- Опыты: « Как обнаружить воздух? ». « Воздух сжимается», « Испарение».
- Опыты с песком! « Песчаный конус», « Рассеяный песок!».
- Опыты : « Из чего состоят песок и глина?».
ООД Чтение художественной литературы Стихи: И.Суриков .«Ярко солнце светит»; Бокова Т.: «На что похоже солнце?», «Подсолнух», Л.Антонова : «Лето»; Г. Новицкая « Утро», Э Бицоева « Жара», А. Майков « Летний дождь», З.Александрова : «Теплый дождь», И.Мазнин «От чего так много света Рассказы: Л.Н. Толстой : «Какая бывает роса на траве», « Перепелка и её дети», « Белка и волк» Г. Скребицкий « Четыре художника », В. Берестов «Весёлое лето», В, Бианки « Синичкин календарь»: И,С.Соколов –Микитов « Пауки», « Лето в лесу». Е.И. Чарушин « Страшный рассказ» Сказки: Д. Мамин –Сибиряк « Сказка о том , как жила-была последняя муха» В. Берестов « Честное гусеничное», Словацкая народная сказка « У солнышка в гостях». В. Бианки « разговор птиц в конце лета». Экологические сказки: « Почему у земли платье зеленое?», « Кто землю украшает?», « Могучая травинка», « Сказка о маленьком кедре» Энциклопедии: « Волшебный мир растений», «Зеленая планета», «О планете Земля». |
АВГУСТ
Образовательные.
- Беседа « Что такое гроза?!», «Что такое дождь, откуда он берется?», « Что мы знаем про насекомых? ?»,»Правила поведения при сборе фруктов и овощей!»
- Целевая прогулка по территории детского сада. « Скоро осень, что изменилось?»
- ООД по изодеятельности: Рисование: « Сбор первого урожая! », « Как прекрасен этот мир!», « Август – последний летний месяц !», « Ваза цветов!», Аппликация: « тучи в августе! !», « Веселая полянка », « Что я увидел?!»,
- Дидактические игры: « Четвертый лишний?»», «Ходит капелька по кругу!», «Чудесный мешочек», « Живое – не живое», «С какой грядки?», «Отгадай с закрытыми глазами», «Солнечная система», « Мир природы».
- Пальчиковые игры: «Грибы», « Цветок», «Пчела», «Стайка», «Звери шли на водопой», «Ёж», «Солнышко яркое в небе сияло…»,
Воспитательные:
1. Просмотр презентации «Тайны живой планеты»
2.Рассматривание альбомов « Живая планета»
3 .Проблемные ситуации «Если бы…. ?»,»День ночь!»
4. .Лепка « Мои любимые животные »
5.Беседа: «Самые маленькие» , «самые большие», «Что растет в июне
Развивающие :
- Просмотр мультфильма : « Дед Мороз и лето», ак Львенок и черепаха пели песни», « Комаров».»
- Цикл наблюдений : « Наблюдение за растениями и птицами», «Наблюдение за сверканием молнии во время грозы».
- Конструирование: «Прикачусь кА с ветерком!».
- Рассматривание альбома : « Все прекрасное всегда рядом!».
- Коллективное рисование « Полетим на воздушном шаре»
Словесно – дидактические игры.
« Это правда или нет», « Нарисуй картину словами!», « Придумай сказку !», « На что похоже?»
Работа в цветнике:
1. Прополка, рыхление почвы.
2.Полив и подкормка растений.
3. Приготовление подкормки для растений.
4. Сбор созревших овощей и фруктов.
5. Уборка мусора.
Экспериментирование:
- Опыты: «Проходит ли вода через песок и глину?», « Песок может двигаться!.»
- Опыты : « Есть ли у растений органы дыхания».
- Опыты : « Нужен ли корещкам воздух», « Что выделяет растение?»
ООД Чтение художественной литературы Стихи: «Собираем в августе урожай плодов»,» Хороший день», Г.Галина « В мире великом, много чудес!», « Я рисую лето, а какого цвета?», « Про лето и море», Рассказы: « Почему цветы душистые и красивые», «Крапивница и лимонница», « Где её дом?», А.Дитрих « А животные умеют разговаривать?» В.Песков « Лечебница под сосной» Сказки: «Сказка о дочери грома и тучки», « Путешествие облачка»; « Кому охота?»; А Дитрих « Шел я шел и сказку нашел! », « Береза », « Как небо собиралось в гости к Зиме!». Экологические сказки «История одной капельки»,«Сила дождя и Дружбы», « История маленького лягушонка», « Зайчик и медвежонок». Энциклопедии: « Волшебный мир животных» «Зеленая планета», «О планете Земля». Результативность проекта: |
- у детей повысился уровень познавательного развития , повысить активность в организации летних работ в детском саду.
- Обновлена предметно-развивающая среда в летней игровой зоне.
-У детей сформировался интерес к миру природы , выработалась способность наблюдать, описывать:
-дети научились делать выводы , устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов:
-совместная деятельность педагогов, родителей и детей ещё более сплотила наш детско-взрослый коллектив.
- родители стали более активнее принимать участие в жизни ДОУ.
- сформированы элементарные знания и культура поведения в природе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие (Познавательно-исследовательская деятельность/Ознакомление с окружающим миром природы) Тема. Человек. Части тела»
Учить правильно называть, запоминать и правильно показывать части тела....
Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Академия чудес» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабора...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в летний период «Лето – это радуга цвета».
ПОЧЕМУ ДЛЯ ВСЕХ РЕБЯТЛЕТА НЕ ХВАТАЕТ?- ЛЕТО, СЛОВНО ШОКОЛАД,ОЧЕНЬ БЫСТРО ТАЕТ!В. ОРЛОВУчастники проекта: воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.Цель проекта:...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в летний период «Лето – это радуга цвета».
Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Работа в ДОУ в летний период должна быть организована так, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бо...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Академия чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:-Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явления...
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Почему птицы могут летать»
Программное содержание:-Закрепить знания детей о птицах.- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприят...