Открытое занятие "Люди идут по свету" по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тропина Людмила Васильевна

Занятие направлено на развитие мышления, любознательности, познавательной активности, умении анализировать, сравнивать, делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения. Знакомит детей с нелёгкой работой геолога. Закрепляет первичные детские представления  о космосе, о строение нашей планеты. Дети продолжают учиться работать подгруппой, распределяя обязанности, записывать результат в карточке. В них воспитывается уважение к труду взрослый и бережное отношение к своей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudi_idut_po_svetu_konspekt.docx64.41 КБ

Предварительный просмотр:

         Логотип Школа 902 Диалог МАРТ 2016 (2)

   

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА   МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ШКОЛА №902

«ДИАЛОГ»

ЗДАНИЕ №8

«Люди идут по свету»

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе №5

Составила и провела воспитатель Тропина Л.В.

Цель занятия. 

                         Познакомить детей с работой геолога.

Программные задачи.

     Уточнить и закрепить первичные знания детей о космосе, о возникновении галактик, гор. Сделать сравнительный анализ строения Земли и яйца, показать опыт «извержение вулкана».

     Познакомить с нелёгкой работой геолога, его полевой жизнью. Закрепить навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. 
    Учить знаками описывать найденные камни, рассказывать о их свойствах. Закрепить умение работать небольшими подгруппами, договариваться друг с другом, спорить и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

     Развивать мышление, любознательность, активность, умение анализировать и выражать свои мысли распространёнными предложениями, делать простые выводы.  

     Воспитывать уважение к труду взрослых, любовь к своей планете, бережное отношение к ней.

Предварительная работа.

  1. Знакомство с глобусом, планетами, компасом.
  2. Просмотр презентации « Как рождается галактика».
  3. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, глобусов(физическая карта земли, карта полезных ископаемых), коллекции камней.
  4. Составление описательных и творческих рассказов.
  5. Чтение произведения П. Бажова «Голубая змейка». 
  6. В совместной деятельности детей с родителями создание макетов вулканов, гор, помощь в оформлении выставки работ.
  7. В совместной организованной деятельности детей и воспитателя рисование, лепка, аппликация, конструирование из ЛЕГО на тему «Планета Земля», «Наша галактика», « Горы и вулканы».
  8. Д/игры « Кому что нужно»(астроному, космонавту), « Полёт на Луну».

Используемый материал.

  1. Презентация «Люди идут по свету».
  2. Запись звука горящего костра.
  3. Полка с образцами камней (имитация горы).
  4. Дорожка препятствий.
  5. Материал для опытов:

а). Макет вулкана со стаканчиком с пищевой содой и красителем, чашка с уксосом, столовая ложка;

б). Макет строения вулкана;

в). Блоки с кристаллами, молотки, кисти;

г). Образцы пензы, уголя, железная руды, полоски для описания, фломастеры.

Дети одеты по походному с рюкзаками и в бейсболках.

     

        Под показ слайдов и песню «Люди идут по свету…» дети заходят в зал по дорожке с препятствиями.

Предлагаю им поздороваться с гостями и присесть у костра.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие…но не простое, необычное, много увидим и многое узнаем. Давайте присядем у костра:

                                         Ночь, костёр и звёзды рядом-

                                         Ты дружок окинь их взглядом,

                                         Ты на небо посмотри,

                                         Что увидел расскажи!                                    (Л.В.Тропина)

- О чём, ребята, мы сегодня с вами поговорим?(о нашей планете, звёздах, вулканах, горах)

- А расскажите какая наша планета Земля?(цветная, красивая, разноцветная, живая, мирная…)

- Давайте расскажем гостям как появилась наша планета?...(из молекулярного облака, туманности, стала кружится, ядро нагрелось, стало светиться, так появилась звезда и наша галактика, Солнце и Земля и другие планеты…из осколков пыли и газов…)

-А на что похожа Земля?(на шар, мяч, яйцо…)

Сравниваем с яйцом…(скорлупа-кора, белок-мантия, желток-ядро)

- Что её делает такой красивой?(реки моря, горы, льды, леса, поля…)

-А почему вы считаете, что она живая?(потому что всё движется, и реки, и льды, и материки, моря, горы возникают, вулканы взрываются, в горах камнепады, водопады…)…

ВЫВОД:

-Да,она живая, дышит, и это дыхание Земли мы с вами чувствуем -  идут дожди, выпадает снег, ветер дует, вулканы извергаются, в горах камнепады, водопады, движение материков, смена дня и ночи, смена времён года….

            Предлагаю детям отвлечься .

-Ребята, мы хорошо сейчас с вами побеседовали, вы устали уже, предлагаю вам сходить в поход в горы.

                            Хороши равнин просторы,

                            Но вдали синеют горы.

                            Путешественников в путь

                            Красотой они влекут.

- Отдохнули? Давайте присядем к костру расскажем гостям как образовались горы…(извержение вулканов, столкновение двух плит, материков)

      Предлагаю посмотреть как происходит извержение вулкана, на подготовленном макете показываю опыт …

      Потом дети сами собирают модель вулкана, поясняя свои действия.

-Ребята, как вы думаете откуда мы, люди всё это узнали про нашу Землю?(учёные рассказали, астронавты, космонавты)

- Да, вы правы, конечно. Но… есть люди, которые очень любят горы. Они занимаются поиском полезных ископаемых (минералов, кристаллов, руды), различных камней, дают им описания и называются они – геологами. Они-то и рассказали, из чего состоит Земля. У геологом сложная работа. Вдали от дома находится их лагерь. Обычно это палатки или небольшие бытовки. Разными путями они добираются туда(слайд)Быт не очень устроен, но геологи народ весёлый, любознательный, много читают, мечтают, в своих рюкзаках носят компас, молоток, карты-кроки с обозначением маршрута и места откуда нужно взять образец, записную книжку. Они делают скол молотком, описывают камень, место , где нашли—это в полевых условиях. На зиму возвращаются в город и там уже подвергают образцы более тщательному исследованию.

   Хотите попробовать быть геологами?

                                                    ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.(топают ногами)
Да? – да! ( хлопок над головой).

 А теперь приглашаю вас к столам найти кристаллы.

Игра ,,Найди кристаллы”.  Одни дети будут по-очереди молотком отбивать кусочки породы, пока не найдут кристалл, а другие кисточками будут очищать кристаллы от остатков камней, пыли, песка.

       После того как всё найдено и кристаллы разложены по ячейкам, рассматриваем настоящие образцы минералов, выдвигаем свои гипотезы по поводу:

-Все ли камни одинаковые? Чем отличаются?

       Предлагаю проверить опытным путём. Делю детей на 3подгруппы и даю каждой группе по образцу , которые они будут описывать (пенза, уголь, железная руда), а результаты опытов заносить в исследовательскую карточку.

     

       Опыт1. Рассмотрите камни  и отметьте  в карточке цветным карандашом, какого цвета камень.

       Опыт2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый? Поставьте в клетке букву Ш или Г.

       Опыт3. Поцарапайте камень ногтем. Если царапина осталась, то ваш камень мягкий, поставьте в клетке букву М, если не осталось, то Т.

       Опыт4.  Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает? Лёгкий или тяжёлый? Нарисуйте посередине клетки волнистую линию и обозначьте местонахождения камня.
- Все ли камни, которые мы нашли в горах тонут?

      Опыт5. Возьмите камень, зажмите его в кулак. Он теплый или холодный? Подержите его немного. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее? Нарисуйте в клетке снежинку или солнышко.

       После окончания экспериментирования  дети с помощью карточки рассказывают о свойствах своего камня. Делаем выводы:

         Уголь – чёрный, гладкий, мягкий, лёгкий, не тонет, тёплый;

         Пенза – серая, шероховатая, твёрдая, лёгкая, не тонет, тёплая;

         Железная руда – чёрная с блёстками, шероховатая, твёрдая, тонет, холодная.

       Делаем вывод: все камни разные по цвету и свойствам, осадочные(уголь) и вулканические(пенза) породы легче, чем метафорические(жел.руда), которые преобразовывались внутри ядра Земли.

      Далее подводим итог всего занятия:

- Понравилось вам быть занятие? А что именно? На что похоже строение Земли?(на яйцо, есть ядро, мантия, земная кора) Как появились горы?(Лава поднялась вверх и расколов кору, вытекла наружу; стекая застывала, образуя холмы, горы, хребты. Два материка столкнулись, их края встретились и поднялись вверх). Как называются люди, которые дают описание горным породам?(геологи) Что в работе геолога понравилось?

-Молодцы, вы меня очень порадовали своими ответами и мы тут посоветовались и решили присвоить вам звание ,,Юные геологи” и вручить вам медальки…

А теперь попрощаемся с гостями и под песню «Люди идут по свету…» выходим из зала…

 

Текст к презентации «Люди идут по свету» и ведению занятия по слайдам.

1слайд…костёр…

            Дети давайте поздороваемся с гостями и присядем у костра! Сегодня у нас необычное занятие, это занятие-исследование, на котором мы не только поделимся знаниями, но и попадём в мир волшебства—познаем много интересного и научимся понимать язык камней, как это делают учёные-исследователи…геологи, проведём эксперименты, опыты и о результатах расскажем  гостям… Вы согласны?

                                          Ночь, костёр и звёзды рядом-

2слайд…звёзды             Ты, дружок, окинь их взглядом,

                                          Ты на небо посмотри,

                                          Что увидишь- расскажи!!!

-Давайте вспомним как появляются звёзды?, галактики , планеты….А волшебный экран нам поможет…

2сл-     а..облако, туманность вращаться                

             б…ядро нагревается, светится , звезда    

             в…замедляется, остывает, большое крупное остаётся около звезды

             г…наша звезда-Солнце, планета Земля вращается вокруг неё

             д…так появились планеты

3 слайд…сравнение  строения

-А на что по своей форме похожа Земля?....яйцо…у  них и строение похоже (описание свойств)

         Яйцо --желток        жёлтый, круглое, более плотный               ядро --  Планета

                      белок         жидкий, мягкий,-----кипит, бурлит              мантия

                скорлупа   тонкий слой, хрупкая-----тонкая, трескается    зем.кора

4слайд…красота Земли

-Красивая наша планета? Опишите её…Какая она?

-Почему вы считаете Землю живой?

Вывод: -Да,она живая, дышит, и это дыхание Земли мы с вами чувствуем -  идут дожди, выпадает снег, ветер дует, вулканы извергаются, в горах камнепады, водопады, движение материков, смена дня и ночи, смена времён года….

Привал закончен и нам снова пора в путь…

4сл.а                     Хороши равнин просторы,

                            Но вдали синеют горы.

                            Путешественников в путь

                            Красотой они влекут.

ПЕСНЯ…

 КОСТЁР               С гор спустилась детвора,

                                Собрались вновь  у костра.

-Вот сейчас мы , ребята, ходили в горы…А как же они появились на нашей планете?

-Хотите увидеть извержение вулкана?

Показываю опыт……………………..

-Ребята, я только не поняла…откуда появилась гора, почему ожила???

                                                       (стояла гора, была мертва и вдруг ожила)

-А кто мне объяснит что произошло? Кто покажет на модели?

5слайд…вулкан                      

                                 ДЕТИ объясняют и собирают модель

6слайд…Вулкан может быть одиночным. Он тогда очень огромный.

7слайд…и если трещина в земной коре была длиной, то на её протяжение возникает целая гряда вулканических сопок…

-Как ещё могут образоваться горы?

8,9слайды…сталкивание плит, складки

КОСТЁР

-Ребята, как вы думаете откуда мы, люди всё это узнали про нашу Землю?

10слайд…геологи на работе

- Да, вы правы, конечно. Но… есть люди, которые очень любят горы. Они занимаются поиском полезных ископаемых (приносящих пользу людям).Это золото, нефть, минералов, кристаллов, руды.Они описывают найденное, составляют карты залежей, ведут геологическую съёмку, следят за движением земной коры и называются они – геологами. Они-то и рассказали, из чего состоит Земля.

11.слайд…пути доставки

Каждую весну геологи отправляются в научные экспедиции, в полевые условия. К своему лагерю им приходится добираться разными видами транспорта.

12 слайд …

Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, бытовках. . Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. 
 

13,14слайд: Геолог, взбирающийся на гору 
    Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. 

15слайд: Орудия труда геологов 
  В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. 
16 слайд: Геолог в пещере 
- Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми, быть выносливыми, наблюдательными, волевыми, верным другом, в любую минуту прийти на помощь своим товарищам в трудной ситуации.

17 слайд  Геолог зимой

-зимой геологи возвращаются домой, в город, где уже в спокойной обстановке продолжают составлять карты, описывают образцы, используя современную технику.


ВЫВОД- Вот такая интересная и трудная работа у геолога. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

"У ворот щумит народ.Где тут зимний огород?Говорят, что там растет.Огуречная рассада.И укропчик и лучок. Смотрят все на огород,И уходят открыв рот"...

Конспект НОД. Познавательно - исследовательская деяятельность в подготовительной группе "Приключения Двух друзей"

Познавательно - исследовательская деятельность в подготовительной группе "Приключения двух друзей"...

Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе: "Лес просит о помощи!"

Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе: "Лес просит о помощи!"Тип проекта: познавательно – исследовательский.Продолжительность: краткосрочный.Участники прое...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе "Извержение вулкана"

Познакомить детей с вулканом как с природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, учить самостоятельно формулировать выводы по итогам ...