Краткосрочный проект "Как живут дикие животные и птицы зимой"
проект по окружающему миру (младшая группа)
- Развитие у детей устойчивый познавательного интереса к жизни диких животных и птиц.
- Создание в группе условий для расширения знаний детей о жизни диких животных и птиц в зимний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_zhivut_dikie_zhivotnye_i_ptitsy_zimoy.docx | 268.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Дети любят сказки. А в любой сказке главными героями являются животные и птицы. Они умеют разговаривать, носят одежду, едят ту пищу, которую готовят, как люди. В жизни все по-другому. Звери и птицы живут в лесу. По-разному приспосабливаются к жизни, особенно в зимний период. Маленькие дети в силу возраста плохо знают, а некоторые и совсем не знают о жизни диких животных. В программе детского сада «От рождения до школы» в разделе «Ознакомление с миром природы» говорится о необходимости учить детей узнавать в натуре, на картинках, в игрушках некоторых диких животных и птиц.
Таким образом, в ходе бесед, проведения дидактических игр было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представления о жизни диких животных и птиц в зимний период. Важность и необходимость ознакомления детей с жизнью диких животных и птиц недостаточный уровень знаний привели к выбору темы проекта.
Данный проект предназначен для детей младшего возраста. Он содержит практический материал по формированию у детей представлений о жизни диких животных и птиц в зимний период. Проект включает в себя познавательные и творческие занятия, беседы, игры, развлечения.
Проект «Как живут дикие животные и птицы зимой»
Срок: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.
Вид проекта: групповой.
Цель проекта:
● Развитие у детей устойчивый познавательного интереса к жизни диких животных и птиц.
● Создание в группе условий для расширения знаний детей о жизни диких животных и птиц в зимний период.
Задачи:
С детьми:
- Формирование представлений детей о том, как живут дикие животные и птицы зимой. Учить узнавать их на картинках.
- Развитие речевой активности, расширение словарного запаса детей через дидактические игры, чтение произведений, беседы.
- Развитие двигательной активности, мелкой и крупной моторики через подвижные, пальчиковые, хороводные игры.
- Формирование бережного отношения к животным, птицам отзывчивости.
Для воспитателя:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы и материалов из периодической печати, самообразования.
- Разработать конспект НОД, картотеки с играми, презентации, консультаций для родителей.
- Обогащение предметно - развивающей среды в группе.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируются представления о жизни диких животных и птиц зимой, научатся узнавать их на картинках. Словарный запас по теме пополнится новыми словами. Улучшатся двигательные навыки.
- Повысится собственный уровень компетентности по теме. Систематизация методических разработок (НОД, картотеки).
Продукт проекта:
Совместное создание макета «Дикие животные и птицы зимой».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный.
- Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта (художественной литературы, подвижных, пальчиковых хороводных игр, настольно-печатных и дидактических игр, иллюстраций, настольного театра, материалов для творческой деятельности);
- Изучение методической литературы;
- Пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап. Рефлексивно – диагностический.
- Выявление познавательного интереса и знаний детей по теме проекта через беседы.
3 этап. Практический.
Мною был разработан перспективный план работы на 1неделю, куда вошли практические мероприятия с детьми, работа с родителями.
Перспективный план работы:
1.Содержание и реализация проектной деятельности с детьми:
Срок реализации проекта | Формы работы | Задачи |
Первая неделя | ||
Понедельник | 1. Беседа «Кто живет в лесу?» 2. Рассматривание картинки с изображением снегиря. 3. П/И «Зайка беленький сидит» 4. Пальчиковая игра «Сидели два медведя» 5. Чтение Е. Чарушин «Большие и маленькие» | 1. Уточнить знания детей о животных. Дать понятие «дикие животные» 2. Побуждать детей узнавать диких животных, птиц называть. 3. Учить детей выполнять движения по тексту. 4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. 5. Закрепить названия животных и их детенышей. |
Вторник | 1. Чтение Р.Н.С. «Теремок» 2. Рассматривание картины «Птицы зимой» 3. П/И «Зайцы и волк» 4. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» 5. С/Р игра «Теремок» | 1. Учить слушать сказки. Отвечать на вопросы по тексту. 2. Учить различать и называть птиц. 3. Учить имитировать движения животных. 4. Развивать крупную моторику. 5. Обучать игровым действиям, учить здороваться, использовать игрушки заместители. |
Среда | 1.Д/И «Кто где живет? 2. Д/И «Кого не стало?» 3. Хороводная игра «Мы на луг ходили» 4. Беседа «Как животные готовятся к зиме» 5. Д/И «Кто как ходит?» | 1. Учить называть жилище животных 2. Развивать логическое мышление, учить согласовывать слова в Р.П. 3. Учить ходить по кругу, выполнять движения по тексту. 4. Познакомить детей с сезонными особенностями жизни животных и птиц. 5. Учить имитировать движения животных. |
Четверг | 1. П/И «У медведя во бору» 2.С//Р игра «Мишка в гости к нам пришел» 3. Пальчиковая игра «Сорока-белобока» 4. Пазлы «Собери животное» 5. Д/И «Чей хвост?» | 1. Развивать ловкость 2. Обучать игровым действиям. Воспитывать вежливость. 3. Развивать крупную моторику. 4. Учить собирать целое из частей. 5. Учить подбирать хвост к животному по внешнему виду. |
Пятница | 1.Лепка «Лесенка для бельчонка» 2. П/И «Лиса и зайцы». 3. Д/И «Чей малыш?» 4. Пальчиковый театр «Заюшкина избушка» 5. Изготовление макета «Дикие животные и птицы зимой» | 1. Закрепить умение раскатывать столбики. 2. Учить имитировать движения животных. 3.Учить называть детенышей животных. 4. Учить слушать сказку, воспитывать доброту. 5. Пополнить уголок природы |
2.Реализация через взаимодействие с родителями:
- Выставка детских творческих работ.
- Папка – передвижка « Дикие животные и птицы зимой».
- Консультация «Как и что рассказывать детям о жизни диких зверей зимой».
3.Обобщение и распространение опыта работы по проектной деятельности:
Систематизация методических разработок – конспекты НОД, картотеки «Пальчиковые игры и игры с движениями», «Подвижные игры», «Дидактические и настольно-печатные игры».
Выпуск папки – передвижки для родителей «Дикие животные зимой».
Размещение опыта работы на интернет-сайтах.
3 этап. Заключительный.
Результаты проектной деятельности:
- Дети имеют представления о жизни диких животных и птиц в зимний период, могут их узнавать на картинках. Расширился словарный запас детей. Выполняют движения в соответствии с текстом во время проведения пальчиковых игр, игр с движениями.
- У родителей повысился интерес к жизнедеятельности своих малышей в детском саду. Разучивают и играют с детьми в предложенные игры дома.
- Созданы необходимые условия для знакомства детей с темой (подобраны и систематизированы конспекты НОД, картотеки, наглядный материал, художественная литература).
Обобщение и распространение опыта работы по проектной деятельности:
Систематизация методических разработок – конспекты НОД, картотеки «Пальчиковые игры и игры с движениями», «Подвижные игры», «Дидактические и настольно-печатные игры».
Выпуск папки – передвижки для родителей «Дикие животные зимой».
Размещение опыта работы на интернет – сайте ДОУ.
Список литературы:
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 года – М.: Мозаика-Синтез. 2015. – 112 с., цв. вкл.
- Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2004. - 269 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: «Карапуз», 2010. -144с.
- От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 368 с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64с.
Приложение
Пальчиковая игра
На поляне дом стоит. | Изобразить руками крышу над головой |
Ну, а к дому путь закрыт. | Руки перед собой соединить |
Мы ворота открываем, | Руки развести в стороны |
Зайку в гости приглашаем: | Кулачки сгибаются и разгибаются |
- Зайка, зайка приходи , вместе с нами попляши! | Танцевальные движения |
Заинька-зайка, беленький зайка, | Руки на поясе, наклоны в стороны |
Длинные ушки, быстрые ножки. | Изображают уши, топают ногами |
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть - надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять - надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал, зайка прыг - и убежал!
Игра с зайцем.
На земле снежок лежит, зайка по снегу бежит. | Бегают на носочках по кругу |
Прыг-скок, прыг-скок, зайка по снегу бежит. | прыгают |
Мерзнут ушки, | Гладят ушки |
Мерзнут лапки | Гладят ручки |
Без сапожек и без шапки. | Показывают |
Скок-поскок, скок-поскок, | Прыгают |
Зайка спрятался в сугроб. | Присели на корточки |
Дидактические игры для младшей группы по теме «Дикие животные»
«Назови, кто это?»
Цель: Учить детей узнавать на картинке животных, правильно называть.
Материал: набор картинок с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, а дети называют животное.
«Кто как ходит?»
Цель: Учить детей имитировать движениям животных.
Материал: картинки с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, а дети изображают особенности передвижения животного.
«Чья мама, чей малыш?»
Цель: Учить детей подбирать животных, называть взрослых животных и их детенышей.
Материал: Набор картинок с изображением животных и их детенышей.
Ход игры: На столе лежат картинки с изображением животных.
1 вариант. Воспитатель предлагает найти детенышей животных, поставить их рядом с взрослым животным и назвать.
2 вариант. Воспитатель предлагает найти животное, поставить их рядом с детенышем и назвать.
3 вариант. Воспитатель предлагает найти «семью» животного и назвать.
«Чей дом?»
Цель: Учить подбирать и называть жилище животных.
Материал: Картинки с изображением животных и их местом обитания.
Ход игры: Дети подбирают картинки парами.
«Угадай, чья шубка?»
Цель: Учить детей угадывать животных по цвету, называть, учить согласовывать слова в роде и падеже (заячья, волчья и т.д.)
Материал: Коробочка с меховыми лоскутками или карточками определенного цвета (оранжевый, серый, коричневый, белый и т.д.)
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и спрашивает у детей: «У кого шубка такого цвета?»
«Чей хвост?»
Цель: Учить детей подбирать хвост к животному по внешнему виду, развивать внимание, активизировать речь.
Материал: Карточки с изображением животных без хвоста и карточки с изображением хвостов.
Ход игры: Ребенок подбирает к животному нужный хвост, ориентируясь на внешний вид.
«Кто что ест?»
Цель: Ознакомить детей с особенностями питания животных. Учить подбирать карточки.
Материал: Карточки с изображением животных и пищи для них.
Ход игры: Ребенок подбирает соответствующие карточки.
«Кто где живет?»
Цель: Учить детей группировать животных по месту их обитания, называть (лесные животные, домашние животные, водные обитатели)
Материал: 3 большие карточки с изображением места обитания, карточки с изображением животных.
Ход игры: Дети, ориентируясь на место обитания подбирают соответствующих обитателей.
«Кого не стало?»
Цель: Развивать внимание, учить называть животных в родительном падеже.
Материал: Игрушки-животные
Ход игры: Воспитатель выставляет на стол игрушечных животных. Дети называют их и запоминают. Потом воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет одну игрушку. А дети должны догадаться, кого не стало и назвать животное.
Приложение 4.
Пальчиковые игры, игры с движениями.
Сидели два медведя
Сидели два медведя На тоненьком суку. | Руки на поясе, дети покачиваются из стороны в сторону |
Один читал газету, | Изображают чтение газеты |
Другой молол муку. | Постукивают кулачками |
Раз ку-ку, два ку-ку, | Ударяют по правой и левой ноге |
Оба шлепнулись в муку. | Покачиваются в стороны |
Нос в муке, | Пальчиком дотрагиваются до носа |
Хвост в муке, | Показывают на хвостик сзади |
Ухо в кислом молоке, | Дотрагиваются до уха |
Сидит белка на тележке | |
Сидит белка на тележке, | Хлопают ладонями |
Продает она орешки: | кулачками друг о друга попеременно |
Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | Загибают пальцы по одному начиная с большого |
Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. | Ритмично хлопают ладонями и ударяют кулачками |
Животные зимой
Спят зимой барсук и ёжик, И медведь зимой спит тоже. Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней. | Дети поочередно загибают пальцы |
Прыг-скок
Зайчик прыг, зайчик-скок | Показываем зайку, сгибаем и разгибаем пальчики |
Спрятался он под кусток | Кулачок обнимаем ладошкой, прячем |
Под кусточком - молчком, | Подносим палец ко рту |
Только ушки – торчком. | Показываем зайку |
У кого какая шуба
Шуба серая у волка, Шуба ёжика в иголках, Шуба рыжая лисы – удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя - бурая. | Поочередно загибают пальцы на руке |
Не страшны ему дожди И погода хмурая | Качают головой из стороны в сторону |
БДОУ г. Омска «Детский сад №198»
Проект с детьми младшей группы «Как живут дикие животные и птицы зимой»
Выполнил воспитатель: Поморгайло Н. А.
Омск- 2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дикие животные и птицы зимой" конспект занятия
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада....
Календарный план воспитательно-образовательной работы для второй младшей группы на основе циклограммы деятельности на тему: "Дикие животные и птицы зимой"
Календарный план воспитательно - образовательной работы для 2 младшей группы на основе циклограммы деятельности детей в течение дня при изучении лексичесокй темы : «Дикие животные и птицы з...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дикие животные и птицы зимой»
Закрепить знания детей об известных им диких животных степи и зимующих птицах, изучить их особенности поведения в зимний период; развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, мышление; вос...
Конспект НОД по окружающему миру с элементами аппликации в подготовительной группе «Дикие животные и птицы зимой»
Цель: Формирование представлений об обитателях живой природы родного края в зимнее время.Задачи: Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни ж...
Календарное планирование на неделю в младшей группе по теме:"«Зима в лесу» (дикие животные и птицы зимой)"
младшая группа...
Проект «Дикие животные и птицы зимой» Тема: «Зимовье зверей»
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой)»....
Проект по экологии "Жизнь диких животных и птиц зимой"
Данный проект помогает детям закрепить и пополнить знания о жизни диких животных и птиц в зимний период....