Проект по экологии "Жизнь диких животных и птиц зимой"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Данный проект помогает детям закрепить и пополнить знания о жизни диких животных и птиц в зимний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Жизнь диких животных и птиц зимой»
Участники проекта: дети старшей группы №2 «Ромашка»,
воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Длительность проекта: краткосрочный (15.12.19 – 15. 02. 2020 г.г.)
Актуальность проекта: В старшем дошкольном возрасте ребенок активнее интересуется окружающим миром, познаёт и накапливает опыт, усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и совместной со взрослыми деятельности. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Педагогу и родителям нужно предоставить детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, данный проект поможет детям обогатить, имеющиеся, знания и навыки, дать возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой, более высокий уровень. В ходе проектной деятельности есть возможность расширить знания детей о времени года «зима», о животных нашего леса, их способах зимовки, о зимующих в городе птицах и способах их выживания в условиях холодов и морозов, помощи людей птицам. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Познакомить детей с дикими животными нашего региона, способами их выживания в суровых зимних условиях, с целью развития интереса к познавательно –творческой деятельности. Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе занятий, наблюдений на прогулке, игр. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы, любви к родному краю и его природе, бережному отношению к окружающей нас природе. Донести до сознания ребёнка понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Цель проекта:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. Подвести детей к выводу, что зима нужна природе, животным, птицам и как человек может помочь им.
Задачи проекта:
Образовательные:
-Конкретизировать и углубить знания детей о подготовке к зиме и об особенности жизни диких животных и птиц в зимний период.
-Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. и
-Формировать познавательный и творческий интерес в ходе проведения проекта.
Развивающие:
- Развивать речь, формировать и пополнять речевой запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связанную речь.
-Развивать коммуникативные навыки детей, память, внимание.
-Способствовать развитию определённых умений в художественно – эстетической деятельности.
-Формировать положительное отношения к изучаемому материалу, желание активно познавать его.
Воспитательные:
-Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей)
-Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними видами спорта. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега.
-Воспитывать бережное отношение к животным, птицам, окружающей природе.
Трудовая деятельность:
-Продолжать трудовое воспитание по средством уборки участка: сгребание снега, сбора упавших веток, очищение кормушек от снега.
Ожидаемый результат проекта:
-Сформировать у детей интерес к природе родного края;
-С помощью педагогов и родителей познакомить с животными и зимующими птицами, способами их подготовки к зиме и жизни в зимний период;
-Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;
-Вовлечение родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.
Проект состоит из трех этапов:
I этап подготовительный:
-Проинформировать родителей о предстоящей деятельности при проведении проекта, подготовить консультации для родителей, памятки для совместной деятельности с детьми.
-Создать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.
-Подобрать материал для продуктивной деятельности.
-Составить план мероприятий.
Взаимодействие с родителями:
-Заинтересовать родителей созданием благоприятных условий для реализации проекта;
-Поместить наглядный материал в родительском уголке : консультация для родителей «Игры экологического содержания», ширма «Животные и птицы зимой»; домашнее задание: «Беседа и игры с детьми на тему Дикие животные наших лесов». «Как звери зимуют».
-Совместное чтение с детьми стихов, рассказов, просмотр мультфильмов о жизни зверей и птиц зимой, отгадывание загадок о животных, птицах, зиме;
-Совместное изготовление кормушек для птиц и их кормление ;
-Беседы родителей с детьми на тему: «Зимующие птицы в нашем городе»; «Как мы можем помочь птицам и животным зимой»;
-Прогулки и наблюдения с детьми по парку и ближайшему лесопарку;
-Совместное посещение родителей с группой и воспитателями детской городской библиотеки. Тема: «Загадки в зимнем лесу на каждом шагу»
II этап практический:
-Рассматривание сюжетных картин «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», иллюстраций, альбомов о животных и птицах;
-Дидактические игры;
-Конструирование из строительного материала, различных кормушек для птиц;
-Подвижные игры;
-Сюжетно-ролевые игры;
-Театрализованные игра: по р.н.с. «Рукавичка»
-Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов по теме, слушание музыкальных произведений;
-Беседы с детьми «Экологическая беседа о птицах», «Животные зимой»;
-Наблюдения за птицами на прогулке в детском саду;
-ООД аппликация «Ёжик»;
-ООД пластилинография «Снегирь на ветке рябины»;
-ООД по экологии «Покормите птиц зимой»
III этап заключительный:
-Совместное посещение с родителями и детьми мероприятия в детской городской библиотеке тема: «Загадки в зимнем лесу на каждом шагу».
Реализация проекта
№ | Форма организации | Тема | Цель |
Познавательное | |||
1 | ООД | «Ёжик» | Закреплять умение работать ножницами. |
2 | ООД | «Снегирь» | Закреплять приёмы раскрашивания пластилином. |
3 | ООД | «Покормите птиц зимой» | Формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. |
3 | Беседы | «Животные зимой» «Экологические беседы о птицах» | Познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей и птиц с приходом зимы. |
4 | Дидактические игры | Лото птицы, «Кто у кого?», «Кто где живёт?» «Узнай зверя по описанию», «Чьи следы?», «Зимние запасы», и т.д. | Развивать познавательную активность детей, речь, наблюдательность. |
4 | Наблюдения | «Цикл наблюдений за птицами зимой.» | Учить детей наблюдать за окружающими их птицами, явлениями природы. |
Социально – личностное развитие | |||
1 | Сюжетно – ролевые игры. | «Семья на прогулке» «Экскурсия в зимний парк» | Развивать игровые, коммуникативные, конструктивные навыки детей |
2 | Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, книг о зиме, зимующих животных, птицах. | Иллюстрации, слайды, книги с изображением зимних явлений природы, животных, птиц, | Продолжать учить рассматривать иллюстрации, картинки, беседовать с педагогом, выделять признаки животных и птиц, их приспособленность к зимним условиями т.д. |
3 | Игры со строительным материалом, конструирование | «Кормушка для птиц» «Кормушка для животных» | Развивать конструктивные способности, взаимодействие с коллективом |
4 | Трудовая деятельность детей | Расчистка дорожек от снега, подгребание снега к деревьям и кустам, подкормка птиц. | Развивать трудовые навыки, бережное отношение к окружающей природе.. |
Физическое развитие | |||
1 | Физминутки | «Снегири «Дикие животные » «Скачет шустрая синица» «Лесные звети»и т.д. | Укрепление здоровья, физическое развитие, внимания, моторики. |
2 | Пальчиковые и малоподвижные игры и упражнения | «У кого какая шубка?» «Голодная мышка», «Лесное население», «Белочки». | Развивать мелкую моторику, ритм. |
3 | Подвижные игры | «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Колючий ёжик», «Бездомный заяц», т.д. | Фoрмировать навыки двигательной активнoсти детей, упражнять в беге, развивать ловкoсть, внимание, речь. |
4 | Имитационные упражнения | «Покажи как передвигаются птицы», «Как передвигаюся животные». | Развивать физическую активность детей, воображение. |
5 | Спортивные упражнения | Катание на санках, ледянках. Перелезание через снежный вал. Игры со снежками. | Способствовать развитию подвижности детей, укреплению здоровья. |
Речевое развитие | |||
1 | Чтение рассказов и сказок | В.Бианка: Сказки-несказки «Мишка-башка»,»Синичкин календарь» Н.Сладков «Под снегом», «Хит-рющий зайчишка», «Дятлово колечко», Б.Житков «Галка»,В.Стаценко «Знакомство с ежами» и т.д. | Продолжать учить следить за сюжетом, анализировать текст, делать выводы, высказывать свое суждение. |
2 | Чтение и заучивание стихов, отгадывание загадок | А.Игнатова «Лось», А.Барто «Олень»,Т.Патракеева «Лиса»,Г.Ладочиков «На полянке» и т.д. | Продолжать учить слушать и запоминать стихи, развивать память, разгадывать загадки. |
Художественно- эстетическое развитие | |||
1 | Самостоятельное рисование, раскраски «Животные и птицы» | Рисование карандашами и красками, закрашивание силуэтов. | Закреплять навыки и приёмы рисования, развивать внимание. |
2 | Самостоятельная лепка животных и птиц | Слепи любого дикого животного, птицу. | Закреплять навыки и приёмы лепки. |
3 | Прослушивание музыкальных произведений | А. Вивальди "Зима", П. И. Чайковский "Зима" "Святки", "У камелька", В. А. Гаврилин "Времена года" Зима (слова народные) Р. Шуман . «Зима». | Продолжать учить слушать музыкальные произведения, развивать слух, внимание, воображение. |
4 | Театральная деятельность | Инсценировка детьми р.н.с . «Рукавичка» Игра-ситуация: «Кто в лесу живёт?» | Развивать память, эмоциональную и речевую деятельность. |
Посещение детской городской библиотеки | Тема мероприятия: «Загадки в зимнем лесу на каждом шагу» | Закрепление полученных знаний о зимовке диких животных, птиц; принять участие в мастер классе. |
Результат проекта.
- В группе создана необходимая предметно-развивающая среда на тему «дикие животные и птицы зимой»;
- Подобраны пособия и дидактический материал для проведения подвижных, настольно-печатных, театрализованных игр;
-Размещены кормушки на участке группы, проводится ежедневное кормление птиц;
- Дети ознакомились с живой и неживой природой в зимний период, сформировались знания об их взаимосвязях;
-Расширились знания о подготовке и способах зимовки диких животных и птиц зимой.
- Сформировались достаточные творческие художественные навыки через разнообразные виды деятельности.
- Расширился кругозор, объем памяти, мыслительной деятельности, увеличился словарный запас, обогатилась речь детей.
- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены связи детского сада с семьёй.
Список литературы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» п/р Вераксы, Комаровой, Васильевой.
2.Перспективное планирование в детском саду старшая группа п/р/ Н.С. Голицыной.
3.Развитие речи в детском саду п/р В.В. Гербовой старшая группа.
4.Изобразительная деятельность в детском саду п/р Т.С. Комаровой старшая группа.
5.Изобразительное творчество в детском саду п/р И.А. Лыковой.
6.Конструирование из строительного материала п/р Л.В. Куцаковой старшая группа.
7.Ознакомление с природой в детском саду п/р/ О.А. Соломенниковой старшая группа.
8.Парциальная программа «Юный эколог» в старшей группе детского сада п/р С.Н. Николаевой. (система работы в старшей группе)
9.Сборник подвижных игра п/р Э.Я. Степанкова
10.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром п/р Л.Ю. Павлова
11.Интернет ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дикие животные и птицы зимой" конспект занятия
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада....
Календарный план воспитательно-образовательной работы для второй младшей группы на основе циклограммы деятельности на тему: "Дикие животные и птицы зимой"
Календарный план воспитательно - образовательной работы для 2 младшей группы на основе циклограммы деятельности детей в течение дня при изучении лексичесокй темы : «Дикие животные и птицы з...
Календарное планирование на неделю в младшей группе по теме:"«Зима в лесу» (дикие животные и птицы зимой)"
младшая группа...
Проект «Дикие животные и птицы зимой» Тема: «Зимовье зверей»
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой)»....
Проект «Дикие животные и птицы зимой» Тема: «Зимовье зверей»
Проект «Дикие животные и птицы зимой»Тема: «Зимовье зверей»...
Краткосрочный проект "Как живут дикие животные и птицы зимой"
Развитие у детей устойчивый познавательного интереса к жизни диких животных и птиц. Создание в группе условий для расширения знаний детей о жизни диких животных и птиц в зимн...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь диких животных и птиц зимой»
Цель проекта:Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. Подвести детей к выводу, что зима нужна природе, животным, птицам и как человек может пом...