Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в группе дошкольного возраста 6-7(8) лет "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

esyreva-anna-anatolevna

Тема: «Космическое путешествие»

Цель для воспитателя: Формирование и систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет о «Созвездиях» и планетах «Солнечной системы» с помощью интеллект - карты.

Цель для детей: Отправиться в космическое путешествие и узнать о «Созвездиях» и планетах «Солнечной системы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

        Приложение 16

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д. 10

Технологическая карта непрерывно образовательной деятельности

 группе старшего дошкольного возраста 6-7(8)лет

По ОО Познавательное развитие,

        ОО Речевое развитие

Тема: «Космическое путешествие»

                                                                                                              Подготовила

                                                                                                              Воспитатель

                                                                                                                    Старшей группы

                                                                                                                                        Есырева Анна Анатольевна

                                                                                                                                                    Дата проведения: 08.04.2021г.

г. Ростов

Тема: «Космическое путешествие»

Цель для воспитателя: Формирование и систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет о «Созвездиях» и планетах «Солнечной системы» с помощью интеллект - карты.

Цель для детей: Отправиться в космическое путешествие и узнать о «Созвездиях» и планетах «Солнечной системы».

        Задачи

Интеграция образовательных областей

Предпосылки УУД

ОО Познавательное развитие               Создать условия для:

- Закрепление понятий: Космос, Земля, планеты, созвездия;

- Развития навыков работы с интеллект – картой;

Познавательное, речевое, социально - коммуникативное, физическое.

1.Личностные:

1.1. Проявляет осознанные познавательные интересы.

2.Регулятивные:

2.1. Выделяет и соотносит известное и неизвестное;

2.2. Осуществляет действие по образцу и заданному правилу;

2.3. Способен доводить начатое до конца.

3. Коммуникативные:

 3.1. Участвует в коллективном обсуждение проблемы.

4. Познавательные:

4.1. Находит и выделяет необходимую информацию;

4.2. Выстраивает осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

ОО Речевое развитие                              Создать условия для:

- обогащения словарного запаса новыми словами: «Звездное небо, планета, созвездия, вселенная, галактика, метеорит и т.д.

- формирования умения слушать и понимать заданный вопрос, стараться понятно отвечать на него;

- формирования навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной сюжетной линии;

- поддержки инициативы детей высказываться, учить детей отвечать на вопросы. 

ОО Социально-коммуникативная      Создать условия для:                                                                                                -  развития  сотрудничества, находить с помощью взрослого конструктивный выход из проблемных ситуаций, оказывать взаимопомощь.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме «Космос»: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов»,П. О. Клушанцев  «О чём рассказал телескоп», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», обогащения словаря детей космическими словами: космодром, обсерватория, космическая станция, космонавт, телескоп, солнечная система, спутник, ракета, астероид, комета, луноход, затмение, черная дыра, галактика; Пословицы и поговорки, загадки о «Космосе»; Беседы о людях и животных покоривших «Космос».

Оборудование, материалы: Глобус – модель Земли; карточки с буквами (КОСМОС); карточки для составления картины с изображением: телескопа, созвездий, Солнца, планет солнечной системы, стрелки; карточки помощницы: знак вопроса, помощь воспитателя, помощь родителей, помощь друга; картинки для работы: Земля, Космос, Звездное небо, Солнце, планеты Солнечной системы.

Ход НОД

Этапы НОД, продолжительность, задачи этапа

Ход НОД

Технологии, методы, приемы

Результат

Предпосылки УУД

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.Организационный 1-2 мин

Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность во время НОД

Воспитатель:   

   Дорогие ребята, посмотрите сколько гостей пришло к нам сегодня на занятие, давайте их поприветствуем, поздороваемся, и займем удобное положение. А теперь все внимание на меня!!!

Дети сидят на стульчиках в группе.

Здороваются с гостями, приветствуют друг друга в кругу радости, за тем садятся на стульчики.

Создание игровой ситуации

Настрой на совместную деятельность

2.2Осуществляет действие по образцу и заданному правилу.

2. Мотивационный

3,5 мин

Создание условий для мотивации дошкольников к предстоящей деятельности.

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на нашу волшебную картину, которую мы начали рисовать в понедельник, кто мне скажет какая главная тема нашей картины? (Космос), а что мы с вами уже знаем о космосе? О чем мы успели поговорить? Ребят, а  вы ни чего интересного не замечаете? (На картине появился знак вопроса, значит сегодня мы будем узнавать, что - то новое! А что как вы думаете? Рядом со знаком вопроса появились 2 картинки «Созвездия», «Солнечная система». Правильно, а в изучении этих тем нам помогут  карточки помощницы – помощь воспитателя, помощь в подборе материала дома с родителями,  и помощь ребят группы)

Воспитатель: Ребята, я очень люблю путешествовать и сегодня хочу вас пригласить в увлекательное путешествие, но куда вы узнаете чуть - чуть позже. Скажите, как вы думаете, что нам нужно для начала нашего путешествия???

- Для начала — это хорошее настроение. У меня настроение замечательное и я хочу поделиться им с вами (делаю жест руками).

 Воспитатель обращает внимание детей на волшебную картину

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети встают со стульчиков берутся за руки и воспитатель дарит свое хорошее настроение

Создание игровой ситуации

Положительный настрой на совместную деятельность

3.1 Участвует в коллективном обсуждении проблемы.

4.1 Находит и выделяет необходимую информацию.

4.2 Выстраивает осознанное и речевое высказывание в устной форме.

3.Активизация имеющихся знаний

2 мин

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении ответа на поставленные вопросы.

-А у меня для вас есть загадка, отгадав ее вы узнаете, что для вас интересного я принесла в этом чудесном мешочке!

Воспитатель:

Как изучишь все бока

Расписного колобка,

Так узнаешь, где Дунай,

Где Кавказ, а где – Китай.

(Глобус)

Воспитатель: Правильно – это глобус. Глобус — это модель нашей планеты Земля. Мы сегодня с вами поговорим о нашей планете Земля.(Выставляется картинка Земля на мольберт) Еще в древности люди думали, что наша планета круглая, так как отправляясь в дальний путь из какого-нибудь места и двигаясь в одном и том же направлении, они возвращались туда, откуда начинали свое путешествие. Давайте посмотрим на глобус, что мы видим – наша планета Земля имеет форму шара, она круглая.  

Воспитатель: А, вы знаете ребята, что окружает нашу землю? Посмотрите на доске из букв выложено слово, только незадача все буквы в этом слове перепутались. Вам нужно расставить все буквы в правильном порядке, тогда вы сможете ответь на мой вопрос!

Дети: Выкладывают на доске слово «Космос».

Воспитатель: Нашу Землю окружает огромное пространство – Космос. (Выставляется картинка «Космос»). Это пространство заполнено различными космическими телами: звездами, планетами, кометами, метеоритами. И сейчас мы исследуем его: отправимся с вами в космичекое путешествие к звездам.

        Ребята отгадывают загадку

Слушают рассказ воспитателя о планете Земля

Дети на доске из букв выкладывают слово космос

Дети слушают рассказ воспитателя о Космосе

Использования художественного слова

Внутренняя мотивация на деятельность

2.2 Осуществляет действие по образцу и заданному првилу.

4.1 Находит и выделяет необходимую информацию.

4.2 Выстраивает осознанное и произвольно речевое высказывание в устной форме.

4. Создание и решение проблемных ситуаций

 15 мин.

Формирование представлениий о предстоящей деятельности, ее задачах, мотивационной готовности к предстоящей деятельности.

Выставляется картинка «Звездное небо»)

Воспитатель: Было время когда люди считали землю плоской. Они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется солнце. А по ночам огромный великан закрывает ее черным колпаком. Колпак этот весь в маленьких дырочках, через которые падает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом ученые выяснили, что звезды — это газовые шары, излучающие свет. Но нам они кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. А какая звезда к нам ближе всех?

Отгадайте загадку:

«Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Неспеша огонь тот ходит,

Землю матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно – это солнце

Воспитатель: Да, это единственная звезда Солнечной системы, которая дает нам свет и тепло, и без нее не было бы жизни на Земле. (Выставляется картинка «Солнце»)

Воспитатель: Звезды, которые мы видим на небе ночью, различаются величиной и яркостью. Назовите самые яркие звезды ночного неба?

Дети: Сириус, Альдебаран. 

Воспитатель: Верно! Это ярчайшие звезды ночного неба. Объединяясь в группу, звезды образуют созвездие. Предлагаю вам рассмотреть созвездия поближе и рассказать , то что мы о них знаем.

Работа с картиной: Воспитатель выкладывает картинку на картине с изображением телескопа – главная тема «Созвездия», затем дети и педагог выкладывают картинки с изображением созвездий поочереди рассказывают о них.

1-й ребенок: Созвездие северного полушария неба – «Большая Медведица» (Выставляет на картину картинку созвездия «Большая Медведица»).

Древние люди оставили нам много сказок про звезды. Видите, на картинке 7 ярких звезд? Это созвездие похоже на кастрюлю или ковш. Это Созвездие Большая Медведица. Недалеко от этого созвездия горит в небе Полярная звезда. Она не такая уж и яркая, но показывает направление на север.

2-й ребенок: Созвездие Северного полушария неба – «Кассиопея». Созвездие составляет 5 звездочек похожих на букву М перевернутую, у которой расползлись ножки в разные стороны. (Выставляет на картину картинку созвездия «Кассиопея»).

3-й ребенок: А вокруг созвездия «Кассиопея» расплылись 3 других созвездия: «Цефей», «Андромеда», «Персей». (Выставляет на картину картинки созвездий «Цефей», «Андромеда», «Персей»).

4-й ребенок: Созвездие «Лебедь» Северного полушария неба, яркие звезды образуют характерный крестообразный рисунок, вытянутый вдоль млечного пути и похож на лебедя. (Выставляет на картину картинку созвездия «Лебедь»).

5-й ребенок: Созвездие «Орион» находится также на Северном полушарии неба и напоминает бесстрашного охотника, который замахнулся дубинкой на огромного зверя. (Выставляет на картину картинку созвездия «Орион»).

6-й ребенок: На другой стороне неба притаилось созвездие «Скорпион», когда смотришь на это созвездие, то кажется, что в темноте блестит длинный хвост необычного насекомого. (Выставляет на картину картинку созвездия «Скорпион»).

Воспитатель: Звездное небо – это целая книга сказок. Давайте полюбуемся, какое красивое у нас получилось небо.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и сделать космическую зарядку:

Вот из космоса зарядка

Выполняйте по порядку!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели-встали, сели-встали.

Вы, надеюсь не устали?

Надо всем свободней встать

И спокойнее дышать.

(Дети любуются звездным небом, включается музыка из мультфильма «Маша и Медведь» «Звездное небо»).

Воспитатель: У Солнца есть друзья. Это 9 планет, которые вращаются вокруг него. Какие вы знаете планеты «Солнечной системы»?

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем  и проговорим веселую считалочку, и с помощью ее расставим все планеты по порядку:

«По порядку все планеты,

Назовет любой из нас:

Раз …… Меркурий,

Два …… Венера,

Три …… Земля,

Четыре … Марс,

Пять ….. Юпитер,

Шесть …. Сатурн,

Семь …… Уран,

За ним  … Нептун.

Он восьмым идет по счету,

А за ним уже, потом,

И девятая планета,

Под названием Плутон».

Воспитатель: Выставляет на картине картинку «Солнца» - главная тема «Солнечная система».

Воспитатель: Слово планета в переводе с греческого означает «блуждающая». Если звезды стоят на месте, то планеты движутся. Одни из них ближе к Солнцу, другие дальше от него. Среди них и наша планета Земля. Планеты сами не светят. Они светят только потому, что горит Солнце. Все они вращаются вокруг Солнца. Вы знаете сколько кругов делают разные планеты за один год?

1-й ребенок: Меркурий – это 1 планета от Солнца. Эта планета самая быстрая, за 1 год она делает 4 оборота вокруг Солнца. Эта планета полностью состоит из железа, поэтому она очень тяжелая. (Выставляет картинку на картину планету «Меркурий»)

2-й ребенок: Планета Венера, это 2 планета от Солнца. Венера делает за год 2 оборота вокруг Солнца. Венера очень горячая планета, ее температура намного больше, чем у нас на Земле. (Выставляет картинку на картину планету «Венера»)

3-й ребенок: Земля это 3 планета от Солнца. Она делает вокруг Солнца за год 1 оборот. Наша планета, отличается от других планет тем, что на ней есть атмосфера, воздух, вода, то есть жизнь. У Земли есть спутник – это Луна. Люди летают на Луну, чтобы ее изучать. (Выставляет картинку на картину планету «Земля»)

4-й ребенок: Марс – это 4 планета от Солнца. Она делает пол оборота за год вокруг Солнца. Марс - это наша планета сосед. Похож на Землю. На Марсе есть высокие горы и впадины. (Выставляет картинку на картину планету «Марс»)

5-й ребенок: Юпитер – это пятая планета от Солнца. Это первая планета гигант. Он такой большой, что может вместить в себя 100 планет как Земля. (Выставляет картинку на картину планету «Юпитер»)

6-й ребенок: Сатурн – это шестая планета от Солнца, она знаменита своими кольцами их 7, они состоят из пыли и льда. (Выставляет картинку на картину планету «Сатурн»)

7-й ребенок: Уран – это седьмая планета от Солнца. Эта единственная планета, которая вращается в другую сторону. Уран называют ледяным гигантом. Он очень холодный. (Выставляет картинку на картину планету «Уран»)

8-й ребенок: Нептун – это восьмая планета от Солнца. Эта планета самая маленькая из гигантов. Нептун - это блестящая голубая планета с облаками.

(Выставляет картинку на картину планету «Нептун»)

9-й ребенок: Плутон – это девятая планета от Солнца. Это самая карликовая планета. Она самая последняя в солнечной системе. Она меньше Земли. Из-за ее маленького размера многие ученые не считают Плутон планетой. (Выставляет картинку на картину планету «Плутон»)

Воспитатель: Итак, мы с вами вспомнили, что в Солнечной системе есть звезда – Солнце, вокруг которой вращается 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты расположены очень далеко, поэтому ни одна из них не видна на небе, как Луна. Но мы с вами можем на них посмотреть на нашей замечательной картине.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по Космосу подходит к концу, оно было очень интересным и познавательным. Мы с вами нарисовали на нашей волшебной картине «Звездное небо», и планеты Солнечной системы.

Дети слушают рассказ воспитателя о звездном небе

Дети слушают загадку и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Ребята рассказывают подготовленные дома с родителями небольшие рассказы о созвездиях и выставляют на волшебную картину картинки с изображением созвездия

Выполняют упражнения физкультминутки, и проговаривают слова.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети проговаривают считалочку и  выполняют ритмические движения соответствующие тексту

Дети слушают рассказ воспитателя о планетах солнечной системы

        Дети отвечают на вопрос воспитателя

Ребята рассказывают небольшие  подготовленные дома рассказы о планетах и выставляют картинки планет на волшебную картину

Использование художественного слова; беседа;  

Создание и решение небольших проблемных ситуаций.            

Внутренняя мотивация на деятельность

  1. Проявляет осознанные познавательные интересы.

2.1 Выделяет и соотносит известное и неизвестное;

2.2 Осуществляет действие по образцу и заданному правилу.

2.3 Способен доводить начатое дело до конца.

3.1 Учувствует в коллективном обсуждении проблемы.

4.2 Выстраивает осознанное и произвольно речевое высказывание в устной форме.

5. Рефлексивный этап

2 мин.

Подведение итогов НОД

Воспитатель: Ребята чем вам запомнилось сегодняшнее занятие? Что понравилось вам в космическом путешествии?

- Хочу сказать вам по секрету, что вы у меня все молодцы, все старались, отвечали на вопросы, подготовили интересные сообщения и в ваших шкафчиках вас ждут сладкие подарки, шоколадки «Марс». Всем большое спасибо за работу, а нашим гостям за внимание!!!

Говорят, что запомнилось, понравилось.

Организация рефлексии

Осознание себя как участника общего дела

3.1 Участвует в коллективном обсуждении проблемы.

4.2 Выстраивает осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в космос"

В процессе образовательной деятельности у детей сформируются первичные представления о космосе, о планетах солнечной системы. Дети научатся решать арифметические задачи, закрепят навыки сравнения чисе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , старшая группа

Конспект НОД: ФЭМП (приоритетная образовательная область)Возрастная группа: старшая группаТема: «Кондинские удальцы»Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие на веселом паровозике» (образовательная область «Познавательное развитие»)

ЦельЗакрепить знания детей к концу учебного года по ФЭМПЗадачи1.продолжать  формировать  у  детей  представления  о  числах  и  цифрах  в  пределах ...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста "Это великое слово Победа!"

Тема: «Это великое слово Победа!»Цель для воспитателя: повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря.Цель для детей: разобраться в значении подаренного слова ...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в группе дошкольного возраста 4-5 лет "Осеннее путешествие в царство диких животных"

Тема: «Осеннее путешествие в царство диких животных» Цель для воспитателя: обогащение представлений детей о подготовке к зиме диких животных в осенний период (с элементами работы по и...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему «Путешествие в математический город"

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей ста...