Познавательно-исследовательский проект : «Животный мир арктических пустынь»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-исследовательский проект для детей старшей разновозрастной группы: «Животный мир арктических пустынь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_arktitka.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казацкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского городского округа»
Познавательно-исследовательский проект для детей старшей разновозрастной группы:
«Животный мир арктических пустынь»
Выполнила:
Воспитатель Образцова Л.Н.
с. Казацкое 2019 год
Цель проекта: ознакомление с Арктикой, специфичностью природных условий арктического края, животным миром арктических пустынь, их внешним видом, образом жизни и повадками.
Задачи
Образовательные:
-знакомить с самым холодным континентом-Арктикой;
-объяснить значение понятий «вечная мерзлота»;
-рассказывать о природной зоне Арктики;
-рассказывать, как животные особенно холодных районов Земли приспособились к жизни при низких температурах.
Развивающие:
-пополнять и обогащать природный запас;
-совершенствовать связную речь путем составления описательного рассказа о животных.
Воспитательные:
-формировать любознательность;
- обучать работать в группе согласованно;
-закладывать знания о взаимосвязи всего живого в природе;
-вызывать желание сохранять и беречь природу.
Длительность проекта: среднесрочный
Результаты проекта: выставка рисунков на тему «Животный мир арктических пустынь»
Этапы реализации проекта
Предварительный:
-подготовить дидактический материал (фотографии, презентации, иллюстрации)
-подобрать художественную литературу;
-подобрать материал для изобразительной деятельности.
Содержательный
Тема, содержание | Задачи | Планируе-мая дата проведения | Фактичес-кая дата проведе-ния |
Познавательное развитие | |||
Занятия: «Путешествие по карте», Животный мир арктических пустынь». | Развивать интерес к познанию окружающего мира. Закреплять знания и животном мире Арктики. Развивать мышление, способность к умозаключению. | 27.02 | 27.02 |
Беседы: «Белый медведь-властелин Арктики» | Пополнять знания о животных Севера. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Развивать коммуникативные навыки. | 03.04 | 03.04 |
Познавательно-исследовательская деятельность(экспериментирование) «Айсберг»(свойства льда) | Развивать поисково-познавательную деятельность. | 29.03 | 29.03 |
Речевое развитие | |||
Чтение художественной литературы: «Умка», экологическая сказка «Почему льдинка исчезла» | Знакомить с новыми литературными произведениями. Закреплять знания о животных Арктики. Формировать у детей осознанно правильное отношение к различным природным объектам. | 21.04 26.04 | 18.04 20.04 |
Заучивание стихотворения «Белый медведь» В. Донской. | Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи, воспитывать любовь к поэзии. | 29.03 | 29.03 |
Художественно-эстетическое развитие. | |||
Рисование на бумаге: «Жил –был тюлень»(нетрадиционная техника рисования ладонью), «Медведи на льдине» | Формировать умение изображать северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. | 21.04 28.04 | 18.04 21.04 |
Прикладное творчество(работа с бумагой) :цикл занятий по оригами. | Закреплять умения складывать бумагу в разных направлениях, сглаживать сгибы. | 29.03 31.03 | 29.03 31.03 |
Социально-коммуникативное развитие. | |||
Настольно-печатные игры: «Растительный и животный мир», «зоологическое домино» | Развивать общие представления, зрительное восприятие, социально-коммуникативные навыки. | 27.02-28.04 | 27.02-28.04 |
Выставка игрушек животных Севера | Способствовать возникновению сюжетно-ролевых игр. | 27.02-28.04 | 27.02-28.04 |
Физическое развитие. | |||
Подвижные игры: « Ловкий оленевод», «Белые медведи». | Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей. | 27.02-28.04 | 27.02-28.04 |
Здоровьесберегающие технологии: самомассаж, динамические паузы, пальчиковая гимнастика. | 27.02-28.04 | 27.02-28.04 | |
Занятие «Животный мир арктических пустынь». Презентация Приложение №1
Зона арктических пустынь находится на самой северной окраине Азии и Северной Америки, включая все острова в Арктическом бассейне, которые входят в предел полярного географического пояса. Климат — арктический, с долгой и суровой зимой, лето — короткое и холодное. Сезонов не существует. Во время полярной ночи – зима, а полярным днем – лето. Средние температуры — -10 до -35°, опускается до -50°. Летом — от 0°до +5°. Осадков мало (200-300 мм за год).
Животные и птицы, которые отваживаются зимовать в этих широтах обязаны приспосабливаться для добывания корма в сумерках или к поискам добычи в темноте. И птицы, и звери даже летом ощущают на Крайнем Севере недостаток тепла. Все существование их зависит от выработки, экономного расходования и сохранения тепла. Поэтому у животных и птиц, у некоторых постоянно, у других с приходом осени присутствует густой, длинный мех или оперение. У крупных животных обязательно есть толстый слой подкожного жира, а большая масса тела позволяет больше вырабатывать тепла. Некоторые арктические животные имеют короткие ноги и уши, а птицы небольшой клюв. Так им легче сохранять тепло тела, ведь длинные конечности быстрее мерзнут. Большинство птиц, как и зверей зимой имеют светлую или белую окраску.
Если зверей в Арктике не более 20 видов, то птиц свыше 90. Птицам легче, чем наземным обитателям воспользоваться дарами арктической природы. Летом в Арктике хоть и прохладно, но кормов достаточно. 2/3 всех видов птиц легко могут перелететь на юг, почувствовав приближение суровой зимы. Весной же они сюда возвращаются. Лето с чрезвычайно долгим световым днем дает больше времени на охоту. На этих фото – птицы, круглогодично обитающие за Полярным кругом.
Птицы Арктических пустынь
Самыми многочисленными жителями сурового северного края являются птицы.
Розовая чайка — хрупкое создание, с весом в 250 граммов, и длиной тела в 35 см, чувствует себя достаточно уверенно и вольготно проводит суровые зимы в тундре, либо над морской поверхностью, которая покрыта дрейфующими льдинами. Часто присоединяется к трапезам более крупных хищников.
Кайра — чёрно-белая птица, гнездящаяся на высоких отвесных скалах, и проводящая зиму во льдах, не испытывая при этом особого дискомфорта.
Гага обыкновенная — это северная утка, которая может легко нырять в ледяной воде на глубины до 20 метров.
Самая свирепая и крупная среди птиц – полярная сова. Безжалостный хищник с красивыми жёлтыми глазами, белоснежным опереньем охотится и на других птиц, и на грызунов, а иногда и на детёнышей более крупных зверей, например, песцов.
Типичные животные арктических пустынь:
Китообразные
Нарвал интересен своим длинным рогом, торчащим изо рта, который является обыкновенным зубом, только с длиной 3 метра и весом 10 кг. Фото: Один за всех и все за одного
Гренландский кит – это родственник нарвала. Но он во много раз больше его, и вместо странного зуба – во рту китовый ус с огромным языком, которым удобно слизывать застревающий планктон.
Полярный дельфин или белуха – это крупное животное весом до 2-х тонн, с длиной до 6 метров, питающееся рыбой.
Касатка занимает первые места среди самых крупных и сильных морских хищников арктических вод, где она охотится на белух, моржей, тюленей и нерп.
Звери
Тюлени — это животные, составляющие особую арктическую когорту, которая уже тысячи лет живёт в этом регионе.
К этому виду относится гренландский тюлень с очень красивой узорной шкурой.
Морской заяц — это самый большой тюлень, его рост — 2,5 метра, вес — около 400 кг.
Обыкновенный тюлень поменьше морского зайца, запоминается красивыми и выразительными глазами.
Кольчатая нерпа намного меньше своих собратьев, отличается большей подвижностью и умением рыть норы в снегах.
Моржи — это самые ближайшие родственники тюленей. Также является ластоногим, но имеет выдающиеся большие размеры: длина его тела — 3 метра, а вес — около тонны. Это животное с мощными клыками, которыми он может раскапывать морское дно, чтобы добывать себе моллюсков, его основной пищи. Морж — это хищник, который использует свои клыки и для защиты, и для нападения на тюленей и нерп.
Белый медведь — это самый гиганский свирепый сухопутный хищник, с длиной тела —2,5 метра, весом — 500 кг. Он нападает на нерп, тюленей, моржей, полярных дельфинов. Белый медведь отлично плавает, ныряет и быстро бегает.
Арктические волки – одни из самых красивых арктических животных. Живут небольшими стаями по 7-9 особей, охотятся за стадами северных оленей, овцебыков и мелкими животными.
Песец — небольшой зверь, вес составляет около 5 кг, высота в холке — не более 30см. Много перемещается и часто составляет компанию белому медведю, питаясь остатками его добычи.
Лемминг — это маленький грызун, чуть больше мыши, имеющий для животного мира Арктики первостепенное значение, т.к. он является основой питания всех плотоядных зверей. Например, полярная сова даже не гнездится в то время, когда популяция леммингов незначительна.
Северный олень, животное с весом около двухсот килограмм, с высотой холки, не превышающей полутора метров, питается ягелем, называющимся оленьим мхом, и заселяющее огромные территории арктического региона. У него очень широкие копыта, которыми он может разрывать снег, чтобы добираться до растительности. Самки пользуются для этих целей ещё и рогами, которые они сбрасывают, в отличие от самцов, летом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Познавательно-исследовательская деятельность «Домашние животные» в старшей группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Познавательное развитие: уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с временем года, их внешнем виде, повадках;Речевое развитие: расширить и активизировать ...
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Дикие животные» (с использованием ИКТ)
1. Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме. 2. Задачи:Образовательные:· За...
Познавательно – исследовательский проект «Животный мир арктических пустынь»
Основу проекта составляет совместная деятельность детей, родителей, воспитателей, направленная на экологическое образование и воспитание дошкольников....
Познавательно-исследовательский проект «Животный мир арктических пустынь»
Проект направлен на ознакомление детей с территорией нашей страны, где они никогда не бывали, но которая является достоянием России и особо охраняемой областью....
Экологический проект по познавательно – исследовательской направленности "Дикие животные".
Цель проекта:Обобщить и расширить знания детей о диких животных через разные виды деятельности. Задачи проекта:1. Дать представления о диких животных лесов России, их обр...
Познавательно-исследовательский, долгосрочный проект «Дикие животные родного края».
В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры и очень важно сейчас разбудить в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Поэтому для удовлетворе...