НОД "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Ознакомление дошкольников с перелётными птицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД "Перелётные птицы" 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Золотая рыбка»

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»

на тему:

 «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ», 

для детей старшего возраста

Подготовила и провела: Колумбаева Эльвира Алексеевна,

воспитатель старшей группы «Капелька»

город Козьмодемьянск,

2022

Цель: Расширение и обогащение знаний детей о весенних изменениях в природе, о мире перелетных птиц, их многообразии.

Задачи:

Образовательные:

• Формировать умение сравнивать перелётных птиц и классифицировать их.

• Формировать представления о значении птиц для окружающей природы.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей к миру птиц.

• Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

• Развивать речевую активность, активизировать словарь, диалогическую речь.

Воспитательные:

• Воспитывать желание заботиться о птицах.

 

Предварительная работа: Беседы на темы: «Пришла весна», чтение рассказа о перелетных птицах: К. Ушинский «Ласточка», «Рассказы о птицах для детей», загадки о птицах, рассматривание книг, альбома «Перелётные птицы».

Методические приёмы: Сюрпризный момент, беседа, проблемные ситуации, задания, загадки, дидактические игры «Круг познаний», «У кого-кто», «Кто лишний», «Да-Нет-ка» и словесные игры, ф/м, анализ, подведение итогов.

Материал и оборудование: иллюстрации птиц, солнышко, лучики, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

Как можно охарактеризовать весну, какая она?

Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, зеленая, прекрасная, добрая, солнечная.

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята посмотрите какой интересный предмет появился у нас в группе. На что он похож? Действительно этот круглый предмет похож на весеннее солнышко. Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает весеннему солнышку?

Дети: Не хватает лучиков.

Воспитатель: Верно, вы угадали. Куда пропали солнечные лучики? Лучики, решили поиграть в прятки, разбежались и спрятались, чтобы найти их и вернуть солнышку, необходимо выполнить несколько заданий. И наше солнышко вновь засияет (отгадки-задания).

Поможем солнцу вернуть лучики и согреть землю?

Дети: да конечно поможем.

Воспитатель: Предлагаю начать поиск лучиков. Вот и лучик с первым заданием (читает задание).

1 задание: Назовите приметы весны (дети встают в круг, передают друг другу цветок и называют приметы весны).

Дети: Весной солнце не только ярко светит, но и греет, весной бегут ручьи, весной звери просыпаются после зимней спячки, весной небо становится голубее, весной дни становятся длиннее а ночи короче, весной распускаются почки, весной появляются проталины, весной показывается первая травка, весной слышны пение птиц, весной появляются первые цветы - подснежники, весной прилетают птицы.

Воспитатель: Мы справились с заданием, и прикрепляет лучик к диску солнца. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я вижу второй лучик с заданием (читает задание).

2 задание: «Круг познаний»

Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки о птицах, а вы должны отгадать о каких птицах говорится, найти её и рассказать о ней.

-Черный, проворный,

Кричит: “Крак”

Червякам враг (грач).

Воспитатель: Правильно, а теперь краткий рассказ о граче.

Дети: (ответы детей) Грач с черным оперением у него большой клюв, он прилетает первым, как только появляются проталины. Грач питается личинками и вредными насекомыми, свои гнезда грачи вьют на верхушках деревьев и живут большими колониями. Грачи очень умные птицы они близкие родственники воронов.

Воспитатель:

-Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его (скворец)

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а теперь краткий рассказ о скворце.

Дети: (ответы детей) «Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается насекомыми, червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках.

Воспитатель:

-Мошек на лету хватает

Быстро, ловко и легко.

По весне к нам прилетает —

И резвится высоко (ласточка).

Воспитатель: Правильно, а теперь краткий рассказ о ласточке.

Дети: (ответы детей) Ласточки – клюв очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Гнезда ласточки вьют в деревнях под крышей, само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной.

Воспитатель: О какой птице на этот раз идет речь?

-Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (соловей)

Воспитатель: Правильно, а теперь краткий рассказ о соловье.

Дети: (ответы детей) Соловей серенькая птичка, чуть больше воробья. Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками, семена и ягоды. Гнёзда соловьи устраивают на земле или среди ветвей невысоких кустарников.

-Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет. (жаворонок)

Дети: (ответы детей) «Жаворонок – маленькая пестрая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы, тщательно их маскируют. Питается мелкими насекомыми, ловит прямо на земле.

-В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать? (Кукушка.)

Дети: (ответы детей) Небольшая птица, но крупнее, имеет пеструю

окраску, длинный хвост. небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда. а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Они питаются гусеницами, которые собираются на деревьях. А гусениц становится больше после распускания.

Воспитатель: Мы справились с заданием, и прикрепляет лучик к диску солнца. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, кто видит третий лучик с заданием? Смотрите, возле мяча лежит наш лучик (читает задание).

3 задание: Дидактическая игра с мячом «У кого-кто?»

Воспитатель: Я называю взрослую птицу, вы её птенцов.

-У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата, у соловья – соловьята, у кукушки – кукушата.

А чем похожи все птицы?

Дети: У них есть крылья, перья, клюв.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Цветом перьев, клювом, средой обитания, кормом.

- Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно? (перелётные). А почему эти птицы не могут зимовать у нас?

Дети (ответы детей) Птицы улетают потому, что для них нет корма: исчезают насекомые, травянистые растения увядают, водоёмы замерзают, и птицы могут погибнуть от холода и голода. А сейчас мы разомнёмся.

Физкультминутка

-Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Ребята, продолжим искать 4 лучик с заданием. Находят, и воспитатель читает задание.

4 задание: Дидактическая игра «Кто лишний?» (Предлагаются картинки с изображением птиц).

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? (Голубь, так как эта зимующая птица.

Воробей, синица, грач, голубь (грач, так как грач это перелетная птица.)

Грач, синица, ласточка, кукушка. (синица это зимующая птица)

Скворец, ворона,воробей,снегирь (скворец перелетная птица)

Дети: (ответы детей)

5 задание

Воспитатель: Кто нашел 5 лучик. Подойдите, я прочту задание.

“Назови ласково”

Птенец — птенчик

перо — перышко

соловей — соловушка

шея — шейка

крыло — крылышко

скворец — скворушка

гусь — гусек, гусенок

утка — уточка

лебедь — лебедушка

гнездо — гнездышко

аист — аистенок

цапля — цапелька.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы и с этим заданием справились.

Сколько лучей мы нашли?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, солнышко вновь засияло и согревает лучами нашу землю.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Птицы уничтожают вредных насекомых, защищают парки, сады, леса, поля, огороды, птицы радуют нас своим щебетанием, людям становится веселее, радостнее жить, птицы разносят по земле семена ягод, трав, цветов.

Воспитатель: Что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Дети: (ответы детей). Произойдёт беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Мы никогда не услышим их чудных песен, некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.

Воспитатель: Чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они с радостью возвращались к нам?

Дети: (ответы детей). Строить скворечники, не вырубать леса, не загрязнять воздух, не засорять водоёмы, не разорять птичьи гнезда, подкармливать их, не бросать в них камни.

Воспитатель:

Спасибо скажем нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.

Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: О чем мы с вами говорили на занятии? Что нового и интересного вы узнали о перелётных птицах? Что больше всего вам понравилось? Какое задание было труднее?

Мне понравилось с вами заниматься, вы были внимательными, активными, старательными.

Используемые источники:

Ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/vesna-pereletnye-pticy-1180508.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....