Экологический проект «Радуга цветов»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кадуйского муниципального района
«Детский сад комбинированного вида №14 «Теремок»
Экологический проект
«Радуга цветов»
Подготовила:
Тихонова Жанна Леонидовна,
воспитатель высшей категории.
Экологический проект «Радуга цветов»
Актуальность проекта:
Цветы – сама жизнь. Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение.
Природа окружает ребёнка каждый день с раннего возраста. Она ему органична, привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребёнка к передаче чувств, мыслей, к речевой, познавательной активности. Поэтому проект «Радуга цветов» интересен и близок детям. Моей задачей было – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней.
Цель:
Формирование представлений о цветах в процессе познавательно-игровой деятельности, развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Задачи проекта
• Развивать познавательную активность, художественный вкус, формировать умение работать в коллективе, умения применять знания на практике.
• Углублять знания детей о цветах и их разнообразии, обогащать словарный запас.
• Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
• Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные, лекарственные цветы.
• Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством (цветовод, дизайнер).
• Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
• Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них.
• Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
• Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Вид проекта:
исследовательский, познавательно-творческий, долгосрочный (август - май )
Участники проекта: дети, воспитатели, родители средней группы.
Организация проекта
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Проблемные вопросы:
-Зачем цветы на Земле?
-Как называются цветы?
-В какое время цветут?
-Где они растут?
-Чем полезны людям?
-Как их охранять?
Гипотеза исследования.
Для того чтобы получить ответы на вопросы, интересующие детей, нужно:
-собрать информацию о цветах,
-классифицировать цветы на первоцветы, луговые, садовые, полевые, комнатные,
-совместно с родителями оформить «Семейные журналы» об отдельных цветах.
Задачи дальнейшего исследования проблемы.
• Научить использовать художественную литературу, энциклопедии (поиск информации);
• расширить представления о цветах нашего края;
• определить значение цветов в жизни людей (эстетическое, лечебно-профилактическое, научное);
• воспитывать любовь к цветку, как к объекту живой природы;
• развивать познавательный интерес детей, расширять представления о цветах;
• готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами) ;
• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Результаты исследования.
- Семейные журналы: «Одуванчик», «Ландыш», «Подснежник», «Мать-и-мачеха», «Сон-трава», «Пион», «Хлорофитум», «Алоэ»;
- коллекция открыток «Радуга цветов»;
-семейная коллекция марок «Краски цветов»;
- выставка поделок, рисунков «Волшебные цветы»;
- организация фотовыставки «Дети и цветы» (с размещением в фойе детского сада);
- презентация сборника сказок о цветах «Семицветик»;
- познавательно-игровая программа «Весенние цветы»;
- проведение мастер-класса по изготовлению подснежников
- праздник «Бал цветов».
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации о цветах:
- чтение энциклопедий, журналов, художественной литературы о цветах,
- экскурсия в теплицу, знакомство с профессией садовод,
- экскурсия в салон цветов «Хризантемка»,
- изготовление цветов, цветовых композиций из бумаги, теста, пластилина, ткани,
- игры и упражнения на развитие памяти, мышления, воображения, речи:
• Дидактические игры – «Третий лишний», «Где, цветок, живёшь?», «Угадай, чей лепесток», «Зелёная аптека», «Найди по описанию», «Узнай растение», «Найди такой же», «Части растения», «Собери картину», «Рисуем картину»;
• словесные игры – «Подбери прилагательное к слову…», «Пароль: цветок», «Назови ласково», «Я знаю пять названий цветов»;
• хороводные игры – « Солнышко и дождик», «На лугу, на лугу», «Растим мак»,
• музыкальная игра – « Мы на луг ходили»;
- чтение, заучивание наизусть стихов и отгадывание загадок о цветах, подбор песен, сказок, мифов, легенд по теме.
2. Творческая познавательная деятельность детей:
- сюжетные игры - «Садовник», «Магазин цветов», «Семья» ( игровая ситуация – подарок маме),
- сочинение сказок о цветах – сборник «Семицветик»,
- рисование разными техниками и придумывание рассказов к рисунку,
- изготовление цветов из бумаги ( оригами, квилинг), цветовой коллаж,
- рассматривание и чтение познавательной литературы и «Семейных журналов»,
- подбор экспонатов для выставки с комментариями.
3.Трудовая деятельность:
- подготовка семян цветов, рассадников,
- полив и протирание листьев комнатных растений;
- выращивание фиалок ( подарок маме к 8 Марта).
3 этап. Презентация результатов исследования.
• Оформление выставки поделок и рисунков «Волшебные цветы»
• Презентация «Семейных журналов» о цветах
• Создание коллекций открыток, марок «Цветы»
• Фотовыставка «Дети и цветы»
• Познавательно-игровая программа «Весенние цветы»
• Мастер – класс с родителями «Подснежник»
• Праздник «Бал цветов»
Очень важно было показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней.
Я и родители подвели детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю на которой мы живем. Мы можем сохранять и приумножать ее красоту, ведь каждый ребёнок на Земле подобен Цветку.
Так пусть же цветёт наша планета «Радугой цветов»!
Приложение 1
Дидактические игры для детей
1. Дидактическая игра: «Узнай растение». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.
3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.
4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например: У меня в букете 2 астры, 1 георгин, 2 розы.
5. Словесная игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например: Цветы – цветочки. Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.
Приложение 2
Загадки для детей
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. ( Цветы)
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. ( Подснежник)
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике. ( Одуванчики)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка...
(Роза)
Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пион)
Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую...
(Анютины глазки)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... (мимоза)
Много лепестков атласных -
Желтых, белых, пестрых, красных.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я... (гвоздика)
Замечательный цветок,
Он как яркий огонек,
Пышный, важный, словно пан,
Распускается... (тюльпан)
Сделаем среди болота
Замечательное фото:
Живописная картинка -
Распустилась здесь... (кувшинка)
Мы грибы несли в корзине
И еще цветочек синий.
Этот полевой цветок -
Тонкий нежный... (василек)
Тот, кому уже семь лет,
Скажет: "Школа, здравствуй!
У меня в руках букет -
Праздничные... (астры) "
Пышный, круглый, как кочан,
Головой нам покачал.
Летом расцветает он,
Замечательный... (пион)
Ежик в рощице, у кочки
Говорит Мишутке:
"Видишь синие цветочки?
Это - ... (незабудки)"
В сентябре пшеница в поле
Наливалась колосом.
А у нас сегодня в школе
Много... (гладиолусов)
Он растет повсюду летом -
В поле и у кочек.
Он изящен, фиолетов,
Это - ... (колокольчик)
Разукрашиваем летом
Клумбы, парки, цветники
Мы своим морковным цветом,
А зовемся... (ноготки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Защити цветы Югры"
Проект посвящен проблеме редких видов цветоносов в ХМАО. Нашей задачей стояло привлечь как можно больше людей к этой теме, однако мы выбрали для этого не совсем простую тактику: мы попытались сделать ...
Экологический проект "Комнатные цветы"
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности. Большую роль в эколо...
Экологический проект "Вальс цветов"
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
Экологический проект «Мир цветов»
Экологический проект«Мир цветов»...
Экологический проект "Мир цветов"
Экологический проект. Подготовительная группа.Воспитатель: Алейникова Татьяна Викторовна.Тема: «Мир цветов».Вид проекта: Исследовательский, познавательно- творческий.Участники: Дети 5-6 ле...
Экологический проект "Вальс цветов"
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
экологический проект "Мир цветов"
Тип проекта: исследовательский, познавательно – творческий.Вид: групповой.Форма проведения: беседы, наблюдения, исследовательская и трудовая деятельность дидактические и сюжетные игры, чтение ху...