Экологический проект "Вальс цветов"
проект (подготовительная группа) на тему
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vals_tsvetov.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Цветик - семицветик»
п. Беркакит Нерюнгринского района РС (Я)
Экологический проект
«Вальс цветов»
для детей подготовительной группы
Разработали: Витинберг О.Л.
Прапорщик О.А.
Ветлугина А.Н.
Беркакит 2013
Цель проекта: показать детям, как богат и разнообразен удивительный мир комнатных растений.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях: существенные признаки их внешнего вида, особенности строения стебля и цветов, какую пользу они приносят, пополнить словарный запас.
2. Дать знания о том, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по – разному, в зависимости от времени года ( зимой поливать реже, весной – чаще их подкармливать). Уметь замечать изменения, происходящие в растениях и связывать их с временем года и с условиями жизни.
3. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
4. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
5. Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, коммуникативные навыки, самостоятельность. Формировать умение анализировать и сравнивать объекты природы.
6. Воспитывать у детей интерес к растениям, желание ухаживать за ними, доброту, отзывчивость. Научить детей видеть не только красоту комнатных растений, но и вызвать желание участвовать в создании этой красоты.
7. Содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.
8. Содействовать укреплению детско-родительских отношений во время совместных мероприятий в рамках данного проекта.
Актуальность проекта
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот посадить и вырастить могут далеко не все.
Организация проекта «Вальс цветов» вовлечет детей в познавательную, исследовательскую и трудовую деятельность. Позволит детям научиться самостоятельно ухаживать за растениями. Добиваться хорошего качества выполнения работы, лично исследовать и познавать, проявляя творческую самостоятельность. Знания детей станут более глубокими и осмысленными.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).
Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели, родители.
Сроки проведения: 12.11.13г. – 22.11.13г.
Основные мероприятия проекта:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
самостоятельное наблюдение;
коллективное наблюдение;
наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования;
релаксация;
ароматерапия;
слушание музыки.
Формы организации проекта:
Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
Экскурсии;
Дидактические игры;
Трудовая деятельность детей.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме;
Разработка плана реализации проекта;
Разработка дидактических игр, пособий;
Подборка иллюстративного материала;
Подборка стихотворений, загадок по теме;
Подборка подвижных, дидактических игр по теме;
Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям;
Задания родителям по подготовке цветочных костюмов;
Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме «Комнатные растения».
Предварительная работа с родителями: проведение родительского собрания c целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Анкета для родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?». Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание: провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся в доме цветах.
Основные мероприятия этапа.
Беседа «Что мы знаем о цветах».
Вопросы к беседе:
Где растут цветы?
Листья, какие они?
Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
Почему цветам нужна почва?
Растут ли цветы в воде?
Нужен ли цветам уход?
Рассматривание иллюстраций, предметных, сюжетных
картинок по теме «Цветы»
Разновидность цветов и их внешние отличительные признаки;
Строение цветов: корень, стебель, листья, цветок;
Сюжеты: «Фиалка растет на окне», «Девочка поливает цветы» и т.д.
Чтение и заучивание стихотворений, загадок о цветах
Стихи
Герань
Герань через стекло смотрела,
Как жизнь бурлила за окном,
Как легким бабочка крылом
Цветка касалась, и на нем
Пчела веселая жужжала.
Её давно печаль терзала,
Что никогда в её окно
Не залетит веселый шмель
И ветерок игривый легкий,
Что шелестит листвой куста
В окно подуть её не смел.
Лишь две соседки за столом
Чаи гоняли пред окном
Где яркая герань стояла.
Фиалка
Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком
С веселой песней шла.
"Ах!- вздумал цветик наш мечтать, -
Когда бы мне всех краше стать
Хотя б на срок короткий!
Тогда она меня сорвет
И к сердцу невзначай прижмет!
На миг, на миг,
Хоть на единый миг".
Загадки
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань,
И полей свою … (герань).
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки.
(Хлорофитум).
В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт.
(Нефролепис, папоротник).
Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (алоэ)
– Как его называют в народе?
(Столетник, лечебник).
Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. фиалка.
Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать!
(Бальзамин).
Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне.
(Кактус.)
Картотека дидактических игр:
«Угадай цветок по описанию»
Ход: воспитатель загадывает цветок. Рассказывает о нем, не называя его. А дети по рассказу отгадывают растение.
«Я знаю пять названий»
Ход: дети по очереди называют пять комнатных растений, которые они знают.
«Третий лишний»
Ход: определить лишнюю картинку из серии «Цветы».
«Слово рассыпалось»
Ход: воспитатель называет цветок по буквам, а дети должны собрать название.
«Магазин цветов»
Ход: дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец сразу догадался о каком цветке идет речь.
2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:
- Из чего состоят цветы?
- Где растут цветы?
- Листья – какие они?
- Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
- Почему цветам нужна почва?
- Растут ли цветы в воде?
- Нужен ли цветам уход?
Формы и методы работы:
- Самостоятельное наблюдение;
- Коллективное наблюдение;
- Уход за цветами;
- Экспериментирование;
- Трудовая деятельность детей.
- Экскурсия в зимний сад;
- Художественно –творческая деятельность: аппликация «Какие разные фиалки»;
- Лепка- барельеф «Цветок – это чудо»;
- Рисование «Цветок на моем окошке»
В процессе исследований дети познакомятся с литературными произведениями о цветах: стихи, сказки, загадки.
Ход исследования:
Исследование 1: Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования), растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.
Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.
Вопрос к детям: А где же корень?
Дети: В земле.
Воспитатель: Правильно, в земле.
Далее детям предлагается нарисовать цветок. Данные рисунки будут помещены в личные папки детей.
Исследование 2: Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие.
Данные исследования заносятся в личные папки c рисунками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг.
Исследование 3: Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.
Исследование 4: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.
Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. Далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей – дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.
Исследование 6: Детям предлагается рассмотреть цветок герани в горшке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее воспитатель рассказывает детям о необходимости почвы для цветка.
Затем детям показывают проращенный росток фиалки – он находится в банке с водой. Детям рассказывают о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается вместе с воспитателем посадить росток фиалки в почву, полить его, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростком.
Через неделю отметить результаты в личные папки детей: дети рисуют схему – росток в банке с водой – посадка ростка в почву – обеспечение ростку света, тепла и влаги – росток растет в почве.
Исследование 8: Детям предлагается поухаживать за цветами – удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.
Задача воспитателя: научить детей очищать листья цветов от пыли, используя приемлемый способ для каждого цветка в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности.
Подвижные игры
«Добеги до цветка»
Цель: закрепить названия цветов, развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Ход: на полу раскладываются картинки с изображением цветов. Дети должны подбежать к названному воспитателем цветку.
Упражнение – этюд «Цветок»
Цель: способствовать развитию навыков выразительного движения.
Воспитатель говорит, что сейчас лето и мы - цветы. Дети приседают. С теплыми лучами солнца «цветы» начинают распускать «лепестки». Дети начинают медленно подниматься. «Цветок» распустился. «Цветок» тянется к солнышку. Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются. Закрылись цветки. Дети присели.
3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Оформление фотоальбома «Дети и цветы».
Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»
Презентация цветочных костюмов «Вальс цветов».
Цель: развитие творческого воображения всех участников проекта, закрепление знаний, полученных в ходе проекта.
Ход презентации: дети совместно с родителями и при поддержке воспитателей изготавливают «цветочные шляпы», «цветочные костюмы», готовятся к дефиле.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к проекту
«Вальс цветов»
Содержание:
- Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
- Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».
- Картотека комнатных растений в детском саду.
- Картотека дидактических игр.
Анкета
«Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Уважаемые родители!
Нам важно знать Ваше мнение по данной теме. Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.
- Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Принимает ли ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?__________________________________________________
________________________________________________________________
- Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?
________________________________________________________________
- Есть ли дома книги о природе? Какие?
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?
_______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме
«Комнатные растения».
- Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)
- Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)
- Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)
- Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?
- Назови и покажи части растений.
- Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
- Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
Критерии оценки по пятибалльной шкале.
1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.
2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.
3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.
4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.
5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.
В ходе проекта:
Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и раз-витию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Список использованной литературы:
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошко-льников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
3. Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и экспе-рименты в Д/С 2005 год.
5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
6. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию до-школьников” 2005 год.
7. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
8. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
9. Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.
- Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический КВН "Цветы Сибири"
Закрепить у детей знания об особоохраняемых территориях , их значении для окружающей среды. Познакомить с растениями занесенными в Красную книгу Красноярского края....
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...
Экологический проект "Цветы вокруг нас"
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА "Цветы"
Давайте, дошколята, природу охранять!О ней ни на минуту не надо забывать.Ведь цветы, леса, поля и речки,Это все для нас навечно!...
Проект по экологическому воспитанию "Цветы"
Проект "" Цветы"...
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Цветы - первоцветы». у детей с особыми образовательными потребностями (6-7год жизни)
Конспект занятия на экологическую тему расширит знания о первых весенних цветах, о том как беречь природу, не уничтожать растения. Для лучшего усвоения материала использованы элементы театрализации, И...
Экологический проект «Цветы на клумбе»
Экологическое воспитание-одно из основных в системе воспитания детей дошкольного возраста....