Экологический проект "Вальс цветов"
проект (подготовительная группа) на тему

Ветлугина Анна Николаевна

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vals_tsvetov.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Цветик - семицветик»

п. Беркакит Нерюнгринского района РС (Я)

                          Экологический проект  

                                 «Вальс цветов»

               для детей подготовительной группы

                                                           

                                                               Разработали:  Витинберг О.Л.

                                                                                          Прапорщик О.А.

                                                                                          Ветлугина А.Н.

                                                   Беркакит 2013

Цель проекта: показать детям, как богат и разнообразен удивительный мир комнатных растений.

Задачи:

          1. Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях: существенные признаки их внешнего вида, особенности строения стебля и цветов, какую пользу они приносят, пополнить словарный запас.

          2. Дать знания о том, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по – разному, в зависимости от времени года   ( зимой поливать реже, весной – чаще их подкармливать). Уметь замечать изменения, происходящие в растениях и связывать их с временем года и с условиями жизни.

3. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

4. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

5. Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, коммуникативные навыки, самостоятельность. Формировать умение анализировать и сравнивать объекты природы.

6. Воспитывать у детей интерес к растениям, желание ухаживать за ними, доброту, отзывчивость. Научить детей видеть не только красоту комнатных растений, но и вызвать желание участвовать в создании этой красоты.

7. Содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.

8. Содействовать укреплению детско-родительских отношений во время совместных мероприятий в рамках данного проекта.

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот посадить и вырастить могут далеко не все.

Организация проекта «Вальс цветов» вовлечет детей в познавательную, исследовательскую и трудовую деятельность. Позволит детям научиться самостоятельно  ухаживать за растениями. Добиваться хорошего качества выполнения работы, лично исследовать и познавать, проявляя творческую самостоятельность. Знания детей станут более глубокими и осмысленными.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).

Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели, родители.

Сроки проведения: 12.11.13г. – 22.11.13г.

Основные мероприятия проекта:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

самостоятельное наблюдение;

коллективное наблюдение;

наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования;

релаксация;

ароматерапия;

слушание музыки.

Формы организации проекта:

Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

Экскурсии;

Дидактические игры;

Трудовая деятельность детей.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме;

Разработка плана реализации проекта;

Разработка дидактических игр, пособий;

Подборка иллюстративного материала;

Подборка стихотворений, загадок по теме;

Подборка подвижных, дидактических игр по теме;

Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям;

Задания родителям по подготовке цветочных костюмов;

Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме  «Комнатные растения».

Предварительная работа с родителями: проведение родительского собрания c целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Анкета для родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?». Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание: провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся в доме цветах.

Основные мероприятия этапа.

                             Беседа «Что мы знаем о цветах».

Вопросы к беседе:

Где растут цветы?

Листья, какие они?

Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?

Почему цветам нужна почва?

Растут ли цветы в воде?

Нужен ли цветам уход?

            Рассматривание иллюстраций, предметных,  сюжетных

                                      картинок по теме «Цветы»

Разновидность цветов и их внешние отличительные признаки;

Строение цветов: корень, стебель, листья, цветок;

Сюжеты: «Фиалка растет на окне», «Девочка поливает цветы» и т.д.

    Чтение и заучивание стихотворений, загадок о цветах

                                                            Стихи

         Герань

Герань через стекло смотрела,
Как жизнь бурлила за окном,
Как легким бабочка крылом
Цветка касалась, и на нем
Пчела веселая жужжала.
Её давно печаль терзала,
Что никогда в её окно
Не залетит веселый шмель
И ветерок игривый легкий,
Что шелестит листвой куста
В окно подуть её не смел.
Лишь две соседки за столом
Чаи гоняли пред окном
Где яркая герань стояла.

Фиалка

Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком
С веселой песней шла.

"Ах!- вздумал цветик наш мечтать, -
Когда бы мне всех краше стать
Хотя б на срок короткий!
Тогда она меня сорвет
И к сердцу невзначай прижмет!
На миг, на миг,
Хоть на единый миг".

Загадки

Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань,
И полей свою … (герань).

Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки.

(Хлорофитум).

В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье – 
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт.

 (Нефролепис, папоротник).

Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (алоэ)

– Как его называют в народе?

(Столетник, лечебник).

Из листка на удивленье 
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. фиалка.

Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ – 
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать!

(Бальзамин).

Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне.
(Кактус.)

Картотека дидактических игр:

                                   «Угадай цветок по описанию»

Ход: воспитатель загадывает цветок. Рассказывает о нем, не называя его. А дети по рассказу отгадывают растение.

                                     «Я знаю пять названий»

Ход: дети по очереди называют пять комнатных растений, которые они знают.

                                        «Третий лишний»

Ход: определить лишнюю картинку из серии «Цветы».

                                     «Слово рассыпалось»

Ход: воспитатель называет цветок по буквам, а дети должны собрать название.

                                           «Магазин цветов»

         Ход: дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец сразу догадался о каком цветке идет речь.

2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:

  1. Из чего состоят цветы?
  2. Где растут цветы?
  3. Листья – какие они?
  4. Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
  5. Почему цветам нужна почва?
  6. Растут ли цветы в воде?
  7. Нужен ли цветам уход?

Формы и методы  работы:

  • Самостоятельное наблюдение;
  • Коллективное наблюдение;
  • Уход за цветами;
  • Экспериментирование;
  • Трудовая деятельность детей.
  • Экскурсия в зимний сад;
  • Художественно –творческая деятельность: аппликация «Какие разные фиалки»;
  • Лепка- барельеф «Цветок – это чудо»;
  • Рисование «Цветок на моем окошке»

   В процессе исследований дети познакомятся с литературными произведениями о цветах: стихи, сказки, загадки.

   Ход исследования:

   Исследование 1: Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования), растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.

Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.

Вопрос к детям: А где же корень?

Дети: В земле.

Воспитатель: Правильно, в земле.

   Далее детям предлагается нарисовать цветок. Данные рисунки будут помещены в личные папки детей.

   Исследование 2: Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие.

  Данные исследования заносятся в личные папки c рисунками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг.

  Исследование 3: Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.

   Исследование 4: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.

   Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. Далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.

   Результаты опыта заносятся в личные папки детей – дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.

  Исследование 6:  Детям предлагается рассмотреть цветок герани в горшке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее воспитатель рассказывает детям о необходимости почвы для цветка.

  Затем детям показывают проращенный росток фиалки – он находится в банке с водой. Детям рассказывают о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается вместе с воспитателем посадить росток фиалки в почву, полить его, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростком.

   Через неделю отметить результаты в личные папки детей: дети рисуют схему – росток в банке с водой – посадка ростка в почву – обеспечение ростку света, тепла и влаги – росток растет в почве.

   Исследование 8: Детям предлагается поухаживать за цветами – удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.

   Задача воспитателя: научить детей очищать листья цветов от пыли, используя приемлемый способ для каждого цветка в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности.

                                                    Подвижные игры

                                                   «Добеги до цветка»

   Цель: закрепить названия цветов, развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

   Ход: на полу раскладываются картинки  с изображением цветов. Дети должны подбежать к названному воспитателем цветку.

                                         Упражнение – этюд «Цветок»

  Цель: способствовать развитию навыков выразительного движения.

Воспитатель говорит, что сейчас лето и мы - цветы. Дети приседают. С теплыми лучами солнца «цветы» начинают распускать «лепестки». Дети начинают медленно подниматься. «Цветок» распустился. «Цветок» тянется к солнышку. Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются. Закрылись цветки. Дети присели.

3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Оформление фотоальбома «Дети и цветы».

Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»

                     Презентация цветочных костюмов «Вальс цветов».

   Цель: развитие творческого воображения всех участников проекта, закрепление знаний, полученных в ходе проекта.

   Ход презентации: дети совместно с родителями и при поддержке воспитателей изготавливают «цветочные шляпы», «цветочные костюмы», готовятся к дефиле.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Вальс цветов»

Содержание:

  1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  2. Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».
  3. Картотека комнатных растений в детском саду.
  4. Картотека дидактических игр.

Анкета

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.  Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.

  1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Принимает ли  ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?__________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

________________________________________________________________

  1. Есть ли дома книги о природе? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

_______________________________________________________________

     Спасибо за сотрудничество!

Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме  

    «Комнатные растения».

  1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)
  2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)
  3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)
  4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?
  5. Назови и покажи части растений.
  6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
  7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

                 Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

В ходе проекта:

Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

  У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и раз-витию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.

Список использованной литературы:

1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошко-льников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.

3. Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.

4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и экспе-рименты в Д/С 2005 год.

5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.

6. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию до-школьников” 2005 год.

7. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.

8. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

9. Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.

  1. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН "Цветы Сибири"

Закрепить у детей знания об особоохраняемых территориях , их значении для окружающей среды. Познакомить с растениями занесенными в Красную книгу Красноярского края....

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА "Цветы"

Давайте, дошколята, природу охранять!О ней ни на минуту не надо забывать.Ведь цветы, леса, поля и речки,Это все для нас навечно!...

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Цветы - первоцветы». у детей с особыми образовательными потребностями (6-7год жизни)

Конспект занятия на экологическую тему расширит знания о первых весенних цветах, о том как беречь природу, не уничтожать растения. Для лучшего усвоения материала использованы элементы театрализации, И...

Экологический проект «Цветы на клумбе»

Экологическое воспитание-одно из основных в системе воспитания детей дошкольного возраста....