Конспект занятия по познавательному развитию. ТЕМА «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: обобщить и закрепить полученные знания о живой и неживой природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию.
ТЕМА «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
Образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Художественная литература».
Цель: обобщить и закрепить полученные знания о живой и неживой природе
Образовательные: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы, о взаимосвязи жизни человека и природы; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.
Развивающие: развивать речь детей; развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные: продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе); Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, исследовательская, двигательная.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.
Словарь – живая природа, неживая природа, чистота, доброта, правдивость, трудолюбие, охрана, животный мир, растительный мир, развивается, размножается, питается, изменяется, дышит.
Оборудование: магнитофон, кусочек мела и два стаканчика, один с водой.
Демонстрационный материал: кубики с изображением (белки, елки, земли, воздуха, солнца, воды).
Раздаточный материал: на каждого ребенка тарелочка с карточками (зеленая, красная).
Предварительная работа: общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти.
Ход НОД.
(Чтение стихотворения, звучит запись «Звуки природы»)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что природа делится на два огромных мира?
Воспитатель: Сегодня мы узнаем о том, что существует Мир живой и Мир неживой природы.
Воспитатель: Как вы думаете, что относится к живой природе?
Дети: Птицы, животные, насекомые, рыбы, лес, растения.
Воспитатель: Почему?
Дети рассуждают.
Живая природа - это что растет, дышит, питается, приносит потомство и умирает.
Например, животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод: Животные - живая природа
Дети приводят свои примеры живой природы, выстраивая цепочку жизни на Земле.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое неживая природа?
Воспитатель: Чем она может отличаться от живой природы?
Дети: Неживая природа не дает потомства, не дышит, не растет, не питается.
Воспитатель: Вы совершенно правы. Молодцы! Приведите примеры, неживой природы.
Дети: Вода, небо, солнце, тучи, звезды, родники.
Вывод:
1.Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство.
2.Неживая природа не дает потомства, не дышит и не растет.
Ребята, докажите, что человек относится к живой природе.
Дети: Человек рождается, дышит, передвигается, растет, ест (питается), размножается,
умирает (добавляю картинку к объектам живой природы)
Воспитатель: А как вы думаете, природа может быть без человека? (может)
А человек без природы? (нет) Почему? Докажите.
Дети: Человек — часть природы. Он без природы обречен на гибель (природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду, любовь родных).
Воспитатель: А чем человек отличается от других живых объектов природы?
Дети: Человек умеет думать, рассуждать, читать, писать и т. д.
Воспитатель: Человек — существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
Воспитатель: Что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: Правильно, это уже называется рукотворный мир.
Д/игра: «Природа бывает разной» (работа в парах с карточками)
(называю объекты живой и неживой природы (звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух, растения, животные, насекомые, птицы, рыбы) Живой объект - зеленая карточка, неживой — красная.
Воспитатель: Природа существует независимо от человека (опытническая деятельность)
Давайте с вами на примере опытов посмотрим, что может произойти,
если природу не беречь, а только брать у природы.
(На столе: кусок мела и два стакана, один пустой, другой с водой)
Опыт №1 «Опыт с мелом»
(дети берут мел и ломают его пополам).
Воспитатель: -Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет? (Ответы детей)
Воспитатель: -Правильно, мел остался мелом, только кусочки нельзя соединить.;
Опыт №2 «Опыт с водой»
(переливают часть воды из одного стакана в другой).
Воспитатель: -Что стало с водой, она перестала, быть водой или нет?
Дети: Вода осталась быть водой, ее только ее стало меньше.
Воспитатель: -А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, животным, если мы их разделим на части?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: -А что необходимо делать, чтобы этого не случилось? (Ответы детей)
Да, ребята, человеку нужно бережно относиться к природе.
И небо, и вода, и воздух, и ветер, и малая травинка, зверь, птица, рыба,
букашка – все это, нам людям, необходимо для жизни.
А чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать,
строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями
будет сохранять природу, а не разрушать ее.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у телепередач, и даже стать участниками этих передач.
(проигрывается заставка-мелодия этой передачи).
Воспитатель: - Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».
- Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко на вопросы и полными предложениями.
1. Назовите лиственное дерево с белой корой?
2.Как называется наша планета?
3. Почему домашние растения наклоняются в сторону окна?
4.. Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
5. Что птицам страшнее – голод или холод?
6. Кто на себе дом носит? (Улитка)
7. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)..
8. Какое животное называют “кораблём пустыни” (верблюд)
9.Не птичка, а с крыльями. (Бабочка).
10. Какие звери летают? – летучие мыши.
Воспитатель: - Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.
- А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.
(Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)
Воспитатель: Ребята, мы в гостях у передачи «Клуб путешественников».
- О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадке.
Рыжая, но не лисица. Маленькая, но не кошка.
Прыгает, но не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)
- Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в дупле).
- На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с изображение елки (сосны) и поставьте под кубиком белки).
- А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля, солнце, воздух, вода).
- Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой пирамиде.
- Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа взаимосвязана с неживой.
Итак, какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду?
(Все в природе взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, воздух и вода.
Дерево, трава, цветок и птица. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они. На планете мы останемся одни.
Что же нам даёт природа? Пищу, воду, кислород.
На планете без природы. Дня не проживёт народ.
Всё сейчас у нас есть в мире, Но природа всех нужней!
Если б не было природы – То и не было б людей.
Как приятно любоваться. Синевой морей.
Как прекрасно восхищаться. Клумбой у дверей.
Воспитатель: Поэтому мы с вами должны охранять и беречь природу!
Рефлексия.
- Где мы сегодня побывали? (На телевидении, в гостях у телепередач: «Умники и умницы»; «Клуб путешественников».)
- О чем сегодня мы с вами говорили? (О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязана).
-Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле!
-Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию «Рекордсмены живой природы»
Цель: узнать о том, каких животных, птиц, насекомых можно назвать рекордсменами....
Интегрированное занятие в старшей группе. Тема «Живая и неживая природа»
- Познакомить с понятием: «Круговорот воды в природе»- Упражнять в различение понятий «природа» и «не природа».- Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые»- Акти...
Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"
в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Живая и неживая природа»
Вашему вниманию предлагается конспект занятия по знакомству детей с явлениями живой и неживой природы.....
Конспект НОД в подготовительной группе Тема:«Живая и неживая природа».
Конспект НОД в подготовительной группе Тема:«Живая и неживая природа»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Живая и неживая природа»
В конспекте представлены игра, мини-экскурсия, эксперимент....
Конспект занятия в подготовительной группе «Мир живой и неживой природы»
Конспект составлен для формирования представлений у детей экологической культуры и взаимосвязи между живой и неживой природой....