Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности (стартовый уровень) «ЧУДЕСНЫЕ ПАЛОЧКИ»
рабочая программа по окружающему миру

Ющенко Ирина Ивановна

Направленность программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Чудесные палочки» имеет познавательную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obrazovaniya_logoped.docx77.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение

детский сад № 20 комбинированного вида

городской округ Орехово-Зуево

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета                                                                                                               приказом по МДОУ  д/с №20  

                                                                                                                                                                                №  261 от 30.08.2018г.                                                                                                                                                    протокол № 6 от 30.08.2018 г.                                                                                                                            Заведующий МДОУ д/с №20:                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                              ______________Н.И.Нездешнева

Рабочая программа

по дополнительному образованию

услуги индивидуальной логопедической помощи

Муниципального образовательного учреждения

детского сада № 20 комбинированного вида

для детей в возрасте 4-7 лет

срок реализации программы -1 год

                                                                                                                                                                         Разработала:

учитель-логопед

Самойлова Наталья Вячеславовна

г.о. Орехово-Зуево

2018-2019 год

Содержание программы дополнительного образования

                                                                                                                     

1. Пояснительная записка.

  1. Цель и задачи программы дополнительного образования.
  2. Срок реализации программы.
  3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы дополнительного образования.
  4. Характеристики детей с речевыми нарушениями, особенности организации образовательной деятельности.
  5. Целевые ориентиры работы с детьми с речевыми нарушениями.

2. Учебно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы.

2.1. Перспективное планирование логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

2.2. График оказания логопедической помощи.

3. Содержание изучаемого курса.

3.1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии детей. Содержание индивидуальной работы с дошкольниками.

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

       4.1. Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом

              развитии детей.          

  1. Список использованной литературы.

 

 

 

1 Пояснительная записка.

        Рабочая программа дополнительного образования разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МДОУ.

        В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста  и для детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи третьего  уровня.

Основной базой рабочей программы являются:

 «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (Нищева Н.В.)

 «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»  (Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.Б.Чиркина)

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.Б.Чиркина)

        Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного видов.

        На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

        Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

1.1 Цель и задачи программы дополнительного образования.

        Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и подготовительного возраста с фонетико-фонематическим и с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы.

Основные задачи коррекционного обучения.

  • Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  • Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи  дошкольников.
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.2. Срок реализации Программы.

Данная программа рассчитана на один год обучения и определяет пути включения деятельности учителя-логопеда в работу ДОУ по реализации ФГОС дошкольного образования. Временная продолжительность реализации рабочей программы – с 1 октября по 31 мая текущего учебного года.

1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы дополнительного образования.

        Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  • Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Комплексность воздействия на ребенка.
  • Воздействие на все стороны речи.
  • Опора на сохранные звенья.
  • Учет закономерностей онтогенеза.
  • Учет ведущей деятельности.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Воздействие на микросоциальное окружение.

1.4 Характеристики  детей с речевыми нарушениями, особенности организации образовательной деятельности.

        Настоящая программа дополнительного образования носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшей и подготовительной группы детского сада с  ФФН и ОНР ІІІ уровня речевого развития.

        Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. 

        Фонетико-фонематическое недоразвитие рассматривается как нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена разным образом: замена звуков более простыми по артикуляции, трудностями различения звуков, особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

       Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

А) характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.  Структура простых предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Б) существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. В) недостаточная словообразовательная деятельность:  употребление лишь простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых профессий, приставочных глаголов.  Трудности адекватного объяснения значений слов. Стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Г) неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий частей: тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых. Д) тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля. Е) специфическое своеобразие связной речи,  трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии,  заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие используемых языковых средств. Ж) трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. З) звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия: проблемы с выделением первого и последнего согласного, гласного звука в середине и конце слова, с подбором  картинок или слов с заданным звуком, с определением наличия и места звука в слове.

Задачи коррекционного обучения для детей с ОНР.

Для детей с ОНР III уровня речевого развития:

  •  развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  •  развитие произносительной стороны речи;
  •  развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;
  •  подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, не резко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешанием и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков).

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом, выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавление лишнего звука внутри слога и т.д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН  может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Задачи коррекционного обучения для детей с ФФН.

  • Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.5. Целевые ориентиры работы с детьми с речевыми нарушениями.

 Планируемые результаты освоения детьми  программы дополнительного дошкольного образования описывают целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного воспитания.

При успешном освоении программы достигается следующий показатель развития целевых ориентиров:

  • Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  • У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
  • Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
  • Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Ребёнок может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

2. Учебно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы

2.1 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Период

Произношение

Развитие речи

Формирование элементарных навыков письма и чтения.

Речевая гимнастика, пальчиковая гимнастика, речевые игры по Косиновой Е.М.

      I

Октябрь,

Ноябрь

Индивидуальные

занятия

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков
    [к], [к'], [х], [х’], [j], [ы], [с],
    [с'], [з], [з’], [л], [л'], [ш],
    [ж], [р], [р’] Преодоление затруднений в произношении
    сложных по структуре
    слов, состоящих из
    правильно произносимых
    звуков.
  2. Формирование грамматически правильной речи.
  3. Звуковой анализ и синтез
    слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений.

4. Различение звуков на
слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к'], [г], [х], [л], [л'], [j], [р],
[Р']» [с], [с'], [з], [з'], [ц]

в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.

5. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х],

6. [л'] — [j],
[ы] - [и].

7. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно
двух- и трехсложных)

в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Усвоение доступных ритмических моделей слов: тата, тата, татата, татата.

Определение ритмических моделей слов: вататата, водатата и т. п. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью

1.  Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.). Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли... собаки); сравнение личных

окончании глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя... сумка).

2. Словарная работа.
Привлечение внимания к
образованию слов способом
присоединения приставки
(наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех меховой меховая, лимон
лимонный лимонная);
способом словосложения
(пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным
значением
(пенек, лесок,
колесико).

3.Предложение, связная речь. Привлечение внимания к со
ставу простого распространенного предложения с прямым дополнением
(Валя читает книгу);

выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что  делав т? делает  что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы.

Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.

Заучивание текстов наизусть.

1.  Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).

Анализ и синтез обратных слогов, например «ат», «ит»; выделение последнего согласного из слов («мак», «кот»). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: «ком», «кнут». Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов: «кит» (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме). 2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: «ат», «ит».

Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: «та», «му», «ми», «си» с ориентировкой на гласную букву.

Преобразовывание слогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: «сом», «кит». Постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

1. Медленное выполнение речевых упражнений, перед зеркалом, соблюдение зрительного контроля. Использование наводящих вопросов типа «что делают губы?», «что делает язычок?»

2. Постепенное увеличение темпа речевых упражнений, выполнение их под счет.

3. Пальчиковая гимнастика. Использование упражнений для пальцев рук условно статических и динамических. Медленное выполнение всех упражнений, следить за правильным переключением с одного движения на другое. Постепенное усложнение упражнений.

4. Использование игр на развитие речевого слуха, на развитие высоты и тембра голоса, на развитие слухового внимания.

II

Декабрь, январь, февраль

Индивидуальные

занятия

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков:
    [т], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'],[ш], [ж], [л], [р], [р'], [ц],[ч], [ш.
  2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых
    звуков
    (строительство, космонавт и др.).

3.        Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

4. Закрепление правильного
произношения звуков: [с] (продолжение), [с'], [з], [з’],[б], [б'], [д], [д', [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р'].

5. Различение звуков на
слух: [с] - [с'], [з] - [з'], [з] - [з'] - [с] - [с’], [б] -[б
] - [п] - [п'], [д] - [д'], [Д] - [Д'] - [т] - [т'] -[г] - [г'], [г] - [г'] - [к] -

[К'] - [Д] - [Д'], [Ш] - [С] -

[ж] - [щ], [л] - [л'] –

[р] - [р’], [ж] - [з] - [ш] (без проговаривания).

6.        Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с'], [з] — [з'],

[б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] – [Р'], [л] - [л'].

7. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар,
перекресток, экскаватор
и др.) в связи с закреплением
правильного произношения
перечисленных звуков.

8. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

1.  Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...).

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики); к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и  сопоставлению

окончании прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой... голубой платок; ал ... голубая лента; ое... голубое платье; ые ... голубые полотенца).

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах
(В зале много... светлых ламп. Дети кормили
морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...).
Воспитание умения в простых
случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже
(Кук
лам сшили... два платья...
пять платьев, две рубашки... пять рубашек).  

 Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, яро-шедшего и будущего времени (катаю катал буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит выкрасил). 2.  Словарная работа Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые), за счет словосложения (трехколесный, первоклассник).

составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на…трехколесном  велосипеде. Грузовик подъехал к заводу). Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).

3.  Предложения Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака Под скамейкой спит собака...). Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) н распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу Миша вешает в шкаф меховую шубу). Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за) домом; елочка росла ... (у, около, возле) дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

4.  Связная речь Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты.

Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1.  Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков.

Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. д.).

2.        Формирование начальных навыков чтения (работа
с разрезной азбукой)
Последовательное усвоение
букв
б, в, д, э, г, ш, е, л, ж,
ё, р, и.

Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп сук, Тата Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: «Таня*, «Яма».

3.        Письмо букв и слов
Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички
животных пишутся

с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов.

  1. Звуки и буквы
    Определение
    различий и
    качественных характеристик звуков: «гласный — со
    гласный», «твердый — мягкий», «звонкий — глухой».
  2. Слово

Звуко-слоговой анализ слов (например: «вагон», «бумага», «кошка», «плот», «краска», «красный* и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка мушка мишка...; стол столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка). Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам

или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: «.ветка», «ели», «котенок», «елка»). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений.

  1. Предложение
    Формирование умения делить на слова предложения
    простой конструкции без
    предлогов и с предлогами.
    Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3 — 4 слов после устного анализа и без предварительного анализа.
  2. Чтение

Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным

произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит... елкой). Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.

Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному.

Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи. 8.  Правописание Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.

Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы).

Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб зубы, мороз морозы) и с помощью родственных слов (дуб дубок). Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов. Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями «ши», «жи». Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей,

клички животных, названия

городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа

1. Выполнение речевых упражнение с использованием зрительного контроля и без него. Увеличение темпа речевых упражнений. Следить, чтобы движения речевых органов были четкими и плавными.

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для кистей и пальцев рук: условно статические и динамические. Типа «Печем блины», «Шарик», «Ежик», «Птичка пьет водичку» и др. Выработка точной координации движений, хорошей подвижности и гибкости, выработка графо-моторных навыков.

3. Использование игр на развитие речевого слуха, слухового внимания и памяти типа «Лягушкина семейка», «Том-дом-ком» и др.

III

Март,

апрель,

май,

июнь

Индивидуальные занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуаль

ными особенностями детей.

Закрепление правильного
произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.

  1. Различение на слух:
    [ч] - [т'] - [с'] -[щ],
    [Ц] - [т'] - [с], [щ]-
    [ч] - [с'] - [ш].
  2. Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] - [т'], [ч] - [с'],
    [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] —

[Ч],  [Щ] - [С'].

3)        Усвоение многосложных
слов в связи с закреплением
правильного произношения
всех звуков речи

(учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

4) Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

1.        Развитие внимания к изменению грамматических
форм слова в зависимости от
рода, числа, падежа, времени действия

Закрепление

полученных ранее навыков.

2.        Словарная работа
Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет
присоединения приставки
или суффикса,

за счет словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений.

Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).

3. Предложения Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами * из-под*, «из-за*: кот вылез... (из-под) стола. Привлечение внимания к предложениям

С членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат). 4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа до картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1.        Звуки и буквы
Дальнейшее развитие навыков различения звуков.
Усвоение букв
ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 недели обучения).
Закрепление и дальнейшее
развитие навыка

использования при письме ранее
пройденных букв
е, ё и усвоение букв ю, я.
Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков.

Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья.

2.        Слово

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям.

Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.

Усвоение буквенного состава слов различной сложности.  

письма слов с буквами я, е, ё, и. Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю. Умение выкладывать и писать слова с сочетанием «ча», «чу», «ща», «щу». Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.

3. Предложение
Выкладывание из букв раз
резной азбуки небольших
(3—5 слов) предложений с
предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно.
Выделение в предложении
отдельных слов, написание
которых требует применения
правил
(У Маши болит зуб).

4.Чтение

Дальнейшее развитие навыков чтения.

Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.

Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа  по дальнейшему развитию навыка

определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков списывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения.

1.Выполнение речевых упражнений без использования зрительного контроля в быстром темпе. Движения речевых органов должны быть четкими и плавными, без подергиваний. Упражнения типа «Блинчики», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Чашка», «Чистим зубки», «Маляр» и др. должны выполняться детьми не только по предварительному показу логопеда, но и самостоятельно, по названию упражнения.

2. Упражнения для кистей и пальцев рук: условно статические и динамические. Показ картинки, называние упражнения – дети должны сами вспомнить, какое положение кистей рук или пальцев они должны воспроизвести.

3.Использование игр на развитие слухового внимания и памяти, на различение высоты голоса и тембра голоса, на развитие речевого слуха.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

      • свободно составлять рассказы, пересказы;
      • владеть навыками творческого рассказывания;
      • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
      • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
      • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
      • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
      • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
      • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть  последовательность  слов   в   предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их; выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать
слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
 

2.2 График оказания

 индивидуальной логопедической помощи

День недели

Индивидуальные занятия

вторник

15.10-15.30 группа №3 старшая

15.35-15.55 группа №3 старшая

16.00-16.20 группа №3 старшая

16.25-16.45 группа №3 старшая

16.50-17.10 группа №3 старшая

17.15-17.35 группа №3 старшая

17.40-18.00 группа №7 подготовительная

среда

15.10-15.30 группа №6 старшая

15.35-15.55 группа №6 старшая

16.00-16.20 группа №6 старшая

16.25-16.45 группа №4 подготовительная

16.50-17.10 группа №4 подготовительная

17.15-17.35 группа №11 подготовительная

17.40-18.00 группа №6 старшая

18.05-18.25 группа №7 подготовительная

четверг

15.10-15.30 группа №4 подготовительная

15.35-15.55 группа №4 подготовительная

16.00-16.20 группа №6 старшая

16.25-16.45 группа №6 старшая

16.50-17.10 группа №6 старшая

17.15-17.35 группа №11 подготовительная

17.40-18.00 группа №6 старшая

18.05-18.25 группа №7 подготовительная

пятница

15.10-15.30 группа №3 старшая

15.35-15.55 группа №3 старшая

16.00-16.20 группа №3 старшая

16.25-16.45 группа №3 старшая

16.50-17.10 группа №3 старшая

17.15-17.35 группа №3 старшая

17.40-18.00 группа №7 подготовительная

  1. Содержание изучаемого курса.

3.1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.  Содержание индивидуальной работы с дошкольниками.

Так как в кружок индивидуальной логопедической помощи зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения, коррекционная работа включает основные направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи III уровня

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

При  фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

а) выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;

для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;

для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;

для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

б) развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

сонор JI

шипящий Ж

соноры Р, Р' 

шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится  индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

 Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три - за мною повтори»

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы»,

«Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. словоизменение;
  2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. пересказ;
  2. рассказ по серии сюжетных картин;

рассказ по сюжетной картине

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

4.1 Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом развитии детей.

Рабочие тетради.

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  3. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  4. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  5. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  7. Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  8. Комарова Л.А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  9. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  10. Комарова Л.А. Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  11. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1. Простые предложения. Глаголы во множественном числе. Существительные. М.: творческий центр «Сфера», 2012г.
  12. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №2. Местоимения. Простые предлоги. Существительные во множественном числе. М.: творческий центр «Сфера», 2012г.
  13. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №3. Сложные предлоги. Приставочные глаголы. Числительные. М.: творческий центр «Сфера», 2012г.
  14. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №4. Прилагательные. Сравнительная степень прилагательных. Антонимы и синонимы.  М.: творческий центр «Сфера», 2012г.
  15. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №1. Человек и его мир. М.: творческий центр «Сфера», 2012г.
  16. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №2. Транспорт, профессии, мир растений. М.: творческий центр «Сфера», 2012г.
  17. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №3. Звери, птицы, насекомые, рыбы, времена года. М.: творческий центр «Сфера», 2012г.

Демонстрационные материалы.

1. Картинки – символы артикуляционных упражнений.

2.Фотографии правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционных упражнений.

3. Рабочие тетради с упражнениями для постановки разных групп звуков.

4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подгото-

    вительной к школе логогруппе.

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в старшей

    логогруппе.

Дидактические пособия.

1. Предметные картинки.

2.Дидактические игры для автоматизации звуков («Логопедическое лото», «Путешествие Звуковичка», « Логопедические карточки на звуки», «Счётные палочки»).

3. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Множественное число имен существительных.

4. Гербова В.В. Наглядно-дидактическое пособие. Развитие речи в детском саду для детей 4-6 лет. Обогащение словарного запаса, формирование умений правильно строить речевые высказывания.

5. Набор карточек с рисунками для детей 4-6 лет «Читаем по слогам».

6. Набор карточек с рисунками для детей 4-6 лет «Читаем предложения».

7. Игра «В мире слов. Первые предложения». Составлять предложения и рассказы, расширять словарный запас.

3. Игры для развития мелкой моторики (пазлы, шнуровки, штриховки, игры с крупами, с бусинами, с пуговицами, с прищепками).

4. Игры для развития дыхания (бабочки, пушинки, осенние листья, снежинки, мыльные пузыри).

Специальное оборудование.

1.Зеркало большое, настенное.

2.Зеркала индивидуальные.

3.Влажные салфетки.

4.Ватные палочки.

5.Ватные диски.

6.Бумажные салфетки.

7.Антибактериальное средство для рук.

Учебное оборудование.

1.Стол учительский.

2.Магнитная доска.

3.Столы детские.

4.Стул учительский.

5.Стулья детские.

6.Шкаф книжный.

5.Список использованной литературы.

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: Детство-Пресс, 2008г.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. СПб: издательство Владос, 2009г.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. 1 период обучения в подготовительной к    

школе логогруппе. М.: издательство Гном, 2014г.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. 2 период обучения в подготовительной к    

школе логогруппе. М.: издательство Гном, 2014г.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. 3 период обучения в подготовительной к    

школе логогруппе. М.: издательство Гном, 2014г.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. 1 период обучения в старшей логогруппе. М.: издательство Гном, 2014г.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. 2 период обучения в старшей логогруппе. М.: издательство Гном, 2014г.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. 3 период обучения в старшей логогруппе. М.: издательство Гном, 2014г.
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к    

школе логогруппе. М.: издательство Гном, 2014г.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. М.: издательство Гном, 2014г.
  2. Ильина Т.Г. Игровой букварь для детей 5-7 лет. с речевыми нарушениями. М.: издательство Гном, 2015г.
  3. Краузе Е.Н. Логопедия. СПб.: издательство Корона-Век, 2013г.
  4. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. . СПб.: издательство Корона-Век, 2008г.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 1 период: пособие для логопедов. М.: издательство Гном, 2012г.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 3 период: пособие для логопедов. М.: издательство Гном, 2012г.
  7. Никитина А.В. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет. СПб.: Каро, 2008г.
  8. Новиковская О.А. Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков речи. СПб.: Корона-Век, 2013г.
  9. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. СПб.: Детство-пресс, 2007г.
  10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
  11. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М.: Эксмо, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Декоративно-прикладной направленности «Тили-тили тесто» (ознакомительный уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа "Тили-тили тесто" является прграммой художественной направленности.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тили-тили тесто...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности (стартовый уровень)

Программа по кружку технической направленности в подготовительной группе. Работа с различными видами конструкторов: магнитный, Тика, деревянный, Лего....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Чудесные узоры ЭБРУ» для 6-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности  «Чудесные узоры ЭБРУ» для 6-7 лет  МАДОУ «Детский сад №6»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"

Дополнителная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные  ладошки"(тестопластика)возраст воспитанников 5-7 лет,срок реализации 2 года. Автор: ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)

Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития)  имеет социально – гуманитарную направленность. Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные превращения"

Для развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-го года жизни организована кружковая работа по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Чудесные превращения»...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)

Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...