Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные превращения"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Для развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-го года жизни организована кружковая работа по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Чудесные превращения» /Аппликация с применением нетрадиционных материалов и техник/.
Рабочая программа «Чудесные превращения» реализуется по запросу родителей и направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), развивает воображение, эстетические чувства, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Прикладное творчество, являясь наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит, сколько часов выделено на овладение той или иной темой. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnye_prevrashcheniya_noveyshiy_variant_2020.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению решением педагогического совета МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка» протокол № 1 от 30.08. 2019г. | заведующим МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка» __________ О.В.Ермаковой Приказ № 85 от 30.08.2019 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Чудесные превращения»
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Корабельникова Нелли Александровна
г. Мичуринск, 2019.
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Мичуринска Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудесные превращения» |
3. Ф.И.О., должность автора | Корабельникова Нелли Александровна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: |
|
4.2. Вид | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
4.3. Направленность | социально - педагогическая |
4.4.Уровень освоения программы | ознакомительный |
4.5. Область применения | дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения | 1 год |
4.7. Год разработки программы | 2019 |
4.8. Возрастная категория обучающихся | 4-5 лет |
БЛОК №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»
1.1.Пояснительная записка
Для развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-го года жизни организована кружковая работа по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Чудесные превращения» /Аппликация с применением нетрадиционных материалов и техник/.
Рабочая программа «Чудесные превращения» реализуется по запросу родителей и направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), развивает воображение, эстетические чувства, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Прикладное творчество, являясь наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит, сколько часов выделено на овладение той или иной темой. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения,
Направленность программы: художественная.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники аппликации и декоративно-прикладного творчества.
Актуальность: Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на расширение возможностей в развитии творческих способностей детей, стимулировании их познавательной деятельности, а также ее практической направленности. Программа предполагает овладение основами разнообразными техниками аппликации с применением различных материалом, даёт возможность каждому воспитаннику открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду
В процессе деятельности развивается мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорное восприятие, глазомер; логическое мышление и воображение; волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца); художественные способности и эстетический вкус.
Педагогическая природособразность: обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к прикладному творчеству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Адресат программы. Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).
Объем программы: Всего 36 занятий, 36 учебных часов.
Форма обучения и виды занятий: Обучение групповое. В ходе реализации программы проводятся следующие виды занятий: комплексные, интегрированные, практические.
Срок реализации программы: 1 учебный год (с сентября по май).
1.2 Цель программы
Цель: Создание условий для развития творческой и познавательной способностей детей 4-5 лет.
Задачи программы:
Образовательные:
- Знакомить детей со свойствами различных материалов;
- Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок), технике «квиллинг» (скручивание бумажных полосок);
- Учить работать с тканью, ватными дисками, нитями, учитываю специфику материала;
- Учить детей работе с ножницами;
- Совершенствовать умение работе с клеем, приклеивая детали аппликации к основе и к друг другу;
- Содействовать проявлению увлечений и интересов у детей в совместном со взрослым творчестве;
- Совершенствование навыков ориентировки в пространстве;
- Обучение умению принимать и выполнять учебную задачу;
- Обогащать лексикон ребенка специальными терминами
Воспитательные:
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности, желания сделать начатую работу до конца
Развивающие:
- Развивать воображение, образное мышление как основу творческой личности;
- Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, формы, композиции;
- Развивать мелкую моторику и глазомер;
- Способствовать развитию конструктивной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Количество | Форма контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Обрывная аппликация
| |||||
1.1 | «Бабочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, наблюдение, практическое задание |
1.2 | «Жираф» | 1 | 0,5 | 0,5 | Начальная диагностика, практическая работа |
1.3 | «Праздничный торт» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
1.4
| «Барашек» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
1.5 | «Осеннее дерево» | 1 | 0,3 | 0,7 | Дидактическая игра, практическая работа |
1.6 | «Синица» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
1.7 | «Грибы» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
1.8 | «Ежик» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
1.9 | «Рябина» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
Раздел 2 «Аппликация с применением ватных дисков, ниток, ткани» | |||||
2.1. | «Ванины помощники. Лоскутное одеяло» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,5 | 0,5 | Дидактическая игра, практическая работа |
2.2 | «Веселые зверюшки» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.3 | «Красивая посуда» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.4 | «Окошко в Лоскутково» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.5 | «Паровозик из Ромашково» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.6 | «Совушка» (аппликация с использованием ватных дисков) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.7 | «Намело сугробы» (аппликация с использованием ватных дисков) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.8 | «Новогодний сапожок» (аппликация с использованием ватных дисков) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа Выставка |
2.9. | «Новогодняя открытка» (аппликация с использованием ватных дисков) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа Выставка |
2.10 | «Зимняя ночь» (аппликация с использованием нарезанных нитей) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.11 | «Пингвин» (аппликация с использованием ватных дисков) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.12 | «Царство диких зверей» (аппликация с использованием нарезанных нитей) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.13 | «Сказочная птица» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.14 | «Зайчик» (аппликация с использованием ватных дисков) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.15 | «Волшебное дерево» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.16 | «Машина» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.17. | «Букет для мамы» (аппликация с использованием ткани) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.18 | «Кошечка» (аппликация с использованием нарезанных нитей) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
2.19 | «Верба» (аппликация с использованием ватных дисков) | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа Выставка |
Раздел 3 «Аппликация с элементами квиллинга» | |||||
3.1 | «Осьминог» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
3.2 | «Паучок» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
3.3 | «Улитка» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
3.4 | «Рыбка» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
3.5 | «Салют» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
3.6 | «Белая береза» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
3.7 | «Светофор» | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическая работа |
3.8 | «Вернисаж» | 1 |
|
| Диагностика. Выставка |
Итого | 36 занятий . |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Обрывная аппликация
Занятие 1.1 «Бабочка»
Теория: Понятие об обрывной аппликации. Особенности техники обрывной аппликации.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 1.2. «Жираф»
Теория: Многообразие животного мира. Особенности техники обрывной аппликации.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 1.3. «Барашек»
Теория: Домашние и дикие животные. Знакомство с элементами и техникой «бумажная пластика».
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 1.4. «Праздничный торт».
Теория: Закрепление особенностей техники «бумажная пластика». Скатывание в комочек бумажной салфетки. Закрепление правил работы с клеем.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 1.5. «Осеннее дерево».
Теория: Красота природы. Способы отображения. Понятие о мозаике. Развитие понятия о композиции.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 1.6. «Синица».
Теория: Особенности техники обрывной аппликации. Заполнение контура изображения. Отличие диких птиц от домашних.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 1.7. «Грибы».
Теория: Особенности техники обрывной аппликации. Заполнение контура изображения.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 1.8. «Ежик».
Теория: Особенности техники обрывной аппликации. Дикие животные. Закрепление правил работы с клеем.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 1.9. «Рябина».
Теория: Закрепление техники «бумажная пластика».
Практика: Изготовление изделий.
Раздел 2. Аппликация с применением ткани, ватных дисков, шерстяных ниток
Занятие 2.1. «Ванины помощники. Лоскутное одеяло».
Теория: Знакомство со свойствами хлопчатобумажной ткани (ситец). Закрепление геометрических фигур.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.1. «Ванины помощники. Лоскутное одеяло».
Теория: Знакомство со свойствами хлопчатобумажной ткани (ситец). Закрепление геометрических фигур.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.1. «Ванины помощники. Лоскутное одеяло» (аппликация из ткани).
Теория: Знакомство со свойствами хлопчатобумажной ткани (ситец). Закрепление геометрических фигур.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.2. «Веселые зверюшки» (аппликация из ткани).
Теория: Знакомство со свойствами хлопчатобумажной ткани (ситец). Закрепление геометрических фигур.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.3. «Красивая посуда» (аппликация из ткани).
Теория: Знакомство с понятием «орнамент». Приклеивание заготовок из ткани на картонную основу.
Практика: Изготовление изделий.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.4. «Окошко в Лоскутково» (аппликация из ткани).
Теория: Композиционное и цветовое решение. Объединение частей в целое.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.5. «Паровозик из Ромашково» (аппликация из ткани).
Теория: Выразительность образа и сочетание цветов. Железнодорожный транспорт.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.6. «Совушка» (аппликация с использованием ватных дисков).
Теория: Техника аппликации с использованием ватных дисков. Объединение частей в целое.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.7. «Намело сугробы» (аппликация с использованием ватных дисков).
Теория: Выразительность образа и способы его создания. Дикие птицы.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.8. «Новогодний сапожок» (аппликация с использованием ватных дисков).
Теория: Новогодние традиции. Понятие о композиции. Использование дополнительного декоративного материала (стразы, пайетки).
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.9. «Здравствуй, Новый Год. Новогодняя открытка» (аппликация с использованием ватных дисков)
Теория: Особенности аппликации с волокнистыми материалами. Разработка этапов работы. Понятие о композиции.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.10. «Зимняя ночь» (аппликация с использованием нарезанных шерстяных нитей).
Теория: Техника работы с нарезанными шерстяными нитями. Композиционное решение.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.11. «Пингвин» (аппликация с использованием ватных дисков).
Теория: Многообразие мира птиц. Композиционное решение. Разработка этапов работы.
Практика: Изготовление изделий.
Занятие 2.12. «Царство диких зверей» (аппликация с использованием нарезанных шерстяных нитей)
Теория: Дикие животные леса. Выразительность образа и способы его создания. Композиционное решение.
Практика: Изготовление изделий.
2.13. «Сказочная птица» (аппликация из ткани).
Теория. Выразительность образа и сочетание цветов. Работа с шаблонами из картона. Сказочные птицы.
Практика: Изготовление изделий.
2.13. «Зайчик» (аппликация с использованием ватных дисков).
Теория. Дикие лесные животные. Разрезание круга по линии на два полукруга. Выразительность образа.
Практика: Изготовление изделий.
2.14. «Волшебное дерево» (аппликация из ткани).
Теория. Выразительность образа и сочетание цветов. Работа с шаблонами из картона. Составление плана этапов работы
Практика: Изготовление изделий.
2.15. «Машина» (аппликация из ткани).
Теория. Виды транспорта. Части машины. Составление целого образа из частей.
Практика: Изготовление изделий.
2.16. «Букет для мамы» (аппликация из ткани).
Теория. Подарки для любимых мам. Выразительность образа и сочетание цветов. Работа с шаблонами из картона.
Практика: Изготовление изделий.
2.17. «Кошечка» (аппликация с использованием нарезанных шерстяных нитей).
Теория. Домашние питомцы. Заполнение контура изображения мелко нарезанными шерстяными нитями.
Практика: Изготовление изделий.
2.18. «Хризантема» (аппликация с использованием ватных дисков).
Теория. Садовые цветы. Закрепление техники работы с волокнистыми материалами. Техника выполнения надрезов на цветной бумаге и ватных дисках.
Практика: Изготовление изделий.
2.19. «Верба» (аппликация с применением ваты).
Теория. Православные пасхальные традиции. Правила композиции. Особенности работы с ватой.
Практика: Изготовление изделий.
Раздел 3. Аппликация с использованием техники «Квиллинг»
3.1. «Осьминог».
Теория. Техника «Квиллинг». Элемент «Свободная спираль». Правила композиции.
Практика: Изготовление изделий.
3.2. «Паучок».
Теория. Элемент «свободная спираль». Отличие паукообразных от насекомых.
Практика. Изготовление изделий.
3.2. «Улитка»
Теория. Элемент «свободная спираль». Формирование культуры труда. Многообразие животного мира.
Практика: Изготовление изделий.
3.3. «Улитка»
Теория. Подарки для любимых мам. Выразительность образа и сочетание цветов. Работа с шаблонами из картона.
Практика: Изготовление изделий.
3.4. « Рыбка»
Теория. Особенности внешнего вида рыб. Элемент квиллинга «таблетка».
Практика: Изготовление изделий.
3.5. «Салют»
Теория. Праздник День Победы. Пространственное и цветовое восприятие. Композиция.
Практика: Изготовление изделий.
3.6. « Белая береза»
Теория. Красота природы. Способы отображения. Композиционное решение.
Практика: Изготовление изделий.
3.7. « Светофор»
Теория. Правила дорожного движения. Элемент квиллинга «таблетка».
Практика: Изготовление изделий.
Раздел 4. Вернисаж.
Теория. Правила дорожного движения. Элемент квиллинга «таблетка».
Практика: Изготовление изделий.
Ожидаемые результаты:
Предметные
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с бумагой;
- основные правила работы с тканью и волокнистыми материалами (ватными дисками. мелко нарезанными шерстяными нитками как материалами нетрадиционной аппликации)
- основные приемы в технике «обрывная аппликация;
- основные способы работы с бумагой в технике «квиллинг
- основные правила техники безопасности;
Обучающиеся должны уметь:
- изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывания бумаги;
- правильно держать ножницы и действовать ими
- сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа
- составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать;
- доводить дело до конца;
- аккуратно, выполнять свои работы;
- восстанавливать последовательность выполняемых действий;
- принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу и словесному указанию воспитателя, самостоятельно;
- создавать при помощи взрослого выразительные образы знакомых предметов окружающего мира;
- строить композицию через расположение отдельного изображения относительно друг друга по величине;
Метапредметные
Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности, расширение знаний и представлений об окружающем мире природы и явлениях общественной жизни, накопление социокультурного опыта.
Регулятивные УУД:
- умение планировать алгоритм действий для выполнения учебных задач, умение предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, проявлять творческие способности.
Коммуникативные УУД
- формирование и активизация словаря, понимание ребенком речи окружающих;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения заданий.
Личностные
- развитие умения слушать, мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
- формирование личностного отношения к результатам своей деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к духовным ценностям.
БЛОК 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Всего учебных недель – 36.
Количество учебных часов _36 ч.
Учебный период: сентябрь – 02.09.2019- 31.05.2020
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническоеобеспечение
Оборудование:
Светлое помещение с естественным освещением, мебель, соответствующая росту детей, цветная бумага, картон, ватные диски, мелконарезанная шерстяная ткань, декоративные элементы (пайетки, самоклеящиеся стразы), нощницы, кисти для клея, клей ПВА.
Наглядные пособия:
Картины с изображение предметов, животных по предлагаемям детям демам.
Кадровое обеспечение
В работе по реализации программы большую роль играют воспитатели, а так же родители воспитанников.
Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, имеет высшее педагогическое образование и повышение квалификации по программе повышения квалификации «Педагог дополнительного образования: современные подходы и профессиональная деятельность»
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:
Педагогическое наблюдение:
- активность на занятиях;
- вовлеченность в проведение мероприятий;
- заинтересованность в получении новых знаний и умений;
- коммуникативные и творческие способности.
Педагогический анализ:
- анкетирование детей с целью выявления интересов, определения направленности к различным видам познавательной деятельности;
- диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста;
- оценивание полученных знаний и умений применять эти знания на практике (в форме опроса, игры, викторины, конкурса, выставки и т.д.).
- анкетирование родителей с целью исследования динамики личностного роста ребёнка.
Форма подведения итогов реализации программы
2.4. Оценочные материалы (приложение 1)
Для определения результативности освоения программы используется:
- диагностика – начальная, промежуточная, итоговая;
- проверка теоретических знаний и практических навыков (устный опрос, творческие задания);
-проверка умения применять на практике полученные знания (практические задания).
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:
- аналитическая справка;
- журнал посещаемости;
- материал анкетирования и тестирования;
- методическая разработка;
- портфолио;
- фото;
- отзывы детей и родителей;
- грамота;
- свидетельство (сертификат, диплом).
В качестве форм предъявления и демонстрации образовательных результатов используются:
- аналитическая справка;
- диагностическая карта;
- конкурс;
- олимпиада;
- открытое занятие.
Основная цель выставок с работами - это выявление слабых и сильных сторон в развитии воспитанников.
2.5. Методические материалы
При изучении программы «Чудесные превращения» приоритет отдается активным формам преподавания. Активно используются технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Эффективно сочетаются индивидуальные и групповые формы работы.
Каждая тема предваряется знакомством с теоретическим и практическим материалом с помощью видео- и фотоматериалов, знакомства с образцами. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо изучать её постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике.
Практическая часть планируется составлением плана работы и изготовлением изделий. На последующих этапах выполняется работа, проводится самооценка и взаимооценка.
По мере изучения программы происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов.
Для успешного усвоения учебного материала педагог использует:
- создание оптимистической комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребёнок может радостно и свободно обучаться без чрезмерных усилий. Сохранить радость, детскую непосредственность восприятия, эмоционально раскрепостить душу ребёнка, создать жизнерадостный характер обучения, благоприятную среду для успешного освоения им материала, проявления творческих способностей;
- подачу материала через образ, метафору, игру;
- использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов собственной разработки, направленных на эффективное освоение материала, игр, импровизаций, на развитие и реализацию творческого потенциала детей;
- выход за рамки узкопрофессиональных задач, развитие внимания, мышления, фантазии, активности и художественно-творческих способностей детей путём специального подбора заданий, упражнений, заставляющих их думать, размышлять, анализировать и делать выводы.
Методическое обеспечение
№ п/п | Название модуля | Форма занятия | Технологии и методы обучения | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Обрывная аппликация | игра-путешествие, творческая мастерская, практическое занятие, конкурс, интегрированное занятие, выставка | Технологии: Личностно-ориентированные; эвристического обучения; игровые (дидактические игры и т.д.); информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие (релаксационная, зрительная, пальчиковая гимнастика; динамические паузы), система «портфолио» Методы: Словесные Наглядные | Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд | диагностика, опрос, конкурс, практическое и творческие задание, викторина, выставка |
2 | Аппликация с применением ткани, ватных дисков, шерстяных ниток | творческая мастерская, практическое занятие, конкурс выставка, | Технологии: Личностно-ориентированные (разноуровневые задания); эвристического обучения; игровые (дидактические игры и т.д.);информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие (релаксационная, зрительная, пальчиковая гимнастика; динамические паузы) Методы: Словесные Наглядные Проблемного обучения | Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд | практические задания, творческие задания, выставка, конкурс, викторина |
3 | Аппликация с использованием техники «Квиллинг» | игра-путешествие, творческая мастерская, практическое занятие, выставка, конкурс | Технологии: Личностно-ориентированные (разноуровневые задания); эвристического обучения; игровые (дидактические игры и т.д.);информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие (релаксационная, зрительная, пальчиковая гимнастика; динамические паузы) Методы: Словесные Наглядные Проблемного обучения | Компьютер, мультимедиа-проектор, видео и фоторяд | диагностика, тестирование, практические задания, творческие задания, конкурс, выставка |
2.6. Список литературы
Для педагога:
- Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/Е.С. Анищенкова. – М.:АСТ: Астрель, 2007.– 61 с.
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. -М.: Просвещение, 1986г.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999г.
- Н.А.Ермолаева, А.Н.Малышева «Аппликация в детском саду», Ярославль, Академия Холдинг, 2004.
- Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия/авт. – сост. О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.
- Котова Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010г.
- И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Ярославль, Академия Развития, 2012.
- И.В.Новикова «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2011.
- Озерецкий, Н.О. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей [Электронный ресурс], – http://www.studmed.ru/. – статья в интернете.
- Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет/авт.-сост. С.С.Пискулина. – Волгоград: Учитель, 2014.
Для учащихся:
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- М.: Просвещение, 1998г.
2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002г.
3. Митителло К. А. Золотая коллекция аппликаций.- М., Эксмо, 2005г.
4. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.
5. Чудина Ю.Ю. Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному. -М.: Феникс, 2013г .
Информационное обеспечение
- http://www.edu.ru. Федеральный портал «Российское образование».
- http://school.edu.ru. Федеральный портал «Российский образовательный портал».
- http://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования «Наша сеть». Портал ориентирован на две основные группы посетителей: воспитатели и учителя (копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки).
- http://www.maam.ru - Международный образовательный портал. Ориентирован на воспитателей и учителей (конспекты, разработки, сценарии, оформления, поделки, игры).
- http://vospitatel.com.ua – Всероссийский сайт для воспитателей «Воспитатель». Ориентирован для воспитателей (проекты, работа с родителями, исследовательская деятельность, перспективное планирование, игры, дополнительные материалы, загадки, пословицы, стихи, презентации).
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Форма оценки знаний, умений и навыков воспитанников,
развития общей ручной умелости и художественно-творческих способностей
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Овладение основными знаниями:
- основные инструменты и материалы, применяемые при работе согласно программе; - виды материалов, их свойства и применение; - разнообразие аппликативных техник; - основы композиции, выполненные в технике нетрадиционная аппликация; - правила работы в коллективе. | Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала. | Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении. | Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении. |
Овладение основными умениями и навыками:
- следовать устным инструкциям педагога;
| Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков. | Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения. | Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога. |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога. | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На плоскости листа не соблюдается пропорциональность. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность, оригинальность | 1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом. 2. С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения. 3. Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую педагогом информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание. 4. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку, оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога. | 1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки. 2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения. 3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается. 4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности . | 1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога. 2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок. 3.Отвлекается, не усидчивый, не внимательный. 4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности. |
Диагностическая карта развития детей в процессе освоения программы
№ | Фамилия, имя ребенка | Овладение техническими навыками работы с материалами | Развитие общей ручной умелости | Развитие творческих способностей | Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Использование навыков в самостоятельной продуктивной деятельности | Составление композиции | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||
1.. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ | ||||||||||||||
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ | ||||||||||||||
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ | ||||||||||||||
ИТОГ: | ||||||||||||||
1 БАЛЛ | Уровень развития не сформирован | |||||||||||||
2 БАЛЛА | Уровень развития сформирован в недостаточной мере. | |||||||||||||
3 БАЛЛА | Уровень развития сформирован в недостаточной мере. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...