Краткосрочный проект " Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Белякова  Татьяна Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_ekologicheskiy_proekt_v_starshey_gruppe.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

                       детский сад №57 «Белочка» комбинированного вида.

Согласованно:                                                              Утверждаю:

Старший воспитатель                                                   Заведующий МБДОУ № 57 «Белочка»

_________ Симухина Н.Н.                                              ______________ Осокина Р.Е.

Краткосрочный проект

«Зимующие птицы»

в старшей группе №6.

Воспитатель первой

 Квалификационной категории:

Белякова Татьяна Николаевна

Улан-Удэ

2023г

Продолжительность проекта: краткосрочный.  

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта:  воспитатель, дети,   родители.

Возраст детей: старшая группа (5-6лет)

Актуальность проекта: человек видит и слышит птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Роль пернатых в экосистеме очень велика. Птицы являются верными защитниками растительности от вредителей.

Зима - трудное время для птиц. Большое количество пернатых гибнет зимой от нехватки корма (ягод, семян, насекомых). Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы.  Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 

Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?

Цель:  Формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Обогащать и углублять представления о зимующих птицах нашего края.
  • Способствовать  развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. 
  • Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. 
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.   
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Для педагогов:

  • Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах нашего края
  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
  • Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.
  • Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.

Для родителей 

  • Проводить  совместные прогулки с детьми в лес,парк (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
  • Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Привлечь   родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
  • Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе.  
  • Подкармливая птиц, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
  • Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

   Продукты проекта :

Рисунки детей «Снегири на ветках»  «Птицы на кормушках»

         Лепка «Птицы  клюют зернышки»      

         Аппликация «Птицы на дереве»  

         Ручной труд «Снегирь» «Синица»

Обеспечение:

Методическое:

– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,   и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

– презентация   «Зимующие птицы»;

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;

- аудиозапись с голосами птиц.

Основные этапы реализации проекта:

1.Работа с детьми:

1.Подготовительный:

  а) Выявление первоначальных знаний детей  о зимующих птицах

  б) Информация родителей о предстоящей деятельности.

  в) Планирование работы

  г) Формирование тем для занятий

  д) Подбор иллюстраций, постеров картин   на тему «Зимующие птицы»

  е)  Подобрать сказки, стихи, загадки  о  зимующих птиц                     
 ж) Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.

 Основной этап:

Совместная деятельность детей и воспитателя:

Познавательное развитие

«Беседа о птицах»

 Цель: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)

Проблемная ситуация:

«Что будет, если не станет птиц»,

«Чем мы можем помочь зимующим птицам»;

НОД. Тема: «Зимующие птицы» 

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц,  конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, обогатить словарный запас слов по данной теме.

 Наблюдение за птицами.

Цель: Закреплять знание дней недели, зимних месяцев.  Уточнить представление детей о зимующих птицах. Развивать речь детей. Воспитывать любовь к природе.

Наблюдение:  «Жизнь птиц зимой»

 Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что птиц надо подкармливать. Развивать интерес к природе.

Целевая прогулка по участку д/с    

Наблюдение за поведением птиц на кормушке.

Цель:  Выяснить, какой корм  птицам нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света

Речевое развитие:  

ООД Тема: Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц:  «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».

Цель: Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.

Чтение художественной литературы:

Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба» ,

В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»,

Г. Скребицкий «Появились синички»,

Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

Заучивание стихотворения  А. Яшин  «Покормите птиц зимой!»;

Загадки про зимующих птиц

Чтение пословиц и поговорок  

 Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукций, иллюстраций  о птицах. 

Рассматривание картины О. Потаса «Снегири прилетели».

Рисование:

Снегири на ветке.

Птицы на кормушке.

Лепка:

 «Птицы клюют зернышки»

Аппликация:

 «Птицы на дереве»

Ручной труд:

   «Птицы на дереве»

 

 Социализация

 Дидактические игры и упражнения:

«Закончи предложение»

Цель: закрепить знание пословиц и поговорок о птицах

«Зимующие –перелетные»

Цель: учить различать и назвать перелетных и зимующих птиц

«Кто что ест»

Цель: закреплять знания о том, чем питаются зимующие птицы

«Угадай по описанию»;

Цель: закрепить знания о зимующих птицах.

 Чистка кормушек,  подкормка птиц.

Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.

 Физическое развитие

 Подвижные игры:

«Гуси-лебеди»

 Цель: учить правила игры, совершенствовать основное движение бег, не наталкиваясь друг на друга,  развивать диалогическую речь.

«Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать дружелюбие.

«Совушка»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу, развивать выдержку.

«Перелет птиц»

Цель: упражнять детей в спрыгивании с возвышенности, действовать по сигналу, воспитывать дружелюбие.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей: 

У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

У детей сформированы   определенные системы природоведческие  знания, позволяющие  осознать единство всей природы и место человека в ней.

Обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;

Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;

дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях;

 Для педагогов:

1.Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

2.Систематизация  знаний детей о  зимующих птицах.

3.Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

4.Подготовить презентацию по проекту «Зимующие птицы»

Для родителей: 

Родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Заинтересованность  родителей  в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Активное участие родителей в реализации проекта.

Установление эмоционального контакта с детьми.

Итог проекта.

Изготовление кормушки для птиц.

Заключение:

       Проект по познавательно-творческому  направлению с использованием  ИКТ «Зимующие птицы» полностью реализован.  

   Проект осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой, познавательной  и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной познавательной, художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

       В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи.

Литература:

  1.  Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
  2. Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
  3. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г
  4. «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;
  5. Программа  по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  7. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
  8.  Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Зимующие птицы"

Цель: углубление  и расширение знаний детей о зимующих птицах (названия.внешний вид,особенности поведения в зимний период, питание); воспитывать бережное отношение к птицам....

Краткосрочный проект "Зимующие птицы"

Краткосрочный проект "зимующие птицы"...

Краткосрочный проект "Зимующие птицы"

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. У детей мало экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания ...

Краткосрочный проект "Зимующие птицы".

Тип проекта:познавательно-исследовательский  Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы  Срок реализации проекта:краткосрочный...

Краткосрочный проект «Зимующие птицы ХМАО - ЮГРЫ»

Краткосрочный проект  «Зимующие  птицы ХМАО - ЮГРЫ» Актуальность   Многие задумывались над тем как тяжело выжить птицам зимой?  Давно известно, что многие пт...

Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе (3–4 года).

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблемасовременности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях....