Краткосрочный проект "Зимующие птицы"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. У детей мало экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Вопрос: можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy_dlya_ns_portala.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта "Зимующие птицы"
Группа ОНР средняя
Демченко Ю.Г.
Вид проекта – исследовательско- творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта – дети группы ОНР , родители воспитанников, воспитатели
Проблема: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. У детей мало экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Вопрос: можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой?
Мотивация: Во время прогулки дети находят письмо от птиц, в котором говорится:
- Я – маленький воробей.
Я гибну, дети, спасите…
Мне нечего кушать…
Пожалуйста, помогите!
- Я – синичка с желтой грудкой.
Я гибну, дети, спасите…
Всё лето я ловила комаров и мошек,
Тьму вредных букашек истребила.
Пожалуйста, помогите!
Дети предлагают изготовить кормушки и собрать разнообразный корм, для кормления птиц зимой. Для этого надо узнать, какие птицы остались зимовать в нашем городе, чем питаются птицы.
Цель проекта: Изучить объекты живой природы и закрепить представления о зимующих птицах во взаимосвязи со средой обитания, формировать в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
Задачи проекта:
• Способствовать развитию взаимодействия детей и родителей в различных формах деятельности.
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах, развивать познавательную активность.
• Научить детей вести наблюдения за объектами живой природы.
• Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы
• Расширять представления детей о зимующих птицах родного края
• Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь птицам.
Предполагаемые результаты:
• Сформируется система знаний о зимующих птицах.
• У детей появится интерес к зимующим птицам родного края.
• Дети научатся самостоятельно решать экологические задачи.
• Появится постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.
• Дети смогут сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способа добывания пищи.
• Разовьется интерес и любовь к природе родного края.
• Совместная деятельность детей с родителями дома позволит включить родителей в учебно – воспитательный процесс.
Этапы проведения
1 этап- подготовительный:
• Постановка целей и задач.
• Изготовление плаката «Покормите нас зимой».
• Информирование и сотрудничество с родителями.
• Собрать информацию о зимующих птицах, подобрать фотографии для презентации.
• Подбор литературы.
• Подбор дидактических игр.
2 этап -практический
Формы и методы работы
Познание
| «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу? » «Зимующие птицы». Экскурсия по экологической тропе к рябинке. Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь? », «Птичья столовая», «Четвертый лишний», «Чей клюв? ». Просмотр презентации «Зимующие птицы » Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом. Наблюдение и сравнение следов птиц под кормушкой и под рябиной. .
|
Коммуникация, социализация
| Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, Беседы «Птицы наши друзья», «Чем отличается питание птиц зимой и летом»
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает? », «Один - много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это? ». Сюжетно-ролевые игры «Птичья столовая», «Парк птиц» |
Художественное творчество | Рисование: «Снегири на ветках»,
Лепка: «Какие птицы живут в зимнем лесу? » «Птички на ветке» Аппликации: «Снегирь на ветке», «Зимующие птицы»
|
Трудовая деятельность
| Совместно с родителями изготовление кормушек. Конкурс кормушек с участием родителей «Птичья столовая». Ежедневное кормление птиц.
|
Ознакомление с художественной литературой
| Чтение: А. Яншин «Покормите птиц» В. Бианки «Сова» И. Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше? », «Лесные домишки», «Синичкин календарь» А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.
|
Физическая культура | Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Гуси-гуси», «Лягушка и цапли», «Улетают –не улетают», «Воробушки и автомобиль»
|
Музыка | Прослушивание аудиозаписи пения птиц |
3 этап – заключительный
Итоговое открытое занятие по теме «Зимующие птицы», выставка рисунков, поделок детей, конкурс «Наши кормушки», фотографии.
Результаты проекта:
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
Многие родители приняли активное участие в этом проекте:
Смастерили разнообразные кормушки.
Принесли различный корм для птиц.
Проект позволил раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие возможности изучения зимующих птиц, чем это возможно при традиционном обучении. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах.
В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы. Проблему дети решали путем совместной деятельности с родителями и воспитателями, путем простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ведь ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Цели и задачи, поставленные в начале, выполнены.
Беседа о зимующих птицах (синице, снегире воробье); Рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок об этих птицах.
Материал к занятию:
Занятие по теме « Зимующие птицы»
«Воробушек» в средней группе ОНР
Декорации зимнего леса, изображения птиц (5 снегирей, 4 синицы, воробей), пластилин (коричневого и серого цвета), стеки, дощечки для лепки, семечки подсолнуха (для клюва), бусины (для глаз), салфетки, кормушка для размещения детских работ.
Ход занятия:
Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите гулять. Расскажите, где вам нравиться гулять больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я приглашу вас на прогулку в зимний лес, но прежде, чем мы отправимся туда, мы должны что-то сделать. Как вы думаете, что?
Дети могут предлагать разные варианты, правильным будет предложение одеться в теплую одежду.
Игровая разминка
«Надеваем шапку, штаны, обувь, варежки».
Воспитатель:
В зимний лес на прогулку приглашу вас пойти,
Приключений, друзей мы хотим там найти.
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
Не спешим, не отстаем.
В зимний лес мы попадем.
(Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)
Воспитатель: Как красив лес зимой: кругом заснеженные деревья, пушистые мягкие сугробы, тишина. А вот качнулась ветка ели, что за птицы прилетели?
Дети узнают на картинках синичек.
Педагог предлагает рассмотреть их, рассказать, какие они. Выслушав описания детей, предлагает сосчитать синичек.
Дети пересчитывают (четыре синички).
Воспитатель: Как живется птицам в лесу зимой?
Ответы детей;
Воспитатель: Полюбовались синичками, пойдем дальше. Подходим к следующей елочке.
Воспитатель: Ребята, узнали птичек, которые сидят на этой елке? Дети узнали снегирей.
Воспитатель: Какие они?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте присмотримся, посчитаем, сколько снегирей сидит на верхней ветке? (два снегиря).
Сколько снегирей сидит на нижней ветке? (три снегиря).
Сколько всего снегирей на елочке?
Дети считают, дают ответ.
Воспитатель обобщает: Пять снегирей на дереве, целая стайка! Как называются птицы, которые не улетают на зиму в теплые края, остаются зимовать?
Ответы детей: Зимующие птицы.
Подходим к следующей елочке (на ней сидит один воробей). Воспитатель: посмотрите, ребята, кого мы встретили? Расскажите, какой он?
Ответы детей;
Воспитатель обобщает: Это воробей. У него туловище округлое, маленькая голова, крылья небольшие, прижаты к телу, хвостик не очень длинный, короткий клюв, маленькие черные глазки – бусинки.
Воспитатель: Мне показалось, что воробушек невеселый, как вы думаете, почему?
Ответы детей;
Воспитатель обобщает, подчеркивая - он один, у него нет друзей. Воспитатель: Как же мы можем помочь воробью?
Дети предлагают различные варианты решения проблемы. Из общего числа предложений педагог делает вывод: пригласим воробья в детский сад, вылепим целую стайку воробьев. Воспитатель:
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам
не спешим, не отстаем,
в детский сад мы все пойдем.
Снимаем воображаемую одежду, рассаживаемся за столы.
Показ способа лепки воробья:
Педагог обыгрывает воробья: «Ребята, вы лепите мне друзей, похожих на меня: пластилин нужно взять коричневый и серый, смешать его, чтобы получился цвет моих перышек. Потом нужно разделить комок на три кусочка – один большой, и два поменьше. Из большого слепить туловище в форме яичка, с одной стороны оттянуть хвостик (сплющиваем пальцами). Из одного маленького кусочка слепим голову – скатываем шар между ладоней. Из другого лепим крылышки. Для начала скатаем шар, потом его сплющим между ладонями в форме круга и разрежем стекой на две половинки. Получатся крылышки. Все детали крепко соединим, не забудем про клюв и глазки!»
Воспитатель советует как оформить голову птицы – клюв можно сделать из семечка, глазки из бусинок.
Дети лепят, воспитатель с картинкой – воробьем обходит столы, дает советы от имени птицы, хвалит детей. Когда работы основной массы детей будут закончены, воспитатель напоминает, что гостей принято угощать. Предлагает детям подумать, как и чем угостить воробьев. Ответы детей обобщаются, вносится кормушка, которую приготовили и рассмотрели ранее. Птиц рассаживают в кормушке вместе с воробьем из леса. Насыпается немного пшена для обыгрывания и оформления детских работ.
Итог:
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли порадовать лесного воробушка?
А сами вы рады?
Какой воробей нравится, почему?
Вы молодцы, замечательные у вас получились воробьи. Теперь птичкам будет весело, ведь их целая стайка, они друзья, семья.
А нам пора собираться на прогулку, на участке у кормушек нас уже поджидают другие наши друзья птицы. Мы обязательно угостим их, чтоб им тоже стало веселее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Птицы зимой". Совместная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста
Уточнение и расширение представлений о зимующих птицах (воробей, снегирь, голубь). Формирование знаний о внешних признаках птиц и особенностях поведения. Обогащение и активизирование словаря дете...
методическая разработка краткосрочный проект "Птицы зимой"
В данной методической разработке представлен краткосрочный проект " Птицы зимой".В этом проекте участвуют педагог, дети и родители.Дети получают первоначальные представления о зимующих птицах и их обр...
Краткосрочный проект "Птицы зимой"
Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым ...
Краткосрочный проект "Птицы" в старшей группе
Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его – вот основные направления в экологическом воспитании детей. Воспитание бережного и заботливого отношения ...
Детский краткосрочный проект «Птицы- наши друзья»
Участники: дети, родители, воспитатели.Цель: Развивать представления детей о действительной помощи, заботы о птицах.Задачи:Познакомить детей с зимующими птицами;Углублять знания детей с о зимующих пти...
Сценарий в рамках краткосрочного проекта " Птицы-наши друзья"
Сценарий весеннего развлечения для групп раннего возраста...
Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"
Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"...