Исследовательский проект "Да здравствует мыло душистое!"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни мы никогда не задумываемся.
В магазинах продаются разные виды мыла. Бабушка рассказала, когда она была маленькая мыло было очень трудно купить, поэтому ее семья делала мыло своими руками из золы. Мы предположили, что если мы узнаем как можно больше информации о мыле, то мы сможем сделать его сами. А для этого нам надо было узнать как можно больше информации о мыле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫЛО ДУШИСТОЕ!» | 36.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
«ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫЛО ДУШИСТОЕ!»
1. | Вид проекта | По тематике – исследовательский По составу участников – групповой По срокам реализации - краткосрочный |
Актуальность проекта | Каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни мы никогда не задумываемся. Мы предположили, что если мы узнаем как можно больше информации о мыле, то мы сможем сделать его сами. А для этого нам надо было узнать как можно больше информации о мыле. | |
2. | Цель проекта | Самостоятельно сделать мыло. |
3. | Задачи проекта | Задачи для педагога:
Задачи для детей:
|
4. | Гипотетическое предположение | Если изучить историю мыла и исследовать его, то можно будет изготовить мыло самостоятельно |
4. | Предмет исследования | Состав мыла и мыловарение в домашних условиях |
5. | Объект исследования | Мыло |
6. | Мотивация к познанию | Интерес дошкольников |
7. | Срок реализации | 26.03.2022 – 20.04. 2022 |
8. | Этапы реализации | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
ОСНОВНОЙ ЭТАП: Работа с детьми:
Работа с родителями:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
|
9. | Ожидаемые результаты |
|
10. | Участники проекта | Воспитанники 5-6 лет, родители, педагоги. |
11. | Продукт проектной деятельности |
|
12. | Ресурсное обеспечение проектной деятельности | фотоаппарат, компьютер, видеокамера, мыло, материал для проведения опытов. |
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни мы никогда не задумываемся.
В магазинах продаются разные виды мыла. Бабушка рассказала, когда она была маленькая мыло было очень трудно купить, поэтому ее семья делала мыло своими руками из золы. Мы предположили, что если мы узнаем как можно больше информации о мыле, то мы сможем сделать его сами. А для этого нам надо было узнать как можно больше информации о мыле.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Самостоятельно сделать мыло.
Задачи проекта:
Задачи для педагога:
- Познакомить обучающихся с историей возникновения мыла и некоторыми его видами
- Формировать у детей элементарные представления о свойстве и составе мыла его изготовлении в промышленности и домашних условиях
- Создать условия в группе для проведения опытов и экспериментов.
- Развивать интерес и самостоятельность в работе, делать умозаключения
- Выяснить, что дети знают о мыле.
- Знакомить детей с различными видами мыла.
- Воспитывать бережное отношение к здоровью
Задачи для детей:
- Познакомиться с историей возникновения мыла
- Выяснить как изготавливают мыло
- Найти информацию о влиянии мыла на организм человека
- На примере экспериментов наглядно убедиться в положительном или отрицательном влиянии мыла на вещи и организм человека
- Сделать мыло в домашних условиях
- Подготовить выставку мыла
Гипотеза: Если изучить историю мыла и исследовать его, то можно будет изготовить мыло самостоятельно
Предполагаемый результат: Дети знают историю и состав мыла. Могут самостоятельно сделать его в домашних условиях
Методы:
Словесные: беседа; чтение энциклопедии, стихотворений, сказок;
- Практические: Выставка рисунков мыльными пузырями, проведение экспериментов с мылом и мыльной продукцией, экскурсия в прачечную, выставка мыла, обыгрывание дидактических, сюжетно-ролевых игр, Театральная деятельность - инсценировка «Мойдодыр» изготовление мыльных пузырей, мыла.
- Наглядные: Просмотр мультимедийных презентаций, просмотр фильма о производстве мыла, рассматривание альбомов, картин, иллюстрации о мыле, наблюдение за проведением эксперимента.
Данный исследовательский проект проходил в три этапа:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Выявление проблемы
- Формулирование цели и задач проекта
- Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями
- Сбор информации по данной теме;
- Изучение необходимой литературы
- Составление плана реализации основного этапа проекта.
- Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Работа с детьми:
- Подбор материала о мыле, мыльной продукции
- Просмотр фильма о производстве мыла и беседы о влиянии мыла на организм человека
- Просмотр мультимедийных презентаций:
- «Виды мыла»; «Из чего состоит мыло?»
- Проведение экспериментов с мылом;
- Знакомство с литературными произведениями:
- Л. Гуляева «Если дунуть посильней», О. Чусовитина «Раз, два, три», Ж. Биганина «Даша, внучка, посмотри!», Л. Степанова «До вечерней до зари», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей»; пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Моем ручки», загадывание загадок
- Экскурсия в прачечную детского сада.
- Выставка мыла
- Театральная деятельность - инсценировка «Мойдодыр».
- Обыгрывание дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр про мыло, мыльную продукцию.
- Рассматривание альбомов, картин, иллюстрации о мыле
- Выставка рисунков мыльными пузырями
- Развлечение «Мыльное веселье»
- Изготовление мыла
Работа с родителями:
- Проведение экспериментов с мылом;
- Беседы.
- Экскурсия в библиотеку.
- Помощь в оформлении выставки мыла.
- Изготовление мыла.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Создание буклета «Рецепты приготовления мыла»
- Презентация проекта «Да здравствует мыло душистое!»
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фотоаппарат, компьютер, видеокамера, мыло, материал для проведения опытов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя наши исследования, мы узнали историю мыла. Познакомились с его разнообразием и изготовлением. Сделали необычное, красивое, полезное мыло своими руками. Следовательно, наше предположение подтвердилось. Можно сказать, что мыло, это прекрасный помощник. Да здравствует мыло душистое!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Энциклопедия для детей «Химия», М, Аванта 2000г
- Детская онлайн энциклопедия
- http://potomy.ru/world/2089.html http://www.originalsoap.ru/soap-history.shtml
- Маринечева О. В. ,. Ёлкина Н. В Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М.: 1995
- М. Бомонт. Мыло. М.: Эксмо, 2011.
- М. Лупато. Мыло. Изготовление и декорирование. М.: БММ, 2011.
- Сайт «Мыльные фантазии». www.soapdream.ru.
- Сайт «Необыкновенные истории вещей». http:// nestory.ru.
- Сайт «Профессия изобретатель». http:// innovatory.narod.ru.
- Сайт «Сокровищница Клеопатры». http:// cleo-treasury.livejournal.com.
- Сайт об истории мыла. http:// florance.narod.ru.
- Сайт оригинальных рецептов мыла для всех. www.originalsoap.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МЫЛОМ
1. «Делаем мыльные пузыри»
Изготавливаем совместно с детьми жидкость для мыльных пузырей:
100мл.воды, 100мл средства для мытья посуды, 2 ч.лж. сахара (можно добавить немного глицерина).
При помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д).
2. «Форма пузыря»
Возьмите проволоку и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т.д. Необходимое условие в этом случае - замкнутость каркаса.
Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри стремятся принять форму, имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме. Вот поэтому мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и выглядят как почти правильные сферы.
3. «Рисование мылом»
1 способ: На чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла изобразите предметы, затем цветными карандашами наносится фон.
2 способ: жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.
В результате такой игры вы не только получите массу позитива, но приобретете новую картину, созданную своими руками.
4.«Пузырь в пузыре»
Для этого нам понадобится трубочка. Посредством трубочки выдуваем большой мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, её обязательно надо смочить в раствор. Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть ещё один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу "матрёшки".
5. «Пузырь-великан»
С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. «Единым духом» такой пузырь не надуешь — в него входит больше ведра воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором, иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна. Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем, чтобы неженка-пузырь не лопнул.
6. «Изучение свойств разных видов хозяйственного мыла»
Цель: изучить и сравнить свойства хозяйственного мыла обыкновенного и хозяйственного мыла с добавлением отбеливающих веществ.
Содержание эксперимента: мы взяли белые носки после занятия по физкультуре и постирали их в холодной воде.
Один носок мы постирали обычным хозяйственным мылом.
А другой носок мы стирали хозяйственным мылом, с отбеливающим эффектом.
Вот, что мы получили в результате:
Вывод: результат показал, что носок, постиранный мылом с отбеливающими компонентами, был белее. Следовательно, отбеливающие компоненты, входящие в состав хозяйственного мыла помогают достичь лучшего результата.
7. «Поймай мыльный пузырь»
Ловим мыльные пузыри при помощи разных предметов (шерстяная перчатка, пластиковый стакан и т.д.) Главная задача, что бы пузырь ни лопнул.
8. «Изучение свойств разных видов туалетного мыла»
Цель: сравнить свойства туалетного мыла, сравнивая обычное туалетное мыло с увлажняющим крем – мылом.
Содержание эксперимента: мы попросили маму помыть руки обычным туалетным мылом и мылом с увлажняющим кремом.
Сначала два дня мама мыла руки простым мылом и не пользовалась кремом. От обычного туалетного мыла кожа на её руках стала сухой.
А при использовании крем-мыла за тот же период времени, ее руки стали гладкими и мягкими.
Вывод: в ходе эксперимента мы выявили, что мыло с входящим в его состав увлажняющим кремом лучше питает кожу, делая её мягкой и шелковистой.
Так мы пришли к выводу, что свойства мыла зависят от его состава. Нас настолько заинтересовал этот вопрос, что мы решили изготовить мыло с разным составом в домашних условиях.
9. «Лодка с мыльным двигателем»
Наполните тазик водой, положите лодочку (треугольник из картона) в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Попросите ребенка обмакнуть палец в жидкое мыло (сделать это подальше от тазика) и опустить в воду за лодочкой. В результате лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика. Результаты этих опытов объясняются действием мыла на воду: оно уменьшает натяжение воды. Если решите повторить эксперименты, то воду в тазике замените на новую.
10. «Делаем пену »
Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЫЛА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
ГОТОВИМ МЫЛО В МИКРОВОЛНОВКЕ
Заранее готовим формочки, смазываем их маслом, чтобы было легче вынимать мыло.
Обмылки режем на маленькие кусочки. Можно натереть на крупной терке. Перекладываем в емкость, пригодную для использования в микроволновой печи. Ставим растапливаться секунд на 15–20. Повторяем несколько раз, до полного растворения обмылков. Следите за тем, чтобы состав не закипел.
После растворения переливаем в емкость. По желанию можно добавить ароматические отдушки, эфирные масла, красящий пигмент.
Форму с раствором сбрызгиваем спиртом и слегка простукиваем по краям. Чтобы вышли лишние пузырьки воздуха.
Формочки ставим в прохладное место или холодильник на 2 дня. После этого мыло аккуратно вынимаем.
КОФЕЙНОЕ МЫЛО-СКРАБ
Такое мыло своими руками получится не только красивым, но и функциональным — поможет очистить кожу и отшелушить ороговевшие частички. В качестве дополнительного ингредиента можно добавить 2 ст. л. морской соли. Рецепт приготовления довольно прост.
Вам понадобится:
Одно детское мыло или 80 г основы
2 ст. л. кофейной гущи
50 мл молока
1 ст. л. молотой корицы
5 капель масла виноградных косточек
ОГУРЕЧНЫЙ АНТИСЕПТИК
Такое домашнее косметическое средство поможет надолго забыть о шелушении и сухости кожи, а для аромата можно добавить немного сухого молотого базилика.
Вам понадобится:
100 г детского мыла или основы
Сок 1-2 огурцов
1 ст. л. оливкового масла
1 ст. л. сухого молотого базилика
3 капли любого эфирного масла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Да здравствует мыло душистое!"
Цель: Изготовить мыло в домашних условияхЗадачи: 1.Познакомиться с историей происхождения мыла;2. Узнать состав и свойства мыла;3. Узнать ка...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Да здравствует мыло душистое»
Программное содержание: -познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины; -закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало); -развивать у детей интерес к обследов...
Познавательно-исследовательский проект "Да здравствует мыло душистое"
В этом проекте представлен исследовательский поиск ребенка об обычном предмете -- мыле....
ООД в 1 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Да здравствует мыло душистое»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеБорисоглебского городского округаДетский сад № 12 общеразвивающего вида ООД в 1 младшей груп...
Исследовательская деятельность «Да здравствует мыло душистое»
Цели:познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в пов...
Исследовательский проект для детей первой младшей группы «Да здравствует мыло душистое»
Исследовательский проектдля детейпервой младшей группы«Да здравствует мыло душистое»...
ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных технологий «Да здравствует мыло душистое!»
Программное содержание:-познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследовани...