Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по обучению детей чтению. Программа составлена на основе рекомендаций педагога - психолога Ольги Михайловны Ельцовой.
Ориентирована программа на старший дошкольный возраст.
Данная программа представляет собой систему подготовки к школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющей все основные направления развития ребенка, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа может быть реализована в рамках дополнительного образования в форме кружковой u студийной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_ot_adoya.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
дополнительного образования детей 6-7 лет
«От А до Я»
(обучение детей первоначальным навыкам чтения)
Срок освоения 1 год (36 часа)
Составитель: Вишнякова Н.А..,
воспитатель МАДОУ детский сад ОВ № 14
Высшая квалификационная категория
г. Боровичи
2012г.
Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется u конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания u навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
Основанием для разработки программы служат:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
(раздел 2. Развитие системы поддержки талантливых детей);
постановление Правительства Российской Федерации от 21.0з.2007
№172 «о федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 -
2010 годы" (Подпрограмма «Одаренные дети», Рабочая концепция
одаренности);
З. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №
1244-p "О Концепции развития образования в сфере культуры и
искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы";
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
06-1260 «О Методических рекомендациях по вопросам взаимодействия
учреждений общего, дополнительного и профессионального
образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей».
5. Региональные постановления и распоряжения
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный
кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе, причём проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные
процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
Проблема раннего обучения детей существовала и в 19 веке и, перешагнув через столетие, существует до сих пор. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).
Наибольшее распространение в настоящее время получил звуковой аналитико-синтетический метод. Данный метод разработан коллективом ученых (Я.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Д.Н. Невская) на основе методики Д.Б. Эльконина. Впервые звуковой метод был предложен К.Д. Ушинским в 1864 году. Это была новая эпоха в обучении детей грамоте. Звуковой метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Методика, разработанная К.Д. Ушинским, коренным образом отличалась от всех предшествующих методик тем, что знакомила детей со звуками речи не как с абстрактными звуками, а выделяя их непосредственно из речи.
Продолжая традиции К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконин считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи, и дает такое определение процесса чтения: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения». То есть человек, умеющий читать, должен уметь воссоздать звуковую форму любого текста, независимо от степени его понятности, а значит, должен уметь правильно воспроизвести звуковую форму любого записанного незнакомого слова. Д.Б. Эльконин так же, как и К.Д. Ушинский, рассматривал обучение чтению как часть единого процесса обучения родной речи. Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И. Реморенко, «нашим традициям ближе понятие "образование детей старшего дошкольного возраста"».
Дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, у первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Занятия в кружках, и студиях позволяют ребёнку раскрыться, а взрослым увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по обучению детей чтению. Программа составлена на основе рекомендаций педагога - психолога Ольги Михайловны Ельцовой.
Ориентирована программа на старший дошкольный возраст.
Данная программа представляет собой систему подготовки к школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющей все основные направления развития ребенка, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа может быть реализована в рамках дополнительного образования в форме кружковой u студийной работы.
В программе заложены принципы постепенности (от простого к сложному). Задачи усложняются в связи с освоением ребёнком предыдущего материала, принцип интеграции и тематического планирования.
Основной целью студийной работы по обучению детей чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепление умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).
В связи с этим основными задачами являются:
- Освоение совершенно новых форм умственной и языковой деятельности.
- Осознание смысловой стороны речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
- Освоение элементарных технических навыков чтения
- Учиться извлекать смысл из письменных текстов.
Система занятий основана с учётом принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности, межпредметности. Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то в ходе занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.
Содержание программы дополнительного образования
Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:
- Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!
- При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
- Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
- Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.
Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений, то далее надо стремиться насытить их богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором. По окончании курса обучения грамоте дети выходят читающие и с ярко выраженным интересом к чтению.
Методы и приёмы успешной реализации программы по обучению
навыкам чтения детей
Чтобы успешно реализовать программу по обучению навыкам чтения детей, используем разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт? » (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, работа с тетрадями для чтения (использование книжек-малышек, чтобы дети отличали набор предложений, от рассказа).
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т. к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.
Обучение чтению будет успешным, если выполняются определённые правила:
1. Поддерживать интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.
2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.
3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому должна преобладать игровая деятельность, чередовать с двигательными упражнениями.
4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Значит, что-то сделано не так, и необходимо вернуться на предыдущий этап.
5. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.
Организуя обучение, планируем следующие результаты:
- дети овладевают понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»,
- знают порядок букв и их название «алфавит»;
- различают гласные, твердые и мягкие согласные;
- правильно ставят ударение в знакомых словах;
- отвечают на вопросы по тексту;
- складывают буквы в слоги и слова, а слова в предложения.
- плавно читают целыми словами и небольшими предложениями
- осмысливают прочитанное
- Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения.
Студийная работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Программное обеспечение:
Предметные картинки (овощи, животные, фрукты, мебель, цветы, водный транспорт, насекомые), мяч, игрушки (мишка, кукла, машина, ослик, бегемот, петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка, рыжий котенок, черный щенок, Буратино), картины по временам года, флажки, настольный театр, схемы слов, трафареты (птиц, шуба, шапка, елочка, животных, высотных домов), шкатулка, звоночки, картины из серии («Животные», «Наши маленькие друзья»), графические схемы предложений, конверт с фишками (синий, красный, зеленый), карточки со словами, счетные палочки, букварь, «Азбука», карточки с изображением букв (шрифт черный), буквы-заготовки, разноцветные шерстяные нитки, «Чудесный мешочек», тетрадь в клеточку, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
УТВЕРЖДАЮ Заведующая ___МАДОУ детский сад ОВ №14 (наименование ОУ) __________________ /__________________/ (подпись) М.П. |
Учебный ПЛАН
по образовательной программе дополнительного образования детей
«От А до Я»
(обучение детей первоначальным навыкам чтения)
(для детей 6-7 лет)
Срок освоения 1 года (36часа)
Составитель:
Вишнякова Н.А.,
воспитатель МАДОУ детский сад ОВ №14,
высшая квалификационная категория
Боровичи, Новгородская область
2012
Учебный план
месяц | Занятие | Тема |
Сентябрь | 1 | Введение понятие «слово». Линейность и протяженность слов. Знакомство с тетрадью в косую линейку. Азбука – к слову ступенька. Звук и буква «А» |
2 | Слова как выражения наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятие «предложение» Аз да буки – вот и все науки. Звук и буква «О». | |
3 | «Осенние деньки. Составление предложений. Упражнение для штриховки (для того, чтобы развивать мелкую моторику руки, мускулатуру пальцев и координацию движений, познакомить с элементами букв, учить безотрывному написанию, соединений различных элементов). Правила штриховки. Ученье – путь к уменью. Звук и буква «У» | |
4 | Составление рассказа из небольших предложений. Упражнение для штриховки. Звук и буква «И» Звуковой анализ слово «игла» | |
Октябрь | 1 | Составление предложений по «живой модели» Многозначность слов. Звук и буква «Э» Звуковой анализ слова «лист» |
2 | Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов. | |
Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых». | ||
3 | Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами. Слог. Словообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш». | |
4 | Деление слов на слоги и составление слов из слогов. Звук и буква «М». Звуковой анализ слова «малыш». | |
ноябрь | 1 | Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук". Звук и буква «Н». Звуковой анализ слова «насос». |
2 | Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука. Звук и буква «Р» | |
3 | Нахождение местоположения звука в слове. Звук и буква «С» | |
4 | Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове. Звук и буква «Л». Звуковой анализ слова «лампа». | |
декабрь | 1 | Деление слов на слоги. Выделение из текста предложений. Звук и буква «Х». Звуковой анализ слова «сахар». |
2 | Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию. Звук и буква «Ш». | |
3 | Многозначные слова. Звук и буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук». | |
4 | Составление предложений с заданными словами. Звук и буква «П». Закрепления понятия «глухой согласный звук». | |
январь | 1 | Составление предложений по заданию. Звук и буква «Т». Звуковой анализ слова «кошка». Закрепления понятия «глухой согласный звук». |
2 | Составление предложений с соединительным союзом «И». Звук и буква «З». Введение понятия «звонкий согласный звук». | |
3 | Звук и буква «В». Закрепление понятия «глухой согласный звук». Звуковой анализ слова «веник». | |
4 | Беседа о зиме. Составление предложений из 2, 3, 4 слов. «Летит пулей» - что бы это значило? Звук и буква «Ж». Схемы предложений. | |
февраль | 1 | Словоизменение (жук лук). Звук и буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон». |
2 | Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами. Звук и буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби». | |
3 | Звук и буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «дым». | |
4 | Звук и буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложений. | |
март | 1 2 | Звук и буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки. Деление на слоги двух – и трехсложные слова. Звук и буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом. |
3 | Звук и буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки». | |
4 | Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. Звук и буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник». | |
апрель | 1 | «Весенние деньки» Сочетание звуков и буква «Е». Звуковой анализ слова «лента». |
2 | Сочетание звуков и буква «Я». Звуковой анализ слова «няня». | |
3 | Сочетание звуков и буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка». | |
4 | Сочетание звуков и буква «Ё». Звуковой анализ слова «звезды». | |
май | 1 | Буквы «Ъ» и «Ь» (мягкий и твердый знаки) Звуковой анализ слова «день». |
2 | Буквы «Ъ» и «Ь» (мягкий и твердый знаки) Звуковой анализ слова «пень», «лень». | |
3 | Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. | |
4 | Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. |
Список используемой литературы:
В работе использую пособие «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» (авm. - сосm. О.М.Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2009)
1. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г. М. Методика обучения чтению в начальных классах. Москва «Просвещение», 1978 г.
2. Авторские разработки отечественных и зарубежных методик по обучению чтению «Как научить вашего ребёнка читать».
«Юникон», Ярославль, 1991
3. Волина В. «Учимся играя! », Москва «Новая школа», 1994 г.
4. Жукова Д. «Букварь» Москва, «Просвещение», 2001 г.
5. Юдин Г. «Букварёнок» Москва «Просвещение», 1999 г.
6. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», Москва «Просвещение», 1987 г.
10. Эльконин Б. Методика обучения чтению. Москва «просвещение», 1999 г.
Срок реализации - 1 год,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...
Программа дополнительного образования для детей 4 - 7 лет "Волшнбная кисточка"
Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формир...
Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)
Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...
Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ»(программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)
Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...