Конспект занятия "В гости к радуге"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ОП по познавательному развитию «В гости к радуге» в подготовительной к школе группе для детей 6-7 лет.
Цель: Расширить знания детей о таком природном явлении как радуга, дать представление о процессе её образования, совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении; углубить знания детей о свойствах воды посредством опытно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_raduga.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№26 «ЗВЕЗДОЧКА»
Конспект
открытого ОП
по познавательному развитию
«В гости к радуге»
в подготовительной к школе группе
для детей 6-7 лет с ЗПР
Провела:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Хохлова Анна Алексеевна
Клин
Май 2021
Открытое ОП по познавательному развитию «В гости к радуге» в подготовительной к школе группе для детей 6-7 лет с ЗПР.
Цель: Расширить знания детей о таком природном явлении как радуга, дать представление о процессе её образования, совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении; углубить знания детей о свойствах воды посредством опытно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие: закреплять умение детей отгадывать загадки «Доскажи словечко», загадки-описания о явлениях природы; познакомить с природным явлением радугой, особенностями ее возникновения и проявления; познакомить с цветами радуги, выучить их последовательность при помощи мнемотаблицы; закрепить знания о качествах воды (цвет, запах, форма, вкус); опытным путем познакомить с таким качеством воды, как плотность.
Развивающие: Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, способность анализировать и делать выводы, развивать умение работать в микрогруппе.
Воспитывающие: воспитывать экологическую культуру, самостоятельность, любознательность, любовь к родной природе, желание любоваться ее красивыми явлениями; создать положительную эмоциональную атмосферу в групп.
Материалы и оборудование: презентация «Радуга», письмо от Феи Природы, картинка (радуга), разрезанная на 7 частей; мнемотаблица с фразой для запоминания последовательности цветов радуги, мыльные пузыри, фартуки, клеенки на столы, компьютерные диски, прозрачные пластиковые стаканы с разноцветной водой и разным количеством сахара, одноразовые шприцы, поднос, влажные салфетки.
Предварительная работа: беседы о природных явлениях и трех состояниях воды, проведение опытов, направленных на определение свойств воды; словарная работа (объяснение смысла слов «фуфайка», «плотность»).
Ход занятия:
1.Орг. Момент
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Основная часть.
Дети, сегодня у себя на столе я нашла загадочное письмо…хотите узнать от кого оно и что в нем написано?
Слайд №1
Здравствуйте, дорогие мои маленькие друзья из группы «Пчелки» детского сада «Звездочка»! Я, Фея Природы, слышала, что вы очень веселые, любознательные и находчивые дети и любите выполнять разные интересные задания и поэтому хочу предложить вам сегодня игру, которую я для вас приготовила. За правильно выполненное задание вы получите часть картинки, которую нужно будет собрать в конце игры. Когда вы соберете картинку целиком и произнесете волшебные слова, вы получите от меня подарки это и будет вам награда за ваши старания. Желаю вам удачи!
Задание 1
Отгадайте природные явления по описанию.
Слайд 2
Это вид осадков, в виде частичек непрозрачного льда шарообразной или неправильной формы, они наносят большой ущерб, уничтожая посевы и посадки растений. (Град)
Это вид осадков, в виде тонкого слоя ледяных кристаллов, которые образуются из водяного пара, во время охлаждения поверхности почвы. (Иней)
Это вид осадков, который образуется в облаках из мельчайших капель воды и имеет форму шестиконечных кристаллов. (Снег)
Это явление испарения воды с тёплой поверхности в холодный воздух, оно наблюдается обычно по утрам у поверхности земли и делает воздух менее прозрачным, мутным, и предметы становятся плохо видимыми. (Туман)
Слайд №3
Явление природы, когда водяной пар поднимается в небо, остывает и превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, которые собираются вместе и постоянно меняют свою форму. (Облака)
Этот вид осадков образуется обычно ночью из-за охлаждения воздуха, при этом водяной пар вблизи земли превращает в капли воды. (Роса)
Этот вид осадков, выпадает из облаков в виде капель воды. (Дождь)
Что общего у таких явлений природы, как дождь и роса, из чего они состоят? (это все вода)
-А какие 3 состояния воды мы с вами знаем?(жидкое, твердое и пар)
Слайд №4
-Что общего у таких явлений природы, как град, иней и снег?( это все вода в твердом состоянии)
-Что общего у таких явлений природы, как туман и облака? (это все вода в состоянии пара)
Отгадайте теперь еще одно природное явление….
Солнце вешнее с дождем
Её построили вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота. (это радуга)
Слайд №5
-Правильно, это радуга! Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга и настроение поднимается и улыбка появляется на лице. В стихотворении говорится, что радугу построили, кто?(солнце и дождик).
Правильно, солнце и дождик.
- А хотите узнать, как это происходит? (да)
Слайд №6
- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. А почему радуга разноцветная?
-Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она превращает свет из белого в цветной. Таким образом, и получается радуга.
-Мы с вами выполнили первое задание от феи Природы и заработали первую часть картинки…Давайте положим ее на поднос..
-А знаете ли вы, что радуга бывает разной?
Слайд №7
— Солнечная радуга наиболее яркая из всех и именно её мы видим наиболее часто.
Слайд №8
-Интересно будет узнать, что за этим удивительным явлением можно наблюдать не только днём, но и ночью, в облаках и даже во время тумана.
Слайд №9
С земли радуга нам кажется в форме арки. Но на самом деле она имеет круглую форму. Целиком мы можем увидеть только тогда, когда мы будем во время её появления на воздушном транспорте или на высокой горе.
Слайд № 10
Огненная радуга — редкий оптический эффект, появляющийся, если лучи солнца отражаются от кристалликов льда в облаках, находящихся на большом расстоянии от земли
Слайд № 11
— Перевёрнутая радуга тоже редкое явление. Для её появления также нужны перистые облака.
Слайд №12
-А самое удивительное — радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой.
Слайд №13
- Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - это случается только над большими реками, озерами, Такой разной бывает радуга.
.— Где еще можно увидеть радугу? (рассуждения детей).
Слайд №14
Около водопада…
Слайд №15
Около фонтана..
Слайд №16
Вовремя поливки из шланга..
Слайд №17
В луже, в которую накапали бензин..
Слайд №18
В мыльных пузырях..
Слайд №19
В отражении диска..
Задание 2
-Нужно найти радугу на компакт-диске…
Экспериментальная деятельность
— Давайте каждый из вас попробует сейчас создать свою радугу с помощью компакт диска. Подойдите к окну, там лежат компакт диски. Вам необходимо взять диск, попытаться поймать им солнечный луч и потом внимательно посмотреть, что у вас получится (дети выполняют эксперимент, направляют на диск солнечный свет и видят все цвета радуги)
— Ну, что красивая у вас получилась радуга!
А теперь возвращаемся на стульчики…
-Хотите узнать, почему вы увидели радугу на компакт-диске?
- Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть
радугу.
Итак, мы выполнили второе задание и получаем вторую часть картинки от Феи Природы (кладет часть картинки на поднос).
Задание 3
Нужно отгадать цвета радуги
Слайд №20
Идти через дорогу
Сейчас пока опасно
Горит на светофоре
Свет ярко-ярко... (красный)
Апельсина яркий цвет
Просто завораживает.
Сочнее фрукта в мире нет,
А цвет его... (оранжевый)»
Очень кислый, но полезный
Фрукт тропический – лимон
Нам поможет от болезней.
А какого цвета он? (желтый)
Огурец лежит на блюде
Свежий, сочный, удлинённый.
И, конечно, знают люди
Яркий цвет его... (Зеленый)
На картине небо ясное
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно…? (голубой)
Я любуюсь васильком.
До чего же он красивый!
Каждый с ним давно знаком.
Цвет его, конечно... (синий).
Душистая, сочная слива,
По вкусу она, словно мёд.
На солнце сияет красиво
Ну, кто этот цвет назовёт?
(Фиолетовый)
-Молодцы, все загадки радуги разгадали, получаем еще одну часть картинки…
-Дети, давайте посчитаем сколько всего у радуги цветов?(7)
-А вы знаете, что все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами?
Задание 4
Нужно выучить последовательность цветов радуги
— Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные волшебные слова — в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов.
Слайд №21
Красный - кот
Оранжевый –овце
Желтый- жирафу
Зеленый – зайке
Голубой - голубые
Синий – сшил
Фиолетовый- фуфайки
Повторим при помощи мнемотаблицы:
КОТ ОВЦЕ ЖИРАФУ ЗАЙКЕ ГОЛУБЫЕ СШИЛ ФУФАЙКИ
-Давайте повторим волшебные слова, делая хлопки на каждом слове… а теперь приседая на каждом слове)
-Молодцы, выполнили еще одно задание и получаем еще одну часть картинки…
Задание 5
Выполнить движения со словами
ФИЗМИНУТКА
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.(Потопать на месте)
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)
-Хорошо, получаем еще одну часть картинки..
Задание 6
Нужно назвать свойства воды
-Дети, а какие свойства воды вы знаете?
Слайд №22
(Ответы детей)
-Хорошо, заработали еще одну часть картинки…
Задание 7
Получить опытным путем радужную воду
-А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и надеть фартуки.
Прежде чем приступить к опыту, давайте вспомним правила во время опытов:
-Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому, не шумит.
-Нельзя ничего брать без разрешения взрослого.
-Слушать внимательно инструкцию.
-Все делай аккуратно.
Эксперимент "Радужная вода"
На столе стоят 4 стакана,1 стакан – красным цветом, 2-ой желтым, 3-зеленым, 4-голубым. Во 2 стакан добавлено 2 кусочка сахара, в 3 стакан 4 кусочка сахара, в 4 стакан 8 кусочков сахара.. 1-ый стакан без сахара.
Далее дети по инструкции набирают шприцам воду из 3 стакана и по стенке четвертого стакана медленно выливают сироп из шприца, и видят, как они не перемешиваются. Далее набирают воду из 2 стакана и по стенке четвертого стакана медленно выливают сироп из шприца, и видят как они не перемешиваются, аналогично поступают с водой из 1 стакана. Вот такая волшебная "Радужная вода" получилась.
-Хотите узнать, почему вода разных цветов не перемешалась? Открою вам секрет: в разные стаканчики я добавила разное количество сахара. Слои воды не смешались по причине плотности (больше сахара-больше плотность, поэтому та вода, где больше сахара, осталась на дне, где поменьше, не опустилась вниз и осталась на верху и там, где нет сахара- вообще оказалась на самом верху.
ИТАК, что мы с вами теперь знаем о воде, проделав этот опыт?
Вода имеет свойства окрашиваться.
Вода может менять плотность (добавление сахара)
Вот такой эксперимент - "волшебство" у нас получился и мы заработали последнюю часть картинки..
-Теперь нам нужно собрать все части картинки (дети собирают картинку с изображением радуги)
-А теперь мы все вместе соберемся в кружок, закроем глаза и повторим волшебные слова, которые сегодня запомнили….(дети повторяют слова, в это время помощник приносит корзиночку с сюрпризом)
-Открываем глаза. А вот и обещанный подарок от Феи Природы. Это же мыльные пузыри.. сегодня на прогулке мы с вами будем их пускать и рассматривать в них радугу..
Рефлексия
-Дети, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы сегодня с вами делали? Что больше всего запомнилось?(ответы детей)
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию "Краски радуги"
Конспект занятия по рисованию в старшей группе...
. Конспекты занятий к авторской программе "Радуга красок"
Используемые нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошкой, рисование манкой, скатывание салфеток, оттиск печаткой....
Конспект занятия на тему " Краски радуги"
Закрепить последовательность расположения цветов в спектре. Показать взаимносвязь двух видов искусства-поэзии и живописи....
Конспект занятия по рисованию «Нарядная радуга - дуга». (средняя группа)
Познакомить детей с теплыми и холодными цветами.Закрепить представление о семи цветах радуги....
Конспект занятия :«Путешествие в страну Радуга звуков»
Развитие певческих навыков воспитанников, посредством вокально-интонационных упражнений....
Конспект занятия по окружающему миру "Радуга здоровья"
Закрепить знания детей,о том,как заботиться о своём здоровье....
Конспект НОД "В гости к Радуге"
Программное содержание:Обучающие задачи:- различать характер музыкального произведения, выполнять соответствующие движения;- формировать певческие навыки, начинать пение после вступлен...