Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ознакомлению детей 6-7 лет с искусством «ЧТО ТАКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Дополнительная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с видами искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа искусство | 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 «Теремок»
УТВЕРЖДАЮ
Приказом №81 от 15.09.2020
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №14«Теремок»
_________/ Н.А. Муратова/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
по ознакомлению детей 6-7 лет с искусством
«ЧТО ТАКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Автор:
Тихонова Жанна Леонидовна,
воспитатель высшей категории
п. Кадуй, 2020
1.Пояснительная записка
Важнейшую роль в гармоничном развитии личности маленького ребенка, приобщении его к духовным ценностям общества играет искусство. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является и
изобразительное искусство.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно – эстетического развития личности ребенка. Этот возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Дошкольное образовательное учреждение призвано удовлетворять образовательные потребности граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания.
Дополнительная программа дошкольного образования по ознакомлению детей 6-7 лет с искусством «Что такое изобразительное искусство» (далее – Программа) носит образовательный, развивающий характер и предназначена для расширения программного содержания основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ №14 «Теремок» в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с искусством. Срок реализации Программы – 1 год.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами, регламентирующими работу ДОУ.
В данной Программе раскрыта педагогическая модель ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, нацеленная на развитие эстетического вкуса, познание окружающего мира посредством изобразительного искусства, расширение социокультурного опыта ребёнка. Определены базисные задачи и содержание образовательной работы (блок совместной деятельности), описана методика ознакомления дошкольников с искусством, представлено календарно-тематическое планирование, разработаны авторские конспекты ООД на учебный год, разработаны и изготовлены дидактические игры по ознакомлению с искусством, подобран демонстрационный и раздаточный материал по темам занятий, разработаны презентации, подобран музыкальный ряд для занятий, приведен примерный перечень художественной литературы по теме.
Программа реализуется посредством:
- Совместной деятельности педагога с детьми, развлечений, игр с детьми
- Участие дошкольников в творческих конкурсах разного уровня
- Работа с родителями (сайт)
- Посещение выставок картин (библиотека).
Актуальность Программы состоит в том, что изобразительная деятельность и народное искусство вызывает большой интерес у ребенка старшего дошкольного возраста. В этот период развивается способность наблюдать, всматриваться в предметы и явления окружающего мира, обогащается сенсорный опыт, совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности. Программа направлена на формирование у детей наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей, и развитие художественного творчества детей 6 – 7 лет.
Понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – музыка, театр, литература и другие. Программа познакомит детей с изобразительными видами искусства – графикой, живописью, скульптурой.
Начинать знакомство с искусством в дошкольном возрасте, это не значит начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь «воспитание глаза», т.е. окружение ребёнка произведениями искусства. Чтобы уже с детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.
Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним. Знакомясь с иллюстрациями художников, посещение выставок картин, дети незаметно накапливают опыт эстетического отношения к действительности.
От первого впечатления зависит, будет ли ребёнок с охотой и интересом рассматривать живописные полотна или же усвоит, что это скучно и утомительно.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы:
развитие художественно – творческой активности детей дошкольного возраста на основе эстетического восприятия произведений искусства.
Задачи реализации Программы:
- Формировать устойчивый интерес дошкольников к искусству
- Различать виды и жанры изобразительного искусства, выделять выразительные средства каждого вида искусства, понимать язык искусства
- Знакомить с творчеством русских художников и графиков, с некоторыми произведениями мирового искусства
- Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях
- Познакомить дошкольников с изобразительными терминами – холодный и теплый тон, свет, тень, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; словами которые связаны с композицией картины – план картины, линия, движение.
- Воспитывать различные чувства, закладывать основу представлений о нравственно – этическом идеале, учить сравнивать свой опыт с опытом людей, изображенных художником, учить видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений
- Развивать эстетический вкус дошкольников: понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине; видеть красоту пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на картине
- Развивать природные задатки, творческие способности дошкольников.
3. Планируемые результаты
- Ребенок проявляет бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам; высказывает желание принимать участие в их сохранение
- Ребенок проявляет устойчивый интерес к освоению искусства (к красивым объектам, произведениям искусства различных видов и жанров, задает вопросы о произведениях – образах, средствах выразительности, авторах)
- Ребенок знает некоторые известные произведения живописи и графики
- Ребенок узнает и эмоционально откликается на рассматриваемые ранее произведения, эстетические объекты, размышляет, комментирует
- Ребенок различает, называет произведения по видам искусства. Имеет представление и поясняет некоторые отличительные особенности живописи, графики; жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись); имеет представление о творческих профессиях, их значении, особенностях
- Ребенок понимает и использует в речи слова, обозначающие эстетические категории, виды и жанры искусства, некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники, название творческих профессий
- Ребенок проявляет интерес к посещению музеев, имеет некоторые представления о музее, понимает необходимость соблюдения некоторых правил поведения; стремиться к бережному отношению музейных экспонатов. Обращает внимание на гармоничность музейного пространства, эмоционально откликается на проявление красоты
- Ребенок умеет самостоятельно использовать оборудование группового Центра «Изобразительное искусство» для проявления впечатлений, полученных на занятиях по ознакомлению с искусством.
4.Методы и приемы ознакомления детей с изобразительным искусством
Вариативность использования современных и традиционных методов и приемов позволяет избежать жестких эстетических шаблонов и клише. В образовательных ситуациях, направленных на приобщение детей к искусству, необходимо предусматривать более подробное рассматривание произведений с анализом средств выразительности, выделением настроения (эмоциональным откликом), выразительности художественного образа.
Методы:
- Репродуктивный (воспроизводящий)
- Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)
- Частично – поисковый (эвристический)
Программа также предусматривает связь с другими видами искусства – поэзией, музыкой.
Приемы обучения:
- Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.
- Прием сравнения можно использовать для того, чтобы развивать у детей мысленные процессы – умение делать анализ и выводы на основе умозаключений.
- Прием акцентирования деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине.
- Прием активизации предполагает эмоциональный отклик у детей на картину
- Прием «вхождения» в картину оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей.
- Прием музыкального изображения используется как перед восприятием картины, так и во время её рассматривания.
- Прием «виртуальная экскурсия» с использованием ИКТ (слайд шоу)
- Условия реализации программы
- Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
- Насыщенность групповой комнаты произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно – прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции ребенка, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий, суждений.
- Активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес). Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного. овладевает элементарными художественными навыками и умениями.
- Индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка).
Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, - это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском саду. Большое внимание уделяется оформлению дошкольного учреждения – цвет стен, мебели, штор, расположение картин и скульптур, размещение растений, одежда детей и взрослых – все это должно способствовать эстетическому развитию детей.
В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов и жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература).
Традиционно в группах детского сада создается «Центр изобразительной деятельности». Основная цель Центра – активизация детского художественно-эстетического творчества, обогащение опыта творческой деятельности, развитие эстетических способностей.
В Центре находятся репродукции известных произведений, портреты, изображение животных, пейзажные и графические работы.
Групповая комната
Функциональное использование | Оснащение |
|
|
Раздевальная комната
Информационно-просветительская работа с родителями |
|
Фольклорная комната
|
|
6.Учебный план
№ п\п | Модуль | Количество занятий |
1 | «Где живет искусство» | 6 |
2 | «Сказки в картинной раме» | 4 |
3 | «Если видишь на картине…» | 5 |
4 | «Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето» | 6 |
5 | «Смотрим Пушкина. Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 |
6 | «Зеркало души» | 3 |
7 | «Каждый охотник желает знать…Загадка радуги» | 1 |
8 | «Морские пейзажи» | 1 |
9 | «Вологодский художник – баталист В.В. Верещагин» | 1 |
10 | «Графика (книжная, плакатная)» | 1 |
Всего занятий | 29 |
Календарный план-график
Время | День недели | Помещение |
15.30-16.00 | среда | группа №12, фольклорная комната |
7.Список детей
1.Блищик Кристина
2.Владимиров Мирон
3. Ескина Диана
4. Кумаков Денис
5. Лукашова Даша
6. Маланичева Рита
7. Нагаева Лена
8. Окатов Ярослав
9. Сорокина Милана
10. Смирнов Егор
11. Хомутов Артём
12. Томилов Семён
13. Дорохина Алиана
14. Шитова Ира
15. Майоров Влад
16. Павлов Миша
8.Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи |
Октябрь | «Где живет искусство?» | Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях. |
«Если видишь на картине… Жанры живописи» | Познакомить детей с профессией художника, жанрами живописных произведений. Познакомить с изобразительными терминами: пейзаж, портрет, натюрморт, пространство картины. | |
«Времена года. Осень» | Познакомить с пейзажной живописью И. Левитана, В. Поленова и др. Активизировать познавательно – творческие способности детей через рассказ-описание живописного произведения, подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. | |
«Времена года. Золотая осень» | Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с картиной И. Левитан «Золотая осень», изображением родной природы в картинах художника. | |
Ноябрь | «Если видишь на картине…Ах, натюрморт» | Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Познакомить с произведениями живописи П. Кончаловский «Грибки», И. Михайлов «Овощи» |
«Сказки в картинной раме. В.М. Васнецов» | Познакомить с волшебным миром, созданным В. Васнецовым. Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги В. М.Васнецова, | |
«Где живет искусство? В мастерской живописца» | Дать представление о мастерской живописца. Дать понятие, что в живописи главное – цвет, представление о тепло холодности. Формировать интерес к живописи. Продолжать знакомить с видом изобразительного искусства - картина. Репродукции пейзажных картин Шишкин, Левитан, Грабарь | |
«Зеркало души» | Развивать эмоциональный интеллект ребенка. Дидактическая игра «Оживляем картину» | |
Декабрь | «Времена года. Зима» | Познакомить с пейзажной живописью К. Юона, И. Левитана, В. Поленова и др. Побуждать детей к высказыванию своих мыслей о картине. |
«Сказки в картинной раме. М.А. Врубель» | Познакомить с волшебным фантастическим миром, созданным М.А. Врубелем. | |
«Если видишь на картине…Портрет» | Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Репродукция Серова В.А. «Мика Морозов», «Девочка с персиками» | |
Январь | « Времена года. Зимушка-зима» | Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин «Зима», И. Грабарь «Зимний вечер», К.А.Коровин «Зимой» и др.) и изображением родной природы в картинах художников. |
«Где живет искусство? В мастерской графика» | Познакомить с понятием «Графика» как одним из основных видов изобразительного искусства. Помочь освоить основные художественные средства графического языка: пятно, линию, штрих, ритм. Познакомить с художниками – иллюстраторами Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, К.В. Овчинникова. | |
«Если видишь на картине…Друг зверей и птиц» | Расширять представления о художнике иллюстраторе детской книги Е. И. Чарушине, иллюстрировавшем рассказы о животных. Познакомить с автобиографией Е.И.Чарушина | |
Февраль | «Зеркало души» | Развивать эмоциональный интеллект ребенка. Дидактическая игра «Оживляем картину» |
«Сказки в картинной раме. И. Я. Билибин» | Познакомить с волшебным фантастическим миром, созданным И.Я.Билибиным | |
«Где живет искусство? В мастерской скульптора» | Знакомить детей с профессией «особенного художника» - скульптора, мастерской скульптора, особенностями скульптуры как вида изобразительного искусства, на основе сравнения с произведениями живописи и графики. Знакомить с инструментами и материалами скульптора. | |
«Если видишь на картине…» | Продолжать знакомить детей с произведениями жанровой живописи, ее особенностями, формировать представления о выразительных средствах, которые использовал художник; учить высказывать свои впечатления о картинах. | |
Март | «Времена года. Весна» | Познакомить с пейзажной живописью А.К. Саврасова, И.М. Левитана, В.Д. Поленова. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства и изображением родной природы в картинах художника. |
«Морские пейзажи (марина)» | Закрепить понятие «пейзаж». Познакомить с морским пейзажем и термином «Марина», с художником маринистом – И.К. Айвазовским | |
«Где живет искусство?» (виртуальная экскурсия в музей) | Продолжать формирование навыка рассматривания иллюстрации, соотнесение картинки с текстом. Закрепление знаний о цвете и дальнейшее развитие способности к цветоразличению. | |
«Графика (книжная, плакатная)» | Углублять представление о книжной иллюстрации и используемых мастером выразительных средствах (цвет, линия, ритм), с помощью которых он создает художественный образ. Учить узнавать и сравнивать книжные иллюстрации знакомых художников, включая иллюстрации Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, К.В. Овчинникова. | |
Апрель | «Сказки в картинной раме. К.Юон» | Закрепить с детьми в игровой форме важные вопросы борьбы добра и зла, силы оружия и силы любви, правильно называть жанры искусства. |
«Зеркало души» | Развивать эмоциональный интеллект ребенка. Дидактическая игра «Оживляем картину». | |
«Каждый охотник желает знать…Загадка радуги» | Закрепить цвета, составляющие природное явление – радуга. Закрепить холодные и теплые цвета, какие цвета считаются с основными и почему. Дать представление о том, что можно написать картину одним цветом. | |
«Вологодский художник – баталист В.В.Верещагин» ( ИКТ) | Познакомить детей с жизнью и творчеством нашего земляка В.В. Верещагина. Раскрыть смысл слова «баталист», рассмотреть картины художника | |
Май | «Где живет искусство?» (виртуальная экскурсия в музей) | Закрепить с детьми названия знакомых музеев - Эрмитаж, Третьяковская галерея и др.Раскрыть понятия: музей, экскурсовод, экспонат Закрепить профессии художников, жанры живописных произведений. |
«Времена года. Лето» | Познакомить с пейзажной живописью И.Шишкина, И.М. Левитана, В.Д. Поленова. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства и изображением родной природы в картинах художника. | |
«Если видишь на картине…» (итоговое) | В игровой форме закрепить знания детей терминов: пейзаж, портрет, натюрморт, пространство картины. Активизировать познавательно-творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. |
Литература.
- Н.А.Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью» С - Пб, Детство-Пресс, 2003г.
- А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников со скульптурой» М., 2004г.
- Н.А.Курочкина «Знакомим с книжной графикой» С - Пб, Детство-Пресс, 2004г.
- Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» С - Пб, Детство-Пресс, 2004г.
- Е.В.Краснушкин «Изобразительное искусство для дошкольников» Мозика-Синтез, М., 2013г.
- О.А. Соломенникова «Радость творчества» М.,2001г.
- Н.А. Курочкина «Детям о книжной графике» С - Пб, Детство-Пресс, 2004г.
- Т.Н.Доронова «Дошкольникам об искусстве» М., Просвещение, 1991г.
- Книги из серии «Сказки о художниках» изд-ва «Белый город»
- Демонстрационные материалы с репродукциями русских художников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".
Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...
Приобщение детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.
Рабочая учебная прогамма...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...
Формирование традиционных семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому изобразительному искусству
Материал будет полезен педагогам и специалистам ДОУ...
Мастер-класс:" Мелодия Весны" работы детей старшего дошкольного возраста, выполненные в разных техниках изобразительного искусства (рисование, пластинография, аппликация)
Индивидуальные и коллективные работы детей старшнго дошкольного возраста по изобразительному искусству направленные на развитие эстетических способностей детей....
Презентация"Виды изобразительного искусства. Приобщение к изобразительному искусству как средство художественно – эстетического развития дошкольников в ДОУ"
В презентации представлены виды изобразительного искусства, рекомендованные дошкольникам для ознакомления в ДОУ, а также произведения, представляющие соответствующие виды искусств....