Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и художественное слово. В ходе занятия детям объясняется, что только встав на путь познания, они научаются разгадывать тайны природы, а помогают нам в этом картины художников, музыка и стихи.
Дети знакомятся с понятием: морской пейзаж. Им предлагается для рассматривания морские пейзажи И. Айвазовского "Вид Леандровой башни", "Корабли на Феодосийском рейде", "Лунная ночь"; И. Левитана "После дождя", "Свежий ветер"; Ван Гога "Лодки на берегу в Сент-Мари". Через эти произведения дети осознают, что у каждой стихии есть свой характер, настроение.
На занятии закрепляются навыки рисования кистью в смешаной технике: гуашь плюс акварель; техника рисования широкого и короткого мазка.
У детей воспитывается умение создавать свою "картину" с любовью, передавать в ней настроение, используя знакомые выразительные средства: цвет, свет, композиция; умение подбирать картину к прослушанному музыкальному фрагменту.
Дети прослушивают музыкальные фрагменты и определяют настроение "своего моря": спокойное, ласковое, игривое, бушующее, бурлящее, свирепое и т.п.
В конце занятия из индивидуальных рисунков составляется коллективная картина и обыгрывается под стихи А.С. Пушкина "Ветер по морю гуляет...".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_u_morya....docx | 206.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по ознакомлению детей
с произведениями изобразительного искусства
и по изобразительной деятельности
детей старшего возраста
тема: У моря тоже есть свой характер
педагог: Прокофьева Г.Е.
Задачи: Чрез произведения изобразительного искусства, музыку и художественное слово пробуждать у детей любовь к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям. Объяснить детям, что только встав на путь познания, они научатся разгадывать тайны природы, а помогают нам в этом картины, художников, музыка и стихи.
Познакомить с понятием: морской пейзаж. Рассмотреть морские пейзажи И. Айвазовского «Вид Леандровой башни», «Корабли на Феодосийском рейде», «Лунная ночь»; И. Левитана «После дождя», «Свежий ветер»; Ван Гога «Лодки а берегу в Сент-Мари». Через эти произведения помочь детям осознать, что у каждой стихии есть свой характер, настроение.
Закрепить навыки рисования кистью в смешанной технике: гуашь + акварель; технику рисования широкого и короткого мазка.
Воспитывать у детей умение создавать свою «картину» с любовью, передавать в ней настроение, используя знакомые выразительные средства: цвет, свет, композицию; умение подбирать картину к прослушанному музыкальному фрагменту.
Цель: научить детей изображать море в различном состоянии: спокойное, ласковое, бушующее, бурлящее, свирепое и т.п.
Закрепить навык рисования широким и коротким, легким, быстрым мазками; умение подбирать соответствующую созданному образу цветовую гамму.
Материалы: иллюстрации с морскими пейзажами известных художников (см. выше); лист бумаги, гуашь, акварель, кисть №6
Ход занятия: дети входят, педагог приглашает их на выставку (к доске).
Педагог: Сегодня начинает работу выставка известных маринистов. Посмотрите на эти картины. Кто из вас догадался, кто такие маринисты?
Правильно, маринист – это художник, изображающий море. Обратите внимание, что каждый художник – маринист видит и чувствует море по своему, поэтому и работы у них не похожие одна на другую.
- Садитесь, пожалуйста, и хорошо рассмотрите каждую из них… А теперь послушайте музыкальные загадки и попробуйте их разгадать: подобрать к каждой картине соответствующий ей музыкальный фрагмент.
(Звучит фрагмент из «Три чуда» Р-Корсакова. Дети слушают и определяют, что это бушующее море, находят соответствующие пейзажи. Затем прослушивают «Играют маленькие волны» - кассета, «Волшебство природы», определяют характер моря и показывают пейзажи со спокойным морем).
Молодцы, вы очень внимательны. Значит, мы уже определили, что у моря, как и у человека, может быть свое настроение, свой характер. А каким может быть настроение? (Плохим, хорошим, радостным, грустным, тоскливым и т.п.) А каким может быть характер? (Добрым, ласковым, кротким, свирепым, скверным, ужасным и т.д.) А как вы думаете, ребята, когда у моря хорошее настроение? (Когда светит солнце, дует легкий ветерок). А когда же оно у моря портится? (Когда дует сильный ветер, начинается буря – шторм, идет дождь, гроза и т.д.). Я предлагаю вам поиграть в игру «Море волнуется раз…» (игра детям знакома).
Попробуйте изобразить море в различном состоянии, а я угадаю, какое настроение у моря.
А теперь, садитесь, пожалуйста, и послушайте стихотворение Давида Самойлова «Мечта о море». В нем рассказывается о царе Иване, который никогда не видел моря.
А моря он не видел никогда…
Ему ночами снилась синяя вода,
Над нею пена белая кипела,
И словно степь дышал её простор
И море пело, пело, пело,
Как по ночам поет дремучий бор.
И птицы снились не степные, -
Не лесные –
Невиданные, новые, иные –
Не желтоглазый сыч,
Не серый беркут,
А птицы синеглазые морские,
Как гуси белокрылые белы.
И с клювами кривыми, как орлы.
Вот так мечтал о море царь Иван, такие чудесные сны видел он про море. А вы видели море? (Дети, которые бывали на море, делятся своими воспоминаниями). Вам легче: вы его видели и можете изобразить. А кто не видел, не огорчайтесь: я сейчас включу музыку с шумом моря, а вы закройте глаза и представьте свое море, ласковое или бушующее. (Дети закрывают глаза, слушают шум моря и представляют его мысленно).
Ну, что придумали свое море? Какое оно? (несколько детей описывают). А теперь смотрите внимательно, я покажу вам, какие приемы можно использовать во время рисования моря. Это – широкий мазок, им лучше изображать морскую даль; это – короткий, легкий мазок, им лучше изображать среднюю часть моря, смешивая синюю и зеленую краски, а это вливание цвета в цвет и размыв сине-зеленого цвета и желтого – цвета песка на берегу. А вот так изображаются барашки – так называют гребни волн, морскую пену. (показ педагога).
Все поняли, ребята? Ну, а теперь, в добрый путь, мои дорогие маринисты, в мир вами придуманного моря. Не забудьте вложить в рисунок часть своей души и любви и поярче отобразить настроение и характер своего моря.
(Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь в виде советов затрудняющимся детям. Пока дети рисуют, педагог убирает иллюстрации, освобождает место для новой выставки – детских работ).
Все морские пейзажи вывешиваются и рассматриваются детьми. Анализ проводится в виде игры «Экскурсия по выставке». Дети изображают экскурсовода и описывают работы.
Педагог предлагает вспомнить произведения, в которых описываются морские виды (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», сказка «Садко», сказка П. Ершова «Конек-горбунок» и т.д.).
Помните как у Петра Ершова в сказке «Конек-горбунок»:
Чудо-кит зашевелился;
Словно холм поворотился,
Начал море волновать
И из челюстей бросать
Корабли за кораблями
С парусами и гребцами.
Появляется ладья с матросами. Мальчики-матросы «выходят» из ладьи и танцуют «Яблочко» - матросский танец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе "Музыкальный рисунок"
Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе"Музыкальный рисунок"Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное ...
Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе "Музыкальный рисунок"
Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе"Музыкальный рисунок" Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художеств...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе, тема: «Каша - здоровье наше»
Цели: Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания; Закрепить умения называть и различать названия круп и каш. Закрепить умение соотносить существительное с прилагател...
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшего дошкольного возраста на тему:В гости к бабушке Асе.
Приобщение младших дошкольников к народной культуре....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами изобразительной деятельности. Старшая группа.
Тема: "Земля-планета детей"...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для младшего и среднего возраста. Тема: «Врослым и детям нужен мир на всей планете» (День Победы)
Цели:Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа.Развивать умение подбирать слова п...