Программа факультатива "Маленькие Почемучки"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Ахмерова Лариса Семеновна

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 В настоящее время в  обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок может сразу ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить. Задавайте ему наводящие вопросы, подведите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

 Давайте вспомним известное китайское изречение:

 

То, что я услышал, я забыл,

То, что я увидел, я помню,

То, что я сделал, я ЗНАЮ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_2022_pochemuchki.docx260.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»

Программа

факультатива «Маленькие Почемучки»

по познавательно-исследовательской деятельности

 с детьми 3-4 года

https://ivanisovainfo.files.wordpress.com/2014/02/children.jpg     

Составитель:

Ахмерова Л.С.

Воспитатель

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Люди, научившиеся

наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них

фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 В настоящее время в  обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок может сразу ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить. Задавайте ему наводящие вопросы, подведите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

 Давайте вспомним известное китайское изречение:

То, что я услышал, я забыл,

То, что я увидел, я помню,

То, что я сделал, я ЗНАЮ.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, наблюдательность, пытливость ума, его стремление к познанию мира, развитие всех его познавательных способностей, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях т.е развивается творческая личность.

ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

       Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.

Программа факультатива  направлена на потребность ребенка младшего дошкольного возраста в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод развития дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.  За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явления.

Практическая значимость: программа направлена на формирование интеллектуальных способностей младших дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.

Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:

- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Вид программы: авторская

Новизна: обогащение содержания познавательного развития младших дошкольников посредством экспериментирования, которое проводится детьми  как самостоятельный творческий поиск.

Цель: создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • формирование  способности  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • развитие  умения обследовать предметы и явления с различных  сторон, выявлять зависимости;
  • Способствование накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Расширение  перспективы развития поисково-познавательной деятельности;
  • поддерживание у детей инициативы, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  • формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.);
  • формирование основы логического мышления.

При составлении программы учитывались следующие принципы:

Принцип научности:

- подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип доступности:

-построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

-решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

-обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

-повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

-формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

-реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

-обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

-комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

-решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

-организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

-использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

-предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

-получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Нормативно - правовые документы:

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

-Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

-Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения города Новый Уренгой «Детский сад «Северная сказка», разработанной и утвержденной с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Организационно-методическое обеспечение:

Вид детской группы: профильный;

Состав: постоянный;

Особенности набора детей: свободный;

Количество обучающихся: 10 человек

Режим непосредственной образовательной деятельности:

Общее количество часов за год: 36 часов;

Количество часов и занятий в неделю: 1 час, 1 – занятие в неделю;

         Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю;  продолжительность – 15минут.

Срок реализации факультатива  – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Возраст детей: 3-4 года.

Форма проведения образовательной деятельности - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования        

Учебно тематический план

        

Продолжительность образовательной деятельности

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час (15 минут)

1 раз

1 час

36 часов

Перспективное планирование

Тема образовательной деятельности

Содержание работы

Сентябрь:

1.

«Песок»

- формировать у детей представление о песке и рассмотреть форму песчинок под микроскопом;

2.

Песчаный конус»

- установить с детьми младшего дошкольного возраста представление о свойствах песка;

3.

«Мокрый песок»

- познакомить детей со свойствами мокрого песка, развивать познавательный интерес;

4.

«Рассеянный песок»

- дать детям представление о свойства рассеянного песка;

5.

 «Цветной песок»

-познакомить детей с технологией получения цветного песка;

Октябрь:

6.

«Вода и ее свойства»

-познакомить детей с водой и с ее свойствами;

7.

«Вода при замерзании расширяется»

- выяснить с детьми, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

«Агрегатное состояние воды»

- дать детям представление, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

8.

«Круговорот воды в природе»

-познакомить детей с круговоротом воды в природе, развивать познавательный интерес и воспитывать интерес к неживой природе;

Ноябрь

9.

«Воздух»

- дать детям  первоначальное представление о воздухе,

10.

«Воздух и его свойства»

- познакомить со свойствами воздуха;

11.

«Воздух сжимается»

- продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

12.

«Воздух расширяется»

- продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

13.

«Испарение»

- познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое; 

Декабрь

14.

«Бумага»

-дать детям первоначальное представление о бумаге;

15.

«Свойства бумаги»

-познакомить детей с основными свойствами бумаги;

16.

«Как получить новую бумагу из вторсырья»

-познакомить детей   с технологией получения бумаги из вторсырья;

17.

«Секретный рисунок»

-дать детям представление о технологии нетрадиционного рисования на бумаге воском;

Январь

18.

«Почва и ее свойства»

-дать детям представление и познакомить с основными свойствами почвы;

19.

«Какая бывает почва?»

познакомить детей с различным видом повчвогрунта, формировать у детей бережное отношение к почве;

20.

«Каким растениям, в какой почве лучше расти?»

-познакомить детей каким растениям, в какой почве  лучше расти, развивать логическое мышление и познавательный интерес;

Февраль

21.

«Растения и ее части»

-формировать у детей младшего дошкольного возраста представление о растениях и ее части;

22.

«Дышит ли растение?»

- выявить с детьми  потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений;

23.

«Что нужно для питания растения?»

- установить с детьми, как растение ищет свет;

24.

«Для чего нужны корешки?»

- доказать совместно с детьми, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения;

Март

25.

«Огород на окошке». Посадка лука

-дать детям представление о посадке луковичного растения, познакомить с этапами посадки;

26.

Уход за «огородом на окошке» и заполнение дневника наблюдении

- дать детям первоначальное представление что необходимо для роста растений: свет, вода, воздух и фиксация наблюдений в дневнике;

27.

Посадка семян фасоли

- дать детям представление о посадке  растения из семян, познакомить с этапами посадки;

28.

Уход за «огородом на окошке» и заполнение дневника наблюдении

- дать детям первоначальное представление что необходимо для роста растений: свет, вода, воздух и фиксация наблюдений в дневнике;

29.

«На свету и в темноте». Выращивание лука в различных условиях

- определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Апрель

30.

Снег. Свойства снега

- познакомить детей со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

31.

«Как из снега получить воду?»

- формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

32.

«Как работает термометр?»

- подвести детей к пониманию зависимости состояния температуры воздуха и указателя термометра.  Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

33.

«Изготовление цветных льдинок»

- познакомитьдетей  с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Май

34.

«Камни и его свойства»

-познакомить детей с камнями и его основными свойствами: твердые, тяжелые, большие, маленькие;

35.

«Тонет - не тонет»

-познакомить детей со свойствами камней:, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок;

36.

«О чем расскажут камушки?»

-формировать у детей  представления о простых природных взаимосвязях, учить делать собственные умозаключения. Закреплять умение находить зависимости и закономерности. Развивать мелкую моторику пальцев рук, речь, внимание, память, воображение, умение решать логические задачи творческого характера.

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей  проводится в 2 раза в год: сентябрь и май.

Предполагаемые результаты:

  • знание детьми названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
  • знания о   физических  явлениях, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины;
  • умение самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
  •  проявление младшими дошкольниками  поисковой  активности и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;
  •  с исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.

Мониторинг освоения программы по познавательно-исследовательскому развитию детей младшего дошкольного развития:

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, прием пищи, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.

Технология исследовательской деятельности и детское экспериментирование позволяют мне сформировать у детей умения наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок», развивать их любознательность. мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Реализуя программу, активно внедряем технологию исследовательской деятельности и детское экспериментирование. С этой целью была создана творческая группа «Опытно-экспериментальная деятельность». Основная задача нашей группы внедрить, апробировать эту технологию и систематизировать работу в данном направлении, а также создать условия для детского экспериментирования, начиная с первой младшей группы. Для определения динамики, своевременного выявления первоначальных проблем и для корректировки дальнейшей работы нами разработаны мониторинги формирования исследовательских умений и навыков у детей на все возрастные группы, который проводим два раза в год. Я представляю вам мониторинги по исследовательской деятельности на предмет сформированности соответствующих умений и навыков в первой и во второй младших группах.

        Мониторинг освоения формирования исследовательских умений и навыков во второй младшей группе        

Фамилия и имя ребенка

Проявляет исследовательский интерес

Способен провести простейшие наблюдения

Умеет делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи (если идет снег, значит зима,холодно)

Придумывает интересные комментарии ( ленточки танцуют с ветром, они говорят до свидания облакам и т.д.) в ходе экспериментирования

Используют в речи доступную научную терминологию

Способен предвидеть полученный результат

Проявляет знания о свойствах воды, снега, песка

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Условные обозначения:               Уровень развития:

1-1.-  низкий                                                                        1-1.9 - низкий

2-2.5 - средний                                                                       2.-2-5 - средний

2.6-3 – высокий                                                                     2.6-3 – высокий

Литература:

  1. З.А, Михайлова Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина «Развитие познавательно-исследовательских умений у  дошкольников» Методический комплект программы «Детство» Разработано в соответствии с ФГОС, 2013.
  2. Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей  дошкольного возраста»  Разработано в соответствии с ФГОС «Детство-Пресс 2016.
  3. Е.А.Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А.Калиниченко «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опы тов со старшими дошкольниками» ТЦ Сфера 2016.
  4. Н.А. Гуриненко «Планирование познавательно – исследовательской деятельности сдошкольниками». Разработано в соответствии с ФГОС. Детство-Пресс 2017
  5. Н.В.Нищева «Конспекты занятий в разных возрастных группах» Разработано в соответствии с ФГОС. Детство – Пресс 2017.
  6. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  7. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  8. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом  «черным ящиком»  Вопросы психологии, 1990. №
  9. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  10. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  11. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком» Обруч, 1997. — № 2.
  12. Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной»  Обруч, 1998. — № 2.
  13. Цыплякова О. «Где же пятый океан?»  /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. -  № 8.
  14. А.И.Савенков  «Методика исследовательского обучения дошкольников»
  15. А.И.Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду»
  16. А.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования»
  17. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Почемучка"

Программа кружка "Почемучка"....

Программа кружка "Почемучка"

Кружок "Почемучка" по поисково-познавательной деятельности дошкольников старшего возраста...

Рабочая программа факультатива "Почемучка" по познавательно-речевому развитию старших дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ». П. ПАНГОДЫ)         ...

Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)

Краткая информационная справка.Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово. Информация о программе: «Школа Почемучек»Тип ...

Рабочая программа кружка "Почемучка"

Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный...

Рабочая программа кружка "Почемучка" 3-4 года

Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный годПоясните...

Промежуточный диагностический материал к авторской программе "Академия почемучек"

Задания в сюжетно-игровой форме позволяют выявить уровень усвоения предложенной программы в рамках дополнительного образования. Критерии в авторской программе "Академия почемучек"....