Программа факультатива "Маленькие Почемучки"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
В настоящее время в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок может сразу ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить. Задавайте ему наводящие вопросы, подведите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Давайте вспомним известное китайское изречение:
То, что я услышал, я забыл,
То, что я увидел, я помню,
То, что я сделал, я ЗНАЮ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_2022_pochemuchki.docx | 260.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»
Программа
факультатива «Маленькие Почемучки»
по познавательно-исследовательской деятельности
с детьми 3-4 года
Составитель:
Ахмерова Л.С.
Воспитатель
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Люди, научившиеся
наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
В настоящее время в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок может сразу ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить. Задавайте ему наводящие вопросы, подведите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Давайте вспомним известное китайское изречение:
То, что я услышал, я забыл,
То, что я увидел, я помню,
То, что я сделал, я ЗНАЮ.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, наблюдательность, пытливость ума, его стремление к познанию мира, развитие всех его познавательных способностей, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях т.е развивается творческая личность.
ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.
Программа факультатива направлена на потребность ребенка младшего дошкольного возраста в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод развития дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явления.
Практическая значимость: программа направлена на формирование интеллектуальных способностей младших дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.
Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:
- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Вид программы: авторская
Новизна: обогащение содержания познавательного развития младших дошкольников посредством экспериментирования, которое проводится детьми как самостоятельный творческий поиск.
Цель: создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- развитие умения обследовать предметы и явления с различных сторон, выявлять зависимости;
- Способствование накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Расширение перспективы развития поисково-познавательной деятельности;
- поддерживание у детей инициативы, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.);
- формирование основы логического мышления.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
Принцип научности:
- подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
-построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
-решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
-обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
-повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
-формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
-реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
-обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
-комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
-решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
-организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
-предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
-получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Нормативно - правовые документы:
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
-Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
-Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения города Новый Уренгой «Детский сад «Северная сказка», разработанной и утвержденной с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Организационно-методическое обеспечение:
Вид детской группы: профильный;
Состав: постоянный;
Особенности набора детей: свободный;
Количество обучающихся: 10 человек
Режим непосредственной образовательной деятельности:
Общее количество часов за год: 36 часов;
Количество часов и занятий в неделю: 1 час, 1 – занятие в неделю;
Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.
Срок реализации факультатива – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей: 3-4 года.
Форма проведения образовательной деятельности - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Учебно тематический план
Продолжительность образовательной деятельности | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час (15 минут) | 1 раз | 1 час | 36 часов |
Перспективное планирование
№ | Тема образовательной деятельности | Содержание работы | |
Сентябрь: | |||
1. | «Песок» | - формировать у детей представление о песке и рассмотреть форму песчинок под микроскопом; | |
2. | Песчаный конус» | - установить с детьми младшего дошкольного возраста представление о свойствах песка; | |
3. | «Мокрый песок» | - познакомить детей со свойствами мокрого песка, развивать познавательный интерес; | |
4. | «Рассеянный песок» | - дать детям представление о свойства рассеянного песка; | |
5. | «Цветной песок» | -познакомить детей с технологией получения цветного песка; | |
Октябрь: | |||
6. | «Вода и ее свойства» | -познакомить детей с водой и с ее свойствами; | |
7. | «Вода при замерзании расширяется» | - выяснить с детьми, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. | |
«Агрегатное состояние воды» | - дать детям представление, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | ||
8. | «Круговорот воды в природе» | -познакомить детей с круговоротом воды в природе, развивать познавательный интерес и воспитывать интерес к неживой природе; | |
Ноябрь | |||
9. | «Воздух» | - дать детям первоначальное представление о воздухе, | |
10. | «Воздух и его свойства» | - познакомить со свойствами воздуха; | |
11. | «Воздух сжимается» | - продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; | |
12. | «Воздух расширяется» | - продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; | |
13. | «Испарение» | - познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое; | |
Декабрь | |||
14. | «Бумага» | -дать детям первоначальное представление о бумаге; | |
15. | «Свойства бумаги» | -познакомить детей с основными свойствами бумаги; | |
16. | «Как получить новую бумагу из вторсырья» | -познакомить детей с технологией получения бумаги из вторсырья; | |
17. | «Секретный рисунок» | -дать детям представление о технологии нетрадиционного рисования на бумаге воском; | |
Январь | |||
18. | «Почва и ее свойства» | -дать детям представление и познакомить с основными свойствами почвы; | |
19. | «Какая бывает почва?» | познакомить детей с различным видом повчвогрунта, формировать у детей бережное отношение к почве; | |
20. | «Каким растениям, в какой почве лучше расти?» | -познакомить детей каким растениям, в какой почве лучше расти, развивать логическое мышление и познавательный интерес; | |
Февраль | |||
21. | «Растения и ее части» | -формировать у детей младшего дошкольного возраста представление о растениях и ее части; | |
22. | «Дышит ли растение?» | - выявить с детьми потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений; | |
23. | «Что нужно для питания растения?» | - установить с детьми, как растение ищет свет; | |
24. | «Для чего нужны корешки?» | - доказать совместно с детьми, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения; | |
Март | |||
25. | «Огород на окошке». Посадка лука | -дать детям представление о посадке луковичного растения, познакомить с этапами посадки; | |
26. | Уход за «огородом на окошке» и заполнение дневника наблюдении | - дать детям первоначальное представление что необходимо для роста растений: свет, вода, воздух и фиксация наблюдений в дневнике; | |
27. | Посадка семян фасоли | - дать детям представление о посадке растения из семян, познакомить с этапами посадки; | |
28. | Уход за «огородом на окошке» и заполнение дневника наблюдении | - дать детям первоначальное представление что необходимо для роста растений: свет, вода, воздух и фиксация наблюдений в дневнике; | |
29. | «На свету и в темноте». Выращивание лука в различных условиях | - определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | |
Апрель | |||
30. | Снег. Свойства снега | - познакомить детей со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). | |
31. | «Как из снега получить воду?» | - формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). | |
32. | «Как работает термометр?» | - подвести детей к пониманию зависимости состояния температуры воздуха и указателя термометра. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. | |
33. | «Изготовление цветных льдинок» | - познакомитьдетей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | |
Май | |||
34. | «Камни и его свойства» | -познакомить детей с камнями и его основными свойствами: твердые, тяжелые, большие, маленькие; | |
35. | «Тонет - не тонет» | -познакомить детей со свойствами камней:, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок; | |
36. | «О чем расскажут камушки?» | -формировать у детей представления о простых природных взаимосвязях, учить делать собственные умозаключения. Закреплять умение находить зависимости и закономерности. Развивать мелкую моторику пальцев рук, речь, внимание, память, воображение, умение решать логические задачи творческого характера. |
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводится в 2 раза в год: сентябрь и май.
Предполагаемые результаты:
- знание детьми названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
- знания о физических явлениях, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины;
- умение самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- проявление младшими дошкольниками поисковой активности и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;
- с исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.
Мониторинг освоения программы по познавательно-исследовательскому развитию детей младшего дошкольного развития:
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, прием пищи, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.
Технология исследовательской деятельности и детское экспериментирование позволяют мне сформировать у детей умения наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок», развивать их любознательность. мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Реализуя программу, активно внедряем технологию исследовательской деятельности и детское экспериментирование. С этой целью была создана творческая группа «Опытно-экспериментальная деятельность». Основная задача нашей группы внедрить, апробировать эту технологию и систематизировать работу в данном направлении, а также создать условия для детского экспериментирования, начиная с первой младшей группы. Для определения динамики, своевременного выявления первоначальных проблем и для корректировки дальнейшей работы нами разработаны мониторинги формирования исследовательских умений и навыков у детей на все возрастные группы, который проводим два раза в год. Я представляю вам мониторинги по исследовательской деятельности на предмет сформированности соответствующих умений и навыков в первой и во второй младших группах.
Мониторинг освоения формирования исследовательских умений и навыков во второй младшей группе
Фамилия и имя ребенка | Проявляет исследовательский интерес | Способен провести простейшие наблюдения | Умеет делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи (если идет снег, значит зима,холодно) | Придумывает интересные комментарии ( ленточки танцуют с ветром, они говорят до свидания облакам и т.д.) в ходе экспериментирования | Используют в речи доступную научную терминологию | Способен предвидеть полученный результат | Проявляет знания о свойствах воды, снега, песка | итого | |||||||||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 |
Условные обозначения: Уровень развития:
1-1.- низкий 1-1.9 - низкий
2-2.5 - средний 2.-2-5 - средний
2.6-3 – высокий 2.6-3 – высокий
Литература:
- З.А, Михайлова Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина «Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников» Методический комплект программы «Детство» Разработано в соответствии с ФГОС, 2013.
- Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Разработано в соответствии с ФГОС «Детство-Пресс 2016.
- Е.А.Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А.Калиниченко «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опы тов со старшими дошкольниками» ТЦ Сфера 2016.
- Н.А. Гуриненко «Планирование познавательно – исследовательской деятельности сдошкольниками». Разработано в соответствии с ФГОС. Детство-Пресс 2017
- Н.В.Нищева «Конспекты занятий в разных возрастных группах» Разработано в соответствии с ФГОС. Детство – Пресс 2017.
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. №
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
- Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
- Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком» Обруч, 1997. — № 2.
- Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч, 1998. — № 2.
- Цыплякова О. «Где же пятый океан?» /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
- А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников»
- А.И.Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду»
- А.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования»
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Почемучка"
Программа кружка "Почемучка"....
Программа кружка "Почемучка"
Кружок "Почемучка" по поисково-познавательной деятельности дошкольников старшего возраста...
Рабочая программа факультатива "Почемучка" по познавательно-речевому развитию старших дошкольников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ». П. ПАНГОДЫ) ...
Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)
Краткая информационная справка.Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово. Информация о программе: «Школа Почемучек»Тип ...
Рабочая программа кружка "Почемучка"
Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный...
Рабочая программа кружка "Почемучка" 3-4 года
Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный годПоясните...
Промежуточный диагностический материал к авторской программе "Академия почемучек"
Задания в сюжетно-игровой форме позволяют выявить уровень усвоения предложенной программы в рамках дополнительного образования. Критерии в авторской программе "Академия почемучек"....