Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Краткая информационная справка.
Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово.
Информация о программе: «Школа Почемучек»
Тип программы — модифицированный
Направление деятельности — интеллектуально-творческое
Уровень освоения — долгосрочный (2 года)
Возрастной диапазон — старший дошкольный возраст 5 - 7 лет.
Пояснительная записка:
На рубеже двух тысячелетий в обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым “одаренным” детям.
Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.
Забота об одаренных детях — одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребенка, а не передача ему знаний, умений, навыков.
Возрастание требований к содержанию школьного образования требует скорейшего развития и наиболее полного использования интеллекта дошкольников.
Опираясь на труды С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия “способностей”, “одаренности” и “таланта” по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге “всеобщей одаренности”, а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, педагогический коллектив нашего детского сада решил целенаправленно работать над проблемой “Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников».
При разработке программы развития интеллектуальных творческих возможностей я исходила из основных положений отечественной психологии, рассматривающей процесс психического развития человека как результат присвоения общественного опыта человечества, воплощенного в продуктах физического и духовного труда. При этом умственное развитие ребенка выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта, а именно, как овладение предметными действиями и умениями, элементарными знаниями как наиболее универсальными средствами закрепления и передачи общечеловеческого опыта, усвоение которых играет ведущую роль в развитии ребенка.
«Школа Почемучек» - программа открытого типа, не исключает возможность использования педагогом других методических пособий и дидактических материалов.
Цель программы
Создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости тех явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной действительности.
Задачи программы
1. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.
2. Сделать процесс познания эмоционально насыщенным, необходимо помнить о показателях активной мыслительной деятельности: способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, состоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности, умение сравнивать, обобщать, группировать и т. д.; наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения; умение мыслить в разных направлениях; умение выдвигать новую познавательную задачу; умение задать и исправлять ошибки у себя и сверстников;
3. Развивать навыки и умения исследовательского подхода к деятельности.
4. Стимулировать выдвижение новых идей, дополняющих стереотипные и общепринятые взгляды, а порой и в корне изменяющие их;
5. Учить адекватно оценивать результаты собственного труда.
Содержание программы:
В содержании программы интегрированные занятия для детей 5-7 лет, включающие задания из различных областей знаний, направленные на развитие умственных способностей: ознакомление с пространственными отношениями, развитие элементов логического мышления, развитие речи и ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, подготовка к сюжетно-ролевой игре, ознакомление с природой, ознакомление с элементарными физическими явлениями.
Курс программы включает 72 занятия, каждое из которых рассчитано на 30 - 35 минут с периодичностью 1 раз в неделю с сентября по май.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия или разминки, в течение которой дети отвечают на несложные тематические вопросы, но которые способны вызвать интерес, создать соответствующий психологический настрой. Далее следуют комплексы заданий, упражнений, логических задач, развивающих игр.
Учебно-тематическое планирование занятий
Месяц |
Тема занятия |
Цель занятия
|
Кол-во часов |
Первый год обучения (5-6 лет)
| |||
СЕНТЯБРЬ
| Занятие 1 «РАЗНОЦВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
| Цель. Занятие способствует формированию умений по распознаванию цвета предметов; развивает внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию, чувство юмора, речи |
1 |
Занятие 2 «ЦВЕТИК- СЕМИЦВЕТИК»
| Цель. Занятие знакомит детей со сказкой В. П. Катаева «Цветик-семицветик»; формирует умения по распознаванию цвета предметов; развивает внимание, мышление, воображение, расширяет словарный запас; способствует воспитанию чувства доброты и отзывчивости. |
1 | |
Занятие 3 «ЖИЛА - БЫЛА МАТРЕШКА»
| Цель: Учить детей творчески подходить к поставленной цели. Развивать у детей работу мелких мышц руки, правильной координации движений, зрительную сосредоточенность, пространственную ориентацию, ручную умелость, воображение, внимание. Готовить детей к обучению в начальной школе. |
1 | |
Занятие 4 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА -2»
| Цель: Уточнить представления детей о величине предметов, формировать умение сравнивать предметы по разным признакам (длине, ширине, толщине, высоте). Учить решать логические задачи. Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, мелкую моторику руки. |
1 | |
ОКТЯБРЬ | Занятие 5 «УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»
| Цель: Поможет в развитии: логики, зрительной памяти, образного мышления, фантазии, речи, внимания, усидчивости, способности к анализу и синтезу. |
1 |
Занятие 6 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТОЧЕК»
| Цель: Поможет в развитии: воображения, мелкой моторики, координации чувства ритма, зрительной и слуховой памяти, усидчивости, внимания, логического мышления. |
1 | |
Занятие 7 «ПРО ПУГОВИЦУ»
| Цель: Поможет в развитии: логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, умения анализировать |
1 | |
Занятие 8 «КОМУ ПОМОЖЕТ ЛЕДОКОЛ»
| Цель: Поможет в развитии: логического мышления, творческого воображения, зрительной памяти, умения анализировать и синтезировать. |
1 | |
НОЯБРЬ | Занятие 9 «НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
| Цель: Поможет в развитии памяти, внимания, логики, координации, цветоощущения, чувства ритма. |
1 |
Занятие 10 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЫМЫШЛЯНДИЮ»
| Цель: Поможет в развитии: логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики, внимания, усидчивости, самостоятельности. |
1 | |
Занятие 11 «ПРИКЛЮЧЕНИЕ ДУК-ДУ»
| Цель: Поможет в развитии воображения, тактильной и зрительной памяти, коммуникативных качеств, внимания. |
1 | |
Занятие 12 «СКАЗКА ПРО МАННУЮ КАШУ»
| Цель: Поможет в развитии: логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики, внимания, усидчивости, самостоятельности. |
1 | |
ДЕКАБРЬ | Занятие 13 «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЬКА»
| Цель: Закрепление знания дней недели и понятий «раньше», «позже», «завтра», и т.д. развитие внимания, памяти, мышления; закрепление понятия «рифма». |
1 |
Занятие 14 «ШКОЛА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»
| Цель: Уточнить представления детей о домашних животных, раскрывает смысл понятия «крылатые выражения»; развивает внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, артистические способности. |
1 | |
Занятие 15 «О ПРОФЕССИЯХ И ТРУДОЛЮБИИ»
| Цель: Знакомить детей с названиями и сущностью различных профессий, с понятием «трудолюбие»; развивает быстроту реакции, внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способности; воспитывает уважение к труду. |
1 | |
Занятие 16 «НАРЯЖАЕМ ЕЛОЧКУ» | Цель: Знакомить детей с традиционными елочными украшениями; развивать внимание, мышление, воображение. |
1 | |
ЯНВАРЬ | Занятие 17 «ПОГОВОРИМ О НАШИХ ИМЕНАХ»
| Цель: Дать представление детям о разнообразии имен и их форм (полное, краткое, уменьшительное); развивать память, мышление, речь, формировать умение подбирать рифму. |
1 |
Занятие 18 «ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ»
| Цель: Дать представления детям о зимних каникулах, празднике Рождества; развивать внимание, мышление, память, фонематических слух, воображение |
1 | |
Занятие 19 «ТЕРЕМОК «СМЕКАЛКА» | Цель: Расширять представления детей об обитателях леса; развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентацию; воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу. |
1 | |
Занятие 20 «ДОРОГАМИ СКАЗОК»
| Цель: Знакомить детей с особенностями и разнообразием сказок; развивать внимание, нестандартное мышление, память, речь, расширять словарный запас |
1 | |
ФЕВРАЛЬ | Занятие 21 «ПРИГЛАШАЕМ ГОСТЕЙ» | Цель: Дать детям представления о правилах приема гостей; развивать мышление, артистические способности, навыки коммуникативного общения, чувство юмора, воспитывает доброжелательность |
1 |
Занятие 22 «ШКОЛА РАЗВЕДЧИКОВ» | Цель: Знакомить детей с некоторыми подробностями из жизни разведчиков; развивать внимание, нестандартное мышление, зрительную память, ориентацию в пространстве |
1 | |
Занятие 23 «КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМОРОЧЕК» | Цель: Способствовать развитию внимания, нестандартного мышления, памяти, речи. |
1 | |
Занятие 24 «В СТРАНЕ ВООБРАЗИЛИИ» | Цель: Развивать творческое воображение, фантазию. |
1 | |
МАРТ | Занятие 25 «ПОЕЗД ВЕЗЕТ ПОДАРКИ МАМАМ» | Цель: Развивать внимание, мышление, память, воображение, речь, формировать умение подбирать рифму, воспитание чувства любви и уважения к маме, чувства коллективизма. |
1 |
Занятие 26 «УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАЛЕНДАРЕМ» | Цель: Закреплять у детей временные представления, развивать внимание, мышление, память; формировать навык работы с календарем. |
1 | |
Занятие 27 «КЛАД КОТА ЛЕОПОЛЬДА» | Цель: Знакомить детей со сказкой «Клад кота Леопольда»; способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, памяти, обогащению речи. |
1 | |
Занятие 28 «ЗАБАВНАЯ ГУСЕНИЦА» | Цель: Дать детям первоначальные сведения о насекомых; развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентации., воображение, речь. |
1 | |
АПРЕЛЬ | Занятие 29 «В ГОРОДЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ» | Цель: Знакомить детей с лекарственными растениями и их использованием; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Занятие 30 «МЕЖПЛАНЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» | Цель: Дать детям первоначальные представления о космосе; развивать внимание, мышление, познавательный интерес, воображение, память. |
1 | |
Занятие 31 «ЧИТАЕМ ПИСЬМО СМЕКАЛКИНА» | Цель: Дать детям первоначальные сведения о письме; ; развивать внимание, мышление. Чувство юмора, быстроту реакции. |
1 | |
Занятие 32 «МАГАЗИН ГОЛОВОЛОМОК» | Цель: Развивать внимание, мышление, память, воображение, речь, формировать умение подбирать рифму; расширять кругозор, формировать умение работать в коллективе. |
1 | |
МАЙ | Занятие 33 «ПО ДОРОГЕ, КОТОРАЯ НИКУДА НЕ ВЕДЕТ» | Цель: Развивает зрительную и образную память, моторику, коммуникативные качества. |
1 |
Занятие 34 «ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ АССОРТИ»
| Цель: Способствовать формированию умения узнавать и называть плоскостные фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб, овал), ориентироваться в пространстве; развивает внимание, мышление, воображение. |
1 | |
Занятие 35 «ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ» | Цель: Развивать память, мышление, чувство ритма, речь, воображение, коммуникативные качества. |
1 | |
Занятие 36 «У ОЗЕРА» | Цель: Развивать память, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, совершенствовать ориентировку на плоскости. |
1 | |
Второй год обучения (6-7 лет)
| |||
СЕНТЯБРЬ
| Занятие 37 «ВРЕМЕНА ГОДА» | Цель: Способствует формированию умений и знаний времен года; развивает внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию, чувство юмора, речи |
1 |
Занятие 38 «ЧИТАЕМ ПИСЬМО СМЕКАЛКИНА» | Цель: Знакомить детей с первоначальными сведениями о письме; развивает внимание, мышление, воображение, расширяет словарный запас; способствует воспитанию чувства доброты и отзывчивости. |
1 | |
Занятие 39 «ПРО КУРОЧКУ РЯБУ» | Цель: Учить детей творчески подходить к поставленной цели. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движений, зрительную сосредоточенность, пространственную ориентацию, воображение, внимание. Готовить детей к обучению в начальной школе. |
1 | |
Занятие 40 «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С БУКВОЙ «П» | Цель: Уточнить умение сравнивать предметы по разным признакам (длине, ширине, толщине, высоте). Учить решать логические задачи. Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, мелкую моторику руки. |
1 | |
ОКТЯБРЬ | Занятие 41 «ЖИЛА-БЫЛА БАКЛУША» | Цель: Развивает: логику, зрительную память, образное мышление, фантазию, внимание, усидчивость, способность к анализу и синтезу. |
1 |
Занятие 42 «ХУДОЖНИК ОСЕНЬ» | Цель: Развитие: воображения, мелкой моторики, координации чувства ритма, зрительной и слуховой памяти, усидчивости, внимания, логического мышления. |
1 | |
Занятие 43 «ШКОЛА ДЕДА ВСЕВЕДА» | Цель: Учить нестандартно мыслить, предлагать неожиданные оригинальные решения. Развивать логическое и творческое мышление, познавательные функции, склонность к логическим рассуждениям и построениям, умение делать выводы и обобщения. |
1 | |
Занятие 44 «В ЗООПАРКЕ» | Цель: Развивать словесно — логическое мышление в игре. Называть положительные и отрицательные качества человека. Продолжать учить делать родовые обобщения; Закреплять умение принимать положение, указанное на схеме. Продолжать учить создавать образы на основе схематического изображения. |
1 | |
НОЯБРЬ | Занятие 45 «В СТРАНУ ШУМОВ И ЗВУКОВ» | Цель: Развивать память, внимание, логику, координацию, чувства ритма, слуховую память. |
1 |
Занятие 46 «ПРО ЦИФРУ «5» | Цель: Развитие: логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики, внимания, усидчивости, самостоятельности. |
1 | |
Занятие 47 «ВОТ ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ…» | Цель: Учить классификации предметов. Развитие воображения, тактильной и зрительной памяти, коммуникативных качеств, внимания. |
1 | |
Занятие 48 «СКАЗКА ПРО СКАЗКУ» | Цель: Развитие: логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики, внимания, усидчивости, самостоятельности. |
1 | |
ДЕКАБРЬ | Занятие 49 «К НАМ ПРИШЛА ЗИМА САМА» | Цель: Закрепить знание признаков зимы. Развитие внимания, памяти, мышления; закрепление понятия «рифма». |
1 |
Занятие 50 «ПРО МЕДВЕЖОНКА МИШУ» | Цель: Уточнить представления детей о диких животных; развивает внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, артистические способности. |
1 | |
Занятие 51 «ЗИМНЯЯ ИСТОРИЯ» | Цель: Развивает быстроту реакции, внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способности. |
1 | |
Занятие 52 «ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ» | Цель: Развитие математических способностей и склонностей |
1 | |
ЯНВАРЬ | Занятие 53 «ДОМИК В ЛЕСУ» | Цель: Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики |
1 |
Занятие 54 «МОРОЗКО» | Цель: Развивать внимание, мышление, память, фонематических слух, воображение личностные качества, навыки самоконтроля. |
1 | |
Занятие 55 «СЛОВО И СКАЗКА» | Цель: Развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентацию; воспитывать чувство доброты.. |
1 | |
Занятие 56 «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОРОЛЕВСТВО КРАСОК» | Цель: Развитие творческой активности и гибкости мыслительной деятельности |
1 | |
ФЕВРАЛЬ | Занятие 57 «НЕПРИЯТНОСТИ» | Цель: Развивать мышление, артистические способности, навыки коммуникативного общения, чувство юмора, воспитывает доброжелательность |
1 |
Занятие 58 «НУЖНЫЕ СЛОВА» | Цель: Развивать внимание, нестандартное мышление, зрительную память, ориентацию в пространстве |
1 | |
Занятие 59 «С МАТРЕШКОЙ» | Цель: Способствовать развитию внимания, нестандартного мышления, памяти, речи. |
1 | |
Занятие 60 «БУКВЕННАЯ ИСТОРИЯ» | Цель: Развивать творческое воображение, фантазию, зрительно-моторную координацию и мелку моторику. |
1 | |
МАРТ | Занятие 61 «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА» | Цель: Развивать внимание, мышление, память, воображение, речь, формировать умение подбирать рифму. |
1 |
Занятие 62 «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС» | Цель: Развивать способности к экспериментированию с преобразующимися объектами |
1 | |
Занятие 63 «ПОЧЕМУШКИ И ОТКУДКИ» | Цель: Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, памяти, обогащению речи. |
1 | |
Занятие 64 «ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА» | Цель: Развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентацию., воображение, речь. |
1 | |
АПРЕЛЬ | Занятие 65 «В ГОСТЯХ У ТРАВОЗНАЯ» | Цель: Знакомить детей с лекарственными растениями и их использованием; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
Занятие 66 «УДИВИТЕЛЬНАЯ ВЕРЕВКА» | Цель: Развивать внимание, мышление, познавательный интерес, воображение, память. |
1 | |
Занятие 67 «И ДНЕМ ВИДНЫ ЗВЕЗДЫ» | Цель: Развивать пространственное и творческое воображение, внимание, мышление, быстроту реакции. |
1 | |
Занятие 68 «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ» | Цель: Развивать внимание, мышление, память, воображение, речь, формировать умение работать в коллективе. |
1 | |
МАЙ | Занятие 69 «В ГОСТИ К ПЧЕЛАМ» | Цель: Развивает зрительную и образную память, моторику, коммуникативные качества. |
1 |
Занятие 70 «ИГРАЕМ В ШКОЛУ» | Цель: Способствовать формированию ориентироваться в пространстве; развивает внимание, мышление, воображение, готовность к обучению в школе. |
1 | |
Занятие 71 «ПОМОЖЕМ ЗОЛУШКЕ» | Цель: Развивать память, мышление, чувство ритма, речь, воображение, коммуникативные качества. |
1 | |
Занятие 72 «ШКОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ» | Цель: Развивать память, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, совершенствовать ориентировку на плоскости. |
1 |
Ожидаемые результаты.
1. У детей должны быть развиты навыки и умения исследовательского подхода к деятельности.
2. Уметь относительно долго проявлять интерес к проблеме, состоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности, уметь сравнивать, обобщать, группировать и т. д.; наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения; уметь мыслить в разных направлениях; выдвигать новую познавательную задачу; исправлять ошибки у себя и сверстников;
3. Уметь стимулировать выдвижение новых идей, дополняющих стереотипные и общепринятые взгляды, а порой и в корне изменяющие их;
4. Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
Диагностическое обследование детей по усвоению программы:
Интеллектуальные способности | Специальные способности | Творческие способности |
Тест Венгера | Тест «Не прозевайте вундеркинда» (оценивается родителями) | Изучение оригинальности рисунка детей 5 летнего возраста |
Тест А.Керн-Я.Ийрасика | Анкета А.деКафа-Г.Хаана (оценивается педагогами) | Изучение гибкости построения графического образа |
Тест Векслера |
| «Как развита фантазия у вашего ребенка» (анкета для родителей) |
Прогрессивные матрицы Дж. Равена |
|
|
Выводы и перспективы:
- Опытно-экспериментальная работа по данной программе не оказывает отрицательного воздействия на здоровье детей;
- Создание условий для обеспечения максимально благоприятного раскрытия интеллектуально-творческого потенциала воспитанников ДОУ.
- Создание условий для раннего выявления индивидуальных дарований, задатков развития подрастающей личности;
- Методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования.
Методическое обеспечение программы:
- Формы занятий: наблюдения, игра, беседа, путешествие, инсценировки, практикум, экскурсия, сюжетно-ролевые игры, экпериментирование.
- Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: анкетирование, духовное просвещение семьи, диагностика.
- Техническое оснащение занятий: фотоаппарат, магнитофон, ноутбук, атрибуты, DVD и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева И. Д. На ошибках учатся. Педсовет. 2004. № 11.
2. Булдаков СВ. Загадки. Педсовет. 2003. № 11.
3. Винокурова Н. Подумаем вместе. М.: Рост, 1986.
4. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико-принт, 2002.
5. Гращешова В. С. Занимательный материал на уроках природоведения. Смоленск: СГПИ, 1993.
6. Зиганов М. Учимся читать и считать. М.: Аст-пресс, 1997.
7. 1000 загадок. Ярославль: Академия развития, 2002.
8. Шапиро Ф. Б. Веселый класс: Урок гостеприимства. М.: Аст-пресс, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в ранне...
СИСТЕМА РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
СИСТЕМА РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»...
«Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»(презентация)
в презентации отображен опыты работы с детьми дошкольного возроаста по формированию безопасного поведения на дорогах через интерактивные развивающие игры....
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «ФИОЛЕТОВАЯ КОМНАТА ЗА 2020-2021г.
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано...
Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год
Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В. «Иг...
Круги Луллия - современная образовательная технология ТРИЗ, для развития интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги...