Масленница.Региональный компонент.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
План-сценарий
непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (региональный компонент) средний возраст
Тема: праздник Масленицы на Руси (февраль)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: познакомить воспитанников с праздником – Масленицей.
Планируемые результаты: расширить знания и представления детей о русских народных праздниках; развивать слуховое и зрительное внимание; совершенствовать умение ориентироваться во времени; развивать творческое воображение; приобщать детей к русской истории и учить уважительно к ней относиться.
Материалы, оборудование:
- пластмассовая или резиновая игрушка Колобок,
- телевизор, флешноситель с картинками праздника Масленицы,
- реквизиты для приготовления блинов: игрушечное растительное масло, мука, яйца куриные 2 шт., соль, сахар, кефир, молоко, сковородка, печка, ложка, глубокая тарелка, нарисованные бумажные блины (5 шт.), рушник, фартук и колпак (для повара),
- для изготовления куклы-чучела: каркас куклы из ткани, бусы, платок, ткань для платья,
- для хоровода: «карусель» из лент, нарисованное солнце.
Содержание организованной деятельности:
- Организационный момент: дети сидят по кругу на стульчиках. Педагог
находится в кругу, замыкая круг. Рядом стоит стол с надлежащими предметами.
- Описание деятельности с обязательным включением физминутки в середине деятельности:
Предварительно прочитать воспитанникам сказку «Колобок»
Педагог: Ребята, к нам в гости сегодня пришел очень необычный герой сказок. Моя загадка поможет вам отгадать, кто же это.
Он по амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Он от бабушки ушел и от дедушки ушел.
Кто же это, ребята?
Дети: это колобок!
Педагог: да, да, к нам пожаловал сам колобок из сказки! (показываем игрушку колобка) Колобок пришел к нам, чтобы познакомить нас с вами с очень веселым и светлым русским народным праздником - Масленицей. Когда-то давным-давно, когда люди очень сильно устали от снега и холода зимнего и ждали наступления весны, придумали праздник, который называется Масленица. Масленица – это праздник прощания с зимой, это очень шумный и веселый праздник, который хоть и появился очень давно, но отмечается до сих пор и в нашем городе Ставрополе. Празднуется этот праздник в последнюю неделю февраля. Вот и сегодня уже наступила последняя неделя зимы, а что это значит?
Дети: весна скоро наступит.
Педагог: правильно, скоро наступит весна. Раньше праздновалась Масленица всю неделю, целых семь дней, представляете? Давайте вместе с колобком вспомним названия дней недели. Итак, как называется первый день недели?
Дети: понедельник! (если дети не знают, педагог подсказывает)
Педагог: правильно, понедельник. А второй день? Третий? Четвертый? Пятый? Шестой? Седьмой?
Дети: вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Педагог: Первый день Масленицы, т.е. понедельник, назывался «встреча». В этот день люди строили снежные «горки» и дети первые начинали кататься на санках. Вы любите кататься на санках?
Дети: да!
Педагог: а еще в этот первый день Масленицы делали куклу-чучело из соломы, различного материала, обязательно украшали куклу, чтобы она была красивой и нарядной. А затем готовую куклу-чучело усаживали в сани и катали ее на санях. (показываем картинки про чучело)
Педагог: Второй день Масленицы назывался «Заигрыш». Дети вместе с родителями в этот день ходили друг к другу в гости, а угощали друг друга особенным угощеньем – блинами. Кто-нибудь из вас кушал когда-нибудь блины?
Дети: да!
Педагог: А давайте с вами спечем блины? Нам нужно: масло растительное, мука, яйца, кефир, молоко, сахар, соль. (раздаем детям ингредиенты) Смешиваем ингредиенты, получаем блинное тесто. А на чем мы будем печь блины? На сковородке! (выходит один ребенок, переодетый в повара, становится у игрушечной печке) Берем сковородку, добавляем на нее масло и блинное тесто. С одной стороны поджариваем блин, переворачиваем, две минутки, и у нас с вами получился вот такой прекрасный блин!!! Вот, в конце зимы пекли вот такие блины. Ребята, как вы думаете, чем весна отличается от зимы?
Дети: снега нет весной, а зимой есть, цветы весной распускаются, птицы весной прилетают, солнышко светит и пр.
Педагог: Конечно же, светит солнышко! А на какую фигуру похоже солнышко?(показываем солнце)
Дети: на круг!
Педагог: правильно! А вы знаете какую форму имеет блин?(показываем блин)
Дети: круглую!
Педагог: молодцы! Посмотрите, наш блин похож на круг?
Дети: да!
Педагог: а это значит, что блин похож на солнышко, а солнце – это символ весны! Поэтому, на праздник Масленицы пекли блины, чтобы скорее вышло солнышко, пригрело своими лучами и растопило снег и холод.
Третий день Масленицы – «Лакомка». В этот день на санках с горы начинали кататься взрослые. Также в этот день запрягали тройку самых красивых и быстрых лошадей, надевали на упряжку бубенцы, катались по улицам, пели веселые песни (картинки показываем тройки)
Четвертый день – «Разгуляй четвертак». Это был самый веселый день Масленицы. В этот день гуляли с утра и до самого позднего вечера. На улице проводились пляски, шуточные игры, песни, водили хороводы.
(Физминутка) Давайте с вами станем в большой круг, возьмемся за руки и поводим хоровод. (ставим посередине «карусель» из ленточек, цепляем на нее солнце) Идем по кругу, держась за руки, расходимся как можно шире, теперь сходимся в середину, снова расходимся. Взяли каждый по одной ленточке в руку, пошли медленно по кругу, быстрее, побежали по кругу, остановились, отпустили ленточки. Встали на цыпочки, руки подняли высоко-высоко к солнышку, потянулись, покружились вокруг себя, сели на корточки и подпрыгнули. Молодцы, ребята. Присаживайтесь на стульчики.
Пятый день – «Вечерки». В этот день незамужние девушки выносили блины на улицу и угощали молодых парней. Так парни смотрели кто из девушек самый щедрый, кто вкуснее умеет готовить.
Суббота – «Даровня». В этот день дарили друг другу подарки. А вечером собирались все на самой высокой горе, привозили куклу-чучело сюда и оставляли здесь на ночь.
Воскресенье – это седьмой и последний день Масленицы – «Прощеный день». В этот день просили друг у друга прощение, кто был в ссоре – мирились. В этот день разводили большие костры для того, чтобы растопить лед, снег, ведь от огня идет тепло, правда, ребята?
Дети: да, правда, очень горячо.
Педагог: и, конечно же, прощаясь с зимой, сжигали чучело, а пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай фруктов и овощей.
В Ставрополе, как мы уже говорили, до сих пор существует обряд отмечания Масленицы, правда отмечают его не так шумно и долго, как раньше, многие семьи по возможности пекут блины в последнюю неделю зимы. Но настоящие гулянья празднуются в последний день недели, в воскресенье. Например, в Парке Победы будут организованы интересные ярмарки, конкурсы, песни, пройдет церемония сжигания куклы-чучела, так что обязательно попросите родителей поучаствовать в отмечании городского праздника Масленицы. И у нас в детском саду мы будем отмечать Масленицу, хотите?
Дети: да!
Педагог: расскажите своим родителям про праздник Масленицы, пусть ваши мамы и бабушки испекут обязательно блинов! А мы отправляем нашего гостя готовиться к предстоящему празднику Масленицы. Давайте скажем спасибо нашему колобочку, что он рассказал нам про такой интересный праздник!
Дети: спасибо!
(Рефлексия)
Педагог: На прощанье, колобок хочет задать вам несколько вопросов:
- Как называется праздник, с которым мы сегодня познакомились? (Масленица)
- Какое угощение пекут на Масленицу? (блины)
- Как называется кукла, которую делают на Масленицу? (чучело)
Педагог: молодцы, ребята, вы на все вопросы ответили правильно. Колобок прощается с вами и обещает обязательно еще раз прийти к нам в гости.
Дети: до свиданья, колобок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Литературно-художественный центр - важный компонент информационно-образовательного пространства разновозрастной группы общеразвивающей направленности»
Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и лит...
Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР
Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...
Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
из опыта работы по использованию регионального компонента
данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....