Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Соль | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экспериментированию в старшей группе "Соль"
Ход занятия: Дети заходят в зал.
В-ль: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте!
В-ль: - Ребята, в природе встречаются самые разные вещества. Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни. А что это вы узнаете отгадав загадку:
- Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались? Ну, конечно, это…(соль).
Дети: - Соль!
В-ль: - Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим про соль. И попробуем выяснить, что нам известно об этом веществе.
В-ль: - Откуда же появляется соль на нашем столе?
Дети: - Из магазина.
В-ль: - Правильно. А в магазин она откуда попадает, где и почему она появилась в природе?
- Соль добывают там, где в древности были моря, они высохли и образовались огромные пласты соли. Также соль можно получить из морской воды путём выпаривания.
- Давно-давно, когда добыча соли была очень трудна, соль очень ценилась и приравнивалась по ценности к золоту. В Древнем Риме воинам платили за их службу не деньгами, а солью.
В-ль: А где в нашей жизни мы используем соль?
Дети: - Когда готовим еду, для вкуса.
- При заготовке овощей на зиму, при засолке рыбы, мяса. Потому, что соль не даёт размножаться вредным микробам и бактериям и продукты не портятся.
- Зимой солью посыпают ледяные дорожки, чтобы было не скользко.
- Солью можно удалить жирные пятна с одежды, можно почистить солью посуду.
- В медицине соль используют для полоскания горла, промывание носа, для солевых ванн и прогреваний.
- Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, а для начала я предлагаю вам на некоторое время превратиться в ВОЛШЕБНИКОВ.
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
(Дети одевают на голову колпаки и фартуки, а вос-ль костюм «Волшебника»)
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
-Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты , нужно внимательно слушать .
- И давайте вспомним правила безопасности
При работе с солью надо соблюдать :
1, не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначало посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
опыт №1
(доски, соль, контейнеры, ложки, увеличительные стекла, пипетки, стакан с водой)
Воспитатель: Пройдите на свои места.
Воспитатель: Скажите, какого цвета соль?
Дети: Соль белого цвета
Воспитатель: Какая она на вкус?
Дети: Соль соленая
Воспитатель: Насыпьте две ложки соли в контейнер. Что вы сделали, насыпали или налили соль?
Дети: Соль насыпали в контейнер
Воспитатель: Значит соль какая?
Дети Соль сыпучая, рассыпчатая.
Воспитатель: Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. Имеет ли соль запах?
Дети: Соль не имеет запаха.
Воспитатель: А теперь возьмите увеличительные стекла. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?
Дети Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки. (Показ слайдов)
Воспитатель: Возьмите пипетки и капните на соль воду. Что произошло?
Дети Соль впитала воду.
Воспитатель А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?
Дети Соли много, воды мало.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Изменился ли цвет воды?
Дети: Нет.
Воспитатель А как вы думаете какой стал вкус у воды?
Дети Вкус у воды слал соленый.
Воспитатель Молодцы. А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли?
Вывод : Соль сыпучая, рассыпчатая, без запаха, белого цвета, состоит из кристаллов, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Опыт № 2
(баночки с кусочками льда, соль)
Воспитатель Ребята посмотрите, перед вами в баночках лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит.
Дети: Соль начинает трещать
Воспитатель: соль начинает растапливать лед. Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед.
Вывод Соль не заменимый помощник зимой в гололед. Ну а мы с вами, пока отставим баночки в сторонку и поиграем
опыт № 3 за столами
(доски, стакан с водой, соль, ложки, картофель)
Воспитатель Проходите за столы, занимайте свои места.
Воспитатель А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой, соль и два картофеля . Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду. Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду. Что произошло? (оно опустилось на дно).
Воспитатель Во второй стакан добавим три ложки соли, и размешаем. Опустим в этот стакан картофель. Что произошло (оно плавает на поверхности).
Воспитатель Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. Картофель не тонет! Он плавает на поверхности.
Вывод: Правильно, оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной. Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.
Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей)
Воспитатель: Хорошо давайте проверим.
Опыт № 3: «Раскрашивание соли».
(У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска. Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью
Что с ней произошло?(она закрасилась)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?(соль закрасилась)
А теперь смойте кисточку водой положите на подставку
Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.
Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью
- Но это еще не всё
- Как я уже говорила , что с солью можно еще и рисовать
- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли нарисовать рисунок
- присаживайтесь поудобнее
- Ребята послушайте меня внимательно, сейчас мы нарисуем рисунок который будет называться « НАША ПЛАНЕТА»
Объяснение:
В середине картона нарисуйте большой круг, простым карандашом
На круг нанесите кисточкой лей
Посыпать солью круг с нанесенным на него клеем
Стряхните лишнюю соль
Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски
Дождаться полного высыхания
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
(Самостоятельная работа детей. Под музыку )
- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают
Физкультминутка
Мы сидели , мы устали
Дружно все мы рисовали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора
Встали дружно, потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись
- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.
- Посмотрите и скажите каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)
- Давайте покажем наши рисунки гостям.
(Дети показывают гостям рисунки)
- Ребята, можно ли сказать про соль:
. Что она- волшебная? (ДА)
- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная
- ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ребяток превратись!
Итог занятия:
- Ребята давайте расскажем нашим гостям
- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).
- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)
- А в кого превращались?( Мы превращались в волшебников)
- Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
ихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"
Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»
Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи: 1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебство и чудеса"
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебство и чудеса»Задачи:Образовательные:Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическоемышлени...