Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Харисова Ирина Газнавиевна

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Соль46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экспериментированию  в старшей группе "Соль"

Ход занятия: Дети заходят в зал.

В-ль: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: - Здравствуйте!

В-ль: - Ребята, в природе встречаются самые разные вещества. Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни. А что это вы узнаете отгадав загадку:

       - Без неё, ребята, повар просто как без рук,

       И становится вся пища несъедобной вдруг!

       Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

       Вы, конечно, догадались? Ну, конечно, это…(соль).

Дети: - Соль!

В-ль: - Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим про соль. И попробуем выяснить, что нам известно об этом веществе.

В-ль: - Откуда же появляется соль на нашем столе?

Дети: - Из магазина.

В-ль: - Правильно. А в магазин она откуда попадает, где и почему она появилась в природе?

- Соль добывают там, где в древности были моря, они высохли и образовались огромные пласты соли. Также соль можно получить из морской воды путём выпаривания.

- Давно-давно, когда добыча соли была очень трудна, соль очень ценилась и приравнивалась по ценности к золоту. В Древнем Риме воинам платили за их службу не деньгами, а солью.

В-ль:  А где в нашей жизни мы используем соль?

Дети: - Когда готовим еду, для вкуса.

- При заготовке овощей на зиму, при засолке рыбы, мяса. Потому, что соль не даёт размножаться вредным микробам и бактериям и продукты не портятся.

- Зимой солью посыпают ледяные дорожки, чтобы было не скользко.

- Солью можно удалить жирные пятна с одежды, можно почистить солью посуду.

- В медицине соль используют для полоскания горла, промывание носа, для солевых ванн и прогреваний.

- Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, а для начала я предлагаю вам на некоторое время превратиться в ВОЛШЕБНИКОВ.

- Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!

    (Дети одевают на голову колпаки и фартуки, а вос-ль костюм «Волшебника»)

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты

-Здесь находится очень много различного оборудования.

- Что бы правильно выполнять опыты , нужно внимательно слушать .

- И давайте вспомним правила безопасности

При работе с солью надо соблюдать :

1, не трогать руками глаза,

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначало посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место

 

опыт №1

(доски, соль, контейнеры, ложки, увеличительные стекла, пипетки, стакан с водой) 

Воспитатель: Пройдите на свои места.

Воспитатель: Скажите, какого цвета соль?

Дети: Соль белого цвета

Воспитатель: Какая она на вкус?

Дети: Соль соленая

Воспитатель: Насыпьте две ложки соли в контейнер. Что вы сделали, насыпали или налили соль?

Дети: Соль насыпали в контейнер

Воспитатель: Значит соль какая?

Дети Соль сыпучая, рассыпчатая.

Воспитатель: Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. Имеет ли соль запах?

Дети: Соль не имеет запаха.

Воспитатель: А теперь возьмите увеличительные стекла. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?

Дети Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки. (Показ слайдов)

Воспитатель: Возьмите пипетки и капните на соль воду. Что произошло?

Дети Соль впитала воду.

Воспитатель А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?

Дети Соли много, воды мало.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель: Изменился ли цвет воды?

Дети: Нет.

Воспитатель А как вы думаете какой стал вкус у воды?

Дети Вкус у воды слал соленый.

Воспитатель Молодцы. А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли?

Вывод : Соль сыпучая, рассыпчатая, без запаха, белого цвета, состоит из кристаллов, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Опыт № 2

(баночки с кусочками льда, соль)

Воспитатель Ребята посмотрите, перед вами в баночках лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит.

Дети: Соль начинает трещать

Воспитатель: соль начинает растапливать лед. Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед.

Вывод Соль не заменимый помощник зимой в гололед. Ну а мы с вами, пока отставим баночки в сторонку и поиграем

опыт № 3 за столами

(доски, стакан с водой, соль, ложки, картофель)

Воспитатель Проходите за столы, занимайте свои места.

Воспитатель А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой, соль и два картофеля . Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду. Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду. Что произошло? (оно опустилось на дно).

Воспитатель Во второй стакан добавим три ложки соли, и размешаем. Опустим в этот стакан картофель. Что произошло (оно плавает на поверхности).

Воспитатель Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. Картофель не тонет! Он плавает на поверхности.

Вывод: Правильно, оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной. Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.

Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей)

Воспитатель: Хорошо давайте проверим.

Опыт № 3: «Раскрашивание соли».

(У каждого ребенка разный цвет краски)

Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска. Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью

Что с ней произошло?(она закрасилась)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?(соль закрасилась)

А теперь смойте кисточку водой положите на подставку

Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.

Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

- Но это еще не всё

- Как я уже говорила , что с солью можно еще и рисовать

- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли нарисовать рисунок

- присаживайтесь поудобнее

- Ребята послушайте меня внимательно, сейчас мы нарисуем рисунок который будет называться « НАША ПЛАНЕТА»

Объяснение:

В середине картона нарисуйте большой круг, простым карандашом

На круг нанесите кисточкой лей

Посыпать солью круг  с нанесенным на него клеем

Стряхните лишнюю соль

Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными  оттенками жидкой краски

Дождаться полного высыхания

- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

(Самостоятельная работа детей. Под музыку )

- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают

Физкультминутка

Мы сидели , мы устали

Дружно все мы рисовали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора

Встали дружно, потянулись

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем гостям мы улыбнулись

- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.

 - Посмотрите и скажите каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)

- Давайте покажем наши рисунки  гостям.

(Дети показывают гостям рисунки)

- Ребята, можно ли сказать про соль:

. Что она- волшебная? (ДА)

- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная

- ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

- Давайте произнесем волшебные слова:

        ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ребяток превратись!

Итог занятия:

- Ребята давайте расскажем нашим гостям

- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).

- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)

- А в кого превращались?( Мы превращались в волшебников)

- Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

ихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"

Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»

Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:  1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»

Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебство и чудеса"

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебство и чудеса»Задачи:Образовательные:Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическоемышлени...