Конспект проведения ситуации познавательного общения с детьми в старшей группе «Лесные обитатели» (занятие – путешествие).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект разработан для развитие у детей навыков поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, вариантов решения; формировать умение выделять существенные признаки, лежащие в основание поняти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект проведения ситуации познавательного общения с детьми
в старшей группе
«Лесные обитатели» (занятие – путешествие).
Цель: умение оценивать свою деятельность и ее результаты;
Задачи: развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, вариантов решения; формировать умение выделять существенные признаки, лежащие в основание понятия «Дикие животные»
- живут в лесу;
- сами добывают пищу;
- сами устраивают жилище;
Воспитывать познавательный интерес к объектам живой природы.
Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать проявление симпатий, стремление передавать образ животного в мимике, движениях и жестах; закреплять интерес к самостоятельному речевому творчеству, желание придумывать новые названия животным. Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.
Форма организации: групповая
Предварительная работа:
- чтение произведений В. Бианки «Голубой зверёк», Пришвина М. «Лисичкин хлеб», Чарушина Е. «Медвежонок», Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу»;
Дидактические игры: «Дикие животные», «Лапы, уши и хвосты», «Кто чем питается». «Кто где живет»;
- рассматривание и чтение энциклопедии «Животные»
- словесные игры «Что будет, если…», «Птицы, рыбы, звери»;
- игра на развитие выразительности мимики и жестов «Мое настроение»;
- эколога – психологический тренинг: упражнения «Природный оркестр», «Птицы», «Лесной карнавал»
- наблюдения за белкой на прогулке;
- коллективный коллаж на тему «Кто живет в лесу»
Материал и оборудование:
Коробочки с ключами, доска с наклеенным «замком Злой волшебницы»
с окошечками, в которых изображены животные;
маки – шапочки с изображением животных;
карточки с изображением диких животных;
картон формата А4 с «окошечком» по середине на каждого ребенка;
мешочки с различным материалом на каждого ребёнка (кусочки материала песцовой шкурки, искусственного меха и коврового покрытия для офисов с жёсткой щетиной);
карточки с загадками;
карточки для игры «Создай сказочного животного»
иллюстрации к игре «Замаскированные фигуры»;
фломастеры;
магнитофон с записью мелодии без слов.
Ход занятия:
Игровая мотивация: педагог появляется в группе в образе сказочного персонажа – «Белоснежка». Просит детей помочь ей освободить её друзей – лесных зверей, которых Злая волшебница заперла в своем замке. Педагог сообщает детям, что их путешествия задания, которые приготовила для них Злая волшебница и нужно всем вместе с ними справиться и получить ключи за каждое выполненное задание, чтобы освободить зверей.
Воспитатель: - Прежде чем отправиться в путь , я хочу спросить у вас, ребята, каких лесных зверей вы знаете? Назовите, пожалуйста. Дети перечисляют.
-А как их можно назвать по-другому?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: А почему они так называются? Ответы детей.
I . Развивающее задание «Фонарик»
Воспитатель: Меня очень порадовали ваши ответы. Но нам пора отправляться в путь.
- Ребята, поострите, кто- то оставил нам фонарики. Наверное, это гномы. Они нам помогут в решении первого задания Злой волшебницы. Нам нужно с ним справиться, чтобы получить первый ключ. Посмотрите в окошечко, там что- то есть. Фонарик можно двигать. Пусть там, в окошечке всегда что –то будет видно. Дети обследуют рисунок (Карточки с изображением животных). По окончании действий ребенка педагог спрашивает:
- Как ты думаешь, что там было нарисовано? Хочешь увидеть целиком? Аналогично воспитатель спрашивает и у других детей.
Воспитатель: Замечательно, ребята! Мы вместе справились, увидели, кого спрятала от нас Злая волшебница, и мы получаем первый ключ.
II. «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь еще какие – то мешочки лежат. Еще что-то придумала для нас Злая волшебница. Хотите узнать, что там? Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне не говорите, а найдите в этих мешочках. Слушайте сначала загадку, а потом ищите отгадку в мешочке. Нужно нащупать такой материал, который вы считаете похожим на отгадку.
Он хозяин леса строгий,
Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь,
Кто, скажите, он? (Медведь)
Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ЁЖ)
Рыжая плутовка,
С пушистым хвостом,
Живет под кустом. (Лиса)
Дети на ощупь определяют материал, который ассоциируют с тем или иным животным. Рассказывают, почему они так решили, почему выбрали именно этот материал. Педагог индивидуально хвалит детей.
Дети получают очередной ключ.
III. Метод «растрёпывания знаний»
Воспитатель: А сейчас нам с вами предстоит ответить на каверзные вопросы Злой волшебницы, чтобы получить следующий ключ.
Что будет, если…
- у ежа не будет иголок;
- медведь окажется в пустыне;
- у зайца зимой будет серая шубка;
- волк будет добрым и веселым;
- у зайца будет длинный и пушистый хвост;
Ответы детей. Педагог восхищается интересными вариантами, предлагаемыми детьми, поддерживает их, проявляет интерес, активизирует мыслительную деятельность детей с помощью дополнительных вопросов. Справившись с вопросами, дети получают ключ.
IV. Игра «Создай сказочного животного»
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Посмотрите, какие-то картинки… ничего не понимаю…А я поняла! Нам нужно с вами придумать сказочного животного, которого нет на самом деле в природе. Сказочного животного вы создаете в парах, придумайте ему название и расскажите что – нибудь о нем: где оно живет, что любит делать, чем питается.
Дети составляют сказочного животного из разрезных картинок, называют его и рассказывают о нем. Педагог отмечает интересные рассказы детей.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, просто фантазеры.
V. Развивающее задание «Замаскированные фигуры»
Воспитатель: Ребята, чтобы получить последний ключ, мы должны справиться еще с одним заданием Злой волшебницы. Посмотрите на этот лес внимательно. Кто здесь есть? Злая волшебница заколдовала лесных зверей. Посмотрите, найдите, обведите фломастером и назовите . Дети находят на изображении замаскированных животных, обводят фломастером и называют.
Воспитатель: Здорово вы справились с этим заданием! Нашли всех замаскированных животных. И вот достаём последний ключ и отправляемся освобождать наших лесных друзей.
Дети вместе с педагогом подходят к изображению замка, «отпирают замки» и освобождают зверей (снимают листочки с картинками, где изображены животные; картинки животных, наклеены в окошечках замка)
VI. Эколого – психологический тренинг «Лесной карнавал»
Воспитатель: А теперь на радостях мы устроим «Лесной карнавал». Выбирайте маски, ребята. Лесные животные, как и мы, живые. У них есть свой характер, бывает разное настроение. А кто находится под маской и какое у него настроение, мы узнаем по движениям и повадкам, которые вы сейчас нам покажите (включается музыкальное сопровождение).
- Узнайте, кто под маской Айру? У Саши? У Ксюши?
Вопросы к детям: А почему вы так решили, что это волк? Лиса? И т.д.
- А теперь вы все придумайте себе животного, который будет у вас под маской, а я попробую отгадать. Педагог отгадывает, называет настроение животного, спрашивает у каждого, правильно ли он отгадал.
Воспитатель: Карнавал закончен, и я хочу поблагодарить, ребята, за вашу помощь, без вас я бы ни за что не справилась и не смогла освободить моих друзей – лесных обитателей. А на последок я хочу спросить:
- Что вам понравилось в нашем непростом путешествии?
- Что у вас получилось лучше?...А чему еще можно научиться?...
- Кто поделится своим мнением, своими мыслями?
Дети высказывают свои мысли.
Воспитатель: Мне очень понравились ваши ответы. Я рада вашим успехам. Но если где – то у вас не получилось – это не беда. Всему можно научиться. Я надеюсь, нет, я просто уверена, что вас все получится, ведь вы такие замечательные и любознательные. Спасибо вам еще раз за помощь. Мне прощаться с вами, пора возвращаться в сказку. До свидания, мои друзья, до следующей встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...
«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексическим темам "Весна шагает по планете» и "Встречаем птиц".
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...
Конспект по проведению ситуации познавательного общения с детьми дошкольного возраста в старшей группе "Дружные ребята"
Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формировать умение согласовы...
конспект по проведению ситуации познавательного общения
формирование умения контролировать своё поведение, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем...
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) в старшей группе на тему "Волшебное путешествие"
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) в старшей группе на тему: "Волшебное путешествие"....
Конспект по проведению ситуации познавательного общения с детьми дошкольного возраста в старшей группе
Цель: формирование умения контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формирование умение со...
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Лесные обитатели-насекомые»
Данный материал поможет сформировать представления о развитии насекомых, их характерных признаках, о зависимости их окраски от места обитания....