Конспект проведения ситуации познавательного общения с детьми в старшей группе «Лесные обитатели» (занятие – путешествие).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект разработан для развитие у детей навыков поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, вариантов решения; формировать умение выделять существенные признаки, лежащие в основание поняти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения ситуации познавательного общения с детьми

в старшей группе

«Лесные обитатели» (занятие – путешествие).

Цель: умение оценивать свою деятельность и ее результаты;

Задачи: развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, вариантов решения; формировать умение выделять существенные признаки, лежащие в основание понятия «Дикие животные»

- живут в лесу;

- сами добывают пищу;

- сами устраивают жилище;

Воспитывать познавательный интерес к объектам живой природы.

Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать проявление симпатий, стремление передавать образ животного в мимике, движениях и жестах; закреплять интерес к самостоятельному речевому творчеству, желание придумывать новые названия животным. Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Форма организации: групповая

Предварительная работа:

- чтение произведений В. Бианки «Голубой зверёк», Пришвина М. «Лисичкин хлеб», Чарушина Е. «Медвежонок», Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу»;

Дидактические игры: «Дикие животные», «Лапы, уши и хвосты», «Кто чем питается». «Кто где живет»;

- рассматривание и чтение энциклопедии «Животные»

- словесные игры «Что будет, если…», «Птицы, рыбы, звери»;

- игра на развитие выразительности мимики и жестов «Мое настроение»;

- эколога – психологический тренинг: упражнения «Природный оркестр», «Птицы», «Лесной карнавал»

- наблюдения за белкой на прогулке;

- коллективный коллаж на тему «Кто живет в лесу»

Материал и оборудование:

Коробочки с ключами, доска с наклеенным «замком Злой волшебницы»

с окошечками, в которых изображены животные;

маки – шапочки  с изображением животных;

карточки с изображением диких животных;

картон формата А4 с «окошечком» по середине на каждого ребенка;

мешочки с различным материалом на каждого ребёнка (кусочки материала песцовой шкурки, искусственного меха и коврового покрытия для офисов  с жёсткой щетиной);

карточки с загадками;

карточки для игры «Создай сказочного животного»

иллюстрации к игре «Замаскированные фигуры»;

фломастеры;

магнитофон с записью мелодии без слов.

Ход занятия:

  Игровая мотивация: педагог появляется в группе в образе сказочного персонажа – «Белоснежка». Просит детей помочь ей освободить её друзей – лесных зверей, которых Злая волшебница заперла в своем замке. Педагог сообщает детям, что их путешествия  задания, которые приготовила для них Злая волшебница и нужно всем вместе с ними справиться и получить ключи за каждое выполненное задание, чтобы освободить зверей.

Воспитатель: - Прежде чем отправиться в путь , я хочу спросить у вас, ребята, каких лесных зверей вы знаете? Назовите, пожалуйста. Дети перечисляют.

-А как их можно назвать по-другому?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: А почему они так называются? Ответы детей.

I .  Развивающее задание «Фонарик»

Воспитатель: Меня очень порадовали ваши ответы. Но нам пора отправляться в путь.

- Ребята, поострите, кто- то оставил нам фонарики. Наверное, это гномы. Они нам помогут в решении первого задания Злой волшебницы. Нам нужно с ним справиться, чтобы получить первый ключ. Посмотрите в окошечко, там что- то есть. Фонарик можно двигать. Пусть там, в окошечке всегда что –то будет видно. Дети обследуют рисунок (Карточки с изображением животных). По окончании действий ребенка педагог спрашивает:

- Как ты думаешь, что там было нарисовано? Хочешь увидеть целиком? Аналогично воспитатель спрашивает и у других детей.

Воспитатель: Замечательно, ребята! Мы вместе справились, увидели, кого спрятала от нас Злая волшебница, и мы получаем первый ключ.

II. «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь еще какие – то мешочки лежат. Еще что-то придумала для нас Злая волшебница. Хотите узнать, что там? Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне не говорите, а найдите в этих мешочках. Слушайте сначала загадку, а потом ищите отгадку в мешочке. Нужно нащупать такой материал, который вы считаете похожим на отгадку.

Он хозяин леса строгий,

Любит спать в своей берлоге,

Страшно может зареветь,

Кто, скажите, он? (Медведь)

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ЁЖ)

Рыжая плутовка,

С пушистым хвостом,

Живет под кустом. (Лиса)

Дети на ощупь определяют материал, который ассоциируют с тем или иным животным. Рассказывают, почему они так решили, почему выбрали именно этот материал. Педагог индивидуально хвалит детей.

Дети получают очередной ключ.

III. Метод «растрёпывания знаний»

Воспитатель: А сейчас нам с вами предстоит ответить на каверзные вопросы Злой волшебницы, чтобы получить следующий ключ.

Что будет, если…

- у ежа не будет иголок;

- медведь окажется в пустыне;

- у зайца зимой будет серая шубка;

- волк будет добрым и веселым;

- у зайца будет длинный и пушистый хвост;

Ответы детей. Педагог восхищается интересными вариантами, предлагаемыми детьми, поддерживает их, проявляет интерес, активизирует мыслительную деятельность детей с помощью дополнительных вопросов. Справившись с вопросами, дети получают ключ.

IV.  Игра «Создай сказочного животного»

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Посмотрите, какие-то картинки… ничего не понимаю…А я поняла! Нам нужно с вами придумать сказочного животного, которого нет на самом деле в природе. Сказочного животного вы создаете в парах, придумайте ему название и расскажите что –  нибудь о нем: где оно живет, что любит делать, чем питается.

Дети составляют сказочного животного из разрезных картинок, называют его и рассказывают о нем. Педагог отмечает интересные рассказы детей.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, просто фантазеры.

V. Развивающее задание «Замаскированные фигуры»

Воспитатель: Ребята, чтобы получить последний ключ, мы должны справиться еще с одним  заданием Злой волшебницы. Посмотрите на этот лес внимательно. Кто здесь есть? Злая волшебница заколдовала лесных зверей. Посмотрите, найдите, обведите фломастером и назовите . Дети находят на изображении замаскированных животных, обводят фломастером и называют.

Воспитатель: Здорово вы справились с этим заданием! Нашли всех замаскированных животных. И вот достаём последний ключ и отправляемся освобождать  наших лесных друзей.

Дети вместе с педагогом подходят к изображению замка, «отпирают замки» и освобождают зверей (снимают листочки с картинками, где изображены животные; картинки животных, наклеены в окошечках замка)

VI. Эколого – психологический тренинг «Лесной карнавал»

Воспитатель: А теперь на радостях мы устроим «Лесной карнавал». Выбирайте маски, ребята. Лесные животные, как и мы, живые. У них есть свой характер, бывает разное настроение. А кто находится под маской и какое у него настроение, мы узнаем по движениям и повадкам, которые вы сейчас нам покажите (включается музыкальное сопровождение).

- Узнайте, кто под маской Айру? У Саши? У Ксюши?

Вопросы к детям: А почему вы так решили, что это волк? Лиса? И т.д.

- А теперь вы все придумайте себе животного, который будет у вас под маской, а я попробую отгадать. Педагог отгадывает, называет настроение животного, спрашивает у каждого, правильно ли он отгадал.

Воспитатель: Карнавал закончен, и я хочу поблагодарить, ребята, за вашу помощь, без вас я бы ни за что не справилась и не смогла освободить моих друзей – лесных обитателей. А на последок я хочу спросить:

- Что вам понравилось в нашем непростом путешествии?

- Что у вас получилось лучше?...А чему еще можно научиться?...

- Кто поделится своим мнением, своими мыслями?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Мне очень понравились ваши ответы. Я рада вашим успехам. Но если где – то у вас не получилось – это не беда. Всему можно научиться. Я надеюсь, нет, я просто уверена, что вас все получится, ведь вы такие замечательные и любознательные. Спасибо вам еще раз за помощь. Мне прощаться с вами, пора возвращаться в сказку. До свидания, мои друзья, до следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексическим темам "Весна шагает по планете» и "Встречаем птиц".

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Конспект по проведению ситуации познавательного общения с детьми дошкольного возраста в старшей группе "Дружные ребята"

Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться  к мнению других; формировать умение согласовы...

конспект по проведению ситуации познавательного общения

формирование умения контролировать своё поведение, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем...

Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) в старшей группе на тему "Волшебное путешествие"

Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) в старшей группе на тему: "Волшебное путешествие"....

Конспект по проведению ситуации познавательного общения с детьми дошкольного возраста в старшей группе

Цель: формирование умения контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться  к мнению других; формирование умение со...

Конспект совместной деятельности в старшей группе «Лесные обитатели-насекомые»

Данный материал поможет сформировать представления о развитии насекомых,  их характерных признаках, о зависимости их окраски от места обитания....