Конспект по проведению ситуации познавательного общения с детьми дошкольного возраста в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формирование умения контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формирование умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvet_tretiy_modul.docx | 66.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по проведению ситуации познавательного общения
с детьми дошкольного возраста в старшей группе
Тема: «Дружные ребята»
Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.
Задачи:
- Обогащение новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
- Создание условий для освоения норм поведения через решение детьми проблемных ситуаций.
- Развитие навыков общения, дружеских отношений между детьми, умение договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
- Воспитание нравственных основ личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.
РППС: ноутбук, проектор, сюжетные картинки, песня «От улыбки» В. Шаинского»
Форма организации работы: работа в малых группах.
Ход занятия:
Ребята подходят к педагогу встают в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
«Мой друг»
-Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у вас на весь день было хорошее настроение.
( дети садятся за столы)
Воспитатель: Предлагаю вам внимательно послушать рассказ « Урок дружбы» М. Пляцковского.
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
Рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением.
- Почему Чику стало стыдно?
-Почему Чик решил ни кому не давать пшена из посылки бабушки?
( Жалко, он пожадничал)
-А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? ( Он хороший, добрый друг)
-Почему рассказ называется « Урок дружбы»?
Воспитатель:
-Ребята, а вы любите играть? (Да)
-А как вам больше нравиться играть: одному или с друзьями? (ответы детей)
-Почему с друзьями лучше? (Одному скучно)
-А еще когда играют с друзьями, можно придумать долгую и интересную игру, распределить много ролей и развернуть сюжет. Вдвоем интереснее рисовать, отгадывать загадки, ребусы, побегать и т.д.
- Ребята, а бывает так, что друзья иногда ссорятся? (Да, бывает)
- Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делится игрушками, помогать друг другу, уметь прощать и просить прощения)
Воспитатель: Ребята , а вы знаете секреты дружбы? Давайте сейчас с вами разгадаем первый секрет, но для этого нам нужно послушать песенку.
Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского»
ТРИ СЕКРЕТА
-Скажите мне, пожалуйста, так с чего начинается дружба? (с улыбки)
-Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.
- Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.
-Как назовем этот секрет?
-Правильно, УЛЫБКА.
Воспитатель: Ребята, чтобы разгадать второй секрет, вам нужно посмотреть на экран.
-Как вы думаете, эти дети являются друзьями?
- А почему вы так решили? (помогают)
-Правильно, друзья должны помогать друг другу.
-Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали.
- Как назовем этот секрет? (Помощь) Правильно, помощь.
-Ребята, давайте
- Ребята, а чтобы разгадать следующий секрет, я сейчас вам расскажу историю.
В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
-Кто сломал мою куклу?- расплакалась Лиза.
-Не знаю, - сказала Маша, наверное, это Максим.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
-Я не ломал. Это сломала Маша, я видел.
-Не может быть! Воскликнула Лиза. Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Лиза подошла к Маше и спросила. Зачем ты меня обманула, Маша?
-Я испугалась, что перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что я сломала твою куклу. Не делай так больше Маша, сказала Лиза. Друзья должны быть честными друг с другом.
-Ребята, запомните, обман может разрушить дружбу и поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
-Ребята, какой вывод мы сделаем из этого рассказа?
- Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет?
-Правильно, ЧЕСТНОСТЬ.
Воспитатель: Ребята, теперь вы уже знаете, все секреты дружбы и какими должны быть настоящие друзья? , Знаете? (Да)
-Вот сейчас мы это и проверим. Я буду вам задавать вопросы, а вы в ответ, если согласны будите хлопать, а если нет, то будете топать:
Попробуем?
Будем крепко мы дружить?
(хлопки)
Нашей дружбой дорожить?
(хлопки)
Мы научимся играть?
(хлопки)
Другу будем помогать?
(хлопки)
Друга нужно разозлить?
(топанье)
А улыбку подарить?
(хлопки)
Друга стоит обижать?
(топанье)
Ну, а споры все решать?
(хлопки)
Чай с друзьями будем пить?
(хлопки)
Будем крепко мы дружить?
(хлопки)
- Молодцы, справились, проходите на свои места.
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, давайте вспомним секреты дружбы.
-Улыбка
-Помощь
-Честность
- Молодцы, надеюсь вы их запомните и будете всегда выполнять эти правила.
-Ребята, вам понравилось работать вместе? (ответ)
-И мне понравилось наблюдать за вами, как вы дружно работали вместе, не ссорились.
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи с элементами кооперации в старшей группе.
Тема: « Составление рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа.
- учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
- учить выделять событийную основу и существенные детали картины;
- активизировать и расширять словарь детей по теме;
- развитие навыков планирования развернутых высказываний;
- закрепление умения подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой;
- развитие мелкой моторики;
- формирование умения работать по инструкции, умение организовывать свои действия и действия других детей с помощью речи;
- развитие координации движений со словами стихотворения;
- развитие графических навыков детей;
- воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки.
РППС: мнемотаблица « Семья», иллюстрации на тему семьи, сюжетная картина «Одни дома».
Форма организации работы: работа в малых группах.
Предварительная работа: рисование «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок о семье,
Ход занятия :
Дети входят в зал под музыку А. Гречанинов, «Папа и мама» и встают в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Воспитатель: Ребята , сегодня нам пришло письмо от Кати и Вова. Давайте его откроем и прочтем что же нам пишут…
Дети пишут: « Отгадайте загадку и узнаете , о чем мы хотим вам рассказать.»
Воспитатель:
Послушайте и отгадайте загадку:
Это слово каждый знает
Ни за что не променяет!
К цифре «семь» добавлю Я
Что получится? (Семья)
- Правильно – это семья! Как вы думаете, а что такое семья?
Назовите членов семьи (мама, папа, братишка, бабушка и т.д.)
Воспитатель показывает детям мнемотаблицу «Семья» Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка, вот сестренка,
Он Антон, она Аленка,
Всех назвал вам – я
Вот моя семья!
Воспитатель:
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Предлагаю вам сыграть в игру «Вопрос – ответ». Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете.
(Дети стоят в кругу. Проводится игра с мячом «Вопрос – ответ».)
- Девочка для мамы и папы кто?
- Девочка для бабушки и дедушки кто?
- Мальчик для мамы и папы кто?
- Мальчик для бабушки и дедушки кто?
- Папа для бабушки и дедушки кто?
- Мама для бабушки и дедушки кто?
- А ты кто для мамы и папы?
(Дети рассаживаются на стульчики, которые расположены полукругом)
Посмотрите на картинку и скажите , какая семья? ( Дружная, веселая).
Воспитатель « В своем письме Вова и Катя написали что семья у них большая и дружная. Но иногда им приходится оставаться дома одним. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась?
Основная
Воспитатель выставляет сюжетную картину О. С. Гозмяк « Одни дома»
Сейчас мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома.
Рассматривание картины с последующим обсуждением.
• Кого вы видите на картине?
• Какие игрушки вы видите на картине?
• Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
• Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
• Когда это могло случиться? (Пока мамы не было дома.)
• Как вы думаете, куда ходила мама?
• Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
• Чем занималась Катя? А Вова?
• А чьи бусы рассыпаны на полу? (Мамины.)
• Как вы думаете, мама разрешала брать бусы?
• А кто их взял?
• Почему бусы оказались разорванными?
• Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
Мы видим то, что уже случилось. А давайте по рассуждаем и придумаем что же произошло до этого. Пока мамы не было дома.
( составление рассказа 2-3 детьми)
Одни дома.
Жили мама, брат и сестра звали их Маша и Коля. Один раз мама ушла из дома на работу и оставила их одних дома. Дети были этому рады, потому- что знали что могут делать все что захотят. Но уходя мама сказала им чтобы они вели себя хорошо. Дети сделали вид что поняли маму и согласились с ней. Когда мама ушла маша сразу побежала в мамину комнату , там она увидела мамины бусы и решила их примерить. Она одевала их через голову и они порвались. А тем временем пока Маша была в маминой комнате Коля достал все свои игрушки и разбросал их по всей комнате. Маша пошла к Коле с бусами, она думала что он поможет ей их сделать. Когда Маша зашла в гостиную и увидела беспорядок от ужаса она уронила бусины и они рассыпались по полу. И тут Маша услышала как открывается дверь. Коля быстро спрятался под одеяло, а Маша стояла по середине комнаты и не знала что делать. Мама вошла в комнату она была в ужасе от того что было в комнате. Она отругала детей и объяснила что так делать нельзя .И после этого когда дети оставались одни они так больше ни когда не делали.
Одни дома
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что все будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл с машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили свое обещание.
Воспитатель: Ну что , потрудились мы на славу потрудились пора и отдохнуть.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: ребята, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа.
Дети: Одно дело сказать, другое сделать.
Слово дал - держи.
От доброго не бегай, а дурного не делай.
Всякой вещи свое место.
Если знаешь что хорошо, не поступай плохо.
Шило в мешке не утаишь.
Воспитатель: Дети конечно маму огорчили, бусы разорвали. А мы постараемся маму порадовать и сделаем ей новые бусы. У каждого из вас на столе лежат конверты в них находятся бусинки из геометрических фигур, но одна бусинка лишняя. Вы должны ее найти, а из остальных выложить на листе бумаги красивые бусы.
А теперь я попрошу каждую группу ответить какая бусинка была лишняя? Почему?
Какого цвета у вас бусы?
Как вы думаете ваши бусы понравились бы маме?
( ответы детей)
Заключительная
Воспитатель:
Ребята о ком мы составляли рассказ?
Кто виноват в том, что бусы оказались разорванными ?
Как нужно вести себя когда взрослых нет дома? (ответы детей)
Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали и Вова с Катей приготовили для вас сюрприз. В этой шкатулке находятся волшебные сердечки для каждого из вас. Вы можете взять любое , загадать желание для своей мамочки и подарить ей это сердечко.
Нашу занятие я хочу закончить стихотворением о семье:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в старшей группе. "Я расту здоровым"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе...
Конспект по проведению ситуации познавательного общения с детьми дошкольного возраста в старшей группе "Дружные ребята"
Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формировать умение согласовы...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми дошкольного возраста в старшей группе на тему: «Кабы пекарем мне стать…»
План-конспект для детей старшей группы...
конспект по проведению ситуации познавательного общения
формирование умения контролировать своё поведение, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем...
«Сценарии познавательного общения с детьми дошкольного возраста в утренние часы»
В данном методическом пособии предлагаются примерные сценарии познавательного общения с детьми в утренние часы для 2 младшей группы , разработаны 37 тематических недель. Тематика недель ох...
Конспект проведения ситуации познавательного общения с детьми в старшей группе «Лесные обитатели» (занятие – путешествие).
Конспект разработан для развитие у детей навыков поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, вариантов решения; формировать умение выделять существенные признаки, лежащие в основа...
Сценарии познавательного общения с детьми дошкольного возраста в утренние часы
Утренний круг представляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции и социализации детей.Утренний круг-это...