Конспект по проведению ситуации познавательного общения с детьми дошкольного возраста в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: формирование умения контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться  к мнению других; формирование умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvet_tretiy_modul.docx66.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по проведению ситуации познавательного общения

с детьми дошкольного возраста в старшей группе

Тема: «Дружные  ребята» 

Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться  к мнению других; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.

Задачи:

  • Обогащение новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
  • Создание условий  для освоения норм поведения через решение детьми      проблемных ситуаций.
  • Развитие навыков общения, дружеских отношений между детьми, умение договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
  • Развитие  слухового и зрительного внимания детей.
  • Воспитание нравственных основ личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

РППС: ноутбук, проектор, сюжетные картинки, песня «От улыбки» В. Шаинского»

Форма организации  работы: работа в малых группах.

Ход  занятия:

Ребята  подходят к педагогу встают в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

«Мой  друг»

-Доброе утро!

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у вас на весь день было хорошее настроение.

( дети садятся за столы)

 Воспитатель:  Предлагаю вам внимательно послушать рассказ « Урок дружбы» М. Пляцковского.

воробей у ящика птица

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
—  Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
—   Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
—  Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
—  Ты, наверно, прав, — ответил Чик.

воробей птица в воздухе летит с листком

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

воробьи зерна птицы

 Рассматривание  иллюстраций  с последующим обсуждением.  

 - Почему Чику стало стыдно?

-Почему Чик решил ни кому не давать пшена из посылки бабушки?

 ( Жалко, он пожадничал)

-А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он  так поступил? (  Он хороший, добрый друг)

-Почему рассказ называется « Урок дружбы»?

 Воспитатель: 

-Ребята, а вы любите играть? (Да)

-А как вам больше нравиться играть: одному или с друзьями? (ответы детей)

-Почему с друзьями лучше? (Одному скучно)

-А еще когда играют с друзьями, можно придумать долгую и интересную игру, распределить много ролей и развернуть сюжет. Вдвоем интереснее рисовать, отгадывать загадки, ребусы, побегать и т.д.

- Ребята, а  бывает так, что друзья иногда ссорятся? (Да, бывает)

- Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делится игрушками, помогать друг другу, уметь прощать и просить прощения)

Воспитатель: Ребята , а вы знаете секреты дружбы? Давайте  сейчас с вами разгадаем первый секрет, но для этого нам нужно послушать песенку.

Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского»

ТРИ   СЕКРЕТА

-Скажите мне, пожалуйста, так с чего начинается дружба? (с улыбки)

-Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.

- Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.

-Как назовем этот секрет?

-Правильно, УЛЫБКА.

 Воспитатель: Ребята, чтобы разгадать второй секрет, вам нужно посмотреть на экран.

-Как вы думаете, эти дети являются друзьями?

- А почему вы так решили? (помогают)

-Правильно, друзья должны помогать друг другу.

-Вот и еще один секрет дружбы  вы  разгадали.

- Как назовем этот секрет?  (Помощь) Правильно, помощь.

-Ребята, давайте

- Ребята, а чтобы разгадать следующий секрет, я сейчас вам расскажу историю.

В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

-Кто сломал мою куклу?- расплакалась Лиза.

-Не знаю, - сказала Маша, наверное, это Максим.

-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

-Я не ломал. Это сломала Маша, я видел.

-Не может быть! Воскликнула Лиза. Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Лиза подошла к Маше и спросила. Зачем ты меня обманула, Маша?

-Я испугалась, что перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что я сломала твою  куклу. Не делай так больше Маша, сказала Лиза. Друзья должны быть честными друг с другом.

-Ребята, запомните, обман может разрушить дружбу и поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

-Ребята, какой вывод мы сделаем из этого рассказа?

- Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет?

-Правильно, ЧЕСТНОСТЬ.

Воспитатель: Ребята, теперь вы уже знаете, все секреты дружбы и какими должны быть  настоящие друзья? , Знаете? (Да)

-Вот сейчас мы это и проверим. Я буду вам задавать вопросы, а вы в ответ, если согласны будите хлопать, а если нет, то будете топать:

 Попробуем?

Будем крепко мы дружить?

 (хлопки)

Нашей дружбой дорожить?

(хлопки)

Мы научимся играть?

(хлопки)

Другу будем помогать?

(хлопки)

Друга нужно разозлить?

(топанье)

А улыбку подарить?

(хлопки)

Друга стоит обижать?

 (топанье)

Ну, а споры все решать?

(хлопки)

Чай с друзьями будем пить?

(хлопки)

Будем крепко мы дружить?

(хлопки)

- Молодцы, справились, проходите на свои места.

- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, давайте вспомним секреты дружбы.

-Улыбка

-Помощь

-Честность

- Молодцы, надеюсь вы их запомните и будете всегда выполнять эти правила.

-Ребята, вам понравилось работать вместе? (ответ)

-И  мне понравилось наблюдать за вами, как вы дружно работали вместе, не ссорились.

Конспект интегрированного занятия   по развитию связной речи с элементами кооперации в старшей группе.

Тема: « Составление рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа.

  •  учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
  • учить выделять событийную основу  и существенные детали картины;
  •  активизировать и расширять словарь детей по теме;
  • развитие навыков планирования развернутых высказываний;
  • закрепление умения подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование умения работать по инструкции, умение организовывать свои действия и действия других детей с помощью речи;
  • развитие координации движений со словами стихотворения;
  • развитие графических навыков детей;
  • воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки.

РППС: мнемотаблица « Семья», иллюстрации на тему семьи, сюжетная картина  «Одни дома».

Форма организации  работы: работа в малых группах.

Предварительная  работа: рисование «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок о семье,

Ход занятия :

 Дети входят в зал под музыку А. Гречанинов, «Папа и мама» и встают в круг.

 Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

Воспитатель: Ребята , сегодня  нам пришло письмо от Кати и Вова. Давайте  его откроем и прочтем  что же нам пишут…

Дети пишут: « Отгадайте загадку и узнаете , о чем мы хотим вам рассказать.»

 Воспитатель:

Послушайте и  отгадайте загадку:

Это слово каждый знает
Ни за что не променяет!
К цифре 
«семь» добавлю  Я
Что  получится? 
(Семья)

- Правильно – это семья! Как вы думаете, а что такое семья? 

Назовите членов семьи (мама, папа, братишка, бабушка и т.д.)

Воспитатель показывает детям мнемотаблицу «Семья» Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка, вот сестренка,

Он Антон, она Аленка,

Всех назвал вам – я

Вот моя семья!

Воспитатель:

 А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Предлагаю вам сыграть в игру «Вопрос – ответ». Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете.  

(Дети стоят в кругу. Проводится игра с мячом «Вопрос – ответ».)

- Девочка для мамы и папы кто?

- Девочка для бабушки и дедушки кто?

-  Мальчик для мамы и папы кто?

-  Мальчик для бабушки и дедушки кто?

- Папа для бабушки и дедушки кто?

- Мама для бабушки и дедушки кто?

- А ты кто для мамы и папы?

(Дети рассаживаются на стульчики, которые расположены полукругом)

Посмотрите на картинку и скажите , какая семья? ( Дружная, веселая).

Воспитатель «  В своем письме Вова и Катя  написали  что семья у них большая  и дружная. Но иногда им приходится оставаться дома одним. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась?

Основная

Воспитатель выставляет сюжетную картину О. С. Гозмяк « Одни дома»

Сейчас мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома.

Рассматривание картины с последующим обсуждением.

•    Кого вы видите на картине?

•    Какие игрушки вы видите на картине?

•    Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?

•    Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?

•    Когда это могло случиться? (Пока мамы не было дома.)

•    Как вы думаете, куда ходила мама?

•    Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?

•    Чем занималась Катя? А Вова?

•    А чьи бусы рассыпаны на полу? (Мамины.)

•    Как вы думаете, мама разрешала брать бусы?

•    А кто их взял?

•    Почему бусы оказались разорванными?

•   Что почувствовали дети, когда вернулась мама? 

Мы видим то, что уже случилось. А давайте по рассуждаем  и придумаем  что же произошло до этого. Пока мамы не было дома.

( составление рассказа 2-3 детьми)

Одни дома.

Жили мама,  брат и сестра  звали их Маша и Коля. Один раз мама ушла  из дома на работу и оставила их одних дома. Дети были этому рады, потому- что знали что могут делать все что захотят. Но  уходя мама сказала им чтобы они вели себя хорошо. Дети сделали вид что поняли маму и согласились с ней. Когда мама ушла  маша сразу побежала в мамину комнату , там она увидела мамины бусы и решила их примерить. Она одевала их через голову и они порвались. А тем временем пока Маша была в маминой комнате  Коля достал все  свои игрушки и разбросал их по всей комнате. Маша пошла к Коле с бусами, она думала что он поможет ей их сделать. Когда  Маша зашла в гостиную и увидела беспорядок от ужаса она уронила  бусины и они рассыпались по полу. И тут Маша услышала как открывается дверь. Коля быстро спрятался под одеяло, а Маша стояла по середине комнаты и не знала что делать. Мама  вошла в комнату  она была в ужасе от того что было в комнате. Она отругала детей и объяснила что так делать нельзя .И после этого когда дети оставались одни они так больше ни когда не делали.

Одни дома

Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что все будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл с  машинками.

Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.

Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили свое обещание.

Воспитатель: Ну что , потрудились мы на славу потрудились пора и отдохнуть.

                                   Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Воспитатель:  ребята, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа.

Дети: Одно дело сказать, другое сделать.

Слово дал - держи.

От доброго не бегай, а дурного не делай.

Всякой вещи свое место.

Если знаешь что хорошо, не поступай плохо.

Шило в мешке не утаишь.

Воспитатель:  Дети  конечно маму огорчили, бусы разорвали. А мы постараемся маму порадовать и сделаем  ей новые бусы. У каждого из вас на столе лежат конверты  в них находятся бусинки из геометрических фигур, но одна бусинка лишняя. Вы должны ее найти, а из остальных выложить на листе бумаги красивые бусы.

А теперь я попрошу каждую группу ответить какая бусинка была лишняя? Почему?

Какого цвета у вас бусы?

Как вы думаете ваши бусы понравились бы маме?

( ответы детей)

 Заключительная

 Воспитатель:  

Ребята о ком мы составляли рассказ?

Кто виноват в том, что бусы оказались разорванными ?

Как нужно вести себя когда взрослых нет дома?  (ответы детей)

Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали и Вова с Катей приготовили для вас сюрприз. В этой  шкатулке  находятся волшебные сердечки для каждого из вас. Вы можете взять любое , загадать желание для своей мамочки и подарить ей это сердечко.

Нашу занятие  я хочу закончить стихотворением о семье:
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хотим, чтоб про вас говорили друзья: 
Какая хорошая эта семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по проведению ситуации познавательного общения с детьми дошкольного возраста в старшей группе "Дружные ребята"

Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться  к мнению других; формировать умение согласовы...

конспект по проведению ситуации познавательного общения

формирование умения контролировать своё поведение, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем...

«Сценарии познавательного общения с детьми дошкольного возраста в утренние часы»

В данном методическом пособии предлагаются примерные сценарии познавательного общения с детьми в утренние часы для  2 младшей группы , разработаны 37 тематических недель. Тематика недель ох...

Конспект проведения ситуации познавательного общения с детьми в старшей группе «Лесные обитатели» (занятие – путешествие).

Конспект разработан для развитие у детей навыков поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, вариантов решения; формировать умение выделять существенные признаки, лежащие в основа...

Сценарии познавательного общения с детьми дошкольного возраста в утренние часы

Утренний круг представляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции и социализации детей.Утренний круг-это...