«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексическим темам "Весна шагает по планете» и "Встречаем птиц".
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли активного собеседника и исследователя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_poznavatelnogo_obshcheniya_vesna_shagaet_po_planete_i_vstrechaem_ptits.docx | 86.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы».
Разработчик Карсакова М.Г.
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли активного собеседника и исследователя.
Лексическая тема: «Весна шагает по планете». | ||||
Стихотворение недели Воробей с берёзы на дорогу – прыг, больше нет мороза – чик-чирик. Вот журчит в канавке быстрый ручеёк, И не зябнут лапки – скок-скок-скок! | ||||
Утреннее приветствие: Рано утром я встаю, Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру- Всем здоровья я желаю, Никого не обижаю. Хватит места на земле Людям всем, животным, мне. Чтоб земля моя цвела, Я желаю всем добра. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, как птички, носиками, как рыбки, бочок об бочок, как зайчики, хвостиками. Посмотрим, друг другу в глаза и улыбнёмся. /Дети выполняют игровое задание/. | ||||
Речевая подвижная игра: « Веснянка». (Поочерёдно выбрасываем руки вверх) Планирование на каждый день недели. Первая неделя. | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Рассматривание и сравнение двух картин «Зима и «Весна». Какое время года на этой картинке? А здесь, какое время года? Какое сейчас время года? Давайте посмотрим в окно? На какую картинку похожа природа за окном? Как вы считаете? В чём вы пришли сегодня в детский сад? Почему мы весной меняем одежду? Д/ игра «Когда что бывает?» Цель: с помощью пиктограмм помочь детям систематизировать представления о весенних и зимних явлениях в природе, помочь увидеть различия. | Воспитатель. Какое время сейчас? Правильно, весна, месяц март. На улице стало теплее. А что случилось со снегом? Почему мы перестали носить валенки? Показ иллюстрации и настоящей сосульки. Что это? Почему они появляются весной? /Сосулька растет вниз головой. Сосульки образуются на солнечной стороне, т. к. снег тает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую тает. Сосулька начинает «плакать»/. Д/ игра «Что лишнее?» (природные явления) Цель: развивать внимание, память, элементы логического мышления. | Воспитатель. Какое сейчас время года? Что вы знаете о весне? Показ картины «Пускаем кораблики» Что делают дети? Почему появились лужи, ручейки? Д/игра « Подбери одежду для прогулки». Цель: формировать умение оперировать причинно – следственными категориями, закрепить понятия «одежда», «обувь», «головные уборы». | Воспитатель Д/и « Загадки – добавлялки». Цель: Обогащать представления о весне как времени года, развивать логическое мышление и умение внимательно слушать. *** Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла… (Весна). У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник). Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы… (Скворечник). Весна поет, звенит капель, Почистил крылья воробей. Кричит скворцу он: – Не робей! Иди купаться Вот … (Ручей) Снег в лесу. Сугробов много. Но слышна синицы трель. С крыши, прямо на дорогу Звонко капает… (Капель). Висит под крышей леденец, Весна придёт, - ему конец. Начнёт водою булькать И упадёт (Сосулька). Рассматривание и комментирование алгоритма «Весна». (перечисляются признаки весенних изменений в природе). | Показ алгоритма «Весна» Какое время года на картине? Почему вы решили, что это весна? (дети перечисляют признаки весенних изменений в природе). Что появилось на земле там, где растаял снег? Показ иллюстрации с изображением подснежников. Что это? (Это первый весенний цветок, он вырастает, как только растает снег и пригреет солнышко) Текст с движениями. К нам весна лишь заглянула – (протянуть руки вперёд). В снег ладошки окунула (опустить руки вниз вдоль туловища) И расцвёл там нежный ( поднять руки на уровне глаз, соединив пальцы в бутон). Маленький подснежник. (медленно раздвинуть пальцы). Д/игра «Бывает- не бывает» Цель: систематизировать представления о весне. / опорные картинки/. . |
Вторая неделя. | ||||
Стихотворение недели «Дзинь-дзинь-дзинь», — | ||||
Утреннее приветствие С добрым утром! С новым днём! | ||||
Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА» «Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Хлопаем в ладоши) Словно с нами говорит. (Хлопаем ладонями по ногам) Плачут от тепла сосульки (собираем слезы в ладошку) И на крышах талый снег. (Гладим себя по голове) А у всех людей весною Это вызывает смех! (Покружимся вокруг себя и улыбнемся) | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Воспитатель. Какое сейчас время года? Как вы догадались? Что тебе нравится весной? Рассматривание картинок «Первоцветы». С наступлением весны появляются первые цветы – первоцветы. Почему? (становится тепло, ярко светит и греет солнышко). Д/игра «За каким цветком спряталась матрёшка» Цель: закрепить названия первоцветов / подснежник, ландыш, мать и мачеха, одуванчик, тюльпан, фиалка, ирис/. | Показ ветки с набухшими почками Дети, это ветки сирени и тополя. Что это на них? (почки) Почки – это домики зелёных листочков. Всю зиму листочки держат двери закрытыми, а когда пригреет солнышко, двери открываются. (показ веток с распустившимися листочками). Все деревья и кустарники становятся зелёными и нежно шелестят своими листочками. Какие мы с вами знаем деревья и кустарники? (тополь, берёза, ель. сирень клен). Много разных растений оживает весной и радует нас. Игра «Парные картинки» Цель: упражнять в сопоставлении изображений одних и тех же растений | Воспитатель. отгадайте загадку: Пришла, улыбнулась – утихли метели Позванивать стал колокольчик капели Река пробудилась, растаяли льды, наряд белоснежный надели сады. О каком времени года загадка? (показ иллюстрации цветущего сада) Вот и белоснежный наряд садов – цветут деревья, а над цветами летают разные насекомые: мухи, пчёлы, шмели. После зимней спячки пробуждаются кто? / медведи, ежи/. Какие птицы возвращаются из теплых краев?/ перелётные/. (показ картинок с изображением насекомых. птиц и животных) Кто это? Все любят тепло и солнышко. Д/игра «Кто прыгает, летает, ползает, плавает?». Цель: закрепить знания о разнообразии животного ми | Воспитатель. Показ картин « Трактора в поле», «Люди на огороде» Куда едут трактора? Для чего люди пашут землю? Как вы думаете, что вырастет на этом поле? (показ колосьев, зерна - объяснение) Что сажают люди на огороде? Для чего сажают овощи? Что можно делать с овощами? Д/игра «Где что растёт?» Цель: дифференцировать представления о месте произрастания разных культурных растений. | Воспитатель. Мы с вами много знаем о весне. Что бы вы нарисовали на картине «Весна»? Что вы нарисуете на деревьях, земле? Какие цветы можно нарисовать? (показ первоцветов) Что можно услышать весной? (капель, щебет птиц, гудение пчёлы, шелест листочков) Д/игра «Закончи предложение». / по серии картинок/ Цель: упражнять в правильном построении предложения, изменении окончания слов, использовании предлогов Жук сел (на листок) Бабочка летает (над цветком) Одуванчик стоит (в вазе). Цветок растёт (под деревом) Трава растёт (на земле) т.п. |
«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы».
Разработчик Карсакова М.Г.
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли активного собеседника и исследователя.
Лексическая тема: «Встречаем птиц». | ||||
Стихотворение недели Скворец за морем жил зимой, | ||||
Утреннее приветствие: Давайте порадуемся солнцу и птицам, | ||||
Речевая подвижная игра: «Птицы прилетают». С наступлением весны, Птицы прилетают. Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями. Возвращаются скворцы, Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем. А грачи у лужицы Ладони соединяем вместе чашечкой. Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кулачками рук. Журавли летят торопятся, Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями. А малиновка и дрозд, Занялись устройством гнезд. Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты. Планирование на каждый день недели. Первая неделя. | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Воспитатель: Светает рано по утрам. Проталины и тут и там, Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечникам летят. Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает?…. (весна) -Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она? /Выставляется серия картинок о весне/. Д/игра «Какая?». Цель: обогащать речь именами прилагательными. (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая). -А какие чудеса происходят весной? (тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы). -Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам возвращаются перелетные птицы и приносят её на своих крыльях. -А вы знаете названия птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами. Д/игра « Найди ошибку». Цель: развивать произвольное внимание. «Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны! Прилетели птицы - голуби, лисицы, вороны, ресницы. Прилетели птицы-голуби, синицы, белки, лебеди, скворцы. Все вы просто молодцы!» | Воспитатель обращает внимание на магнитную доску, на которой помещено изображение дерева с сидящими на нём перелетными птицами. -Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их? (Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец, аист) -А как можно назвать этих птиц одним словом? (Перелетные). -А почему их называют перелетными? (Потому что они улетают на зиму в теплые страны). -А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что им страшен голод). -Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»). -Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, веселое, доброе, нежное). -А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях? (О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились). -Правильно! Послушайте стихотворение: Мы слышали, как в вышине Поют свои нам песни птицы. Поют о солнце и весне, И о родимой стороне, И нет их песенок чудесней! | Воспитатель. -Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной? (Построить гнезда). -А из чего птицы строят гнезда? (Из веточек, соломы, мха, коры, земли). -А где птицы устраивают гнезда? Давайте посмотрим на картинки. Д/игра « Где чей домик?». (Дети рассматривают изображения с гнездами аиста, соловья, грача, ласточки, скворца и определяют, где чьё гнездо). -Ребята, а чем люди могут помочь птицам? (Можно сделать и развесить скворечники). -Давайте рассмотрим скворечник / серия картинок/. -Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд. -Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц? (Вывести птенцов). -А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца? (Мама птичка). - Кто кормит маму, пока она высиживает яйца? (Птичка папа). Рассматривается серия картинок « Правила поведения с птицами». -А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Текст с движениями Птичка-птичка, ( водим пальчиком по ладошке). Вот тебе водичка! – (барабаним пальчиками по ладошке). Вот тебе крошки на моей ладошке ( стучим пальчиками по ладошке). | Воспитатель: -Смотрите, на чудо - дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимает воспитатель, а остальные – дети). Д/и « Загадай – отгадай». *** Угадайте, что за птичка — Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка). *** Черный, проворный, Кричит: “Крак” Червякам враг (грач) . *** На шесте - веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец - Он и летчик, и певец (скворец). *** В лесу смешная птица *** Кто без нот и без свирели *** В синем небе голосок, -Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные) -В какое время года перелётные птицы возвращаются из теплых краев? Почему?(весной, появляется много корма).) Д/игра «Кто лишний». | Воспитатель: Давайте рассмотрим наше чудо-дерево. Скажите: (гнездо ласточки находится под крышей домика), |
Вторая неделя. | ||||
Стихотворение недели Ручейки бегут с холма- | ||||
Утреннее приветствие С добрым утром! С новым днём! | ||||
Пальчиковая гимнастика «Грачи» Мы лепили куличи, Лепить пирожок Прилетели к нам грачи. Помахать руками Первый грач испёк пирог, А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол, А четвёртый вымыл пол. Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Загибать пальчики по очереди на одной руке. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи грачей считать! Загибать пальчики на другой руке. | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Воспитатель. -Каких птиц называют перелётными? (тех, которые улетают осенью, а возвращаются весной, когда становится тепло). - Какое время года у нас сейчас? (весна). -Правильно, весна, значит, возвращаются перелетные птицы. А каких перелетных птиц мы знаем? Д/игра «Узнай и назови». Цель: закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду и называть их. /серия картинок: грач, скворец, ласточка, аист, кукушка, соловей, жаворонок/. Д/игра «Какая птица лишняя?» /работа с иллюстрациями. Из перелётных птиц выбрать и назвать зимующую/. Выполнение движений под речевое сопровождение Мы идем по кругу, посмотри, И шагаем дружно 1 2 3. Мы скачем по дорожке скок- скок, А потом, как аист, встали и молчок. | Воспитатель: Дружно мы сейчас пойдем (шагаем друг за другом по кругу) (работаем – кулачок о кулачок) На магнитной доске серия картинок «Птицы». -Чем похожи все птицы? (голова, глаза, лапки, хвост, крылья, перья). (величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев) -Кто из этих птиц зимующие, а кто перелётные? Цель: развивать произвольное внимание, закреплять названия птиц. | Обыгрывание потешки: Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши курочки в окно – Ко-ко-ко .ко-ко-ко! А как петя-петушок Раним- рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! -Назовите всех птиц из потешки. Какие это птицы? (домашние). -А перелётные птицы какие? (дикие). Д/игра « Помоги птицам найти свой дом». Цель: классификация птиц на диких и домашних. Текст с движениями. -Сейчас вы превратитесь в птичек (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек? Давайте посчитаем: Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу). Лапка, два! (выдвигают другую ногу). Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах). Крылышко, раз! (одну руку в сторону). Крылышко, два! (другую руку в сторону). Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями). Глазик, раз! (закрывают один глаз). Глазик, два! (закрывают другой глаз). Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат. Прилетали птички, Птички — невелички. Весело скакали Зернышки клевали И быстро улетали. /Птички должны улететь в свои гнёзда. На гнёздах – изображения разных птиц. Дети «летят» в то гнездо, где изображение птички совпадает с птичкой на шапочке/. | Воспитатель. -Сегодня мы снова превратимся в птичек? Покружись, покружись, в птичек малых превратись! Д/игра «Кто как кричит?» Цель: имитированием звуков «пения птиц»: журавля (курлы-курлы), кукушки (ку-ку),грача(крак-крак), вороны (кар-кар), совы (угу-угу), петушка (кукареку), гуся (га-га), утки (кря-кря). Д/игра: "Угадай птицу. (на магнитной доске расположены картинки-отгадки). 1.Кто из леса прилетит, кто на крыше затрещит? Текст с движениями. На лугу, на лугу сжимать и разжимать кулачки Стоит миска творогу. Ладони соединить вместе чашечкой. ладони соединить веером, пальцы сжимать и разжимать Поклевали, Большой, указательный и средний пальцы соединить и «поклевать» Улетели. ладони соединить веером, пальцы сжимать и разжимать | Воспитатель. -Зачем на Земле птицы? Рассматривание картинок-подсказок.
Д/игры «Кто не птица?» и «Найди птицу, непохожую на других».Цель: закреплять представления о птицах, их строении и отличиях от животных, развивать произвольно внимание, умение видеть сходства и различия. - Посмотрите на картинку внимательно и подумайте, кто на картинке не птица? Как вы догадались? А кто это? -Найдите птицу, непохожую на других.Беседа по стихотворению Л.Кондратенко «Птицы загрустили». Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц. Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц. И птицы загрустили, не стали щебетать, И все они решили туда не прилетать. В садах уже не слышен веселый перелив, В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив. Все сохнет, увядает, страдает все село, Страдает и не знает, что в нем произошло. Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц… -Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Гнезда разорять нельзя! Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...
«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме: «Праздник весны и труда».
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...
«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме "День Победы"
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...
Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы по лексической теме: "Мир природы". Разработчик Карсакова М.Г.
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...
«Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...
Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Транспорт"
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...
Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме:"Безопасность".
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...