Конспект НОД по теме: «Весна. Первоцветы».
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в средней группе.
Тема занятия: «Весна. Первоцветы».
Программное содержание:
- формировать представления детей о весне, как времени года;
- закрепить знания о связях между живой и неживой природой, о первоцветах;
- методом экспериментирования дать детям представление о том, Что Солнце является источником тепла и света;
- песок и глина по-разному впитывают воду;
- растения получают влагу из корней;
- вода необходима для жизнедеятельности цветов;
- обогащать словарный запас детей с помощью слов: песчинки, частички глины, прилипли, рассыпался, впитывает, лупа, увеличивает, подснежники, первоцветы.
Оборудование: сюжетная картина «Весна», видеопроектор, презентация, настольная лампа, тарелочки с сухим песком и сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа, белые хризантемы, пищевой краситель, прозрачные стаканчики с водой, кусочки яблока и огурца, два блюдца, вода.
Предварительная работа:
- на прогулке наблюдение за изменениями в живой и неживой природе;
- проведение опытов «Как цветы пьют?», «Я сохну без воды».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Беседа по сюжетной картине «Весна».
(Совместное рассматривание картины детьми и воспитателем).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Дети: На картине изображена весна.
Воспитатель: А что ещё вы видите на картине?
Дети: Солнышко. Оно стало пригревать землю. Начал таять снег.
Воспитатель: Что ещё вы можете сказать?
Дети: Появились лужи, зелёная травка, первые цветы. На деревьях набухли почки.
Воспитатель: А что стало с небом?
Дети: Небо изменило цвет. Стало голубым.
Воспитатель: А кто прилетел к нам из тёплых краёв?
Дети: Перелётные птицы.
Воспитатель: А как оделись дети?
Дети: Дети надели резиновые сапоги, лёгкие куртки, шапки, потому что стало намного теплее.
3. Опыт «Солнце дарит нам тепло и свет».
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте отгадаем загадку.
«Что на небе расцветает,
И теплом всех согревает?»
Дети: Солнце.
Воспитатель: А как вы думаете, почему весной тает снег?
Дети: Солнышко весной стало теплее, оно нагревает землю и, поэтому снег тает.
Воспитатель: Правильно. Солнце похоже на огненный шар. Оно горит над Землёй, как гигантская лампочка и согревает её. Сейчас я вам покажу фотографию Солнца, её сделали космонавты, когда летали в космос. Мы с вами привыкли видеть и рисовать солнышко жёлтым, а вот как оно выглядит в космосе.
(Показ презентации – слайд №1).
Воспитатель: Посмотрите, какое горячее Солнце, оно всё бурлит, кипит. А хотите почувствовать, как Солнце согревает Землю?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте представим, что электрическая лампочка – это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете?
(Дети подставляют ладошки к электрической лампочке).
Дети: Тепло. Горячо.
Воспитатель: Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы?
(Дети подносят к электрической лампочке различные предметы).
Воспитатель: Что вы обнаружили?
Дети: Предметы тоже нагрелись.
Воспитатель: Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. А как вы думаете, растает снег, если Солнце будет греть также горячо, как греет электрическая лампочка?
Дети: Конечно, растает.
4. Опыт «Где вода?»
Воспитатель: Ребята, а давайте отгадаем ещё одну загадку:
«Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая?»
Дети: Вода.
Воспитатель: Дети, посмотрите на картину, солнышко греет землю, снег тает, превращается в воду, но лужи есть не везде, как вы думаете, почему?
Дети: Вода высыхает, уходит в землю.
Воспитатель: Правильно, вода уходит в землю, но не везде. А почему, мы сейчас узнаем. Посмотрите, из чего состоит песок?
Дети: Песчинки маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу.
Воспитатель: А из чего состоит глина?
Дети: Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу.
(Дети рассматривают частички песка и глины через лупу).
Воспитатель: Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды?
(Дети пробуют это сделать и наблюдают).
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.
Воспитатель: Почему глина не впитывает воду?
Дети: У глины частички расположены ближе друг к другу, поэтому они не пропускают воду.
Воспитатель: Вспомните, на прогулке, на нашем игровом участке, где бывают лужи?
Дети: Везде, кроме песочницы.
5.Беседа с детьми о первых цветах.
(Показ презентации – слайд №2, №3, №4).
Воспитатель: Ребята, что мы видим на слайдах?
Дети: Тюльпаны, ландыши, мать – и – мачеху.
Воспитатель: А как вы думаете, почему их называют первоцветами?
Дети: Весной они первыми распускаются.
Воспитатель: Да, ещё лежит снег, а первые цветы уже выглядывают из – под него.
(Показ презентации – слайд №5).
Воспитатель: Вот, посмотрите, подснежники поэтому так и называются.
6. Опыт «Как цветы пьют?».
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, без чего цветы не могут жить?
Дети: Без воды.
Воспитатель: Мы с вами уже несколько дней наблюдаем, как питаются цветы. Давайте же ещё раз посмотрим, что у нас получилось.
(Демонстрация прозрачных стаканчиков с цветами).
Воспитатель: Посмотрите, лепестки у цветов окрасились в тот цвет, в который окрашена вода. А как вы думаете, почему?
Дети: Цветы пьют эту воду.
Воспитатель: Правильно, каждый цветок получает влагу из корней, если он растёт в земле. Или поднимает её по стебельку, как по трубочке, если он стоит срезанный в стаканчике. Корешки и стебель работают, как маленькие «насосы», они поднимают воду из стаканчика и из земли до цветка. Поэтому у нас лепестки окрасились.
7. Опыт «Я сохну без воды».
Воспитатель: Ребята, а что случится, если у цветов и других растений не будет воды?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Мы вчера с вами положили в блюдца кусочки яблока и огурца. В одно блюдце мы налили воду, а в другое нет. Давайте посмотрим, что у нас получилось?
Дети: В блюдце без воды кусочки яблока и огурца подсохли, а в блюдце с водой нет.
Воспитатель: А почему так получилось?
Дети: Кусочки яблока и огурца в одном блюдце пили воду, а в другом нет.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, мы убедились в том, что все цветы и растения не могут жить без воды?
Дети: Да.
8. Рефлексия (итог занятия).
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня узнали нового? Что вам было интересно? Что больше всего понравилось?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна. Первоцветы"
Занятие проводилось в подготовительной группе для детей с онр. На занятии использовалась мультимедийная презентация "Что такое весна?"...
Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Весна. Первоцветы».
Цели:- Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.- Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать с...
Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"
Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию по теме "Весна..Первоцветы"
Конспект предназначен для детей 4-5 лет используется презентация, гимнастика для глаз , динамические и дидактические игры. Цели: Закрепление представлений детей о весне,...
Конспект НОД по развитию речи. средняя группа Тема: «Весна. Первоцветы».
Конспект НОД по развитию речи.средняя группа Тема: «Весна. Первоцветы»....
Речевые игры по теме «Весна, первоцветы»
Речевые игры и занимательные упражнения помогут обогатить и активизировать лексику Вашего ребенка....
Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Весна. Первоцветы».
Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны....