Конспект НОД по развитию речи. средняя группа Тема: «Весна. Первоцветы».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект НОД по развитию речи.
средняя группа Тема: «Весна. Первоцветы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 438.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи.
средняя группа Тема: «Весна. Первоцветы».
Цель:
- развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
- закреплять характерные признаки весны;
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
- формировать умение работать в коллективе
Интеграция областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие
- игровые
- развивающего обучения
Методические приемы:
- Игровые
- Словесные
- Слушание музыки
- Наглядные
Ход:
В.: Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, вы обратили внимание на погоду? Да, я тоже заметила, что все еще лежит снег и холодно. Хотя по календарю уже наступила весна.
В.: А как вы думаете, без чего не может быть весны? Правильно, конечно же, без солнышка.
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
(воспитатель с детьми)
Здравствуй, красно солнышко! Здравствуй, ветерок, Солнечные зайчики, Быстрый ручеек! Здравствуй, ранняя трава, Здравствуй, свежая листва! Здравствуйте, ребята! Всех приветствуем сейчас, Очень рады видеть Вас! | Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук. На уровне груди движения кистями вправо-влево. Показывают ладошки на уровне груди. Трут ладонями друг о друга. Слова произносит воспитатель. |
В.: Ребята, я предлагаю, вам пройти к нашим столам и сделать солнышки из счетных палочек.
(Дети конструируют солнышко из счетных палочек)
Какие вы молодцы, какие у вас красивые солнышки получились.
В.: Ребята, а что еще происходит весной? Что греет солнышко, мы с вами уже сказали. Молодцы, конечно же, тает снег, по дорожкам бегут веселые ручейки, а с крыш домов капает капель, на деревьях появляются почки, а затем и листочки. Люди снимают теплую одежду, а еще весной может идти дождик, но нас с вами это ведь не испугает? А что нужно сделать, чтобы не промокнуть в дождик? Правильно, нужно открыть зонтик.
В.: Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Хотите поиграть? Тогда слушайте правила: я вам буду кидать мяч и называть слово, а вы мне должны бросить мяч обратно и сказать тоже слово, что и я, только ласково. Например: солнце-солнышко. Начинаем, будьте внимательны.
Воспитатель называет слова: цветок, листок, ручей, луч, ветка и другие.
В.: Молодцы, ребята, вы отлично справились с моими вопросами. А сейчас предлагаю вам немного размяться. Я буду читать вам стихотворения, а вы повторяйте движения за мной.
Физкультминутка:
Солнце встало из-за тучки, |
Мы протянем к солнцу ручки, |
Руки в стороны потом |
Мы пошире разведем. |
А потом вперед, назад. |
Каждый солнцу с нами рад! |
Встанем, глубоко вздохнем. |
И опять пойдем. |
В.: А сейчас предлагаю вам рассмотреть картину («Подснежники» А. Грицай)
- Что изобразил художник на этой картине? (Весну, лес, цветы)
- А как художник изобразил лес? Какие деревья? (деревья высокие,)
- А можно с уверенностью сказать, что это весеннее время года? По каким признакам вы это определили?
(Художник изобразил серую землю, деревья без листочков, на переднем плане растут маленькие еле заметные цветы первоцветы)
- Кто знает, как называются эти цветы (Эти цветы называются подснежники)
В.: — Да ребята художник уделил внимание маленьким подснежникам и изобразил их на переднем плане.
–А картину свою он назвал, как вы думаете как? (Подснежники)
- Правильно Подснежники, а почему эти цветы так называются? (Потому, что эти цветы появляются из под снега)
В.:- Растут подснежники в лесу на полянках, как только появляются проталинки.
Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник стали считать символом весны и тепла.
Про цветок подснежник много написано писателями, поэтами, художниками и композиторами.
Я вам предлагаю присесть и послушать произведение П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» (закройте глазки и представьте себе, как просыпается природа после зимней спячки и распускается цветок)
(звучит грамзапись произведений: «Апрель. Подснежник» П. Чайковского)
В.: — А теперь откройте глазки. Вам понравилась музыка? Чем она вам понравилась? Как музыка рассказывает о природе? Какая это музыка?
(Музыка рассказывает о весне, о пробуждении цветов, как они распускаются и покачиваются на ветру, о том, что солнышко светит не всегда, что бывает холодно и ненастно.
Музыка очень красивая и душевная, её приятно слушать. Она то нежная и ласковая, то взволнованная иногда тревожная.)
Давайте ребята с вами представим, что мы цветочки и покажем как же распускается подснежник.
(дети свободно расходятся по группе и под музыку «Апрель. Подснежник» П. Чайковского импровизируют танцевальные движения)
В.: — Спит наш цветочек, холодно ему, вдруг засияло солнышко и наш цветочек проснулся. Покажите, как цветочек просыпается, потягивается, как он покачивается от ветра и тянется к солнцу. Покружитесь на весенней полянке.
-Молодцы ребята вы замечательно импровизируют танцевальные движения под эту чудесную музыку. И все изображаемые вами подснежники были разными и каждый нежен и прекрасен
В. Я предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот».
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
В: Молодцы ребята, правильно ответили.
В. Но подснежники не едиственные первоцветы.
Посмотрите на картинку и послушайте стихотворение :
Огонечки желтые
Из сухой травы.
Это мать-и-мачехи
Первые цветы.
Солнышко пригрело
И растаял снег.
Желтые цветочки
Солнышка привет.
В. Как называются цветы? А вы знаете. Почему их так называют? (рассказ воспитателя о происхождении названия цветка).
В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?
Дети: Нет.
В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.
Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»
1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»
Подуем на цветок
1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой
- Я вам предлагаю вам сегодня выучить стихотворение Тимофея Белозёрова «Подснежник».
А помогут нам в этом картинки. (заучивание стих. по картинке)
-Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, то новые уже не вырастут,потому что земля сырая и цветок срывается вместе с луковицей.
Ребята, а вот некоторые люди не знают, что цветов этих мало и рвут их в подарок кому - нибудь или просто так. А ведь может наступить день когда, мы с вами не увидим больше цветов, вместо них будет голая серая земля и ни какой красоты.
— Давайте подумаем, как же можно спасти подснежники?
(можно рассказать своим родным, близким и всем знакомым о том, что цветы исчезнут с лица земли, если люди не перестанут их рвать.)
В. А что бы порадовать близких. Цветы можно нарисовать или раскрасить в раскраске.
Я предлагаю вам сейчас пройти к рабочим столам и выбрать и раскрасить первоцветы:мать-и-мачеху или подснежник.
- Дети выбирают и раскрашивают цветы..
Итог подводится в течении дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. (средняя группа) Тема: Зву¬ковая куль¬ту¬ры ре¬чи: звук ж
Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж ....
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Непосредственно образовательная деятельность (речевое развитие)...
Конспект занятия по развитию речи СРЕДНЯЯ ГРУППА ТЕМА: «В гости к Лесовичку»
Занятие проводилось с детьми среднего возраста в конце осени. Мы отправились в гости к Лесовичку, но по дороге детей ждали интересные задания и игры, с которыми ребята успешно справились. Лесовичок и ...
Конспект занятия по развитию речи средней группе Тема: «Моя семья».
продолжать формировать представления детей о семье и тех, кто в ней проживает....
План-конспект занятия по развитию речи, средняя группа Тема: «Космос»
Тема: «Космос»...
Конспект занятия по развитию речи средняя группа.Тема: Золотая осень, к нам пришла.
Задачи: формировать у детей умение сравнивать природу в сентябре и октябре, замечать изменения в природе, описывать природу в октябре, отмечать красоту осеннего леса;- развивать диалогическую речь, ак...
Конспект НОД по развитию речи средняя группа. «Увидел скворца – знай весна у крыльца».
НОД по развитию речи в средней группе....