НОД "Почему медведь спит зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_3_pochemu_medved_spit_zimoy.docx | 11.05 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД: «Почему медведь спит зимой»
Задачи:
Познавательные:
- закрепить знания детей о диком животном наших лесов - медведе: вспомнить внешние признаки, повадки, чем питается, как называется его жилище;
- учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в зимнее время;
Развивающие
- развивать зрительную и слуховую память.
- закреплять умение детей называть животных в мужском и женском роде; называть детенышей в единственном и множественном числе
- развивать диалогическую речь посредством заучивания стихотворения.
Воспитательные
- воспитывать активность и внимание на занятиях.
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать.
Предварительная работа
1) Беседы по лексической теме: «Дикие животные».
2) Просмотр диафильмов о жизни диких животных зимой.
3) Чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных.
Словарная работа: обогащение словаря словами: вперевалку, берлога, неуклюжий, вспячку, всеядный, лапу сосет, бурелом.
Ход занятия:
Замела зима дорожки, все дорожки, все пути.
Не проехать, не проехать, не проехать, не пройти;
Рассматривание иллюстраций на тему «Зима в лесу»
-Как в лесу? Почему вы решили, что там тихо.
-Где лежит снег?
- С наступлением зимы в лесу стало красиво, кругом всё белым – бело. Не слышно пение птиц, только слышно как стучит дятел. Трудно живется диким животным в условия суровой зимы. Зима – это серьезное испытание для всех лесных жителей. (Почему? Предполагаемые ответы детей: зимой очень холодно и голодно).
-Многие дикие животные готовились к зиме: запасали корм, меняли летние шубки на зимние, утепляли свои дома. Некоторые животные с наступлением холодов уснули и проспят до самой весны. Трудно им не только от того, что стало очень холодно, но и от того, что не стало привычного корма: для травоядных травы и листьев, для хищников большого количества мелких животных и грызунов
- Посмотрите сколько снега много на дереве,под деревом сугроб.
Как на горке снег, снег. И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег. И под елкой снег, снег
А под снегом спит медведь, тише, тише – не шуметь.
-Медведь - дикое животное. . Медведь большой, бурый, пушистый. Он живет в лесу. У медведя четыре лапы, густая шесть.
- Чем медведь питался все лето и осень? Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как улитки, лягушки или кузнечики. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Мог съесть любое животное, которое сумел поймать. Медведь всеядное животное. В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему? Вот и приходится медведю, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму. Можно ли медведя назвать хищником? (Ответы детей).
- Где всю зиму спит медведь? Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом берлогу. Берлога – это глубокая яма в земле, натаскал туда медведь молодых елочек, мха, хвороста наложил, зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю. В берлоге рождаются маленькие медвежата. Медведица их кормит своим молоком.
- Сегодня нам пришло письмо от мишки из леса. Он пишет:
Хочу, ребята, вас попросить
Стишок этот разучить.
Чтобы знали все в лесу,
Почему зимой я сплю.
Вы стишок мой разучите,
Всем ребятам в саду расскажите.
- Послушайте Мишуткино стихотворение, которое называется «Почему медведь спит зимой
Мишка, Мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лёд,
Не малина и не мёд!
- Почему же медведи спят зимой?
- Зимой холодно, вокруг снег, нет еды.
- Да, оказывается самое страшное для животных зимой не холод, а голод. (Заучивание стихотворения)
Физкультминутка : «Три медведя»
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть)
вверх.
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)
А сынок — малютка просто. (Присесть.)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)
Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)
Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
- Лексико-грамматическое упражнение «Кого как зовут?»
. Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением диких животных и их семейств. Воспитатель предлагает детям ласково назвать всех диких животных. Дети по очереди рассказывают: «У меня семья волков. Папа – волк, мама – волчица, детеныши – волчата. Один детеныш – волчонок» и т.д
- А сейчас мы с вами укроем мишку снегом, чтобы ему было теплее спать всю зиму. (Дети выполняют аппликацию «Мишка в берлоге» . На лист бумаги наклеивают голову медведя и кругом наклеивают снег - вату, укрывая его снегом.
Молодцы, ребята! Теперь и вы знаете, почему медведи спят зимой.
Тематическая беседа: Как зимуют животные.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
выполнила Мышинская А.Д.
Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Ход занятия.
Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Зимняя спячка.
Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведь из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.
Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.
Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.
Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт НОД по заучиванию стихов Орлова "Почему медведь спит зимой" в средней группе с помощью мнемотаблицы
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Конструкт НОД по заучиванию стихов с помощью мнемотаблиц....
Проект "Почему медведь спит зимой?"
формирование представлений детей об образе жизни медведя в дикой природе в разное время года....
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Спит зимой медведь в берлоге»
уЧИТЬ ДЕТЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ В РИСУНКЕ ПОЛНОЕ СХОДСТВО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МЕДВЕДЯ....
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Спит зимой медведь в берлоге»
Цель Формировать умение создовать изображение медведя...
Конспект. «Спит зимой в берлоге медведь». (художественно-эстетическое развитие - рисование) НОД. подготовительная группа: «Смешарики».
МедведьПо завалам, по оврагамХодит он хозяйским шагом.Любит мишка сладкий мёдДа малину с веток рвёт....
Открытое занятие по развитию речи в средней группе "Почему медведь спит зимой?"
Открытое занятие по развитию речи в средней группе "Почему медведь спит зимой?"...
Самостоятельная изобразительная деятельность детей «Почему медведь спит зимой» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
Побуждать детей к выражению своих впечатлений и переживаний, возникших от музыкального занятия через изобразительную деятельность. Поощрять самостоятельные инициативные действия детей. Развивать творч...