НОД "Почему медведь спит зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Мышинская Александра Дмитриевна
Задачи:
 
Познавательные:
 
- закрепить знания детей о диком  животном наших лесов - медведе: вспомнить внешние признаки, повадки, чем питается, как называется его жилище;
 
- учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в зимнее время;
 
 
Развивающие
 
 -  развивать зрительную и слуховую память.
 
-  закреплять умение детей называть животных в мужском и женском роде; называть детенышей в единственном и множественном числе
 
 -  развивать диалогическую речь посредством заучивания стихотворения.
 
Воспитательные
 
-  воспитывать активность и внимание на занятиях.
 
 -  воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать.
 
Предварительная работа
 
1) Беседы по лексической теме: «Дикие животные».
 
2) Просмотр диафильмов о жизни диких животных зимой.
 
3) Чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных.
 
Словарная работа: обогащение словаря словами: вперевалку, берлога, неуклюжий,  вспячку,  всеядный, лапу сосет, бурелом.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_3_pochemu_medved_spit_zimoy.docx11.05 КБ

Предварительный просмотр:

НОД:  «Почему медведь спит зимой»

Задачи:

Познавательные:

- закрепить знания детей о диком  животном наших лесов - медведе: вспомнить внешние признаки, повадки, чем питается, как называется его жилище;

- учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в зимнее время;

Развивающие

 -  развивать зрительную и слуховую память.

-  закреплять умение детей называть животных в мужском и женском роде; называть детенышей в единственном и множественном числе

 -  развивать диалогическую речь посредством заучивания стихотворения.

Воспитательные

-  воспитывать активность и внимание на занятиях.

 -  воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать.

Предварительная работа

1) Беседы по лексической теме: «Дикие животные».

2) Просмотр диафильмов о жизни диких животных зимой.

3) Чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных.

Словарная работа: обогащение словаря словами: вперевалку, берлога, неуклюжий,  вспячку,  всеядный, лапу сосет, бурелом.

Ход занятия:

Замела зима дорожки, все дорожки, все пути.                                                                        

Не проехать, не проехать, не проехать, не пройти;

Рассматривание иллюстраций на тему «Зима в лесу»

-Как в лесу? Почему вы решили, что там тихо.

-Где лежит снег?

- С наступлением зимы в лесу стало красиво, кругом всё белым – бело.  Не слышно пение птиц, только слышно как стучит дятел.  Трудно  живется диким животным в условия суровой зимы.  Зима – это серьезное испытание для всех лесных жителей. (Почему? Предполагаемые ответы детей: зимой очень холодно и голодно).

-Многие дикие животные готовились к зиме: запасали корм, меняли летние шубки на зимние, утепляли свои дома. Некоторые животные с наступлением холодов уснули и проспят до самой весны. Трудно им не только от того, что стало очень холодно, но и от того, что не стало привычного корма: для травоядных травы и листьев, для хищников большого количества мелких животных и грызунов

- Посмотрите сколько снега много на дереве,под деревом сугроб.

Как на горке снег, снег. И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег. И под елкой снег, снег

А под снегом спит медведь, тише, тише – не шуметь.

-Медведь - дикое животное. . Медведь большой, бурый, пушистый. Он живет в лесу. У медведя четыре лапы, густая шесть.

- Чем медведь питался все лето и осень? Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как улитки, лягушки или кузнечики. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Мог съесть любое животное, которое сумел поймать. Медведь всеядное животное.  В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему? Вот и приходится медведю, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму. Можно ли медведя назвать хищником? (Ответы детей).

-  Где всю зиму спит медведь? Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом берлогу.  Берлога – это глубокая яма в земле,  натаскал  туда медведь молодых елочек,  мха, хвороста наложил, зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.  В берлоге рождаются маленькие медвежата. Медведица их кормит своим молоком.

- Сегодня нам пришло письмо от мишки из леса. Он пишет:

Хочу, ребята, вас попросить

Стишок этот разучить.

Чтобы знали все в лесу,

Почему зимой я сплю.

Вы стишок мой разучите,

Всем ребятам в саду расскажите.

- Послушайте Мишуткино стихотворение, которое называется «Почему медведь спит зимой

Мишка, Мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лёд,

Не малина и не мёд!

-  Почему же медведи спят зимой?

-  Зимой холодно, вокруг снег, нет еды.

 -  Да, оказывается самое страшное для животных зимой не холод, а голод. (Заучивание стихотворения)

Физкультминутка :  «Три медведя»

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть)

вверх.

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

А сынок — малютка просто. (Присесть.)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)

Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)

Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

-   Лексико-грамматическое упражнение «Кого как зовут?»

. Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением диких животных и их семейств. Воспитатель предлагает детям ласково назвать всех диких животных. Дети по очереди рассказывают: «У меня семья волков. Папа – волк, мама – волчица, детеныши – волчата. Один детеныш – волчонок» и т.д

-  А сейчас мы с вами укроем мишку  снегом, чтобы ему было теплее спать всю зиму. (Дети выполняют аппликацию  «Мишка в берлоге» .  На лист бумаги наклеивают голову медведя и кругом наклеивают снег -  вату, укрывая его снегом.

Молодцы,  ребята! Теперь и вы знаете, почему медведи спят зимой.

Тематическая беседа: Как зимуют животные.

план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

выполнила Мышинская А.Д.

Цель и задачи:

1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;

2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;

3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.

4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;

5. Закрепить с детьми признаки зимы;

6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

 

                                                     Ход занятия.

Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.

Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.

Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.

Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведь из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.

Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?

Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.

Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.

Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.

Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.

На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.

Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.

Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД по заучиванию стихов Орлова "Почему медведь спит зимой" в средней группе с помощью мнемотаблицы

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Конструкт НОД по заучиванию стихов с помощью мнемотаблиц....

Проект "Почему медведь спит зимой?"

формирование представлений детей об образе жизни медведя в дикой природе в разное время года....

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Спит зимой медведь в берлоге»

уЧИТЬ ДЕТЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ В РИСУНКЕ ПОЛНОЕ СХОДСТВО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МЕДВЕДЯ....

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Спит зимой медведь в берлоге»

Цель Формировать умение создовать изображение медведя...

Конспект. «Спит зимой в берлоге медведь». (художественно-эстетическое развитие - рисование) НОД. подготовительная группа: «Смешарики».

МедведьПо завалам, по оврагамХодит он хозяйским шагом.Любит мишка сладкий мёдДа малину с веток рвёт....

Открытое занятие по развитию речи в средней группе "Почему медведь спит зимой?"

Открытое занятие по развитию речи в средней группе "Почему медведь спит зимой?"...

Самостоятельная изобразительная деятельность детей «Почему медведь спит зимой» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Побуждать детей к выражению своих впечатлений и переживаний, возникших от музыкального занятия через изобразительную деятельность. Поощрять самостоятельные инициативные действия детей. Развивать творч...