Конспект «Волшебная соль» (ОО «Познавательное развитие»)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Волшебная соль» (ОО «Познавательное развитие»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_volshebnaya_sol.docx | 189.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №23»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Волшебная соль»
(ОО «Познавательное развитие»)
Подготовил :
Воспитатель высшей кв.категории
Серова Е.Н.
г.о Электросталь
1. Образовательная область: «Познавательное развитие»
2. Тема занятия: «Волшебная соль».
3. Цель: систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Коррекционно-развивающие: развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику.
Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования, эстетический вкус. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать стремление к познанию. Стимулировать желание детей
экспериментировать. Соблюдать культурно-гигиенические навыки при работе с солью.
Воспитывать интерес к оздоровительным мероприятиям.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща
трудиться, действовать в команде.
4. Речевое развитие: обогащение словаря: кристаллы, лаборатория, журналист,
полезное ископаемое; активизация словаря: сыпучая, белая, сладкая, соленая,
хрустящая, растворилась.
5.Индивидуальная работа с детьми: проговаривание труднопроизносимых слов, активизация словаря.
6. Предшествующая работа: проект «Волшебный мир соли», рассматривание
картинок и фотографий, просмотр видеоматериалов о соли. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.
7.Используемые методы и технологии обучения: словесный, наглядный,
практический, игровой, проблемные ситуации, интеграция образовательных областей, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
8. Форма организации обучения: подгрупповая (работа малыми подгруппами),
индивидуальная.
9. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально –
коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое
развитие».
10. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательная, речевая.
11. Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово), практические (эксперименты), игровые.
12. Материалы : белые халаты для педагога и детей, шапочки, презентация, тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стол для рисования с солью.
13. Предполагаемый результат:
- формирование интеллектуальных впечатлений;
- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1 часть- вступительная
Дети стоят полукругом.
Дети вместе: Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку.
Слайд № 2
Рассказать обо мне хоть немного позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и не вкусно, и повар не рад.
В рану, в глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты?
Воспитатель: Правильно – это соль. Вот о ней мы сегодня и поговорим.
Кто из вас может ответить на вопросы: Что такое соль? Для чего она нужна? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. А я дополню ваши ответы.
Слайд № 3
Соль – это полезное ископаемое, минерал, который люди используют не только для приготовления пищи, но и в других областях нашей жизни. Существует множество видов соли, но человек использует в основном такие: каменная (неочищенная), поваренная (очищенная), а также крупная и мелкая, йодированная и морская соль. Она бывает разного размера и цвета.
Слайд № 4, 5, 6
Соль добывают под землёй на глубине трёхсот метров с помощью специальной
техники, а также из вод всех наших морей, в соляных озёрах. Затем соль
перерабатывают и отправляют в наши магазины, где мы её и покупаем.
Слайд № 7
Соль - это ценнейший дар людям, который даёт нам наша богатейшая планета
Земля. Чтобы сохранить эти богатства мы должны научиться любить и беречь её. Соль очень важна для жизни и здоровья человека, она содержится во всех продуктах, которые мы употребляем.
Люди издавна ценили полезные свойства соли, и это отражалось в народном
творчестве. Существует множество пословиц и поговорок, например:
Соли не жалей, так и есть веселей.
Щепотка соли делает сахар слаще.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
Без соли - хлеб не еда.
Как вы думаете, ребята, что означают эти слова? (Обсуждение с детьми смыслового значения пословиц).
Также есть и много сказок о соли. Вспомните сказки, которые мы с вами читали
(ответы детей).
Воспитатель: Но, важно знать, что использование соли в больших количествах вредит здоровью и может вызвать различные заболевания.
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и подвигаемся.
Физкультминутка.
Тихо встали, улыбнулись, выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали, и на месте побежали.
Воспитатель: (Слайд № 8)
Сегодня всем вам предстоит стать учеными. В лабораторию пойдете, чудо-опыт проведете с сыпучим веществом, о котором мы только что с вами говорили.
Слайд № 9
Воспитатель: Мы с вами будем проводить исследование соли в нашей лаборатории.
Слайд № 10
Давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Не трогать руками глаза, лицо.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время проведения опытов.
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
6. Для ознакомления с запахом веществ нельзя нюхать его прямо у тарелочки или
пробирки, а нужно ладонью руки сделать движение от тарелочки или сосуда к носу.
Слайд № 11
Мы уже знаем, что соль – это полезное ископаемое, ее добывают разными способами и используют в разных целях, а какие свойства имеет соль - мы должны выяснить.
Пройдите к своим столам. Перед вами на столе стоят тарелочки с веществами, вам нужно определить, в какой тарелочке находится соль
2 часть –основная
Воспитатель:
Слайд № 12
Давайте попробуем определить соль по внешнему виду и на ощупь. Что вы можете сказать об этих веществах?
Дети: оба вещества белые на вид, кристаллические на ощупь и сыпучие.
Воспитатель: Значит, так мы не сможем определить соль, т.к. свойства этих веществ одинаковые.
Воспитатель: Давайте попробуем определить вещество по запаху, понюхайте каждое.
Дети: оба вещества не имеют запаха.
Воспитатель: Значит, так мы тоже не сможем определить соль.
Что еще можно сделать?
Дети: Попробовать на вкус
Воспитатель: Давайте аккуратно возьмем в ложку немного сыпучего вещества и кончиком языка попробуем.
Дети: одно вещество сладкое, другое соленое.
Воспитатель: Вот мы и определили с вами, где находится соль. Скажите мне, какие свойства имеет соль?
Дети: белая, сыпучая, не имеет запаха, на вкус соленая.
Воспитатель: Отодвиньте тарелочки с сахаром на край стола и продолжим работать с солью.
Воспитатель: А хотите узнать, какие еще свойства есть у соли?
Слайд № 13
Воспитатель: Уважаемые ученые, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. А теперь попробуйте сами. Что мы услышали?
Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Воспитатель: какой вывод можно сделать?
Дети: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Воспитатель: Давайте повторим это слово «кристалл». Новое для нас слово.
Слайд № 14
Воспитатель: Продолжим наши исследования. Насыпьте в стакан ложку соли, наберите в пипетку воды и капните на соль воду из пипетки. Что произошло? Куда делась вода?
Дети: Соль впитала воду.
Слайд № 15
Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью, куда она исчезла?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Дети: Попробовать на вкус.
Воспитатель: Какая на вкус стала вода?
Дети: Соленая.
Воспитатель: Вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Дети: Соль растворяется в воде.
Воспитатель: Уважаемые ученые, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?
Дети: Нет, в речке вода пресная.
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?
Дети: Да.
Слайд № 16
Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с пресной водой голубого цвета. Что вы видите?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что вы видите?
Дети: Яйцо не тонет.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Давайте пройдем на ковер.
Физкультминутка:
У сотрудников науки много дел (показать на себя, развести руки в стороны)
нам не до скуки (погрозить пальцем)
Нужно вычислить расчёт (изобразить работу на компьютере)
чтоб взлетел ввысь самолёт (прямые руки вверх)
Чтобы лодка не тонула (ладони вместе, «лодка» плывет)
и не съела нас акула (открывающаяся пасть у акулы)
Чтоб дома наши стояли (двумя руками «крыша» над головой)
и земля нас удержала (руки на пояс, покачаться с ноги на ногу)
Слайд № 17
Воспитатель: Отдохнули и с новыми силами за работу. Мы с вами говорили, что у соли очень много применений не только в кулинарии, но и в хозяйстве.
Сейчас мы рассмотрим одно интересное свойство, которое нашло широкое
применение в жизни. Возьмите кусочек льда, посыпьте на него солью и внимательно слушайте, что происходит.
Дети: Лед трещит и трескается, тает.
Воспитатель: Вспомните, где это можно применить?
Дети: Посыпание дорог во время гололеда.
Вывод: соль растворяет лед.
Слайд № 16
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете. Проходите к столу.
Слайд № 17
Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
«Ежик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица стройна,
И на новый год важна (елка)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
Воспитатель: Как красиво у вас получается! А у меня для вас сюрприз! Я сейчас превращаюсь в журналиста.
(Воспитатель быстро переодевается в журналиста, берёт микрофон, фотоаппарат и записную книжку)
Слайд № 18
3 часть-заключительная
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые ученые! Я случайно узнал, что сегодня в лаборатории вы проводили опыты. И поспешил к вам, чтобы взять интервью.
Слайд № 19
Задаёт вопросы детям:
Воспитатель: -Уважаемые учёные, какие открытия вы сегодня сделали?
Дети: Определили свойства соли.
Воспитатель: По каким признакам можно выяснить, что данное вещество – это именно соль?
Дети: Соль растворяет снег, на вкус соленая.
Воспитатель: А какое свойство соли вам больше всего нравится?
Дети: Соль растворяет снег, помогает плавать, на соли можно рисовать, с ней еда вкуснее.
Воспитатель: А какой опыт вы покажете дома родителям?
Все ваши рассказы я записал в блокнот. И в скором времени ждите статью в газете «Молва» . А я хочу рассказать вам сказку. Присаживайтесь на ковер.
Слайд № 20
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему,
ответите мне вы после проведения опытов на следующем лабораторном испытании.
А я с вами прощаюсь. До свидания.
Воспитатель: Нам, ребята, пора возвращаться в группу. На сегодня наша лаборатория закрывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Что мы знаем о сахарном песке и соли. Определение свойств различных веществ"
Цель непосредственной образовательной деятельности формировать представление детей о свойствах разных веществ (соли, сахарного песка), через экспериментально-исследовательскую деятельность....
«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе
Актуальность: Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». на тему: «Волшебница соль»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...
Конспект «Волшебные свойства соли»
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Волшебные свойства соли»...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе " Соль - друг, соль - враг"
Направление: научно-исследовательское, практико-ориентированное.Участники: дети, воспитатель. Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ» Предвар...