Конспект «Волшебная соль» (ОО «Познавательное развитие»)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Серова Елена Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  (6-7 лет) «Волшебная соль» (ОО «Познавательное развитие»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnaya_sol.docx189.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №23»

Конспект организованной образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  (6-7 лет)

набор-соли-иллюстрация-акварели-нарисованная-рукой-изолированная-на-135012616.jpg«Волшебная соль»

(ОО «Познавательное развитие»)

                                                                                         Подготовил :

                                                                                         Воспитатель высшей                                                            кв.категории

Серова Е.Н.

 

г.о Электросталь

1. Образовательная область: «Познавательное развитие»

2. Тема занятия: «Волшебная соль».

3. Цель: систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Коррекционно-развивающие: развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику.

Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования, эстетический вкус. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать стремление к познанию. Стимулировать желание детей

экспериментировать. Соблюдать культурно-гигиенические навыки при работе с солью.

Воспитывать интерес к оздоровительным мероприятиям.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща

трудиться, действовать в команде.

4. Речевое развитие: обогащение словаря: кристаллы, лаборатория, журналист,

полезное ископаемое; активизация словаря: сыпучая, белая, сладкая, соленая,

хрустящая, растворилась.

5.Индивидуальная работа с детьми: проговаривание труднопроизносимых слов, активизация словаря.

6. Предшествующая работа: проект «Волшебный мир соли», рассматривание

картинок и фотографий, просмотр видеоматериалов о соли. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

7.Используемые методы и технологии обучения: словесный, наглядный,

практический, игровой, проблемные ситуации, интеграция образовательных областей, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие  технологии.

8. Форма организации обучения: подгрупповая (работа малыми подгруппами),

индивидуальная.

9. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально –

коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое

развитие».

10. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,

познавательная, речевая.

11. Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога), словесные (вопросы проблемного характера,  беседа, обсуждение, художественное слово), практические (эксперименты), игровые.

12. Материалы : белые халаты для педагога и детей, шапочки, презентация, тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стол для рисования с солью.

13. Предполагаемый результат:

- формирование интеллектуальных впечатлений;

- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1 часть- вступительная

Дети стоят полукругом.

Дети вместе: Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку.

Слайд № 2

Рассказать обо мне хоть немного позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и не вкусно, и повар не рад.

В рану, в глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты?

Воспитатель: Правильно – это соль. Вот о ней мы сегодня и поговорим.

Кто из вас может ответить на вопросы: Что такое соль? Для чего она нужна? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. А я дополню ваши ответы.

Слайд № 3

Соль – это полезное ископаемое, минерал, который люди используют не только для приготовления пищи, но и в других областях нашей жизни. Существует множество видов соли, но человек использует в основном такие: каменная (неочищенная), поваренная (очищенная), а также крупная и мелкая, йодированная и морская соль. Она бывает разного размера и цвета.

Слайд № 4, 5, 6

Соль добывают под землёй на глубине трёхсот метров с помощью специальной

техники, а также из вод всех наших морей, в соляных озёрах. Затем соль

перерабатывают и отправляют в наши магазины, где мы её и покупаем.

Слайд № 7

Соль - это ценнейший дар людям, который даёт нам наша богатейшая планета

Земля. Чтобы сохранить эти богатства мы должны научиться любить и беречь её. Соль очень важна для жизни и здоровья человека, она содержится во всех продуктах, которые мы употребляем.

Люди издавна ценили полезные свойства соли, и это отражалось в народном

творчестве. Существует множество пословиц и поговорок, например:

Соли не жалей, так и есть веселей.

Щепотка соли делает сахар слаще.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

Без соли - хлеб не еда.

Как вы думаете, ребята, что означают эти слова? (Обсуждение с детьми смыслового значения пословиц).

Также есть и много сказок о соли. Вспомните сказки, которые мы с вами читали

(ответы детей).

Воспитатель: Но, важно знать, что использование соли в больших количествах вредит здоровью и может вызвать различные заболевания.

Воспитатель: Давайте немного отдохнём и подвигаемся.

Физкультминутка.

Тихо встали, улыбнулись, выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали, и на месте побежали.

Воспитатель: (Слайд № 8)

Сегодня всем вам предстоит стать учеными. В лабораторию пойдете, чудо-опыт проведете с сыпучим веществом, о котором мы только что с вами говорили.

Слайд № 9

Воспитатель: Мы с вами будем проводить исследование соли в нашей лаборатории.

Слайд № 10

Давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Не трогать руками глаза, лицо.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время проведения опытов.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

6. Для ознакомления с запахом веществ нельзя нюхать его прямо у тарелочки или

пробирки, а нужно ладонью руки сделать движение от тарелочки или сосуда к носу.

Слайд № 11

Мы уже знаем, что соль – это полезное ископаемое, ее добывают разными способами и используют в разных целях, а какие свойства имеет соль - мы должны выяснить.

Пройдите к своим столам. Перед вами на столе стоят тарелочки с веществами, вам нужно определить, в какой тарелочке находится соль

2 часть –основная

Воспитатель:

Слайд № 12

Давайте попробуем определить соль по внешнему виду и на ощупь. Что вы можете сказать об этих веществах?

Дети: оба вещества белые на вид, кристаллические на ощупь и сыпучие.

Воспитатель: Значит, так мы не сможем определить соль, т.к. свойства этих веществ одинаковые.

Воспитатель: Давайте попробуем определить вещество по запаху, понюхайте каждое.

Дети: оба вещества не имеют запаха.

Воспитатель: Значит, так мы тоже не сможем определить соль.

Что еще можно сделать?

Дети: Попробовать на вкус

Воспитатель: Давайте аккуратно возьмем в ложку немного сыпучего вещества и кончиком языка попробуем.

Дети: одно вещество сладкое, другое соленое.

Воспитатель: Вот мы и определили с вами, где находится соль. Скажите мне, какие свойства имеет соль?

Дети: белая, сыпучая, не имеет запаха, на вкус соленая.

Воспитатель: Отодвиньте тарелочки с сахаром на край стола и продолжим работать с солью.

Воспитатель: А хотите узнать, какие еще свойства есть у соли?

Слайд № 13

Воспитатель: Уважаемые ученые, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. А теперь попробуйте сами. Что мы услышали?

Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

Дети: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Воспитатель: Давайте повторим это слово «кристалл». Новое для нас слово.

Слайд № 14

Воспитатель: Продолжим наши исследования. Насыпьте в стакан ложку соли, наберите в пипетку воды и капните на соль воду из пипетки. Что произошло? Куда делась вода?

Дети: Соль впитала воду.

Слайд № 15

Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью, куда она исчезла?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Дети: Попробовать на вкус.

Воспитатель: Какая на вкус стала вода?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Дети: Соль растворяется в воде.

Воспитатель: Уважаемые ученые, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

Дети: Нет, в речке вода пресная.

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?

Дети: Да.

Слайд № 16

Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с пресной водой голубого цвета. Что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что вы видите?

Дети: Яйцо не тонет.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Давайте пройдем на ковер.

Физкультминутка:

У сотрудников науки много дел (показать на себя, развести руки в стороны)

нам не до скуки (погрозить пальцем)

Нужно вычислить расчёт (изобразить работу на компьютере)

чтоб взлетел ввысь самолёт (прямые руки вверх)

Чтобы лодка не тонула (ладони вместе, «лодка» плывет)

и не съела нас акула (открывающаяся пасть у акулы)

Чтоб дома наши стояли (двумя руками «крыша» над головой)

и земля нас удержала (руки на пояс, покачаться с ноги на ногу)

Слайд № 17

Воспитатель: Отдохнули и с новыми силами за работу. Мы с вами говорили, что у соли очень много применений не только в кулинарии, но и в хозяйстве.

Сейчас мы рассмотрим одно интересное свойство, которое нашло широкое

применение в жизни. Возьмите кусочек льда, посыпьте на него солью и внимательно слушайте, что происходит.

Дети: Лед трещит и трескается, тает.

Воспитатель: Вспомните, где это можно применить?

Дети: Посыпание дорог во время гололеда.

Вывод: соль растворяет лед.

Слайд № 16

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете. Проходите к столу.

Слайд № 17

Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

«Ежик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица стройна,

И на новый год важна (елка)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

Воспитатель: Как красиво у вас получается! А у меня для вас сюрприз! Я сейчас превращаюсь в журналиста.

(Воспитатель быстро переодевается в журналиста, берёт микрофон, фотоаппарат и записную книжку)

Слайд № 18

3 часть-заключительная

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые ученые! Я случайно узнал, что сегодня в лаборатории вы проводили опыты. И поспешил к вам, чтобы взять интервью.

Слайд № 19

Задаёт вопросы детям:

Воспитатель: -Уважаемые учёные, какие открытия вы сегодня сделали?

Дети: Определили свойства соли.

Воспитатель: По каким признакам можно выяснить, что данное вещество – это именно соль?

Дети: Соль растворяет снег, на вкус соленая.

Воспитатель: А какое свойство соли вам больше всего нравится?

Дети: Соль растворяет снег, помогает плавать, на соли можно рисовать, с ней еда вкуснее.

Воспитатель: А какой опыт вы покажете дома родителям?

Все ваши рассказы я записал в блокнот. И в скором времени ждите статью в газете  «Молва» . А я хочу рассказать вам сказку. Присаживайтесь на ковер.

Слайд № 20

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему,

ответите мне вы после проведения опытов на следующем лабораторном испытании.

А я с вами прощаюсь. До свидания.

Воспитатель: Нам, ребята, пора возвращаться в группу. На сегодня наша лаборатория закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Что мы знаем о сахарном песке и соли. Определение свойств различных веществ"

Цель непосредственной образовательной деятельности формировать представление детей о свойствах разных веществ (соли, сахарного песка), через экспериментально-исследовательскую деятельность....

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

Конспект «Волшебные свойства соли»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Волшебные свойства соли»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе " Соль - друг, соль - враг"

Направление: научно-исследовательское, практико-ориентированное.Участники: дети, воспитатель. Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ» Предвар...