Конспект «Волшебные свойства соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_svoystva_soli.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Волшебные свойства соли»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Программное содержание:
Образовательная задача:
Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
Развивающая задача:
Развивать познавательные интересы детей в процессе экспериментальной деятельности
Воспитательная задача:
Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли; соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов с солью.
Оборудование: мешочки с разными наполнителями, ноутбук, презентация «История происхождения соли», тарелка с солью, лупы, трубочки для каждого ребенка, яйцо, стаканы для каждого ребенка, кисточки, гуашь.
Форма организации: беседа с презентацией, опытно-экспериментальная деятельность.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я приготовила для вас волшебные мешочки. Как нам узнать в каком мешочке, что лежит?
Дети: Потрогать все мешочки.
Воспитатель: Верно. А чтобы вы знали, что конкретно мы ищем, отгадайте загадку
Без неё, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались, ну, конечно, это – соль.
Выходит, один ребенок и находит мешочек с солью. После этого мешочек передают всем детям, чтобы убедится согласны они с первым ребенком или нет.
Воспитатель: А теперь мы откроем выбранный вами мешочек. Что там?
Дети: Точно соль
Воспитатель: Молодцы!
Ход НОД:
Воспитатель: Что же такое соль? (воспитатель включает презентацию на ноутбуке)
Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Добывают её двумя способами: в карьерах и выпариванием из солёной морской воды. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Исстари на праздничных пирах соль подносили самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили - несолоно хлебавши. Отсюда и появилась пословица «Несолоно хлебавши» - что значит ничего не получить. Ребята, как вы думаете, где можно использовать соль?
Дети: на кухне, соль добавляют в еду
Воспитатель: Верно, самое основное использование соли – это приготовление пищи, но не только потому, что она делает еду вкуснее, но и потому, что в малых количествах она полезна! Кроме того соль используют в медицине и просто в быту. Например, дворники посыпают солью скользкие дорожки зимой, а фармацевты создают из соли растворы для горла от ангины! Так что, как видите сами, соль не просто приправа на столе, она важная часть нашей жизни! Но мы так мало знаем о ней, хотите узнать о ней больше?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я предлагаю нам на время превратиться в юных ученых и с помощью экспериментов узнать волшебные свойства соли! Но прежде чем приступить к работе, предлагая размяться
Физминутка.
Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Мы размяться все успели и переходим с вами к экспериментальной работе.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. На что похожа соль?
Дети: соль похожа на порошок
Воспитатель: Действительно, с виду соль похожа на порошок. А теперь давайте соль рассмотрим через лупу. А в увеличительное стекло на что теперь похожа соль?
Дети: она состоит из белых кристалликов
Воспитатель: Хорошо.
Опыт №2 «Соль сыпучая, без запаха»
Воспитатель: Теперь возьмите трубочки и тихонько подуйте на соль. Что происходит?
Дети: Она рассыпается в разные стороны.
Воспитатель: Это значит, что соль сыпучая. А теперь скажите каким соль цветом и имеет ли она запах?
Дети: Соль белого цвета и без запаха
Опыт № 3: «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, вода одинаковая в стаканах?
Дети: Нет, в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая
Воспитатель: Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.
Дети: Соль растворилась
Воспитатель: Верно, соль растворилась в воде. Скажите, заметили ли вы разницу как растворилась соль в холодной или теплой воде?
Дети: в тёплой воде соль растворилась быстрее.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Дети: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Воспитатель: А теперь, чтобы провести следующий опыт, мы из одного стакана с соленой водой выльем ее и нальем обычную воду, а другой оставим с соленой. Возьмите аккуратно яйцо и опустите его в стакан с обычной водой. Что случилось с яйцом?
Дети: оно утонуло
Воспитатель: а теперь мы это яйцо опустим в стакан с соленой водой. Что случилось с яйцом?
Дети: яйцо плавает на поверхности.
Воспитатель: мы делаем вывод, что соленая вода может выталкивать предметы на поверхность. Этот принцип действует и в морях. Когда в море ложиться на воду, вы не тонете, так как вода очень соленая и не поэтому не дает вам утонуть.
Опыт №5 «Может ли соль поменять цвет»
Воспитатель: Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной? Давайте узнаем. А для проведения этого эксперимента нам потребуется: тарелочка с солью, стакан с водой, кисточка и гуашь.
Добавляем в стакан с водой чуть-чуть гуаши, вода поменяла цвет, теперь с помощью кисточки капаем цветной водой на соль. Что произошло с солью?
Дети: Соль изменила цвет.
Воспитатель: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.
Подведение итогов.
Воспитатель: что вы узнали сегодня о соли нового?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете ребята соль полезна или вредна?
Ответы детей.
Воспитатель: соль полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД, но только в маленьком количество. Вы сегодня большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Целебные свойства соли"
значение свойст соли в работе с дошкольниками....
Знакомство со свойствами соли и сахара.
Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....
Проект исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полезные свойства соли"
Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...
Конспект НОД в средней группе. "Свойства соли и муки"
Конспкт НОД по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
Конспект «Волшебная соль» (ОО «Познавательное развитие»)
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Волшебная соль» (ОО «Познавательное развитие»)...