Конспект непосредственно-образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». на тему: «Волшебница соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебница соль | 183.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.
Формы организации детей: подгрупповая, парами, индивидуально.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать и расширять представления детей о соли, о её свойствах;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, речь, воображение, мышление, коммуникативные качества.
- Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, культуру поведения, желание выполнять опыты.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова: соль поваренная, соль йодированная, соль пищевая, соль каменная.
Индивидуальная работа:
Активизировать на занятии Вику Г., Артемия Я., Милину Д.
Материал
Демонстрационный: соль, сахар, ноутбук, слайды по ознакомлению с солью, указка, баночки с солью и с сахаром, ватман с изображение соли, ватман с изображением солнца.
Раздаточный: одноразовые тарелки, одноразовые стаканы, стаканы с водой, соль, ложки, картофель, влажные салфетки, цветные мелки, кубики льда, трубочки, стеклянная ваза, медали на каждого ребёнка «Лаборант-учёный».
Методические приемы:
- Словесные: беседа, вопросы, объяснения;
- Наглядные: иллюстрации;
- Игровые: сюрпризный момент, игровые упражнения
- Практические: действие с дидактическим материалом, самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Содержание НОД:
Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, встают в круг.
Мотив:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я сегодня шла к вам в детский сад с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение.
(Дети садятся на стулья)
Ход занятия:
Мотив
Воспитатель: Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла в детский сад, услышала разговор поваров…
Воспитатель: А вы знаете, кто такие повара?
(ответы детей)
Воспитатель: (Показывает баночки – с сахаром и солью). Как вы думаете, что это за продукт? (ответы детей)
Ребята, повара пришли на работу и заметили, что на кухне что- то произошло. Баночки со специями перепутались, все надписи стерлись и не могут найти нужный продукт, без которого обед будет невкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы «Гусельки » обязательно разберутся в этом вопросе.
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки об этом продукте: «Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) (ответы детей)
Воспитатель: «Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёк, в каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает? (сахар) (ответы детей)
А что будет, если вместо соли положить в суп сахар? Или соль в компот? (ответы детей)
Ребята, а для чего нужна соль в жизни человека? (ответы детей)
(Побеседовать с детьми о важности соли в жизни человека)
Воспитатель: Теперь я предлагаю познакомиться с солью поближе.
- Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? Одинаковый ? (ответы детей)
-А чем отличается соль от сахара? (ответы детей)
-А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? (ответы детей)
Перед вами 2 баночки : как можно отличить, где соль, а где сахар? Давайте попробуем на вкус. Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: соль солёная, а сахар сладкий.
Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, я вам предлагаю подумать, как условно можно обозначить баночки? (ответы детей)
Вот теперь повара смогут приготовить нам вкусный обед.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам заглянуть в прошлое, и узнать, откуда появилась соль.
Воспитатель: Соль – это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Каменная соль. Ее месторождение находится высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче. Соль была очень дорогим товаром . (Слайд презентации).
Воспитатель: Как её добывают, давайте посмотрим видеоролик.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о соли? (ответы детей).
А для чего нам нужна соль?
В прошлом мы побывали, узнали , как и откуда появилась соль, а теперь побываем в настоящем. А в нашем настоящем есть такая профессия «Ученый». Как вы думаете, чем он занимается и где работают? (ответы детей).А хотите, стать маленькими учеными?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию .
А для этого нам нужно превратиться в «лаборантов-учёных».
( Дети одевают халаты, садятся за столы)
Воспитатель: Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
Воспитатель: И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети. Соль белого цвета, похожа на порошок.
Воспитатель: А теперь рассмотрим соль через лупу. Что вы видите?
Дети. Соль состоит из белых кристаллов.
Воспитатель: Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)
Подуйте тихонько на соль через трубочку. (Соль рассыпается, она сыпучая)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, она сыпучая.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. Что мы услышали?
Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду» и растворяется в воде
Воспитатель: Насыпьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Дети. Вода впиталась в соль.
Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль, она исчезла? (соль растворилась в воде)
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Дети. Попробовать на вкус.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде.
Опыт № 4. «Плавающая картошка».
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычная картошка (или половинка сырого картофеля). Возьмем картошку и опустим ее в емкость с пресной водой. Что вы видите? (Картошка утонула). А теперь опустим картошку в емкость с солёной водой. Что вы видите? (Картошка не тонет).
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В сильно солёной воде , картошка не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 5. «Влияние соли на лёд»
Воспитатель: Ребята, а давайте проведём небольшой фокус.
(Воспитатель приносит лёд на подносе в тарелочках).
Перед вами на блюдцах лежит лёд, посыпьте его солью.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть
Физминутка
Мы работали, устали, свойства соли изучали
А теперь пришла пора отдохнуть нам детвора
Встали, дружно потянулись
Хлопнули в ладоши
И к друг другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись
И продолжили занятие.
(Дети возвращаются за столы)
Воспитатель: Посмотрите, что произошло со льдом? Соль начинает растапливать лёд. Используют такой метод при гололеде.
Вывод: Соль растапливает лёд!
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте закрепим полученные знания при проведении опытов. Какими свойствами обладает соль? (ответы детей: соль похожа на кристалл, сыпучая, впитывает воду, растопляет лёд, не имеет запаха, хрустит, держит на воде предметы).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что соль еще можно разукрасить яркими красками. Скажите мне, пожалуйста, ребята, а зима у нас какого цвета (белого).
Я предлагаю вам сегодня добавить немного цвета нашей зимушке зиме, чтобы она засверкала яркими красками.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем наполнять вазу яркими цветами . Перед вами соль и цветной мел. Давайте смешаем мел с солью. Что произошло с солью? (ответы детей).
Сейчас каждый из вас по очереди высыпите свою окрашенную соль в вазу настроения, поделиться частичкой хорошего настроения . (Дети работают)
Воспитатель: «Смотрите, какая у нас получилась красивая, радужная ваза. Вам нравится?
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с работой, очень красиво получилось. Наша зимушка – зима обрела много радужных красок.
Вам понравилась эта работа? (ответы детей). Молодцы!
Нам пора превращаться в детей, снимем халаты и шапочки, помогите друг другу, и отправимся в детский сад.
(Дети встают в круг)
Воспитатель: Понравилось вам в лаборатории? (ответы детей)
Что такое соль? (ответы детей)
Какие опыты с солью мы проводили? (ответы детей)
Что нового вы узнали о соли? (ответы детей)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю оценить наше занятие с помощью солонок. Весёлая – занятие понравилось, грустная – занятие не понравилось.
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Учёный-лаборант» и дарю вот такие медали. А еще, я вам предлагаю пополнить ваши знания на следующем занятии о сахаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека; формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное р
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека; формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие», «С...
Конспект НОД По образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в средней группе Математическая игра – путешествие «Морская экспеди
Математическая игра – путешествие «Морская экспедиция «Поможем морским обитателям»» Данный материал позволит в увлектельной игровой форме выполнить следующие...
«Игры народов Крыма» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» для дошкольников старшего возраста)
ель: способствовать дальнейшему развитию и обогащению игр детей, повышая их воспитательное и развивающее значение, двигательную активность...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Путешествие в страну знаний» (познавательное развитие, речевое развитие, художественная литература, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие) в подготовительной к школе группе
Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе....
Конспект – ООД по образовательной области «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие» - (аппликация), в группе общеразвивающей направленности для
Виды детской деятельности: познавательно-речевая, игровая, продуктивная.Программное содержание: расширять кругозор детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богаты...