Конспект непосредственно-образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». на тему: «Волшебница соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мингалёва Александра Сергеевна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебница соль183.6 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.

Формы организации детей:  подгрупповая, парами, индивидуально.

Задачи:

Образовательные:

  • обогащать и расширять представления детей о соли, о её свойствах;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, речь, воображение, мышление, коммуникативные качества.
  • Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, культуру поведения, желание выполнять опыты.

Словарная работа:  

Активизировать в речи детей слова:  соль поваренная, соль йодированная, соль пищевая, соль каменная.

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии Вику Г., Артемия Я., Милину Д.

Материал

Демонстрационный: соль, сахар, ноутбук, слайды по ознакомлению с солью, указка, баночки с солью и с сахаром, ватман с изображение соли, ватман с изображением солнца.

Раздаточный: одноразовые тарелки, одноразовые стаканы, стаканы  с водой, соль, ложки,  картофель,  влажные салфетки, цветные мелки, кубики льда, трубочки,  стеклянная ваза, медали на каждого ребёнка «Лаборант-учёный».

Методические приемы:

  • Словесные: беседа, вопросы, объяснения;
  • Наглядные: иллюстрации;
  • Игровые: сюрпризный момент, игровые упражнения
  • Практические:  действие с дидактическим материалом, самостоятельная работа с раздаточным материалом.

                                                                                                 

Содержание НОД:

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, встают в круг.

Мотив:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите,  к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я сегодня шла к вам в детский сад  с чудесным настроением, и хочу  им поделиться с вами. Давайте возьмёмся  за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение.

(Дети садятся на стулья)

Ход занятия:

Мотив

Воспитатель: Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла в детский сад, услышала разговор  поваров…

Воспитатель: А вы знаете, кто такие повара? 

(ответы детей)

Воспитатель:  (Показывает баночки – с сахаром  и солью).  Как  вы думаете, что это за продукт? (ответы детей)

Ребята, повара пришли на работу и заметили, что на кухне что- то произошло. Баночки со специями перепутались, все надписи стерлись и не могут найти  нужный продукт, без которого обед будет невкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы «Гусельки » обязательно разберутся в этом вопросе.

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки об этом продукте: «Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) (ответы детей)

Воспитатель: «Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёк, в каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает? (сахар) (ответы детей)

А что будет, если вместо соли положить в суп сахар? Или соль в компот? (ответы детей)

Ребята, а для чего нужна соль в жизни человека? (ответы детей)

(Побеседовать с детьми о важности соли в жизни человека)

Воспитатель: Теперь  я предлагаю познакомиться с солью поближе.

- Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? Одинаковый ? (ответы детей)

-А чем отличается соль от сахара? (ответы детей)

-А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? (ответы детей)

Перед вами 2 баночки : как можно отличить, где соль, а где сахар? Давайте попробуем на вкус. Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: соль солёная, а сахар сладкий.

Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, я вам предлагаю подумать, как условно можно обозначить баночки? (ответы детей)

Вот теперь повара смогут приготовить нам  вкусный обед.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам заглянуть в прошлое, и узнать, откуда появилась соль.

Воспитатель: Соль – это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Каменная соль. Ее месторождение находится высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче. Соль была очень  дорогим товаром . (Слайд презентации).

Воспитатель: Как её добывают, давайте посмотрим видеоролик.

Воспитатель: Ребята,  а что вы знаете о соли? (ответы детей).

А для чего нам нужна соль?  

В прошлом мы побывали, узнали , как и откуда появилась соль, а теперь побываем в настоящем. А в нашем настоящем есть такая профессия «Ученый». Как вы думаете, чем он занимается и где работают? (ответы детей).А  хотите, стать маленькими учеными?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию .

А для этого нам нужно превратиться в «лаборантов-учёных».

( Дети одевают халаты, садятся за столы)

Воспитатель: Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09df/00026756-2c3dfd6e/img5.jpg

Воспитатель:  И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль». 

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде?

Дети. Соль белого цвета, похожа на порошок.

Воспитатель: А теперь рассмотрим соль через лупу. Что вы видите?

Дети. Соль состоит из белых кристаллов.

Воспитатель: Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)

Подуйте тихонько на соль через трубочку. (Соль рассыпается, она сыпучая)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, она сыпучая.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. Что мы услышали?

Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»  и растворяется в воде

Воспитатель: Насыпьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Дети. Вода впиталась в соль.

Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль, она исчезла? (соль растворилась в воде)

Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Дети. Попробовать на вкус.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде.

Опыт № 4. «Плавающая картошка»

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычная картошка (или половинка сырого картофеля). Возьмем картошку и опустим ее в емкость с пресной водой. Что вы видите? (Картошка утонула). А теперь опустим картошку в емкость с солёной водой. Что вы видите? (Картошка не тонет).

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Вывод: В сильно солёной воде , картошка не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Опыт № 5.  «Влияние соли на лёд»

Воспитатель: Ребята, а давайте проведём небольшой фокус.

 (Воспитатель приносит лёд на подносе в тарелочках).

Перед вами на блюдцах лежит лёд, посыпьте его солью.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть

Физминутка

Мы работали, устали, свойства соли изучали

А теперь пришла пора отдохнуть нам детвора

Встали, дружно потянулись

Хлопнули в ладоши

И к друг другу повернулись

Всем гостям мы улыбнулись

И продолжили занятие.

(Дети возвращаются за столы)

Воспитатель: Посмотрите, что произошло со льдом? Соль начинает растапливать лёд. Используют такой метод при гололеде.

Вывод: Соль растапливает лёд!

 Воспитатель: Ребята, а теперь давайте закрепим полученные знания при проведении опытов. Какими свойствами обладает соль? (ответы детей: соль похожа на кристалл, сыпучая, впитывает воду, растопляет лёд, не имеет запаха, хрустит, держит на воде предметы). 

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, что соль еще можно разукрасить яркими красками. Скажите мне, пожалуйста, ребята, а зима у нас какого цвета (белого).

Я предлагаю вам сегодня добавить немного цвета нашей зимушке зиме, чтобы она засверкала яркими красками.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем наполнять вазу яркими цветами . Перед вами соль и цветной мел. Давайте смешаем мел с солью. Что произошло с солью? (ответы детей). 

Сейчас каждый из вас по очереди высыпите свою окрашенную соль в вазу настроения, поделиться частичкой хорошего настроения . (Дети работают)

Воспитатель: «Смотрите, какая у нас получилась красивая, радужная ваза. Вам нравится?

Воспитатель: Молодцы,  ребята, все справились с работой, очень красиво получилось. Наша зимушка – зима обрела много радужных красок.

Вам понравилась эта работа? (ответы детей). Молодцы!

Нам пора превращаться в детей, снимем халаты и шапочки, помогите друг другу, и отправимся в детский сад.

(Дети встают в круг)

Воспитатель: Понравилось вам в лаборатории? (ответы детей)

Что такое соль? (ответы детей)

Какие опыты с солью мы проводили? (ответы детей)

 Что нового вы узнали о соли? (ответы детей)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю оценить наше занятие с помощью солонок. Весёлая – занятие понравилось, грустная – занятие не понравилось.

Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Учёный-лаборант» и дарю вот такие медали. А еще, я вам предлагаю пополнить ваши знания на следующем занятии о сахаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека; формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное р

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека; формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие», «С...

Конспект – ООД по образовательной области «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие» - (аппликация), в группе общеразвивающей направленности для

Виды детской деятельности: познавательно-речевая, игровая, продуктивная.Программное содержание: расширять кругозор детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богаты...