Исследовательский проект в подготовительной группе "Волшебный мир камня"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Исследовательский проект "Волшебный мир камня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_volshebnyy_mir_kamnya.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 22 г. Невинномысска
Исследовательский проект – создание мини-музея в группе
«Волшебный мир камня»
Выполнили:
дети и воспитатель Семыкина О. Н.
подготовительной группы № 6
Тема: Создание мини-музея «Волшебный мир камня» как средство развития познавательной активности у детей подготовительной к школе группы.
Цель: Развитие познавательной активности у детей подготовительной к школе группы в процессе создания мини-музея.
Объект: процесс организации исследовательской деятельности дошкольников.
Предмет: создание психолого-педагогических условий для развития познавательной активности у детей подготовительной к школе группы.
Задачи для педагога:
- Изучить концептуальные идеи исследовательской деятельности дошкольников в технологии «погружения».
- Изучить методические рекомендации по проектной деятельности дошкольников.
- Разработать систему занятий по теме мини-музея и включить их в интеграцию.
Задачи, поставленные для детей:
- Систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей детей.
- Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
- Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня.
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
- Развивать произвольность в поведении и продуктивной деятельности.
Перспективный план создания мини-музея «Волшебный мир камня»
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | 1.Выбор темы мини-музея. 2.Подбор литературы по теме «Камни». 3.Беседа о камнях (разнообразие камней, их свойства, особенности). 4.Рассматривание камней на прогулке. 5.Чтение книги Ф. Кривина «Сказки, добытые из-под земли». 6.Толкование и заучивание поговорок и пословиц о камнях. 7.Д/и «Отыщи такой же камень». 8.Игра-драматизация по сказке «Три поросёнка». |
Октябрь | 1.Собирание коллекции камней. 2.Составление узоров из морских камней. 3.Раскрашивание камней акриловыми красками (индивидуальная работа). 4.Занятие по экологии «Какими бывают камни». 5.Определение свойств камней с помощью экспериментирования. 6.Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце», сказки И. Н. Рыжова «О чём шептались камешки?» 7.Рассматривание коллекции драгоценных и поделочных камней (иллюстрации). 8.Оформление альбомов «Использование камней человеком», «Разнообразный мир камней», «Профессии, связанные с камнем». 9.П/и «Найди камень» (на ориентировку в пространстве). |
Ноябрь | 1.Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины, ювелирные и поделочные украшения). 2.Изготовление коллективных работ с использованием раскрашенных детьми камней. 3.Изготовление индивидуальных экспонатов и совместно с родителями. 4.Д/и «Если б я был камушком» (составление детьми творческих рассказов). 5.Оформление выставки и мини-музея «Волшебный мир камня». 6.Подготовка и презентация мини-музея. |
Схема работы над содержанием мини-музея
«Волшебный мир камня»
КАМНИ
- Применение камней в древности
- Образование камней
- Поделочные камни
- Драгоценные (ювелирные) камни
- Диковинные камни:
- гигантские монолиты камня
- знаки на камнях
- балансирующие камни
- съедобные камни
- сталактиты и сталагмиты
- камни с дырками
- Использование камней современным человеком:
- строительство
- сельское хозяйство
- ландшафт
- письмо и рисование
- домашнее хозяйство
- изготовление украшений
- стоун-терапия (литотерапия)
Формы работы над темой
с родителями: с детьми:
беседы по теме беседы по теме
консультации часть интегрированного занятия
изготовление экспонатов дидактические игры
сбор информации по теме подвижные игры
заучивание сообщений с детьми игры-драматизации
продуктивная деятельность
чтение художественной литературы
проведение опытов с камнями
Сценарий открытия мини-музея «Волшебный мир камня»
Вед:Камень также древен, как и наша планета Земля. В мире животных и растений происходят изменения и превращения, которые мы называем жизнью. В мире камней, на первый взгляд, всё как будто бы неизменно, поэтому его ещё называют «мёртвой природой». Но в «неживой природе» тоже всё не вечно, и камни рождаются, мужают, старятся и затем исчезают.
Миллионы и миллиарды лет существовали камни на планете,и лишь с появлением человека у камня началась новая жизнь.
Обо всём этом, о замечательном мире камня мы и узнаем сегодня, попав в музей камня. Итак, давайте знакомиться с миром камня.
Тайны Земли ещё не раскрыты полностью, да и вряд ли она их раскроет когда-нибудь до конца. Но одно известно давно: камень использовал для своих нужд ещё первобытный человек.
Реб:Уже первобытный человек использовал камень как орудие труда. Острым камнем он рассекал тело убитого животного, плоским – растирал зёрна злаков, цветные и блестящие камни использовал для украшений. Камень служил и надёжным оружием: камнем человек поражал врага и убегающего зверя.
Самая древняя кухонная посуда тоже была каменной. Сперва появились толстые тяжёлые сковородки, затем глубокие сосуды, похожие на наши миски и чашки, а позднее каменные горшки. И только после этого появилась глиняная посуда.
С накоплением опыта человек стал придавать камню нужную форму и размеры. Благодаря этому он стал изготавливать различные орудия труда, орудия защиты и нападения. Например, человек стал делать каменные молотки, ножи, наконечники для стрел и копий, скребки и другие предметы.
Реб:В древности камень заменял и деньги. Например, в Китае деньгами были куски нефрита. А в Африке и сейчас расплачиваются брусками каменной соли.
Реб:Камень широко применяли и в строительстве. Сначала использовали необработанный камень при строительстве домов. Затем древние египтяне стали вытёсывать крупные блоки камня и гранитные колонны для строительства пирамид и дворцов фараонов. А для украшения дворцов и зданий стали использовать цветной камень.
Реб:Из камня изготавливали и приборы. Например, в Мексике находится Камень Солнца. Это календарь ацтеков. Это огромный круглый камень, по которому и сейчас с точностью определяют движения звёзд, солнечные и лунные затмения, даты сбора урожая.
Реб:Камень применяли и в музыке. Самый древний каменный музыкальный инструмент – это литофон. Он состоит из 11 каменных плит. Достаточно коснуться и каменные плиты мелодично зазвучат. Этот древний музыкальный инструмент похож на современный ксилофон.
Родитель(ница): Доказано, что камень рождается, живёт и умирает. Как же это происходит? А вот как. В какое-то время образовался камень. Через миллионы лет этот камень разрушился, умер под воздействием воды, воздуха и ветра. Но, оказывается, этот камень не исчез бесследно, а превратился в другой вид камня. Так, один вид камня даёт жизнь другому камню.
Если же взять в руку несколько камней, можно увидеть их различия. Различаются камни потому, что образовались они в разных условиях.
Реб:Есть камни, образованные при извержении вулканов. Например, пемза. Это лёгкий камень, похожий на губку. Он не тонет в воде. Образуется он при извержении вулканов из пены лавы, в которой много пузырьков газа. Кусочки этого камня используют для ухода за кожей.
Когда в глубине земли застывает гранитная магма, образуется камень гранит. Это не только красивый, но и крепкий камень. Его часто можно увидеть в городах: из гранита построены набережные рек, изготовлены основания памятников и зданий. Кусочками из гранита выложены улицы многих городов.
Реб:А есть камни, которые образуются на поверхности земли. Как на суше, так и в воде. Эти камни образуются при разрушении других камней.
Посмотрите на песок. Он тоже является камнем, только не твёрдым, а рыхлым, сыпучим. Песок тоже образовался из обломков камней, только обломки эти очень маленького размера. Возникают пески около морей и рек. Очень много его и в пустынях. Пески используют при изготовлении стекла, фарфора, бетона, кирпича; при строительстве зданий и дорог. В некоторых песках находится золото и другие ценные вещества.
Реб:А вот жемчуг образуется совсем по-другому. Его образуют моллюски, которые живут в раковине. Когда в раковину проникает песчинка или мелкое существо, моллюски начинают обволакивать его жемчужным слоем. Проходит несколько лет и в этой раковине появляется жемчуг.
Добывание морского жемчуга – очень древнее занятие. Ловцы жемчуга погружаются с лодок на полторы минуты на дно моря и собирают в корзины живых моллюсков. В день они ныряют по 30-40 раз. На берегу раковины вскрывают и осматривают. Только в одной из 30-40 раковин оказывается жемчужина. В одной раковине может находиться от 1 до 3 жемчужин. До размера горошины этот камешек вырастает за 12 лет.
Известен морской и речной жемчуг. Морской жемчуг очень дорогой и применяется только для украшений. Из него изготавливают кольца, бусы, серьги, броши.
Родитель(ница):Мир камней не был бы таким красивым и разнообразным без поделочных и ювелирных камней. Эти камни завораживают и восхищают. Что же это за камни?
Реб:Поделочные камни полупросвечиваются, часто непрозрачные с цветными рисунками. Используют их для изготовления ваз, шкатулок, пепельниц. Изготавливают и украшения: кольца, броши, бусы. Цвет поделочных камней разнообразен. Эти камни очень ценятся, потому что их редко находят. Они имеют красивые цвета и рисунки. Обрабатывать их очень трудно. К поделочным камням относятся: лазурит, нефрит, малахит, агат, яшма и многие другие.
Реб:Второе название этих камней – ювелирные. Эти камни имеют красивый внешний вид, но только после обработки. Эти камни очень редкие, поэтому и дорогие. Их используют при изготовлении колец, серёжек, брошей. На солнце эти камни играют всеми цветами радуги. К драгоценным камням относятся: алмаз, рубин, изумруд, опал и многие другие.
Вед:Если глубже проникнуть в удивительный мир камня, то мы узнаем много неожиданного и любопытного. В самом деле, мало кому известно о балансирующих камнях, об огромных монолитах, о странных знаках на камнях и многом другом. Удивительны и съедобные камни. Об этих поразительных камнях и пойдёт речь дальше.
Реб:Все большие камни трещинами разбиты на части, называемые блоками. Особенно большие блоки называют монолитами. Такие монолиты нужны для изготовления монументов и скульптур.
Монолитами являются и дольмены. Для древних людей дольмены служили погребальным каменным домом, в котором хоронили умерших. Каждый дольмен – это гигантский прямоугольный ящик из четырёх каменных плит с плоской крышей. В России открыты дольмены на Черноморском побережье Кавказа.
Реб:На камнях, которые легко разделяются на пластинки, можно увидеть разные следы прошлого. На них встречаются различные знаки. Среди них – следы животных, которые давно вымерли. Можно увидеть отпечатки медуз, ракушек, насекомых. По таким отпечаткам учёные восстанавливают картину жизни, которая была на Земле много миллионов лет назад.
Реб:Одним из загадочных хранителей прошлого является каменный янтарь. Янтарь возник из смолы хвойных деревьев. Деревья при глубоком повреждении коры выделяли много смолы. В тёплом климате смола затвердевала на деревьях в виде наростов. Проходили века, деревья погибали, а смола сохранялась и накапливалась в земле. Там она окаменевала и превращалась в янтарь. Янтарь очень разнообразен по цвету. Чаще всего распространена золотисто-жёлтая окраска. Янтарь издавна использовался для украшений.
Реб:Балансирующие камни – это камни, лежащие друг на друге. Если камень огромного размера лежит на других камнях, скалах или остатках ледника, то перед вами балансирующий камень. Этот камень, кажется, вот-вот упадёт. На самом деле такие камни соединены со скалой с помощью каменного стержня, «верхушка» прочно соединена с основанием.
Реб:Из всего разнообразия камней есть только два камня, которые можно употреблять в пищу. На первое место надо поставить обычную поваренную соль. Без этого солёного на вкус камня нельзя представить жизнь человека и животных. Известно, что человек за один год съедает примерно 8 кг соли.
Вед: Употребляется в пищу и глина. На севере России встречается белая глина, которую местные жители называют «земляной сметаной» и охотно едят вместе с оленьим молоком.
Употребляют в пищу глины и в жарких странах. Например, в Африке, в Австралии местные жители в торжественных случаях подают на стол белые, голубые и зеленоватые глины для особо уважаемых гостей. Эти блюда считаются бодрящими и лечебными.
Реб: Эти камни образуются только в пещерах. Их образование происходит так. На потолке пещеры собираются капли воды, просочившейся с поверхности. Высыхая, каждая капля оставляет частички растворённых веществ. За многие сотни лет эти вещества образуют свисающие вниз каменные сосульки. Когда капля обрывается вниз, она разбрызгивается на полу пещеры и образует столб, который растёт вверх. Этот камень называется сталагмит. Миллионы капель за тысячи лет создают неповторимые украшения пещер: громадные колонны, каменные цветы.
Реб:Камни с дырками называются куриным богом, а иногда и собачьим богом. Это небольшие камни с отверстиями, которые проточила морская или речная вода. В древности считали, что такой камень оберегает животных и жилища людей от злых сил. Поэтому куриный бог считался амулетом, «оберегом».
Реб:Современная жизнь также немыслима без камня. Камень нужен прежде всего в строительстве, при отделке зданий, набережных, мостов. Из камня высекают величественные памятники. Без камня нельзя обойтись при возведении любых домов.
Вед:Камни нужны и в сельском хозяйстве: из камня получают ценное сырьё для минеральных удобрений.
Реб:Сейчас камни используют и при украшении прудов, бассейнов, палисадников. Их можно увидеть и на альпийских горках. Для украшения своих участков в нашем детском саду тоже использовали камень.
Родитель(ница):Кроме того, камни помогают нам писать и рисовать. Например, простой карандаш (грифель изготавливается из графита), цветные краски (цвет получают с помощью добавления в краску разных веществ, добытых из камней), мел, уголь.
Реб:Нельзя обойтись без камней и в хозяйстве: камни нужны для изготовления металлической посуды и столовых приборов (ведь металл добывается из руды). Стеклянную посуду тоже изготавливают из камня – кварцевого песка.
Вед:Конечно же, камни используют и при изготовлении украшений, каменных изделий и скульптурок.
А не так давно в нашей стране стали использовать камни и в медицине. Я говорю о стоун-терапии. Что же это такое?
Реб:Стоун-терапия (или литотерапия) – это массаж камнями. Это древнее искусство пришло к нам с Востока. Во время такого массажа используют 2 вида камней: вулканические и морские камешки. Одни камни нужны для тепла во время массажа, а другие – для охлаждения тела.
Родитель(ница):Считается, что камни снимают стресс и напряжение, приносят чувство гармонии с окружающим миром, дают ощущение покоя и расслабляют тело.
Но найти камни для массажа не так-то просто. Ведь камни нужны определённого размера и формы. Так базальтовые камни собирают в разных уголках мира: в Перу, Мексике, Индонезии, на Гавайских островах. Морские камни собирают уже гладкими и ровными на побережьях океанов.
Вед:Сегодня мы узнали много полезной информации о камнях. Некоторые люди посвящают им всю свою жизнь. Одни становятся геологами, ищут новые месторождения и залежи камней. Другие их разрабатывают, т. е. добывают. Третьи становятся ювелирами и превращают драгоценные камни в радующие глаз украшения. Четвёртые изучают кристаллы, заключённые в камнях, и создают на их основе новые приборы и материалы. Наконец, многие люди всю жизнь торгуют камнями и знают в них толк. Тоже неплохое занятие – иметь дело с красотой и предлагать её людям. Подумайте, быть может, и ваша профессия будет связана с камнями?
Ну, а мы завершаем экскурсию по нашему музею камней. Спасибо всем за внимание. А приглашённых гостей и благодарных слушателей мы угощаем маленькими конфетами - морскими камешками. Угощайтесь, пожалуйста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект в подготовительной группе «Лёд и соль»
Цель проекта: опытным путем обнаружить определенные свойства соли и льда....
Презентация исследовательского проекта для подготовительной к школе группы "Почему мы рисуем на бумаге".
" А почему мы рисуем на бумаге?"- этот вопрос дети мне задали после того, как у одного мальчика нашей группы младший брат разрисовал и измял очень ценный рисунок- портрет папы. Ребята готовили п...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
"У ворот щумит народ.Где тут зимний огород?Говорят, что там растет.Огуречная рассада.И укропчик и лучок. Смотрят все на огород,И уходят открыв рот"...
Познавательно – исследовательский ПРОЕКТ в подготовительной группе по теме " Космос"
Проект "Космос"...
Исследовательский проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"
Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов не обойтись они с нами по всюду.Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки. данный проект знакомит детей с историей возникновени...
Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе: "Лес просит о помощи!"
Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе: "Лес просит о помощи!"Тип проекта: познавательно – исследовательский.Продолжительность: краткосрочный.Участники прое...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Волшебный камнь магнит"
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет вс...