Игровой тренинг для педагогов "ТРИЗ - технологии в детском саду"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022triz_tehnologii_v_detskom_sadu.docx | 146.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой тренинг «ТРИЗ-технологии в детском саду».
Подготовила: Макарова Т. М.
Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика?
Что такое ТРИЗ?
Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель -фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи. Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.
Зачем была создана ТРИЗ?
Основная цель теории решения изобретательских задач – это найти одно-единственное решение. Для многих пиарщиков и креативщиков это может показаться странным. Всего одно решение? Но, как известно, самая лучшая идея - всегда самая простая и лежит на поверхности. До того, как была разработана теория ТРИЗ, люди считали, что для нахождения оптимального решения нужно обследовать проблему вдоль и поперек, провести мозговой штурм и найти 100500 различных вариантов решения. Но ведь если подумать, то в итоге всегда оставляли один вариант, причем тот, для реализации которого потребуется наименьшее количество затрат, как физических, так и материальных.
Принципы ТРИЗ
Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.
На кого рассчитана система
Что такое ТРИЗ, мы выяснили, а теперь нужно понять, кого же можно обучать этой теории. Как и большинство экспериментов, этот ученые ставили на детях. Ведь ни на ком другом нельзя проверить успешность нового метода воспитания. Поэтому дети дошкольного возраста становились «подопытными кроликами». Когда система ТРИЗ показала, что ученые не ошиблись, и детей получилось научить мыслить более систематически, с ними продолжали заниматься и в школьном возрасте. Здесь решались уже более сложные задачи. Детям давались задания, но ни наводок, ни подсказок не было.
А также система ТРИЗ вполне неплохо себя зарекомендовала в качестве программы усовершенствования взрослых людей. Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.
Сколько времени занимает обучение
Теория решения изобретательских задач – это целая наука. Причем по аналогии с физикой или с химией можно сказать, что учить ее следует всю жизнь. Как же так, ведь в детском саду и школе детей тренируют упражнениями, а поступая в высшее учебное заведение, человек уже не практикует ТРИЗ постоянно? Все, что у него осело на подкорке, тем он и пользуется.
Именно так и живут многие люди в нашей стране. Но если провести параллели с языком, например, с английским, то становится понятно, что вполне можно выучить его за 10 лет. Но если потом не применять язык на практике, знания быстро испарятся. Поэтому ответить на вопрос о том, за сколько времени можно научиться применять ТРИЗ, можно так: освоить основы любой взрослый человек способен за месяц, а вот оттачивать на практике полученные знания придется не один год.
ТРИЗ в детском саду
Теория решения изобретательских задач имеет одну и ту же структуру. Чтобы ее понять, нужно разбить ее на пункты и иллюстрировать примерами. Первый этап – перед детьми ставится задача, и они должны без помощи взрослых ее решить. Как же может выглядеть задача? Она должна быть сформулирована в виде краткого вопроса, в котором можно найти ответ. Примеры: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире? Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник? ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце – это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар. Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача, например, идет дождь, что нужно сделать? Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак. Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.
Какие игры проводить с ребятами
ТРИЗ в детском саду – это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Одна из них называется "Маша-растеряша". Ребенок подходит к колоде карточек, на которых нарисованы предметы, используемые в хозяйстве. Например, ножи, вилки, ложки или миксер. Вытаскивает карточку, а там нож. Он объясняет группе, что нож потерян. Теперь ребенок должен посетовать на то, что он не знает, чем будет резать хлеб. А группа должна предложить решения проблемы. Например, хлеб можно нарезать леской, линейкой или отломить рукой. А можно распилить его ножовкой или расковырять вилкой. Еще один пример задач ТРИЗ - это игра в теремок. Задача детей – научиться видеть общие признаки у разных предметов. Каждому из ребят выдается карточка, на которой нарисован предмет. Один ребенок становится ведущим и забирается в домик. В руках он держит карточку с изображением, например, гитары. К нему подходит товарищ, в руках которого картинка удочки. Ведущий озвучивает условия: я впущу тебя в дом, если ты назовешь общие признаки между мной и собой. Ребенок с картинкой удочки начинает перечислять, что и гитара, и удочка делаются из дерева, у обоих этих предметов есть нитки и лески и т. д.
Как искать ответы
ТРИЗ для дошкольников – это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому, когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы. Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ – это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.
Задача с готовым решением
ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду». Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?
Что дает система
После проведения месяца занятий ТРИЗ в подготовительной группе уже можно видеть первые результаты. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС с каждым годом набирает обороты. Если и дальше дошкольное образование будет применять эту теорию и осваивать ее на практике, то, может быть, следующее поколение детей вырастет гениями. А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.
Морфологический анализ
Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер).
Пример: произвольный выбор характеристик даёт очень интересные новые образы, например, Карлсон — симпатичный, послушный ребёнок, одетый в праздничный костюм, проживающий в заколдованном замке и передвигающийся на роликовых коньках. Такая забавная игра открывает новые возможности для детского художественного экспериментирования и развития воображения.
Игра «Придумай нового героя из Щенячьего патруля»
Игра «Построй ракету»
Моделирование маленькими человечками
Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что, когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.
Интерактивная игра «Найди пару»
Игры и упражнения на установление причинно- следственных связей
для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Почему это произошло?»
Цель: Научить детей находить причину событий.
Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование - кто из детей назовет больше большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.
Для старших дошкольников можно брать простые причинно - следственные связи событий и явлений. С которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, а для младших школьников – многовариативные связи, предложить называть им не только реальные причины, но и необычные сказочные.
Играя с группой детей, можно предложить каждому найти причину, затем выяснить, какой вариант наиболее правильный или интересный.
Предлагаемые в пособии варианты можно развивать, придумывать другие.
В игре детям дается задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.
На участке детского сада все растения летом засохли, потому, что…
- Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому, что…
- Утром на земле появились лужи, потому, что….
- Ребенок потерялся в магазине, потому, что….
- Башня, которую построил мальчик, развалилась, потому что…
- Мальчик надел ботинки не на ту ногу, потому что….
- Мама повела дочку к зубному врачу, потому что….
- Река вышла из берегов, потому что ….
- В квартире запахло газом, потому что….
- Все ветки деревьев покрылись инеем, потому что….
- Насекомые и ласточки кружатся низко над землей, потому что…
- В саду плоды не созрели, потому что…
- Зимой в квартире было холодно, потому что….
- Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что….
-Утром на траве еще лежала роса, потому что….
- Птицы улетают на юг, потому что….
- Все электроприборы в доме не работают, потому что….
- Река вышла из берегов, потому что….
- Человеку нужна разная обувь, потому что….
- Мама похвалила сына, потому что….
-Весной все птицы вьют гнезда, потому что….
Дидактическая игра:
«По какой причине произошли два события?»
Цель:
Научить детей старшего дошкольного возраста находить общую причину.
Ребенок может найти одну или несколько причин произошедших событий.
Папа - раскрыл книгу. - Комната наполнилась дымом. (Возможные общие причины: папа захотел приготовить по кулинарной книге обед; загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом, папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.)
Котенок подошел к блюдечку. - Мальчик не выучил уроки.
Утром отключили воду. – Папа опоздал на работу.
Дворник чистил весь день дорожки о т снега. - мама опоздала на работу.
Все прохожие промокли. - Наконец- то вылезли первые прохожие из земли.
Мама купила вкусный арбуз. - Папа, наконец- то поменял колесо на машине.
Многие ученики заболели. - Окна покрыты инеем.
Мама устроила дома праздник. - Мальчик получил хорошую оценку.
Интерактивная игра «Причина – следствие»
Матрица как средство метода ТРИЗ
Швейцарский астрофизик Ф.Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод под названием «Морфологический анализ», который успешно используется педагогами дошкольного образования в ТРИЗ – технологии. Данный метод способствует развитию таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и сравнение.
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы. Понятия «таблица», «морфотаблица», «программа», «матрица» в данном случае используются в одном значении. В контексте нашей работы удобнее было использовать слово «Матрица». Матрица представляет собой таблицу, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. В нашем случае по горизонтали показателями выступают 17 признаков ОТСМ-ТРИЗ (цвет, форма, размер, количество, температура, вес, влажность, рельеф, части, материал, изменение во времени, действие (движение), вкус, место, звук, запах, ориентировка в пространстве). По вертикали - значение признаков. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Матрица удобна тем, что показатели, как и их значения, можно менять и варьировать друг с другом. В результате в данном ТРИЗ - методе для каждого творческого задания составляется отдельная матрица либо с конкретным результатом, либо с множественным.
На начальном этапе апробации данного метода мы использовали только 3 признака (форма, цвет, количество). Задачей детей было составить рисунок по этим значениям признаков (то есть изначально заложен конкретный результат).
Игра «Юный архитектор»
Игра «Укрась одежду»
Игра «Укрась елочку»
Игра «Построй человечка» с использованием логических блоков Дьенеша
Развитие речи по ТРИЗ-технологии
Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала»
Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т.д.
Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры» и др.
Игра "Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика, и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга».Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Стульчик», «Таблетка», «Конфетка», «Мама», «Птичка», «Укол», «Драка», «Наказание» и т.д.
Игра «Наоборот» или «Перевертыши»
(проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример "Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – ни будь тяжелым прижимать.
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . . Особенно его хорошо видно на снегу . . .
Теперь ему только под землей надо жить . . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
- Метод фокальных объектов
(МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки «забавные животные», «пиктограммы», назвать их и сделать презентацию.
Например «Левообезьян». Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
- Метод «Системный анализ»
Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системным элементом.
Например: Система «Лягушонок», Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Воспитатель задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?», «Для чего они нужны?», «Какую пользу они приносят?» (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких «человечков» дети составляют модели «Борща», «Океана», «Извержение вулкана» и т.д.
Приемы фантазирования:
- Сделать наоборот.
Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.
Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.
- Увеличить – уменьшить.
Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.
- Динамика – статика.
Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему «динамика» превратить постоянные свойства в переменные, а по приему «статика» – переменные свойства в постоянные.
Пример: Компьютер, измененный по приему «динамика», мог бы изменять форму ( превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему «статика», имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик
Коллаж из сказок
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . . Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
- Сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
- Сказка от стишка (Э. Стефановича)
- Не знахарка, не ведьма, не ворожка,
Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой . . .)
- Спасательные ситуации в сказках.
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .» Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка – «Крошечка – Хаврошечка». Сказка по – новому – «Хаврошечка злая и ленивая».
Сказки от «живых» капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «на что похожа твоя или моя клякса?». «Кого или что напоминает?» далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: «Путешествие в прошлое одежды», «Посуда рассказывает о своем рождении», «История карандаша» и т.п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.
Например, воспитатель обращается к детям: «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?». Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?»
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Подготовительный этап
Можно начать с игровых упражнений типа «Дорисуй», «Дострой», «Составь картинку из геометрических фигур», «На что это похоже?», «Найди сходства», «Найди различия».
Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (Построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо приложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.
Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.
«Загадалки-узнавалки»
Кто стучит, как в барабан
На сосне сидит . . .(дятел)
Ай, какой я молодец,
Красный, круглый.(помидор)
Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.
Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: «Что лишнее?», «Что вначале, что потом?», «Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?»
Игры: «Логический поезд», «Большое Лу – Лу».
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.
При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования.
C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума»
Комплекс упражнений «Тренажер ума»
Тренажер 1.
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно, корабль, ручка, пальто, часы;
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?
Тренажер 2. (Упражнения с числами)
1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками.
2.Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ...
3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака?
4. Игра «Скелет»
Предлагаются определенные сочетания согласных букв.
Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные.
Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь)
5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо?
3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками?
Рассмотри рисунок и составь рассказ.
Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить и т.д.
Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).
Тренажер 3.
1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву.
Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Текст телеграммы: Срочное сообщение: «Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю»
2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово.
Книга - лист - дерево - липа - чай
Тренажер 4.
Задания на проверку инерции мышления
Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго.
1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла.
4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?
Тренажер 5.
Системность и системный разбор.
1. Найди лишнее слово в каждой строчке
Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).
2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
3. Составь цепочку подсистем для системы «настольная лампа»
Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.
Тренажер 6.
Приемы фантазирования.
Прием «Перспективы»
«Посмотри, что получится». С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо. Прием «увеличения» или
«выдумляжа». Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе «выросла до пятого этажа». Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия?
Прием «уменьшения». Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили? После практического применения "тренажеров ума” проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в детском саду
игровые технологии...
Презентация "Игровые технологии в детском саду"
Игровые технологии в ДОУ«Игра порождает радость,свободу, довольство, покой в себеи около себя, мир с миром»Фридрих ФребельИгра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы...
Игровой тренинг для детей старшей группы детского сада с использованием икт «Играем вместе»
Игровые тренинги предназначены для детей старшего возраста. Здесь предоставленны задания на развитие самооценки, коммуникативных навыков, в игровой форме....
Тренинг (игровой) для родителей «Адаптация ребенка в детском саду».
Предлагаемый конспект игрового тренинга способствует расширению представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию. ...
Консультация на тему: Из опыта работы «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду»
консультация...
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Особенности здоровьесберегающих технологий в детском саду»
Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), является поддержание и укрепление детского здоровья. Ответственность за состояние воспитаннико...
Родительское собрание - Игровой тренинг с родителями на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома».
познакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....