Игровые технологии в детском саду
материал по теме

Алиева Эллада Наримановна

игровые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_detskom_sadu.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в детском саду

    Что такое технология?

    Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

    Виды педагогических технологий

  1. «Здоровьесберегающая»  технология
  1. Технология «ТРИЗ»
  2. Технология «Проблемного обучения»
  3. Технология «Марии Монтессори».
  4. «Игровая» технология и др.

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  1. Концептуальность
  2. Системность
  3. Управляемость
  4. Эффективность
  5. Воспроизводимость

    Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

    Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

    Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.

    «Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

    Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

    Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игровая деятельность

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. 

   По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры

  1. развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  2. коммуникативная: освоение диалектики общения;
  3. самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  4. игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  6. функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  7. межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  8. функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  2.  творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности –

  1. Целеполагание,
  2. планирование,
  3.  реализация цели,
  4. анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Структура игры как процесс –

  1. роли, взятые на себя играющими;
  2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
  3. игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  4. реальные отношения между играющими;
  5. сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

   

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике

  1. предметные,
  2. сюжетные,
  3. ролевые,
  4. деловые,
  5. имитационные
  6.  игры-драматизации

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

    Игровая среда:

  1.  игры с предметами
  2.  без предметов,
  3. настольные,
  4.  комнатные,
  5. уличные,
  6.  на местности,
  7. компьютерные
  8.  с ТСО,  
  9. с различными средствами передвижения.

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  1. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  2. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  3.  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровые технологии в детском саду"

Игровые технологии в ДОУ«Игра порождает радость,свободу, довольство, покой в себеи около себя, мир с миром»Фридрих ФребельИгра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы...

Игровые технологии в детском саду

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то       специальным поведенческим навыкам, а дать возможность...

Игровые технологии в детском саду

В структурном подразделении « Родничок» воспитываются дети и с речевыми нарушениями. Эти нарушения влекут за собой сенсомоторные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально-волевой ...

Консультация "Игровые технологии в детском саду".

Консультация "Игровые технологии в детском саду"для педагогов....