Технологическая карта мероприятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кокоурова Елена Анатольевна

Тема мероприятия: "Помогаем Деду Морозу".

Путешествие по экологической тропе зимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта мероприятия по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия: «Помогаем Деду Морозу»

Форма проведения: Путешествие по экологической тропе зимой.

Задачи: 

  • Содействовать укреплению связей ДОО и семьи.
  • Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы.
  • Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропе детского сада.
  • Учить распознавать зимой деревья по форме кроны, цвету коры, расположению ветвей.
  • Уточнять представление детей о жизни птиц и насекомых зимой.
  • Подводит детей к пониманию того, что живая природа находится в состоянии покоя, сна.
  • Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели.
  • Способствовать развитию у детей наблюдательности, воспитанию эстетических чувств, любви к природе.
  • Стимулировать интерес и любознательности детей и взрослых в познании окружающей среды.

Предварительная совместная деятельность с детьми:

  • экскурсия по территории детского сада;
  • наблюдение на прогулке за деревьями, за повадками птиц, за работой дворника;
  • беседы на тему «Пришла зима», «Как живут пернатые зимой», «Как зимуют растения», «Снег  и его свойства»;
  • чтение сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев»;
  • рассматривание картин: А. К. Саврасов «Зимний пейзаж», И. И. Шишкин «Зима»;
  • заучивание стихов, загадок, чтение произведений о природе.

С родителями:

  • индивидуальные беседы с родителями «Как сделать выходной день ярким и познавательным»;
  • рекомендации в родительском уголке: прочитайте детям о зиме – С. Я. Маршак «12 месяцев», Э. Н. Успенский «Зима в Простоквашино», С. Г. Козлов «Зимние сказки»;
  • оформление папки - передвижки на тему: «Зимние игры и забавы»;
  • советы родителям «Давайте поиграем» (игры с детьми по дороге в детский сад);
  • конкурс поделок «Подарки для Деда Мороза»;
  • организация выставок детских поделок;
  • подключение родителей к поиску информации на тему: «Интересные факты о ели».

Материалы: карта экологической тропы с объектами (берёза, кормушка, пень, огород, ель), дидактические игры «Собери деревья», коробки из-под молока, ножницы, верёвочки, корм для птиц, динамическая модель «Пень с насекомыми», лопаты, пакет с подарками.

Содержание:

I Этап – Мотивационно – ориентировочный

Дети с воспитателем выходят на улицу, у входа стоит почтальон Печкин (Педагог или родитель)

Печкин. Здравствуйте,  ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей.) Я приехал к вам с письмом от Деда Мороза.

Печкин достаёт письмо, читает: «Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам с просьбой. На участке вашего детского сада находятся мои подопечные. Я очень хочу их проведать, но не успеваю. Очень уж у меня много разных дел. Хочу поручить вам и навестить их и рассказать почтальону Печкину, что вы про них знаете. А он мне передаст. Я составил карту-схему с их местоположением. Найдите всех, и в конце вас ждёт сюрприз! Ваш Дед Мороз»

Печкин. Ну как, ребята, вы согласны помочь Деду Морозу? (Ответы детей.) Согласны! Очень хорошо! Тогда отправляйтесь в путь и берите с собой хорошее настроение.

II Этап – Поисковый

Воспитатель. Давайте, ребята, посмотрим на карту. (Карточки с изображениями объектов перевёрнуты.) С чего начинается наш маршрут? (Переворачивает карточку, выслушивает ответы детей.) Правильно, идём к берёзе. Ой, здесь столько деревьев, Какое же из них берёза? Ребята, подскажите. (Ответы детей.)

Все подходят к берёзе, на стволе которой прикреплён конверт. Дети открывают конверт, внутри которого задание: дидактическая игра «Собери деревья».

На карточках изображены части деревьев (стволы разного цвета, разные ветки – прямые и свисающие, в том числе и еловые, корни, листья плоды). Дети должны выбрать карточки, которые относятся к берёзе, и собрать дерево.

Воспитатель. Ребята, а что случилось с берёзкой, почему на ней нет листьев? (Ответы детей) Скажите, а она погибнет за зиму? (Ответы детей.) А как мы можем помочь берёзке пережить холодную зиму? (Укрыть снегом корни.)

Дети окапывают берёзу снегом.

Воспитатель. (Смотрит на карту) Куда нас дальше отправляет карта? На карте обозначена кормушка. (Ответы детей.)

Друг за другом все подходят к кормушке, висячей на дереве.

Откуда здесь появилась кормушка? (Ответы детей.) А зачем нужны кормушки? (Ответы детей.) Я поняла! Значит, это столовая для птиц. Скажите тогда, а какие птицы могут прилететь к кормушке? (Ответы детей.) Как можно назвать птиц одним словом, которые зимуют с нами? (Ответы детей.) А что можно положить в кормушку? (Ответы детей.)

Воспитатель. Я открою вам секрет: оказывается, нельзя класть в кормушки что попало. Например, чёрный хлеб – этот продукт, приготовленный на ржаной муке, может вызвать у птиц расстройство желудка, может, забродит в зобу у птиц и погубить их. Белый хлеб должен быть не мягким, а подсушенным. Его должно быть не много. Сало, которое любят синички не должно быть солёным. Соль – яд для птиц. Сало можно смешать с другим кормом: зерном или варёной кашей. Нельзя насыпать жареные семечки, только сырые.

А сейчас мы с вами покормим птиц.

Воспитатель. Ну, вот теперь вы знаете, чем кормить птиц. Только не забывайте следить за наличием корма в кормушках. Отправляемся дальше. Подскажите, куда мы пойдём? Показывает карту, на ней пень. Дети находят на участке пень, и идут к нему.

Воспитатель. Ребята, а как появился здесь пень? (Ответы детей.)

Как вы думаете, кто здесь живёт и почему их не видно? (Ответы детей.)

А кто ещё мог спрятаться здесь? (Ответы детей). Правильно, насекомые. А что они там делают? (Ответы детей.) Конечно, они спят зимой. А когда они проснуться? Почему? (Ответы детей.) Можно показать детям картинку со спрятанными в пне насекомыми.

Подвижная игра «Мы весёлые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Ход игры:

Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится «Ловишка», его выбирает воспитатель, через считалочку.

Дети хором произносят:

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три-лови!»

 После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а «Ловишка» догоняет бегущих. Тот, кого «Ловишка» дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле Ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных детей и выбирается новый «Ловишка».

Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся «Ловишка» отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя.

Воспитатель. Давайте отправимся дальше. Посмотрите на карту, куда мы идём? (Ответы детей.) Да! Пойдём к огороду. Вы помните, где у нас огород? Дети идут к огороду.

Воспитатель. Ой, а где же грядки? Кроме снега здесь ничего нет. Где же овощи? (Ответы детей.) Дети объясняют, что урожай собрали осенью, а сейчас земля замёрзла, и только весной растает.

Ребята, вы правильно говорите. А я вот знаю: чтобы собрать хороший урожай, надо потрудиться! Какие работы проводятся на огороде, мы сейчас покажем в игре.

Народная игра «Царь – картошка»

Цель игры: Развитие сообразительности и наблюдательности; тренировка координации движений, умения согласованно работать в группе.

Ход игры: Выбирается царь-картошка. Остальные договариваются, что они будут делать (например, копать землю лопатой.) Они подходят к царю - картошке и хором спрашивают: «Здравствуй царь – картошка! Вот тебе наши ножки!» А тот их спрашивает: « Где вы были?» Ответчики уклоняются: «Где мы были - мы не скажем, а что делали, покажем!» (имитирую то движение, которое задумали). Царь должен догадаться, что они делают. Если он угадает, все убегают. Тот, кого он поймает, становится царем - картошкой. Если царь никого не поймает, становится ещё раз Царем - картошкой.

Воспитатель. А сейчас нас ждёт последняя героиня путешествия, а вместе с ней сюрприз от Деда Мороза. Разворачивайте карту и смотрите, куда мы отправляемся? (Дети открывают карту, переворачиваю следующую карточку.) В конце маршрута – ель. Дети называют её.

Воспитатель. Я знаю, где растёт ель. Следуйте за мной! (Подходят к ели.) Ребята, а кто знает загадку про ель? (Ответы детей.) Ель – это лиственное или хвойное дерево? Что у ели вместо листьев? Какое ещё хвойное дерево вы знаете? (Ответы детей.)

Снимите на минуточку рукавички и потрогайте веточки ели. Какие они? (Ответы детей.)

А сейчас послушайте, что интересного я вам расскажу про ель.

  • Сегодня насчитывается примерно 40 разновидностей елей.
  • Некоторые виды могут достигать 50 – метровой высоты.
  • Средняя продолжительность жизни елей составляет 250 -300 лет. Это очень много.
  • После гибели ели из её корневища может вырасти новое дерево.
  • Летом в еловом лесу прохладнее, чем за его пределами, а зимой, наоборот, теплее.
  • В хвое содержится большое количество витамина С.
  • Ели очень плохо переносят ветреную погоду. Сильный ветер может сломать ствол, ветки ели. Ветки могут сломаться под тяжестью снега. Давайте осторожно смахнём с веточек снег, чтобы они не сломались. Встряхивая веточки, дети находят под елкой пакет с подарками.

III Этап – Рефлексивно-оценочный

Ребята, вот и кончился наш маршрут.

-Дети, вам понравилось?

- А что больше всего понравилось (Ответы детей.)

- Сейчас мы вернёмся в группу, и нарисуем наиболее понравившийся и запомнившийся объект экологической тропы: березу, елку, кормушку или что-то еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты выполнения опытов для детей старшего дошкольного возраста

Технологические карты пдля самостоятельной экспериментальной деятельности....

Технологическая карта игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста, которое способствует закреплению понятий «профессия» и «орудия труда».

Игра-викторина "ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ" может быть организована как педагогами, так и родителями, специальных условий не требуется...

Технологическая карта экологического квеста для детей старшего дошкольного возраста «Подарок от Лесовичка»

Технологическая карта экологического квестадля детей старшего дошкольного возраста «Подарок от Лесовичка»...

Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...

Технологическая карта виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста

Уточнение и обобщение знаний об изменениях в жизни диких животных (заяц, лиса, волк) зимой....

Технологическая карта дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски

Технологическая картадидактической игры по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений )«Звероклассики» для детей старшего дошкольного возраста (5...

Технологические карты по лепке, для детей старшего дошкольного возраста

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает руками и по мере необходимости изменяет....