Проект "Живая и неживая природа" с использованием СТЕМ технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Актуальность: дети в недостаточной степени имеют представление, что такое «живая» и «неживая» природа. В чем отличия? Участие детей позволит максимально обогатить знания и представления о «живой» и «неживой» природе; развить связную речь, творческие способности детей, поисково-исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №13 г. Ликино-Дулево

Проект «Живая и неживая природа».

Средняя группа № 3

Разработала воспитатель Крысенкова А.В.

Орехово-Зуевский городской округ

Московская область

2022г

Проект «Живая и неживая природа»

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи

Разработала и реализовала: воспитатель Крысенкова А.В.

Актуальность: дети в недостаточной степени имеют представление, что такое «живая» и «неживая» природа. В чем отличия? Участие детей позволит максимально обогатить знания и представления о «живой» и «неживой» природе; развить связную речь, творческие способности детей, поисково-исследовательскую деятельность.

Тип проекта:

По времени – кратковременный 

По количеству участников: групповой.

По направленности: познавательный.

По приоритету: исследовательский.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатель группы.

По характеру контактов – внутренний.

Цель проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирования в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи проекта.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

-вызывать радость открытий, полученных из опытов,

-воспитывать умение работать в коллективе.

Образовательные:

- обогащать представление о «живой» и «неживой» природе

- обогащать словарный запас детей.

- расширить представление о явлениях неживой природы закрепить правила безопасного поведения в природе.

Развивающие:

- развивать связную речь через составление описательного рассказа.

- развивать творческие способности детей.

Ресурсное обеспечение:

- инвентарь детского сада; модуль наблюдений и экспериментирования по СТЕМ технологии;

- интернет;

- художественные произведения и материалы.

Участники проекта:

- воспитатель;

- дети;

Методы использованные в ходе исследования:

- наблюдение;

- беседы;

- игры;

- эксперименты.

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Живая и неживая природа».
  • Обогащение словаря детей
  • Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
  • Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения),
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Жизнеспособность проекта – реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности каждого участника проекта.

Перспективы дальнейшего развития:

Проводить мероприятия в дальнейшем.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I. Организационный этап

Задачи:

Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать стремление к самостоятельному получению знаний. Проанализировать знания детей по теме проекта.

II. Продуктивный этап

Задачи:

Поддерживать стремление всех участников проекта активно вступать в работу по реализации проекта. Уточнить и расширить знания детей о природе. Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность, связную речь. Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности; привитие навыков коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.

III. Заключительный этап

Создание картотеки экспериментов и наблюдений за живой и неживой природой.

Подвести итоги реализации проекта.

Презентация проекта «Живая и неживая природа»

План проекта.

Беседа:

«Что такое природа? Живая и неживая природа».

Беседы о насекомых:

«Сверчок», «Шмель», «Муха», Светлячок», «Муравей»

Сказки:

«Как люди речку обидели», «Экологическая сказка».

Конструирование:  

Лего-моделирование. «Животные» (схемы взяты из интернета).

Геометрическая мозаика. «Насекомые».

Экспериментальная деятельность с водой, песком, ветром, солнечным светом.

Рассматривание и наблюдение за насекомыми, цветами на клумбах.

Наблюдения за ветром, облаками.

Приложение.

Конспект ОД по образовательной области «Познание» «Ветер»

 Цель: Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Задачи:

Образовательные задачи:

-познакомить детей с причиной возникновения ветра;

-расширить представления о свойствах воздуха; горячий поднимается вверх (легкий, холодный опускается вниз (тяжелый) .

-расширить представление о явлениях неживой природы-ветер.

-закрепить правила безопасного поведения с огнем

Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

-вызывать радость открытий, полученных из опытов,

-воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

-наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойства воздуха, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных. свойства воздуха.

Методы и приемы:

-словесные: вопросы, художественное слово,

-наглядные: плакат - схема,

-практические: проведение опытов, динамическая пауз.

Словарная работа: смерч или вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок и т. д. Вентилятор – устройство, служащее для подачи потока воздуха.

Материал:

-рисунок подсказка «опыт со свечой»,

-стеклянная бутылочка, разноцветные воздушные шарики,

-емкости с горячей и холодной водой,

-диск с изображением ветра,

Ход ОД:

Воспитатель:

— Ребята, сейчас я загадаю вам загадки об одном невидимке. Все вы с ним не раз встречались. Послушайте и постарайтесь отгадать.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает,

Сосны с корнем вырывает –

Так порою он сердит!

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде. (Ветер)

Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)

Ветер может дуть, шелестеть, кружить срывать листья деревьев, шуметь, поднимать пыль, срывать ветки с деревьев, гнать волны, развивать флаги, надувать паруса, разносить семена растений.

А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)

Работа с картинками

Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, обсуждают.

— Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы это сделали?

Опыт с бумажными фигурками.

 

-приоткроем дверь, поднесем одну бумажку вниз, на пол, а другую держим вверху, у около приоткрытой двери.

-Куда наклоняются бумажки? (нижняя направлена внутрь помещения, верхняя наружу из помещения)

-Почему так происходит? У нас  тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.

Вывод: получается, что один воздух - теплый, движется вверх, а на встречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

Ветер - это движение воздуха (повторить формулировку вместе с детьми)

Специальное дыхательное упражнение «Задуй свечку»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

Опыт с веером

— Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – движение воздуха (дети делают самостоятельные выводы). Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.) А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!

Опыт с вертушками.

— Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится? (Ответы детей)

Опыт с воздушными шарами

Воспитатель достает из чемоданчика разноцветные воздушные шарики - Какие шарики вы видите (воздушные, какого цвета они (разноцветные)

- А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой)

-Что мы видим? (шарик надувается)

-А теперь я поставлю бутылочку в емкость с холодной водой.

-Что теперь мы видим? (шарик сдулся.)

Вывод:

-Почему шарик надулся? (воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся)

-Правильно.

-А почему шарик сдулся? (воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)

В чем разница между словами «ветер», «ветрище» и «ветерок»?

Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

 А теперь я вам предлагаю продолжить наши наблюдения за ветром на улице с нашей метеостанцией.

Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.

Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?

Какой сегодня ветер? Почему?

Беседа в средней группе «Что такое природа? Живая и неживая природа».

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Материал: Объекты природы и «не природы» (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «не природы», схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)

Ход беседы

Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

-Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

-Почему вы относите тот или иной объект к природе?  (предположения детей)

-Растения, животные, птицы - они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель - питание (рот человека); дышат (выставить модель - дыхание (нос); размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца); растут (выставить модель--роста (цыпленок—курица).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

-А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек - это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

--Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)

-Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)

-Природа—это то, что существует без помощи человека, а «не природа»—это все то, что сделано руками человека.

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.

Вертолет похож на стрекозу.

Подводная лодка—на кита. (дети продолжают этот ряд.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить.  На один мольберт поставьте живую природу, на другой—неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое—неживое»

У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом—живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:

-Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

 -Почему не живое? (не размножается, не дышит, не двигается).        

-А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)

-Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.

-Давайте посмотрим схему

Слепой котенок—маленький котенок—большая кошка.

-Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)

           Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

-А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

  Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.

-Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)

            Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

-А поскольку человек—сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.

-Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).

-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

-Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

Беседа о насекомых для детей «Сверчок»

Ребята, видели ли вы сверчков? Это очень осторожные животные, и днем их не увидишь. Тело сверчка толстое с двумя нитями на конце; надкрылья короткие, крылья сложены продольно, выдаются из-под надкрылий в виде жгутов.

Самцы громко трут надкрылья друг о друга и издают громкий звук. Многие путают его со звуком, издаваемым кузнечиками.

Где живут сверчки, знаете?

Я вам расскажу. Они обитают в щелках, под камнями, в норках.

А чем питаются сверчки?

Сверчки едят растения, могут лакомиться мелкими беспозвоночными.

Больше всего сверчков живет в тропиках. Для них там подходящий климат и достаточно еды.

Людям известны домовые сверчки, которые живут в домах, и полевые, обитающие в полях.

Поговорим о домовых сверчках. Если в доме заводятся насекомые, например, клопы, которые питаются кровью, мы стараемся их вывести, как и платяную моль, портящую одежду. От мух и тараканов мы тоже пытаемся избавиться, ведь они разносят инфекцию. А вот сверчков многие любят. Ведь они не кусаются и «поют песенки». С ними в доме уютнее.

В старину в русских деревнях настоящей барыней- сударыней была печь. Она согревала людей в холодную погоду, в ней варили каши, щи, кисели, пекли пироги и кулебяки.

Сверчки на Руси селились в избах за печью. Температура там +30—35°, и это их вполне устраивало.

А где сверчки находят воду? Вы думаете, если налить немного воды в блюдце, сверчок выпьет ее? А вот и нет! Сверчки часто тонут даже в тонком слое воды. Лучше всего для них мокрая вата, тряпка или клочок сырой бумаги. В деревенской избе всегда можно найти их.

В природе сверчки пьют чистейшую утреннюю росу. Живут они в африканских и среднеазиатских пустынях, где водоемов совсем нет. Температура воздуха подходит насекомым, а источником влаги служит утренняя роса.

Чем же питаются домовые сверчки?

Они весьма непривередливы, едят очистки, огрызки, хлебные и сырные крошки, пьют капельки молока.

Иногда в доме живут несколько сверчков. Но они защищают свою территорию. Недаром в русской пословице говорится: «Всяк сверчок знай свой шесток».

Сверчок — существо маленькое, неприметное, днем он прячется в щелочках и укрытиях. Можно жить в одном доме со сверчком, но никогда его не увидеть!

Зато вечером, когда сумерки заглядывают в окна, а по небу плывет кораблик-месяц, сверчки заводят свои трели.

Как же поют сверчки?

Они приподнимают надкрылья и быстро трут ими друг о друга. Вы очень удивитесь, ребята, если узнаете, что «уши» сверчков находятся передних лапках.

Песня сверчка кажется нежной и приятной, в ней есть что-то уютное, домашнее.

Послушайте стихотворение.

Сверчок за печкой

Жил за печкою сверчок,

Добрый, милый старичок.

Днем он в щелочке дремал

Или крошки подбирал.

Только вечер наступал,

Сверчок песни запевал.

И тихонечко звенели

По избушке его трели.

Ляжет Машенька в кровать,

Начинает засыпать.

А сверчок поет: «Бай-бай,

Спи, малышка, засыпай!

Месяц в облаках гуляет,

В небе звездочки сверкают.

Ночь пришла, баю-бай!

Спи, малышка, засыпай!»

Сверчок песенкой подзывает к себе самочку. Скоро она откладывает яички. Одна самка может отложить до 600 яиц. Питаются вылупившиеся из яйца сверчки тем же, чем и взрослые насекомые.

Увы, жизнь сверчков короткая. Они живут около полутора месяцев.

Современному городскому жителю редко удается услышать песенку сверчков. Они живут или за батареей, или в подвалах, котельных. Идеальное место для них — животноводческие фермы. Здесь тепло, множество укрытий, много еды. Так что эти насекомые не спешат расстаться с человеком!

Ответьте на вопросы

• Как выглядит сверчок?

• Где обитают сверчки?

• Что делают сверчки днем?

• Чем они питаются в природе, в доме?

• Где в доме живут сверчки?

• Что они делают ночью?

• Слышали ли вы песенку сверчка?

• Видели ли вы сверчка?

• Как долго живут сверчки?

Беседа о насекомых для детей «Шмель»

Ранняя весна. На пригорках и вокруг стволов деревьев снежок подтаял и обнажил прошлогоднюю траву. На прогалинах ярко желтеют цветочки мать-и-мачехи. А над ними кружатся большие мохнатые шмели.

Они недавно проснулись после зимней спячки и, привлеченные сладким медовым ароматом, подлетели к первым цветам мать-и-мачехи и пушистым золотистым шарикам ивы.

Деловитое жужжание шмелей напоминает песенку.

Послушайте стихотворение.

Я большой мохнатый шмель,

Разбудил меня апрель

Жаркими лучами,

Звонкими ручьями.

Я летаю, я жужжу,

Над поляною кружу,

Яркий выберу цветок —

Буду пить душистый сок.

Давайте вспомним, как выглядит шмель.

У шмеля четыре небольших крылышка, его тельце окрашено чередующимися ярко-желтыми и черными полосками. Такая окраска обычно бывает у насекомых, имеющих ядовитое жало. Птицы облетают их стороной.

У шмеля прекрасные обоняние и зрение. Он издалека видит яркие весенние цветы, чувствует их запах и летит к ним.

Весной самка шмеля строит уютное гнездышко. Земляные шмели устраивают его прямо на земле, отыскивая норки, неглубокие ходы в земле или небольшие трещины. Шмель-моховик строит гнездо в ямках или выбоинах и утепляет его кусочками мха, потому и называют его моховиком.

Самка шмеля запасает в гнезде мед, цветочную пыльцу и откладывает яички в восковую ячейку. Она старательно охраняет личинки, расширяет ячейки и добавляет в них мед.

Через 10—12 дней каждая личинка плетет себе небольшой шелковистый кокон и окукливается. Сначала из куколок вылупляются рабочие шмели, они увеличивают и ремонтируют гнездо, летают за медом и насиживают коконы, появляющиеся позже.

Трудолюбивые рабочие шмели перестраивают коконы, превращая их в хранилища меда. С утра до вечера они летают, собирая медовый нектар и относя его в гнездышко.

Послушайте стихотворение.

В лесу цветок растет,

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте, шмели!

Поклонюсь до земли,

Гуще меда нету,

Чем с лесного цвета!»

Личинкам, которые появились на свет позже, достается больше пищи. Из них вылупляются молодые шмелиные матки и самцы-трутни. К концу лета население шмелиной семьи достигает 500 особей.

Осенью все рабочие шмели, трутни и старая матка погибают. В гнезде остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, продолжают жизнь семьи.

Ответьте на вопросы

• Как выглядит шмель?

• Чем питаются шмели?

• Где и как они строят свое гнездо?

• Чем заняты летом рабочие шмели?

• Что происходит осенью с населением шмелиной семьи?

Послушайте сказку.

Подарок шмеля

Когда кончилась война, мама, папа и их сынишка Анатолий вернулись в свою разрушенную деревню, дома в которой сгорели. Словом, ни еды, ни жилья у людей не было.

Но русский народ сильный, его не сломишь! Стали мужчины ездить в лес, рубить ели, а потом всем миром строить из них избы. Кто бревна топориком тешет, кто окна и двери прорубает, печники печи складывают, чтобы было в избе тепло и уютно, а умельцы-резчики избу резьбой затейливой украшают.

К концу лета деревню отстроили. Хозяева разбили возле домов огороды, посадили яблони, груши, сливы. Возле изгороди — рябину, сирень, шиповник. Словно и не гремела здесь страшная война.

Дети, как могли, помогали родителям, вот только частенько они голодали. Война закончилась в мае, овощи, фрукты, что крестьяне посадили, еще не выросли, рожь да пшеница еще не созрели.

Однажды Толя гулял он на лугу и заметил большого, пушистого шмеля. Над цветами летает, нектар собирает и несет в гнездо, устроенное в неглубокой ямке, а самка шмеля-моховика запасала в гнездышке мед.

Толя не побоялся, засунул ладошку в шмелиное гнездо и нащупал мед. Поднес пальчики ко рту и облизал их. Сладко, вкусно! С того дня стал Толя по лугам бродить, мед собирать. Но мед он не весь брал: надо и шмелиным деткам оставить!

Однажды мальчик присел на пенек отдохнуть и увидел, что вокруг него кружится большой-пребольшой шмель и жужжит сердито. Толя без слов шмеля понял, вскочил с пня, шмель тотчас влетел в свою норку.

«Эх, — подумал мальчик, — шмель меня прогнал, останусь я без меда и сестренку не угощу».

Но он ошибался. Скоро большой шмель вылетел из гнезда и дал Толе маленький кокон, похожий на стакан, полный меда. Тот обрадовался шмелиному подарку. А шмель покружился вокруг мальчика и дальше полетел к цветам собирать пыльцу и нектар.

«Да! Это был шмелиный король! — подумал Толя. — Недаром у него на голове сверкала корона».

Ответьте на вопросы

• Как выглядела деревня, когда люди вернулись в нее после войны?

• Как жители начали восстанавливать деревню?

• Что придумал мальчик Толя?

• Что он нашел на лугу?

• Что подарил Толе шмелиный король?

Познавательная беседа рассказ для детей «Муха»

Помните сказку Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха», в которой щедрая муха приглашает к себе гостей и потчует их?

На самом деле муха никого к себе в гости не зовет, а вот сама наведаться к нам без приглашения очень любит.

Только накроешь стол к обеду, как непрошеная гостья тут как тут: ползает по столу, садится на хлеб и норовит угоститься из тарелок вкусным супом. Гонишь ее, а она взлетит на минутку и опять как ни в чем не бывало опускается на приглянувшуюся еду. Эдакая надоеда — нахальная и увертливая!

Послушайте стихотворение.

Незваная гостья

Муха, муха-надоеда,

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Хлеб нарезан — можно есть.

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Муху, конечно, видел каждый. У нее огромные глаза, занимающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому и подобраться к ней незамеченным нелегко.

Усики у мухи короткие, но пушистые, снабженные перистым придатком, вот почему обоняние у мухи прекрасное!

Мушиный рот напоминает хоботок, через него муха ловко втягивает пищу. Если еда оказывается слишком твердой, муха выпускает из хоботка капельку слюны и размягчает ее.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Весной самка мухи откладывает яички в гниющие отбросы на свалках, в контейнеры с мусором, выгребные ямы. Вскоре в них начинают копошиться белые личинки, похожие на небольших червяков. Через некоторое время личинка превращается в куколку. Отставшая кожа образует вокруг куколки защитный футляр, заменяющий кокон. Через 20 дней из кокона вылетит молодая муха.

Мухи — очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные бактерии и яйца глистов. Мухи разносят многие инфекционные болезни. Поэтому лучше затягивать форточки сеткой или марлей и развешивать по кухне клейкие ленты, к которым прилипают названые гостьи. Но самое главное, чтобы в доме была чистота!

Многие насекомые уничтожают мух: хитрый паук плетет свои сети и терпеливо ждет в укромном уголке, когда в них попадет неосторожная муха. Стремительные стрекозы на лету хватают мух и тут же в воздухе их съедают. Любят угоститься жирными мухами лягушки, жабы, ящерицы.

Ответьте на вопросы

• Как выглядит муха?

• Что помогает ей ловко ползать по стеклам, стенкам и потолку?

• Где мухи откладывают свои яички?

• Почему мух называют вредными насекомыми?

• Какие враги есть у мух?

Послушайте сказку «Советы мухи».

Витя решил участвовать в школьном шахматном турнире. На это мероприятие мальчик возлагал большие надежды.

«Эх! Хорошо бы стать чемпионом школы, потом района, а там, глядишь, и всего города!» — мечтал он, листая учебник шахматной игры и попивая чай с клубничным вареньем.

В это время в открытое окно влетела муха. Она стала ползать по столу, стараясь незаметно подобраться к банке с вареньем. Но Витя всякий раз прогонял непрошеную гостью.

— Эх, и сластена же ты, Витя! — наконец сердито воскликнула муха. — Разве можно есть столько сладкого? Любой малыш знает, что это вредно!

Витя от удивления даже рот открыл: «Если уж муха заговорила человеческим голосом, дело плохо: перезанимался!»

— Да, я действительно говорящая муха!

— Здорово! — воскликнул Витя. — Никогда не видел говорящих мух!

— Знаешь что, — сказала муха, — в честь нашего знакомства угости-ка меня своим вареньем! Я очень люблю клубничное!

— Конечно, угощу! — воскликнул мальчик.

Муха вдоволь наелась варенья, которое он положил ей в блюдце, и довольная угощением уселась на страницу раскрытого учебника.

— К турниру по шахматам готовишься?— спросила она.

— Готовлюсь! — вздохнул Витя.

— Кстати, я могла бы тебе помочь! В шахматы играть умею не хуже гроссмейстера! Всех великих шахматистов в лицо знаю! — расхвасталась муха.

— А как ты мне поможешь? — удивился Витя.

— Нет ничего проще! Буду тебе на ухо нашептывать правильные ходы. Никто не догадается ни о чем! Кстати, вместо того чтобы мучиться над заданиями из учебника, ты бы мог погонять в футбол! — добавила она.

Витя послушался ее, закрыл учебник и убежал гулять. В то время как его друзья — Федя и Дима — упорно готовились к шахматному турниру целыми днями, Витя преспокойно смотрел телевизор, гонял в футбол или играл в компьютерные игры, ни о чем не беспокоясь.

Наконец наступил день турнира. Витя сел за столик напротив Димы, ему достались белые фигуры. Едва Витя подумал о мухе, как она тут же подлетела к нему.

— Привет сладкоежкам! — зажужжала муха. — Пока все идет нормально! Делай ход пешкой!

Витя так и поступил.

— Теперь двигай коня! — подсказывала муха.

Дима призадумался. Да! Сложная партия! А Витя по подсказкам мухи делал ход за ходом и уверенно шел к победе.

Но в это время из школьной столовой долетел вкусный запах булочек и компота. Муха решила быстренько слетать на разведку. Булочки были такими аппетитными, что она не удержалась и решила съесть кусочек, а потом еще кусочек и еще один...

А Витя без помощи мухи совсем растерялся, сделал несколько ошибок и проиграл партию.

«Эх! Надо было готовиться к турниру, а не надеяться на подсказки. Медвежью услугу оказала мне муха!» — с горечью подумал мальчик, возвращаясь, домой.

Ответьте на вопросы

• В каком турнире решил участвовать Витя?

• Кто прилетел к мальчику в гости?

• Что говорящая муха посоветовала ему?

• Готовился ли Витя к турниру после совета мухи?

• Помогла ли муха ему на турнире?

• Что привлекло муху в школьной столовой?

• Выиграл ли партию Витя?

• Почему некоторые услуги называются медвежьими?

Беседа о насекомых для детей «Светлячок»

Дорогие ребята! Я думаю, многие из вас в сумрачном парке, темном саду или ночном лесу видели жучков-светлячков. Иногда идешь по тропе и вдруг замечаешь — на пеньке что-то светиться зеленоватым таинственным светом! Подойдешь поближе и увидишь маленького жучка, похожего на зеленый изумрудный камешек.

Почему светятся жучки-светлячки?

Оказывается, у них есть специальные органы свечения. Они называются лантерны и располагаются на брюшке. Иногда светятся не только жучки, но и их личинки и яйца.

Светляки днем скрываются в густой траве или в листве и ветвях деревьев. Они ведут ночной образ жизни.

У самочек светляков нет ни крыльев, ни надкрылий. Они походят на личинки. Светляки не употребляют пищу!

Они живут за счет запаса питательных веществ, накопленных на стадии личинки. Личинки же являются хищниками, питаются моллюсками и прячутся в их раковинах.

Количество светляков в мире огромно! Их начитывают около 2040 видов! В России светляков немного — всего 15 видов.

Как же выглядят светляки? Голова у них небольшая, глаза крупные, на голове есть усики, прикрепленные ко лбу. Покровы тела мягкие.

Как сверчки поют для того, чтобы переговариваться между собой, так и светлячки светятся то ярче, то слабее, чтобы передавать друг другу сигналы об опасности.

Иногда жуки собираются в стаи и испускают все вместе яркие лучи.

Светлячки украшают ночные леса. То там, то тут между ветвей мелькают зеленые огоньки, похожие на крошечные фонарики.

Послушайте стихотворение.

Жучок-фонарик

Я жучок-светлячок,

Я фонарик свой зажег.

Он горит, сияет,

Лес он озаряет.

Засветились липы, клены

В темноте огнем зеленым.

Там и тут, там и тут

Светлячок, как изумруд!

Светлячки могут светиться по-разному. Одни светятся непрерывно, другие — прерывисто, третьи — вспышками. Вспышки бывают длинными и короткими. Отличается и яркость свечения.

Некоторые светляки светятся очень ярко, а некоторые слабо. Многие жуки хорошо регулируют процессы свечения, могут уменьшать или увеличивать силу света, выключать свечение или испускать прерывистый свет.

Иногда в тропиках светляки собираются в большую стаю, вспыхивают и гаснут одновременно.

Вот какие удивительные жуки-светляки!

Ответьте на вопросы

• Как выглядят светляки?

• Какой образ жизни они ведут?

• Какого цвета излучают свет?

• Как питаются светляки?

• Сколько видов светляков встречается в России?

• Видели ли вы светляков?

Послушайте сказку.

Лисенок заблудился

Как-то раз лиса повела своих малышей на поляну с высокой густой травой, чтобы научить их охотиться. Но прежде чем начать охоту на мышек, она решила научить лисят охотиться на кузнечиков.

Солнышко светило мягко, было нежарко, и кузнечики громко стрекотали в траве. Иногда они высоко подпрыгивали из зарослей ромашек и зверобоя.

Лиса тоже высоко подпрыгнула, ловко схватила большого толстого кузнечика и съела его.

— Ах, как вкусно! — воскликнула она. — Теперь и вы прыгайте и ловите кузнечиков, — сказала она лисятам.

Лисята стали прыгать и пытаться поймать насекомых. Иногда им это удавалось.

Долго охотились лиса со своими малышами. Когда солнце стало садиться, стало холоднее и темнее, она отправилась с лисятами домой, к своей норе под старой сосной. Лисята дружно побежали за мамой. Только один лисенок отстал от всех. Он встретил подругу белочку и долго разговаривал с ней. Но ее позвала домой мама-белка, и она убежала.

Скоро в лесу стало совсем темно, а лисенок не помнил дорогу домой. Он сел на пенек и заплакал.

— Что ты плачешь, малыш?— спросил его светлячок, который пролетал мимо.

— Как же мне не плакать? Ведь я не могу найти свой дом, не знаю, где мои мама, братишки и сестренки.

— Не беда! — успокоил лисенка добрый жучок. — Видишь, я, как фонарик, свечусь в темноте. Я знаю, где твой дом, я отведу тебя туда. Иди за мной!

— Спасибо! — сказал лисенок. Он успокоился, перестал плакать и пошел за зеленым огоньком светляка.

Скоро лисенок увидел совою нору под сосной. Лиса и лисята обрадовались, увидев его.

— А мы думали, тебя съел волк! — сказала в шутку лиса. — Помни важное правило: всегда ходи следом за мамой!

Лиса и лисята поблагодарили светлячка. Ведь он помог лисенку!

Ответьте на вопросы

• Куда лиса водила лисят учиться охотиться?

• На кого охотились лиса и лисята?

• В какое время дня проходила охота?

• Куда мама-лиса с малышами отправилась, когда солнце село?

• Почему один лисенок отстал?

• Кто помог ему вернуться домой?

Познавательная беседа для детей дошкольного возраста на тему «Муравей»

Кто самый сильный на земле?

Думаете, слон или бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на земле — муравей, ведь он переносит тяжести в 10 раз превышающие его собственный вес, а слон при весе в 5 т с трудом может поднять 1,5 т.

Вот какой силач малютка-муравей!

Как выглядит муравей?

У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания.

Муравьи — великолепные строители! Когда идешь по смолистому еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников.

Послушайте стихотворение.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Муравьиный терем — это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты.

У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас сравнимо с населением небольшого городка — несколько сотен тысяч жителей!

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но когда муравьиха становится почтенной матерью большого семейства, она отгрызает себе крылья и с этих пор безвылазно живет в муравейнике, откладывая яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят личинок, ухаживают за куколками — переносят их или поближе к поверхности, или прячут в глубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.

Охраняют муравьиный терем муравьи-солдаты — бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

Вот что пишет о муравьях исследователь жизни насекомых П. Мариковский:

«Обычно каждый муравейник имеет свои охотничьи границы, свою территорию. На муравья, попавшего в чужие владения, тотчас же нападают. На границе между территориями соблюдается нейтралитет. Встретившись, противники, грозно раздвинув челюсти, расходятся каждый в свою сторону.

Если муравьям не хватает добычи и муравейники расположены поблизости, то начинают нарушаться границы, и вспыхивает вражда с ожесточенными побоищами. Обычно ее затевают несколько муравьев. К ним тотчас же присоединяются другие».

Муравьи — хищники, истребляющие многих насекомых. Рыжие лесные муравьи — обитатели одного муравейника — уничтожают за лето около миллиона особей разнообразных насекомых.

Любят угощаться муравьи и сладкими выделениями тлей. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость. Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или кленовый сок.

В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.

Часто нападают на муравейники и дятлы. Вот как пишет об этом П. Мариковский:

«На земле возле муравейника сидит большой пестрый дятел. Завидев меня, он тревожно закрутил большой головой на гибкой шее, долго разглядывал, потом успокоился, крикнул и, как курица, стал шаркать ногами по муравейнику.

Во все стороны полетели хвоинки и палочки. Работая ногами, он склевывал муравьев, громко и победоносно покрикивая на весь лес.

Долго свирепствовали дятлы и во многих муравейниках продырявили крыши. Но осень постепенно делала свое дело, после дождей ударил спасительный мороз, мокрые крыши муравейников замерзли, окаменели на долгую зиму, и прекратились полеты дятлов».

Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, большая серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну»: она ложится на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьев и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья.

Ответьте на вопросы

• Как выглядит муравей?

• Как называется муравьиный дом? устроен?

• Как происходит в муравейнике разделение труда?

• Чем питаются муравьи?

• Какие у них есть враги?

Послушайте сказку «Муравьиная война»

Стоял в лесу возле старого пня высокий муравейник — просторное и удобное жилище рыжих муравьев. Были в доме и кухни, и детские, и даже туалетные комнаты.

Семья у муравьев была очень большая — сотни тысяч жителей! Ими мудро управляла муравьиная царица.

Все муравьи заняты с утра до вечера. Рабочие муравьи кормили личинок, ухаживали за куколками, помогали новорожденным муравьям выбраться из кокона. Были среди муравьев и муравьи-солдаты, охранявшие муравейник от врагов днем и ночью.

Вот так и жили маленькие рыжие муравьи — дружно и ладно.

Как-то раз шли по лесной тропинке черные муравьи, искали удобное местечко, чтобы построить свой муравейник. И так понравилась им лужайка под большой смолистой сосной недалеко от дома рыжих муравьев, что решили они здесь обосноваться. Из сосновых палочек черные муравьи стали сооружать свой дворец, скоро он был готов. В нем-то они и поселились со своей черной царицей.

Сначала все шло хорошо. У каждого муравейника были свои охотничьи границы, и муравьи старались их не нарушать. Но однажды один из черных муравьев заполз в чужие владения и стал там охотиться.

Это очень не понравилось соседям. Рыжие муравьи-солдаты набросились на пришельца и попытались его прогнать. Но на помощь черному охотнику устремились сотни его собратьев!

Между муравьями вспыхнула настоящая война. Черные муравьи, более крупные и сильные, захотели прогнать рыжих соседей и захватить их муравейник, который находился на более солнечной стороне, чем их собственный.

Что было делать рыжим муравьям? Думали они, думали и вспомнили про своего знакомого дятла. Рыжая царица сама решила пойти просить у него помощи. Она потихоньку отползла от муравейника и отправилась на поиски спасителя. Но долго искать ей не пришлось — пестрый дятел был тут как тут.

Увидела царица дятла и говорит:

— Милый друг дятел! Мы ведь с тобой с незапамятных времен знакомы. Помнишь, как мы здесь строили свои жилища, как помогали друг другу? Не стало нам житья от соседей — черных муравьев. Они нас из нашего муравейника прогнать хотят, наши охотничьи угодья захватить желают. Что нам делать?

Сжалился дятел над муравьиной царицей, обещал ей помочь.

Полетел он к муравейнику, где жили черные муравьи, и давай по сосне громко, звонко клювом стучать. Муравьи испугались. Они ведь знали, что дятлы частенько муравейники разоряют, а муравьев целыми сотнями проглатывают, длинным языком слизывают. Дятел между тем продолжил отбивать на сосне громкую барабанную дробь: тук-тук, тук-тук-тук! А потом сердито говорит:

— Сейчас слечу вниз, разворочу лапами весь ваш дом и съем всех его обитателей! Вы зачем соседей обижаете? Рыжих муравьев из муравейника гоните? Они здесь раньше вас поселились и всему лесу пользу приносят — вредителей уничтожают.

— Мы не будем, мы не будем их обижать! — закричали испуганно черные муравьишки. — Только не губи, пестрый дятел, наш муравейник. У нас там детки малые подрастают.

— Ну ладно, так и быть! Не трону я вас! Живите дружно! В лесу всем муравьям места хватит! — сказал это дятел и улетел по своим делам — новое дупло для птенчиков долбить.

С тех пор муравьиные войны прекратились. Рыжие муравьи на своей территории охотятся, а черные — на своей, и друг друга не обижают. И все вместе продолжают приносить лесу пользу!

Ответьте на вопросы

• Где построили муравейник рыжие муравьи?

• Как он был устроен?

• Где построили муравейник черные муравьи?

• Почему поссорились обитатели муравейников?

• Кто помог рыжим муравьям?

• Как вы думаете, какую пользу приносят муравьи лесу?

Как люди речку обидели

Жила-была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили люди.

- Посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположились на берегу и стала отдыхать, загорать, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивы0 белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно выполз на берег. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Гости ушли довольные, а Голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Экспериментирование в средней группе.
«Свойства воды с погружением в профессию инженера по водоочистке»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности с первичным погружением детей в профессию инженера по водоочистке.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов и профессией инженер по водоочистке;
  • расширить и углубить представление детей об окружающем мире значения воды для человека, закреплять знания о свойствах воды;

Развивающие:

  • развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  • продолжать развивать наблюдательность и любознательность.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам;
  • воспитывать интерес к современным профессиям;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.

Планируемые результаты: дети имеют первичные представления о свойствах воды, представления о профессии инженера по водоочистке.

Оборудование к занятию оборудование для экспериментирования: сито, вата, ткань, таз.

Воспитатель подводит детей к столу для экспериментирования. На столе стоит стакан с грязной водой и мусором, сито, ткань, вата, банки для очистки.

В.: посмотрите что у нас есть на столе.

Д.: таз с грязной водой.

В.: Давайте очистим воду как делают это инженеры?

Дети рассматривают фильтры для очистки, педагог распределяет обязанности.

В.: сначала мы очистим воду через сито.

В.: давайте посмотрим сито, какое оно стало?

Д.: оно грязное, на нем остался мусор.

В.: а вода стала чистой? Почему?

Д.: остался мелкий мусор.

Д.: значит сетка пропускает грязную воду.

В.: правильно.

В.: ребята давайте попробуем очистить воду через ткань, что у нас получится?

В:. Какая получилась у на вода?

Д.: вода еще грязная.

В: правильно, здесь и песчинки и соринки. Значит этот фильтр лучше

профильтровал водуно вода ещё мутная.

Д.: вода стала чище.

Очищают через вату.

В.: как вы думаете, почему вода стала чище?

Д.: потому что, ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.

В.: так инженеры следят за очисткой воды, только фильтры у них большие и сложные.

В.: ребята, что мы сейчас делали? Как называется профессия очистителя воды?

Д.: инженер по водоочистке.

В.: что нужно делать для того, чтобы в водоемах была всегда чистая вода?

Д.: нельзя засорять водоемы, бросать мусор, бумагу, пакеты, банки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...

Консультация для педагогов "Стем- технология в работе с детьми"

Консультация для педагогов "Стем - технология в работе с детьми"....

Презентация "Стем- технология в работе с детьми"

Презентация "Стем - технология в работе с детьми"...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП с использованием СТЕМ – технологий в подготовительной группе «Мы юные изобретатели»

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей через использование элементов СТЕМ- технологии.Задачи:- закрепить умение решать примеры, подбирать правильный вариант решения;- совершенствовать...

НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием СТЕМ технологии - палочек Кюизенера.

Закрепление у детей полученных знаний при использовании палочек Кюизенера, развитие счетной деятельности- формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логич...