Конспект НОД по познавательному развитию по ознакомлению с природой родного края в подготовительной группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Расширять и углублять представление детей о природе родного края, о неразрывной связи человека с природой.
Задачи:
Формировать представление о своем крае, как части России. Обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края: о животных, птицах, рыбах, цветах,деревьях.
Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать логическое мышление, слуховое, зрительное внимание.
Формировать точность речевых высказываний, закрепить умение отгадывать загадки.
Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, любовь к месту, где живешь, её природе.
Словарная работа: закрепить в речи детей названия растений, животных, птиц, рыб.
Предварительная работа:
Рассматривание карты России, Саратовской области.
Оформление ЛЕПБУКА, работа с ним.
Рассматривание альбомов, картинок, иллюстраций о природе родного края.
Беседы о родном крае.
Разучивание стихов,пословиц, поговорок о родном крае, загадывание загадок.
Материалы и оборудование : Карта мира, карта Саратовской области; ЛЭПБУК; картинки, изображающие животных, растения, птиц, рыб; емкость с чистой и грязной водой; альбомный лист, цветные карандаши.
ХОД НОД
1. Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас будет интересное занятие. Мы его посвятим нашему родному краю-Саратовскому.
Ребята, посмотрите на эту карту. Эта карта нашей страны. Как страна называется? (Россия)
Воспитатель: Карта может многое рассказать о нашей стране.
Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной.
Как вы думаете, что такое Родина?
Ребенок 1:
Малая Родина –
Островок Земли
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
И березка белая,
А под ней скамья,
Ласковая малая
Родина моя!
Ребенок 2:
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина.
Ребенок 3:
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
2. Воспитатель: У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её, заботиться о ней. Наша малая Родина – город, в котором мы живем. Как он называется?
Воспитатель: Вам нравится наш город? Чем он нравится? ( назвать достопримечательности)
Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля. Подойдите к столу, на котором лежат альбомные листы и цветные карандаши.
Воспитатель: На какой планете мы живем? (планета Земля)
Воспитатель: Возьмите голубой карандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Как называется наша страна? (Россия)
Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: А как называется область, в которой мы живем? (Саратовская область)
Возьмите карандаш синего цвета и внутри кругов нарисуем еще один круг - это наша область. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: А наш город находится в Саратовской области. Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина –город Саратов. Посмотрите, какой он маленький, на такой большой Земле.
3. Воспитатель: Что такое флора и фауна? (флора- растительный мир, фауна-животный мир)
Воспитатель:Мы отправляемся в экскурс по природе родного края.
Давайте поприветствуем всё живое.
Физминутка
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуй, Родина моя!
Здравствуйте, мои друзья,
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
(Дети выполняют движение в соответствии с текстом)
4. Воспитатель: А сейчас поиграем в игру : «Растения нашего края». Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. .. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый. ..(Василёк).
Найдите в нашей папке картинки цветов, которые вы отгадали и раскрасте их. (Дети раскрашивают)
5. Воспитатель: Поговорим о деревьях, которые растут в наших лесах:
1.Стоит Алена-тонкий стан,
Платок зелёный,
Белый сарафан. (Берёза) (Береза-символ России)
2.Что за девица, ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна)
3. Схож с яичком теремок,
А в нём будущий …(дубок)
4. Это дерево цветет
Аромат и мед дает,
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна...(Липа)
Воспитатель: Да, много лесов в Саратовском крае. Зачем люди сажают леса? ( ответы детей)
Люди разных профессий ответят по разному. Лес нужен всем. Но, чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и вашим детям, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, а может и два новых. Лес-это бесценная красота.
Возьмите готовые стволы деревьев из нашей папки, и подберите к ним крону. Дорисуйте листья берёзы, сосны, дуба, липы.
6. Обращаю внимание детей на птиц.
Назовите птиц.( Синица, снегирь, голубь, воробей, попугай, сова, сорока, ласточка, лебедь,ворона)
Все ли правильно?
Какое сейчас время года?
Давайте уберем перелетных птиц и оставим зимующих.
Молодцы. Я думаю,вы будете помогать птицам зимой, а летом они поблагодарят вас своим чудесным пением.
Пальчиковая гимнастика
«Есть у каждого свой дом» В.Пальчинскайте
У лисы в лесу глухом
Есть нора-надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
(Дети загибают пальцы на обеих руках:по одному на каждое двустишье.)
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Удары ладонями и кулачками поочередно).
7. Кто еще живет в наших лесах?
Да, в нашем родном Саратовском крае обитает много диких животных.
А чтобы еще раз уточнить, какие звери живут в наших лесах, я предлагаю сложить разрезные картинки. (заяц, бобр, лиса,волк, барсук, хорек, лось, кабан, куница, косуля)
Игра «Сложи картинку».
8. Давайте обратимся к карте Саратовской области.
Что это за синие волнистые линии, которых очень много? Правильно, это реки. На какой реке находится наш Саратовский край? Да, особое место занимает река Волга. А вы знаете, что она раньше называлась "Ра" — что означает щедрая? Почему так говорят о Волге? А еще её называли "Итиль", что в переводе означает" светлая", " священная". Об этой великой русской реке сложено много поэм, стихотворений, песен.
Посмотрите, ребята, река Волга разделила нашу область на две части. Как они называются?
(правобережье и левобережье)
(Обращаю внимание на картинки, с изображением рыб)
Ой, что же я вижу как много здесь рыбы. Даже акула приплыла. Посмотрите внимательно, вся ли эта рыба есть в наших реках? А какая же рыба здесь лишняя? Я думаю, что нам с вами нужно не прошенных гостей отправить в места их обитания. Где они обитают? В наших реках и без них много рыбы.
Ребята, а какая же рыба осталась? (речная)
(окунь,щука,сом,карась,лещ...)
К сожалению, не везде водится рыба, там, где берега и вода загрязнены, она исчезла.
Как вы думаете, почему? ( Люди засорили реку,)
Опыт
В емкость с чистой водой добавляем черной краски. (Дети рассказывают, что реку загрязнили и что случилось с рыбой. Делают вывод, что нельзя загрязнять природу).
Рыба погибает из-за загрязнения. Тяжело приходится Волге от фабрик и заводов. Вода перестала быть чистой и прозрачной, стало меньше рыбы. Очень много помощи оказала Волга людям, а сегодня сама нуждается в нас. Поэтому ученые думают, как ее вылечить. Может быть кто то из вас, когда вырастет, придумает, как вылечить Волгу, как вернуть в нее рыбу.
9. Как вы думаете, за что могла бы природа рассердиться на людей?
( За то, что люди ломают деревья, разоряют птичьи гнезда, срывают цветы, не убирают за собой мусор…)
А за что природа может сказать спасибо?
( За то, что люди сажают цветы, сады, занимаются разведением рыб, весной развешивают скворечники…)
Давайте, ребята, мы с вами будем настоящими друзьями природы. А нашим девизом послужат эти слова: «Будем любить и охранять природу нашего края!»
Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали, были внимательными, самостоятельными, активными. За это я хочу вам подарить вот такие вкусные яблоки, которые растут на нашей Саратовской земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sar_priroda.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №218»
Конспект НОД
по познавательному развитию
по ознакомлению с природой родного края
в подготовительной группе компенсирующей направленности
Воспитатель 1 квалификационной категории
Авдеева Е.С.
Цель: Расширять и углублять представление детей о природе родного края, о неразрывной связи человека с природой.
Задачи:
Формировать представление о своем крае, как части России. Обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края: о животных, птицах, рыбах, цветах,деревьях.
Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать логическое мышление, слуховое, зрительное внимание.
Формировать точность речевых высказываний, закрепить умение отгадывать загадки.
Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, любовь к месту, где живешь, её природе.
Словарная работа: закрепить в речи детей названия растений, животных, птиц, рыб.
Предварительная работа:
Рассматривание карты России, Саратовской области.
Оформление ЛЕПБУКА, работа с ним.
Рассматривание альбомов, картинок, иллюстраций о природе родного края.
Беседы о родном крае.
Разучивание стихов,пословиц, поговорок о родном крае, загадывание загадок.
Материалы и оборудование : Карта мира, карта Саратовской области; ЛЭПБУК; картинки, изображающие животных, растения, птиц, рыб; емкость с чистой и грязной водой; альбомный лист, цветные карандаши.
ХОД НОД
1. Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас будет интересное занятие. Мы его посвятим нашему родному краю-Саратовскому.
Ребята, посмотрите на эту карту. Эта карта нашей страны. Как страна называется? (Россия)
Воспитатель: Карта может многое рассказать о нашей стране.
Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной.
Как вы думаете, что такое Родина?
Ребенок 1:
Малая Родина –
Островок Земли
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
И березка белая,
А под ней скамья,
Ласковая малая
Родина моя!
Ребенок 2:
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина.
Ребенок 3:
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
2. Воспитатель: У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её, заботиться о ней. Наша малая Родина – город, в котором мы живем. Как он называется?
Воспитатель: Вам нравится наш город? Чем он нравится? ( назвать достопримечательности)
Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля. Подойдите к столу, на котором лежат альбомные листы и цветные карандаши.
Воспитатель: На какой планете мы живем? (планета Земля)
Воспитатель: Возьмите голубой карандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Как называется наша страна? (Россия)
Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: А как называется область, в которой мы живем? (Саратовская область)
Возьмите карандаш синего цвета и внутри кругов нарисуем еще один круг - это наша область. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: А наш город находится в Саратовской области. Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина –город Саратов. Посмотрите, какой он маленький, на такой большой Земле.
3. Воспитатель: Что такое флора и фауна? (флора- растительный мир, фауна-животный мир)
Воспитатель:Мы отправляемся в экскурс по природе родного края.
Давайте поприветствуем всё живое.
Физминутка
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуй, Родина моя!
Здравствуйте, мои друзья,
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
(Дети выполняют движение в соответствии с текстом)
4. Воспитатель: А сейчас поиграем в игру : «Растения нашего края». Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. .. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый. ..(Василёк).
Найдите в нашей папке картинки цветов, которые вы отгадали и раскрасте их. (Дети раскрашивают)
5. Воспитатель: Поговорим о деревьях, которые растут в наших лесах:
1.Стоит Алена-тонкий стан,
Платок зелёный,
Белый сарафан. (Берёза) (Береза-символ России)
2.Что за девица, ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна)
3. Схож с яичком теремок,
А в нём будущий …(дубок)
4. Это дерево цветет
Аромат и мед дает,
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна...(Липа)
Воспитатель: Да, много лесов в Саратовском крае. Зачем люди сажают леса? ( ответы детей)
Люди разных профессий ответят по разному. Лес нужен всем. Но, чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и вашим детям, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, а может и два новых. Лес-это бесценная красота.
Возьмите готовые стволы деревьев из нашей папки, и подберите к ним крону. Дорисуйте листья берёзы, сосны, дуба, липы.
6. Обращаю внимание детей на птиц.
Назовите птиц.( Синица, снегирь, голубь, воробей, попугай, сова, сорока, ласточка, лебедь,ворона)
Все ли правильно?
Какое сейчас время года?
Давайте уберем перелетных птиц и оставим зимующих.
Молодцы. Я думаю,вы будете помогать птицам зимой, а летом они поблагодарят вас своим чудесным пением.
Пальчиковая гимнастика
«Есть у каждого свой дом» В.Пальчинскайте
У лисы в лесу глухом
Есть нора-надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
(Дети загибают пальцы на обеих руках:по одному на каждое двустишье.)
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Удары ладонями и кулачками поочередно).
7. Кто еще живет в наших лесах?
Да, в нашем родном Саратовском крае обитает много диких животных.
А чтобы еще раз уточнить, какие звери живут в наших лесах, я предлагаю сложить разрезные картинки. (заяц, бобр, лиса,волк, барсук, хорек, лось, кабан, куница, косуля)
Игра «Сложи картинку».
8. Давайте обратимся к карте Саратовской области.
Что это за синие волнистые линии, которых очень много? Правильно, это реки. На какой реке находится наш Саратовский край? Да, особое место занимает река Волга. А вы знаете, что она раньше называлась "Ра" — что означает щедрая? Почему так говорят о Волге? А еще её называли "Итиль", что в переводе означает" светлая", " священная". Об этой великой русской реке сложено много поэм, стихотворений, песен.
Посмотрите, ребята, река Волга разделила нашу область на две части. Как они называются?
(правобережье и левобережье)
(Обращаю внимание на картинки, с изображением рыб)
Ой, что же я вижу как много здесь рыбы. Даже акула приплыла. Посмотрите внимательно, вся ли эта рыба есть в наших реках? А какая же рыба здесь лишняя? Я думаю, что нам с вами нужно не прошенных гостей отправить в места их обитания. Где они обитают? В наших реках и без них много рыбы.
Ребята, а какая же рыба осталась? (речная)
(окунь,щука,сом,карась,лещ...)
К сожалению, не везде водится рыба, там, где берега и вода загрязнены, она исчезла.
Как вы думаете, почему? ( Люди засорили реку,)
Опыт
В емкость с чистой водой добавляем черной краски. (Дети рассказывают, что реку загрязнили и что случилось с рыбой. Делают вывод, что нельзя загрязнять природу).
Рыба погибает из-за загрязнения. Тяжело приходится Волге от фабрик и заводов. Вода перестала быть чистой и прозрачной, стало меньше рыбы. Очень много помощи оказала Волга людям, а сегодня сама нуждается в нас. Поэтому ученые думают, как ее вылечить. Может быть кто то из вас, когда вырастет, придумает, как вылечить Волгу, как вернуть в нее рыбу.
9. Как вы думаете, за что могла бы природа рассердиться на людей?
( За то, что люди ломают деревья, разоряют птичьи гнезда, срывают цветы, не убирают за собой мусор…)
А за что природа может сказать спасибо?
( За то, что люди сажают цветы, сады, занимаются разведением рыб, весной развешивают скворечники…)
Давайте, ребята, мы с вами будем настоящими друзьями природы. А нашим девизом послужат эти слова: «Будем любить и охранять природу нашего края!»
Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали, были внимательными, самостоятельными, активными. За это я хочу вам подарить вот такие вкусные яблоки, которые растут на нашей Саратовской земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по тем «Зимующие птицы»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по ...
Конспект НОД по познавательному развитию по формированию элементарных математических представлений КВН в старшей группе компенсирующей направленности
Конспект НОД по познавательному развитию по формированию элементарных математических представлений КВНв старшей группе компенсирующей направленности...
Конспект занятия № 1 по развитию речи "Мы читаем С. Я. Маршак" в подготовительной группе компенсирующей направленности
Цель: Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения выра...
Конспект занятия № 2 по развитию речи "Мы читаем С. Я. Маршак" в подготовительной группе компенсирующей направленности
Цель: Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения созд...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с элементом драматизации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
Данный вид занятия способствует творческому развитию дошкольников....
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Цель: формирование познавательной и мотивационной готовности детей к обучению в школе посредством игрового набора «Дары Фребеля».Задачи:• Развивать:- способность принимать и понимать ...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Живая природа Таврического района» в подготовительной группе
Цель: систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края....