Конспект занятия № 1 по развитию речи "Мы читаем С. Я. Маршак" в подготовительной группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Болдырева Елена Ревазиевна

Цель: Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения выразительно декламировать стихи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование навыков звукового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных раннее звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel_zanyatie_no_1_podgot_gruppa.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Апрель 1 неделя

Занятие 1

Тема: «Мы читаем С. Я. Маршак»

Коррекционно-образовательные цели: Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения выразительно декламировать стихи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование навыков звукового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных раннее звуков.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие фонематических представлений, зрительного восприятия, внимания, памяти, координации речи с движением, артикуляционной моторики.

Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, интереса и любви к чтению.

Оборудование: Наборное полотно, предметные картинки с изображениями героев «Сказки о глупом мышонке», маленький звучащий мячик, карточки со звуковыми схемами, резиновый мяч среднего размера, карточки со словами, иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Узнай сказку».

Сегодня мы продолжим разговор о произведениях, которые написал Самуил Яковлевич Маршак, познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. А сейчас внимательно посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Вспомните, из какой сказки Маршака эти герои. Пройдите к наборному полотну и расставьте картинки в порядке появления героев. Выполняйте задание дружно, все вместе, не мешайте друг другу.

Назовите героев сказки. (Мышка, мышонок, утка, жаба, лошадь, курица, щука, кошка).

Как же называется эта сказка? (Это «Сказка о глупом мышонке»)

Правильно. Молодцы!

2. Упражнение «Кого не стало?»

(Дети садятся на стульчики).

Я хочу проверить, насколько вы внимательны, как развита у вас память. Еще раз посмотрите на картинки. Вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаз, вы скажете, кого не стало. Будьте внимательны. Старайтесь говорить красиво, правильно произносите все звуки.

(Дети закрывают глаза. Убирается картинка с изображением мышонка).

Кого не стало? (Не стало мышонка).

Вы согласны? (Да).

(Игра проводится до тех пор, пока не ответят хотя бы по одному разу все присутствующие на занятии дети).

3. Игра с мячом «Звуковая чехарда».

(Педагог берет в руки звенящий мячик)

А теперь – игра «Звуковая чехарда». Я качу одному из вас мяч и задаю вопрос. Вы ловите мяч, отвечаете на вопрос, а потом возвращаете мяч мне. Названия кого из героев «Сказки о глупом мышонке» содержат твердый согласный звук [ш]? (Мышка, мышонок, лошадь, кошка).

В названиях кого из героев сказки нет твердого согласного звука [ш]? (Утка, жаба, курица, щука).

Название кого из героев сказки содержит два звука [а]? (Жаба).

Замечательно. Это были очень сложные вопросы. Я вами горжусь!

4. Упражнение «Подбери схему».

(Педагог раскладывает на столе каточки со схемами).

С К С С К

К С С К

 

С К С К

 

З К С К

 Возьмите по одной звуковой схеме и рассмотрите ее. Затем пройдите к наборному полотну и поставьте ее подходит, а потом прокомментируйте свое решение.

(Моя схема подходит к слову кошка, потому что в этом слове пять звуков: первый – твердый согласный [к], второй – гласный [о], третий – твердый согласный[ш], четвертый – твердый согласный [к], пятый – гласный [а]).

(Моя схема подходит к слову утка, потому что в этом слове четыре звука: первый – гласный [у], второй – твердый согласный [т], третий – твердый согласный [к], четвертый – гласный [а].

Моя схема подходит к слову жаба, потому что в этом слове четыре звука: первый – твердый согласный [ж], второй – гласный [а], третий – твердый согласный [б], четвертый – гласный [а].

Моя схема подходит к слову щука, потому что в этом слове четыре звука: первый – мягкий согласный [щ], второй – гласный [у], третий твердый согласный [к], четвертый – гласный [а].

Молодцы! Мне очень понравились ваши пояснения к заданию.

5. Игра с мячом «Вспомни сказки»

(Дети проходят на ковер и строятся в круг. Педагог берет в руки мяч).

Следующая игра называется «Вспомни сказки». Я буду бросать каждому из вас мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос одним словом, при этом бросив мяч мне. Как пела колыбельную песенку мама-мышка? (Тихо).

Как стала петь мышонку утка? (Громко)

Как стала жаба важно квакать? (Скучно)

Как пела лошадка? (Страшно)

Как кудахтала наседка? (Нехорошо)

Как стала петь мышонку щука? (Неслышно)

Как стала петь мышонку кошка? (Сладко)

Как вел себя в этой сказке мышонок? (Глупо)

Как он стал вести себя в «Сказке об умном мышонке»? (Умно)

Как он вел себя с хорьком? (Хитро)

Как подлетела к мышонку сова? (Близко)

Как он побежал к родному дому? (Быстро)

Вы отлично помните сказки о мышонке.

7. Упражнение «Составь подписи к картинкам».

(Дети садятся на ковер. Педагог раскладывает перед ними четыре иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака и карточки со словами: Двенадцать, месяцев, Детки, в, клетке, Сказка, о, глупом, мышонке, Вот, какой, рассеянный).

Следующее мое задание вы будете выполнять все вместе. Если вы будете работать дружно, то легко с ним справитесь. Вы должны определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.

Теперь каждый из вас прочитает подпись под картинкой и объяснит, как догадался, что это за произведение.

(«Двенадцать месяцев». Мы догадались, что эта картинка к сказке «Двенадцать месяцев», потому что на ней нарисована девочка с корзинкой подснежников)

(«Детки в клетке». Мы догадались, что эта картинка к стихотворению «Детки в клетке», потому что на ней нарисован тигренок в клетке).

(«Сказка о глупом мышонке». Мы догадались, что эта картинка к стихотворению «Сказка о глупом мышонке», потому что на ней нарисована кошка, которая поет колыбельную мышонку).

(«Вот какой рассеянный». Мы догадались, что эта картинка к стихотворению «Вот какой рассеянный», потому что на ней нарисован человек со сковородой на голове).

Великолепно! Вы очень талантливые дети и справились с трудным заданием с легкостью.

8. Игра «Кто скорее?» (Каждому из детей раздаются по три картинки).

Рассмотрите картинки и вспомните, из какого произведения Маршака я их принесла.

(Картинка, корзинка и картона из стихотворения «Багаж»)

(Сковорода, перчатки и трамвай из стихотворения «Вот какой рассеянный»)

(Грачи, бобры и баран из сказки «Кошкин дом»)

(Зебры, жираф, страусенок из стихотворения «Детки в клетке»)

Все верно. А теперь скажите, какой общий твердый согласный звук есть во всех этих словах? (Это твердый согласный звук [р].

Правильно.

9. Упражнение «любимые стихи».

И в конце занятия я предлагаю вам рассказать отрывки из любимых стихотворений Маршака. Подумайте одну минуту и подготовьтесь. Я надеюсь, что вы будете рассказывать стихи выразительно, станете правильно произносить звуки. Потом мы все вместе определим того, как рассказывал стихи лучше всех.

10. Окончание занятия. (Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии. Оценка деятельности каждого ребенка).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка  в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -​грамматических категорий  с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....

Технологическая карта (конспект) занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших детей по теме "Насекомые".

Данная публикация представляет собой технологическую карту занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших д...

Конспект занятия по аппликации из ватных дисков «Снеговик» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Конспект занятия по аппликации из ватных дисков «Снеговик» в подготовительной группе компенсирующей направленности Цель: научить изготавливать аппликацию «Снеговик&raq...

Конспект занятия по развитию речи с использованием логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности. «Новогодние приключения Снеговика»

Цель: развитие чувства ритма, координации речи с движением.Задачи:- Закреплять знания детей по теме: «Зима, Новый год».- Учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда.- Продолжат...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».

Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...