Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности
методическая разработка по окружающему миру

Опыт работы

на тему:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологический опыт104.1 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

на тему:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»

Автор опыта:

Воспитатель

Сабирова Полина Анатольевна


Содержание

Введение ……………………………………………………………….…...  2

1. Теоретические основы опыта экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности………….…...7

2. Педагогический опыт……………………………………………………10

2.1. Актуальность опыта…………………………………………………...10

2.2. Научность в предоставляемом педагогическом опыте….……..12

2.3. Основные методы и формы работы с детьми, используемые в  проведении и описании педагогического опыта……………………………….16

2.4. Анализ работы по взаимодействию с семьей………………….…….22

2.4. Новизна опыта………………………………………………………25

3. Результативность опыта………………………………………………...26

Заключение  …………………………………………………………...…...28                                                                                                              

Список литературы  ………………………………………………….…... 30

Приложения……………………………………………………………….. 32                                                                                              


Введение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12г., №273-ФЗ) определил новый статус дошкольного учреждения, как образовательного, тем самым утверждая, что дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17 октября 2013г. №1155) определил главную задачу современной образовательной политики – обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.  

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, целевые ориентиры обозначены в федеральном государственном образовательном  стандарте дошкольного образования. 

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы.

Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем его мире. В этот период формируется положительное отношение к природе, к самому себе и к окружающим людям.

Главным содержанием экологического воспитания, как отмечает Н.С. Николаева, является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо дать ребёнку минимум знаний об окружающей его среде, сформировать начальные нравственные представления и экологически грамотное поведение.

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Актуальность темы связана с тем, что обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

Вопросы экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях СВ. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и др..

На основе технологий получения научной информации построены программы экологического воспитания детей дошкольного возраста: С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой. Н.Н. Вересовой, И.Р. Колтуновой и др.

С. А. Веретенниковой описана методика ознакомления дошкольников с природой, предложены игры экологического содержания. С. Н.  Николаева определяет возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников.

В результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

Формирование экологической культуры – одна из важнейших задач педагогической науки и практики. Отсюда вытекает необходимость опираться не только на Основную образовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018), но и на парциальные программы:  программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Проблема, которая возникла в процессе деятельности, как развивать экологическое сознание, экологическую культуру дошкольников, с помощью каких средств и психолого-педагогических условий. Проблема состояла в том, чтобы обеспечить взаимодействие с родителями.

Мной была выбрана тема «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности».

Объект: экологическое воспитание  детей дошкольного возраста

Предмет: психолого-педагогический условия экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Была поставлена и реализована цель:

- формирование у детей элементов экологического сознания к природе;

- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.

- Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей

Были поставлены и выполнены задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.


1.Теоретические основы опыта экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности

Главным содержанием экологического воспитания, как отмечает Н.С. Николаева, является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [13, с.13].

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо дать ребёнку знания об окружающей его среде, сформировать нравственные представления и экологически грамотное поведение.

Экологическое воспитание необходимо с целью формирования у детей осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту растительного мира, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в дошкольной образовательной организации.

Н.А. Рыжова под экологическим образованием понимает «непрерывный процесс воспитания, обучения и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной» [11, с.28].

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними.

Одной из задач воспитания дошкольников Н.А. Рыжова называет «воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природы, развитие чувства эмпатии к объектам живой природы» [11, с.34].

В основе современного экологического воспитания лежит качественно иная система: ценности - отношение-поведение-ответственность. То есть осуществление конкретных действий и проб по экологическому воспитанию.

Ознакомление дошкольников с природой, как отмечают Е.И. Золотова, Л.А. Каменева, Л.В. Кокуева, представляет собой  средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Методы и приемы ознакомления дошкольников с живой природой рассмотрены в работах Т.В. Христовской, Л.С. Игнаткиной, А.А. Петрикевич, М.К. Ибраимовой и других.

В существующих программах по экологическому образованию дошкольников большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к объектам природы.

Основная цель программы М.Н. Рыжовой «Наш дом – природа» –  воспитание с первых лет жизни гуманной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться  к ним. [11, с.14].

Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой направлена на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на ознакомление детей с разнообразием окружающего мира и деятельности человека в природе [13, с.12].

Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях детей. Среди последних важным является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, он не различает границу между «человеческим» и «не человеческим», у него преобладает познавательный тип отношения (какой бывает объект на вкус, ощупь) сравнительно с эмоциональным, чувственным и практически-действенным. А это как нельзя лучше формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра - предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками. Внимание к природным объектам требует сосредоточенности, на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.


2. Педагогический опыт

2.1. Актуальность опыта

Наблюдая за ребятами нашего детского сада, я заметила, что часто дети не видят и не замечают красоту родной природы. Недостаточно понимают, не знают, как правильно вести себя в природе, в общении с живыми существами; нет примера для подражания. И дети зачастую ломают деревья, кусты, без пользы рвут цветы и бросают, убивают насекомых, разоряют птичьи гнезда и муравейники. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Так-как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому перед педагогами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы, через игровую деятельность во время прогулок, экскурсий, непосредственно образовательную деятельность.

Контакт с естественной окружающей средой начинается с дошкольного возраста. Именно тогда закладывается начало экологической культуры личности, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представление о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознание и культура.

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях, как проблему воспитания и как проблему развития экологического сознания у взрослых воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено усугублением экологических проблем планеты. Кризисное состояние биосферы – это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения. Следствием является нерациональное природоиспользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы, если в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки, если мысли и чувства взрослых будут искренне устремлены на сохранение природы, а поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в семье и в дошкольном учреждении.

Отличительные особенности опыта – успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, игры, исследование, оценивание); успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет); (успешная коммуникативная деятельность (контакт, информация, отношения).


2.2. Научность в предоставляемом педагогическом опыте

Опыт работы  формировался на основе научных трудов по вопросам экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях СВ. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и др..

На основе программ экологического воспитания детей дошкольного возраста: С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой. Н.Н. Вересовой, И.Р. Колтуновой и др.

С использованием методики С. А. Веретенниковой, которая описала методику ознакомления дошкольников с природой, разработала игры экологического содержания. В опыте использовались игры С. Н.  Николаевой, так как исследователь уделяет определяет возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников.

При организации работы мы учитывали принципы отбора содержания экологического образования. 

Научность. Данный принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ экологического мировоззрения.

Доступность. Принцип тесно связан с принципом научности. Нельзя знакомить детей с абстрактной и мало понятной для них информацией. Такой подход отрицательно воспринимается не только детьми, но и самими воспитателями, не имеющими достаточно знаний. Кроме того, доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности предполагает воспитание у ребенка представлений о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.

Прогностичность. Применительно к дошкольному возрасту данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

Деятельностность. Экологические знания ребенка становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность - своеобразный результат сформировавшейся у ребенка в процессе экологического воспитания мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».

Интеграция. Важность учета этого принципа в дошкольном экологическом образовании обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.

На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность.  Он присущ именно дошкольному экологическому образованию и отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира, его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

Конструктивизм.  В качестве примеров для дошкольников была использована только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из данной ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм. Экологическое образование дошкольников должно опираться, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах), экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе знакомства с объектами ближайшего окружения: помещения дошкольного учреждения и его территории, собственной квартиры. дачи, ближайшего парка, сквера, леса, озера, аквариума, комнатных растений и животных. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

Системность. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний.

Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени - о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экосистема).

Преемственность. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы.

Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.


2.3. Основные методы и формы работы с детьми, используемые в  проведении и описании педагогического опыта

Я стараюсь создать в группе развивающую среду, которая обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность  испытывать и реализовывать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Т.е. условия, которые обеспечивают разные виды их активности  (умственной, игровой, физической и др.).

В группе создан уголок природы, где находятся комнатные растения. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений, наблюдают и ухаживают за ними. Самостоятельно отмечают погоду в календаре природы.

В группе создана среда для экологического воспитания. В центре природы находятся разные дидактические игры (экологическое лото, игры на изучение растительного мира, животного мира и др.), календари природы, репродукции экосистем (лес, город, и др.); ландшафты степи, реки; сменяемые панно различных климатических зон – пустыня, подводный мир и др.

В группе имеется календарь природы, по которому дети отслеживают изменения сезонов, месяцев, погодные явления, температуру воздуха (тепло, холодно, жарко, очень холодно, основные праздничные дни.

Календарь предназначен для расширения и уточнения знаний в области неживой природы, разнообразных природных явлений, для развития наблюдательности, умения обобщать, характеризовать, анализировать, воспитывать любовь к природе.

Дневник наблюдения за птицами. Целью данного наблюдения является расширение и обогащение представлений детей о жизни птиц, особенностях их внешнего вида, строения; развитие воображения, интереса к наблюдению, любознательности, связной речи; воспитание у детей гуманного чувства, умение сопереживать и помогать птицам.

В нашей группе подобрана художественная литература о природе, животных и птицах. Книги выставляются по мере необходимости, меняются по времени года.

В группе созданы условия для экологического воспитания детей: сформирован природный уголок, который целесообразно размещен, где имеется литература, паспорта растений, растения в соответствие с возрастом, экологические игры, иллюстрационный материал, инструменту по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группе имеется достаточное количество дидактических игр. Развивающая среда по экологическому воспитанию в группе организована и сформирована.

В родительском уголке разместила папки-передвижки на тему «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта», организовала фотовыставку с экскурсии в осенний лес. Регулярно организуются выставки детских поделок из природного материала, выпуск экологических  плакатов «Береги природу», рисунков.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовать образовательный процесс и самостоятельную деятельность детей.

Оборудование группы и прогулочного участка соответствует принципам: здоровьесбережения, безопасности, эстетической привлекательности и развивающего обучения.

Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Положительными результатами работы считаю: положительные эмоции детей во дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и природы и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

Экологическая предметно-развивающаяся среда в группе и на участке обеспечивает условия реализации образовательного потенциала и развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, так как она насыщена, доступна, безопасна, вариативна, своевременно пополняется и меняется.

В нашей группе и в детском саду проводила разнообразную работу по экологическому воспитанию с детьми. Для экологического воспитания детей широко использовались прогулки, во время которых знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

Осуществляется совершенствование методов и форм организации учебного процесса по познавательному развитию. Были проведены такие формы работы, как дидактические игры, опыты и эксперименты. Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.

Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей. Разработанные методы и приёмы сотрудничества способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры. Разработана:  «Картотека опытов и экспериментов при ознакомлении с природными явлениями», картотека дидактических игр по ознакомлению с растениями, картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.

В рамках реализации проекта были проведены мероприятия: анкетирование родителей «Экологическое образование в семье», изготовление информационного стенда «С любовью к природе», родительское собрание «Природоохранная деятельность в семье», конкурс «Я рисую лес Свердловской области». Родители и воспитанники приняли участие в экологических акциях "Посади елочку", "Украсим цветами сад", "Покорми птиц зимой". Была организована раздача листовок прохожим «Сохраним лес от пожаров».

С детьми регулярно проводились дидактические игры экологического содержания "Угадай дерево", "Назови цветок", «Друзья леса», «Охраняемые растения Свердловской области». Для детей были организованы экологические праздники «День леса», «В гостях у Лесовичка», «День реки». Осуществлено проведение эксперимента «Посадим елочку», наблюдение «Елочка зимой».

Основными видами деятельности детей во время прогулок являлись экологические игры, наблюдения, трудовая деятельность, эксперименты. Через данную деятельность дети приобретают опыт работы в природе, у них развивается экологическое сознание.

В течении года проводились экскурсии с детьми, велось рассматривание природных объектов, проводился анализ, собирался материал: камешки, веточки, шишки.

Были организованы экологические экскурсии в лес. Дети рассматривали  деревья, травы и кустарникми, сравнивали их, отыскивали различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхали, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирали природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.).

Мы беседовали с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывали загадки о них. Закрепляли знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, которые дети приготовили под нашим руководством в группе, проводили экологические словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)

В конце экскурсии мы спрашивали детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарили за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждали» ребят различными призами (медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки-малышки и др.).

В течении учебного года использовались такие формы и методы работы, как организация сюжетно-ролевых игр «Биологи»,  «Геологи», «Спасатели водоемов», «На помощь лесу», «В гостях у лесничего», «В аптеке» и др. Были проведены беседы на нравственную и экологическую тематику: «Красота природы весной», «Как сохранить лес от пожаров», «Ответственное поведение на природе», «Друзья леса» и др.

Проводились конкурсы рисуноков «Природа весной», «Я рисую лес», «Зеленая планета». Воспитанники проявляют способности к изобразительной деятельности, чувствуют красоту природы, рассматривают картины и пытаются их срисовать. Дети проявляют интерес к выставкам поделок, рисунков о природе, способны эмоционально воспринимать картины о природе и понимать художественное содержание доступных произведений.

Для детей мы использовали музыкальное прослушивание композиторов о природе, например, регулярно при пробуждении включали музыку Вивальди «Весна». Проводили беседы о музыке. Дети могут эмоционально и увлечённо слушать музыку о природе и охотно говорить о ней.

Для достижения наиболее высоких показателей была организована совместная деятельность и самостоятельная двигательная деятельность детей по развитию физических навыков. Проводился физкультурный праздник «В гости к Лесовичку», в ходе которого дети играли в экологические подвижные игры.  


2.4. Анализ работы по взаимодействию с семьей

Взаимодействие «педагог – родитель» в моей группе осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. Одним из новых подходов к взаимодействию педагога и родителей стал переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.

Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно – стендовая информация «Уголок для родителей», «Наше творчество». Многие родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы и ДОУ.

Успешно сотрудничала с родителями, используя разнообразные формы взаимодействия: родительские собрания, деловые игры, индивидуальные консультации, анкетирование, спортивные мероприятия, наглядную агитацию. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста. Мной был разработан «Сборник  игр по экологии», дидактические игры по экологии «Знакомим дошкольников с растительным миром», с которыми познакомила и родителей воспитанников.

Родителей привлекаю к субботникам, участвуют в озеленении территории участка группы через экологические акции «Не оставим без дворца - ни синицу, ни скворца», «Экологический десант», конкурс оборудования и поделок на участке детского сада.   

В настоящее время активно использую метод проектов, где родители принимают участие в планировании и реализации проекта, через совместные творческие задания. Они собирают информацию по теме проекта, а затем представляют свои работы на общем мероприятии в группе или в детском саду. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Так, мной был реализован проект «Маленькие огородники». Цель проекта: формирование бережного отношения к природе и родному краю.

Задачи проекта:

1.Вызвать интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность.

2.Воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру.

3.Разширять кругозор детей, развивать воображение, творческие способности, развивать умение делать выводы, умозаключения.

4.Формировать  навыки  исследования, умения работать в коллективе.

5.Воспитывать чувство ответственности за начатое дело. Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.

В процессе  художественного  творчества: пластилинографии «Каким  бывает лист?», картинки-раскраски «Лесные загадки», аппликация  «Птицы в лесу», рисование «Деревья». « Звери в лесу», «Ели и елки» дети узнали об  особенностях жизни в лесу животных и насекомых, деревьях,  их внешнем виде.

Беседы с детьми: «Зелёная аптека»,  «Какая бывает кора у деревьев?», «Съедобные и ядовитые грибы»,  «Какие бывают листья», «Правила поведения в лесу», «Какие насекомые живут в лесу?» «Животные нашего леса» помогли   сформировать у детей углубленные знания о растительности леса,  его обитателях. Проводились экскурсии в лес. Дети рассматривали картины о лесе: «С кем дружит ель?», « Как растёт сосна?»,  «Еловый лес?», «Берёзовая роща».

Составляли  рассказы по картинам русских художников «Лес» , «Золотая сень в лесу»,  «Одинокая сосна», что способствовало обогащению словаря детей, расширению знаний о жизни деревьев в лесу.

Родители приготовили макет детского сада и деревьев из «Школьного сада»  «Правила поведения детей в лесе», брошюра «Лесные правила», эмблему  «Берегите лес», альбом  «Школьный сад».

Родители принимали активное участие в обновлении и пополнении предметно-развивающей среды: изготовили Лэпбуки «Времена года», «Уральской старины сказитель», книжки – малышки, изготовили атрибуты и  костюмы из бросового материала «Мода из отходов»

Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.


2.5. Новизна опыта

Новизна данного опыта в том, что в ходе работы разработаны следующие материалы:

Проект для детей дошкольного возраста «Маленькие огородники» (Приложение 1);

- конспекты ООД по экологическому воспитанию «Береги природу» (Приложение 2)

-  изготовлено учебно-методическое пособие: «Экологические сказки». (Приложение 3)

- разработана и апробирована Картотека  дидактических игр по экологии. (Приложение 4),

- разработан паспорт экологической тропы ДОУ (Приложение 5)

- разработан комплекс утренней гимнастики с экологическим уклоном. (Приложение 7)

Игры подобранны с учетом психологических особенностей дошкольников 3-5 лет. Система игр предполагает их использование, как в ходе проведения специфических мероприятий, так и на занятиях по развитию речи, математическому развитию, музыкальному, а также на прогулках.


  1. Результативность опыта

В проделанной работы есть положительные результаты: формирование начал экологической культуры у детей, экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей среды, экологическое просвещение родителей.

Сформированы предпосылки осознанного правильного отношения к объектам и явлениям природы.

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды игровой деятельности.

Выработаны навыки грамотного безопасного поведения в природе и быту.

Результаты мониторинга показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада

У дошкольников произошли позитивные изменения:

1.     Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.

2.     Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях

3.     Осознание себя, как части природы.

4.     Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.

Дети научились эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов о природе и читать наизусть короткие стихотворения на экологическую тему, участвовать в драматизации известных литературных произведений; умеют самостоятельно пересказывать или с помощью взрослого выбранное ими произведение и отвечать на вопросы по содержанию экологической сказки.

Дети проявляют интерес к книгам природоведческого характера: самостоятельно рассматривают прочитанные книги, «читают» их, приносят книги о природе из дома; могут сочинить целостную сказку на экологическую тему, опираясь на набор изображений её возможных персонажей.


Заключение

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Актуальность темы связана с тем, что обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

В результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

Мной осуществляется совершенствование методов и форм организации учебного процесса. Были проведены такие формы работы, как дидактические игры, опыты и эксперименты. Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы. Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей. Разработанные методы и приёмы сотрудничества способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры. Разработана:  «Картотека опытов и экспериментов при ознакомлении с природными явлениями», картотека дидактических игр по познавательному развитию, картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.

В ходе проведенной работы мне удалось сформировать знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; развить интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющими знаниями, обобщали и делали выводы; воспитать экологическое сознание, активную жизненную позицию, познавательный интерес, желание беречь и охранять лес; приобщить родителей в природоохранную деятельность.

Были поставлены и выполнены задачи:

- пополнила педагогическую копилку новой информацией;

- изготовлена картотека прогулок, картотека дидактических игр, составлены  конспекты занятий, развлечений.

По результатам данной работы можно сформулировать следующие выводы: в целом реализация  образовательных областей находится на достаточном уровне. Достижению таких результатов способствовало использование разнообразных форм работы, как с детьми так и с родителями.            


Список литературы

  1. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград:Учитель, 2008. – 157 с.
  2. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.
  3. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей ""Мы": Азбука экологии". - СПб., 1996.
  4. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание. / Л.Аветисян.   - 1986. - №1.- С.10-12.
  5. Психология.    /Выготский Л.С. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
  6. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
     Экологическая педагогика и психология. / Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
  7. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
  8. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 100с.
  9. Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.:ил.
  10. Рыжова Н. А. Экологическое образование  в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2018. – 432 с.
  11. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.
  12. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.

                                                         


Приложение

(Приложение 1)

Проект: «Маленькие огородники».

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Возраст детей: 3-5 лет.

Актуальность проекта: Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

 Можно ли в комнатных условиях вырастить различные овощи?

Цель проекта: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.  

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

- учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

- формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами;

- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений;

- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- углубить знания о приёмах по уходу за растениями;

- учить детей работать в коллективе.

Развивающие:

-  развивать познавательные и творческие способности детей;

- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;

- развивать умения и навыки работы с природным материалом.

- развивать умение сравнивать и анализировать;

-  развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

- обогащать словарный запас детей и их знания о овощах;

-  развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках;

- способствовать развитию воспитания экологической культуры.

Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей;

- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Для педагогов :

- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;

- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;

-  контроль за ведением дневника наблюдения за посадками;

- составление картотеки дидактических игр по проекту;

- создание книги «Загадки с грядки»;

- сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми по соответствующей тематике, плакатами, схемами и т. д.;

- помочь ребенку добывать новые знания;

- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь;

Для родителей:

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Маленькие огородники» – контейнеры, землю, семена для посадки

- выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ОУ;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

-  распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Продукты проекта: дидактические игры, картотека стихов, загадок о овощах, подборка инвентаря по уходу за растениями, фонотека дисков с познавательным материалом о природе,  подборка научно – художественной литературы, папки – передвижки с информацией для родителей, консультационный материал. Создание  книги «Загадки с грядки».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

- дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями;

- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;

- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;

- создание в группе огорода на подоконнике;

- создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;

- формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы;

- обогащение словаря ребенка терминологией по теме.

Для педагогов:

-  удачное сотрудничество с родителями;  

- высокий содержательный и организационный уровень проекта;

- новая предметно-развивающая среда;

- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.

Для родителей:

- возможность активного участия в образовательном процессе;

-домашнее задание – с детьми вырастить различные растения у себя дома на подоконнике, сочинить стихи об овощах;

- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
  2. Практико-исследовательский: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
  3. Обобщающий: подводятся итоги,  итоговая беседа – 4-я неделя.

Ход реализации проекта

I этап Подготовительный  

Беседа с родителями «Огород на окне».        Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Консультация для родителей «Огород на подоконнике». Просвещать родителей по данной теме.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.        Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

II этап Практико-исследовательский

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». 

Беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

    Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме ,размеру, вкусу).

  Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.        Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

НОД «Посадка лука», «Посадка семян помидора».

 Практическая деятельность: посадка лука, помидоров, огурцов, перца, гороха, клевера, смеси трав, тагетиса. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Опыт – наблюдение за ростом гороха.        Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих  горошин.

Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Рассматривание при помощи микроскопа строения лука.

    Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Рассматривание   цветочных семян через лупу.        Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».        Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Дидактическая игра «Цветочный магазин».        Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Наблюдения: «Растут ли наши растения?». Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями.

III этап Обобщающий этап

Оформление картотеки: «Огород на подоконнике » (загадки, стихи, приметы, наблюдения.) Обработка и оформление материалов проекта.

Создание книги «Загадки с грядки».


(Приложение 2)

Конспект ООД по экологическому развитию «Береги природу»

Описание материала: Материал может быть использован при проведении открытых занятий по экологии в рамках проектов «Берегите природу» с детьми 5-6 летнего возраста. Занятие проходит в игровой форме, очень увлекательно и интересно. Будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. 
Задачи:
Образовательная:
Закрепить представление детей о лесе как месте обитания диких животных.
Закрепить понятие «дикие животные», умение различать и называть их жилища. 
Познакомить с понятием заповедник, охраняемыми животными Воронежского заповедника.
Развивающая: 
Развивать кругозор, связную речь, мышление, память.
Воспитательная:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Предварительная работа:
Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, диких животных.
Чтение произведений о жизни в лесу.
Загадывание загадок о диких животных.
Оборудование: мультимедийная установка, картинки с изображением диких животных, видеофильм «Улыбка природы», детский развивающий мультфильм «Тралик и Валик», картинки «Правила поведения в лесу», письмо от жителей заповедника, пазлы «Дикие животные», шишки, орехи, морковь, капуста,

Ход занятия

Дети входят в зал под красивую зимнюю мелодию.
-Какая красивая мелодия нас встречает, и не только мелодия, но ещё и много гостей. Поздоровайтесь с гостями. 
-Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? (зима, лес, деревья, солнце) 

- Как мы можем одним словом назвать то, что изображено на картине? (природа). 
- Какое время года изображено?
- Вам нравится эта картина? Чем нравится?
-Сравните погоду на картине с погодой на улице.
Дети вместе с воспитателем проговаривают стихотворение.
Солнышко, согрей теплом
Поделись своим добром.
Помоги нам всем учиться
У природы день за днем.

- Ребята, а кого можно встретить в лесу? Назовите зверей, которые живут в наших краях (лиса, заяц, белка, ёж, волк, олень, волк, кабан, лось)
- Но почему не видно ни одного зверя? (они нас испугались).
- Почему звери боятся людей? (ответы детей) 
-Есть недобрые люди, которые бывает жестокими по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни животные страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи просто ради развлечения.
- А где они могут спрятаться? (лиса в норе, белка в дупле, заяц в снегу, волк в логове, олень в зарослях, медведь в берлоге, ёж в норке)
-А вы хотели бы очутиться в этом чудесном лесу и встретиться со зверями? С какими? (воспитатель спрашивает индивидуально у детей, кого бы хотел встретить ребёнок).
Релаксация.
-Закройте глазки и представьте, что мы идем по лесу. Вокруг царит волшебная красота. Искрится белый пушистый снежок. Вся полянка наполнена светом сияющего солнца. Его лучи согревают нас, и дарят тепло всей земле. От этого нам становится приятно и легко. Нам навстречу идет Добрая фея, а вместе с ней ее друзья: зайчата, олени, лисички, белочки. Все они доверчиво подходят к нам. В их глазах теплится вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит(пауза). Откройте глазки. Скажите, что вы почувствовали? (ответы детей)
На экране появляются изображения диких животных: белки, оленя, лисы, зайца, волка.

 Назовите животных, которые появились в лесу? Расскажите о них.
- Как называют животных, которые живут в лесу (дикие).
- А почему я не вижу ежа, медведя? (зимой они спят). 
- Ребята, животные нуждаются в нашей заботе. Как мы можем им помочь?
Игра «Покорми животного»
Одна группа детей надевает маски животных, а другая группа из предложенных предметов выбирает корм для своего животного (орехи, шишки, морковь, сено….)
- Редкие животные и растения на нашей земле охраняются законом, так как их остается все меньше и меньше. Для них люди создали заповедники. О них вам расскажут герои фильма Тралик и Валик.
Дети садятся на стулья.
Просмотр мультфильма «Тралик и Валик»

- Что такое заповедник?
- В нашем Воронежском крае тоже есть заповедник. Хотите узнать, какие животные там живут?
- Для этого нужно потрудится, собрать пазлы.
Дети подходят к столам, собирают разрезные картинки с изображением бобра, кабана, белки, лисы, оленя.
- А теперь попробуйте нашим гостям изобразить животных, не называя их (одна группа жестами под музыку, другая группа словесно описать). Гости отгадывают животных.
После отгадывания на экране появляются фото животных.

Животные заповедника прислали нам письмо (воспитатель читает письмо, в письме просьба животных охранять природу, также в письме картинки «Правила поведения в лесу»). Дети рассматривают картинки и объясняют, какие правила нужно соблюдать в природе.
- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. 
- Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
Просмотр видеофильма «Улыбка природы»

Беседа по фильму:
- Кого встретили дети в лесу?
- Что произошло с Феей природы?
- Почему так произошло? Кто в этом виноват?
- Смогли дети помочь Фее природы? 
-Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали, как себя вести в лесу? (рассказать всем)
- А я предлагаю вам сделать плакат «Берегите лес!» Для этого вам необходимо будет взять рисунки, которые рассказывают о том, как себя нельзя вести в лесу и наклеить на плакат.
- Молодцы, наш плакат готов. 
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
А где мы можем его повесить? (в садике, в группе, возле леса)
- Правильно, и с помощью нашего плаката все узнают, что нельзя делать в лесу. Ребята, что особенно интересно вам было на занятии? А о чем бы вы хотели рассказать сегодня дома?


(Приложение 3)

Экологические сказки о растениях.

- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина

- Кто землю украшает А. Лопатина

Экологические сказки о воде

- История одной Капли

- Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Экологические сказки о мусоре

- Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка)

- Нет места мусору (Экологическая сказка)

Экологические сказки о грибах

- Благородный гриб М. Малышев

- Знакомство с грибами А. Лопатина

Экологические сказки о растениях

Почему у земли платье зеленое

А. Лопатина

Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.

— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.

— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?

На этот раз мама задумалась, а затем сказала:

— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.

— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

Мама снова долго думала,а потом спросила:

— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?

Девочка удивленно посмотрела на маму:

— Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?

— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.

Кто землю украшает

А. Лопатина

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры. У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них,спрашивают:

— Я ль на свете всех белее?

— Всех румяней?

— Голубее?

Первая полянка вся белая от ромашек.

На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости. А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок — для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков — для счастья. Красные улыбки гвоздичек — для радости. Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

Экологические сказки о воде

История одной Капли

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту.По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

Сила Дождя и Дружбы

(сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

— А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

— Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

Экологические сказки о мусоре

Зайчик и Медвежонок

Экологическая сказка

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования.Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

Нет места мусору

Экологическая сказка

Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем,что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.

Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.

Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: «Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор.Работа у них кипела«Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу.Увидела его она и говорит«Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»

Мусор был в ужасе.Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор,приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».

А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор, сложенный в мешки. Чистота сказала: «Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.

Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».

А Порядок продолжает: «И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.

Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.

Экологические сказки о грибах

Благородный гриб

М. Малышев

На уютной лесной поляне, усыпанной цветами, росли два гриба – белый и мухомор. Росли они так близко, что если б хотели, могли бы обмениваться рукопожатиями.

Как только ранние лучи солнца будили все растительное население полянки,гриб-мухомор всегда говорил своему соседу:

— Доброе утро, приятель.

Утро частенько выдавалось добрым, однако белый гриб никогда не отвечал на приветствия соседа. Так продолжалось изо дня в день. Но однажды на обычное мухоморово «доброе утро, приятель», белый гриб сказал:

— Как же ты, братец, навязчив!

— Я не навязчив, — скромно возразил мухомор. – Я только хотел с тобой подружиться.

— Ха-ха-ха, — засмеялся белый. – Да неужели ты думаешь, что я стану заводить с тобой дружбу!

— А почему бы и нет? – добродушно спросил мухомор.

— Да потому что ты – поганка, а я… а я – благородный гриб! Вас, мухоморов, никто не любит, потому что вы ядовиты, а мы, белые, съедобны и вкусны.Сам посуди: нас и мариновать, и сушить, и варить, и жарить можно, мы редко бываем червивые. Люди нас любят и ценят. А вас – почти не замечают, разве что ногой пнут. Верно?

— Верно, — печально вздохнул мухомор. – Но зато посмотри, какая у меня красивая шляпка! Яркая и веселая!

— Хм, шляпка. Кому нужна твоя шляпка. – И белый гриб отвернулся от соседа.

А в это время на полянку вышли грибники – маленькая девочка со своим отцом.

— Грибы! Грибы! – весело закричала девочка, увидев наших соседей.

— Верно, — сказал отец и добавил: да это белый гриб! Он срезал его под самый корешок и отправил в корзинку.

— А этот? – спросила девочка, указывая на мухомор.

— А этот оставим, он нам не нужен.

— Почему?

— Он ядовитый.

— Ядовитый! Значит, его нужно растоптать!

— Зачем же. Он полезный – злые мухи садятся на него и погибают. Белый гриб благородный, а мухомор – полезный. А потом, посмотри, какая у него красивая, яркая шляпка!

— Верно, — согласилась девочка. – Пусть стоит.

И мухомор остался стоять на цветастой полянке, радуя глаз своей ярко-красной в белую горошинку шляпкой…

Знакомство с грибами

А. Лопатина

В начале июля на целую неделю зарядили дожди. Анюта и Машенька приуныли. Они скучали без леса. Бабушка отпускала их погулять во дворе, но как только девочки промокали, тут же звала их домой. Кот Порфирий говорил,когда девочки звали его гулять:

— Что за охота мокнуть под дождем? Лучше я дома посижу, сказку сочиню.

— Я тоже считаю, что мягкий диван более подходящее место для котов, чем сырая трава, — поддакивал Андрейка.

Дедушка, возвращаясь из леса в мокром плаще, смеясь,говорил:

— Июльские дожди землю питают, урожай ей растить помогают. Не переживайте, скоро в лес за грибами пойдем.

Алиса, встряхиваясь так, что мокрая пыль летела во все стороны, рассказывала:

— Уже сыроежки полезли, а в осиннике два маленьких подосиновика выскочили в красных колпачках, по я их оставила, пусть подрастут.

Анюта и Машенька с нетерпением ждали, когда дедушка возьмет их с собой за грибами. Особенно после того, как он принес однажды целую корзинку молодых грибов. Вынув из корзинки крепенькие с серыми ножками и гладкими коричневыми шапочками грибки, он сказал девочкам:

— Ну-ка,отгадайте загадку:

В роще у березки повстречались тезки.

— Знаю, — воскликнула Анюта, — это подберезовики, они растут под березами, а подосиновики растут под осинками. Они похожи на подберезовики, но шляпки у них красные. Еще бывают боровики, они в борах растут, а сыроежки разноцветные везде растут.

— Да вы у нас грибную грамоту знаете! — удивился дедушка и, достав из корзины целый ворох желто-рыжих пластинчатых грибочков, сказал:

— Раз вам все грибы знакомы,помогите-ка мне найти нужное слово:

Золотистые…

Очень дружные сестрички,

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Девочки смущенно молчали.

Стишок этот о лисичках: они вырастают огромной семьей и в траве словно осенние листочки золотятся, — объяснил всезнающий Порфирий.

Анюта обиженно сказала:

— Дедушка, ведь мы только некоторые грибы изучали в школе. Учительница сказала нам, что среди грибов много ядовитых, их есть нельзя. Еще она сказала, что сейчас даже хорошими грибами можно отравиться, и лучше их вообще не собирать.

— Учительница вам правильно сказала, что ядовитые грибы есть нельзя и что сейчас многие хорошие грибы вредными для человека становятся. Заводы всякие отходы в атмосферу выбрасывают, вот и оседают разные вредные вещества в лесах, особенно возле городов больших, а грибы их впитывают. Но хороших грибов много! Нужно только с ними подружиться, тогда они сами к вам навстречу выбегут, когда вы в лес придете.

— Ой, какой замечательный грибок, крепкий, толстенький, в бархатной светло-коричневой шапочке! — воскликнула Машенька, сунув свой нос в корзинку.

— Это, Машенька, белый выскочил раньше времени. Обычно они в июле появляются.Про него говорят:

Вылез боровичок крепенький бочек,

Кто его увидит, всяк поклонится.

— Дедушка, почему боровичок называют белым, если у него коричневая шляпка? — спросила Машенька.

— У него мякоть белая, вкусная и душистая. У подосиновиков, например, мякоть синеет, если ее разрежешь, а у белых мякоть не темнеет ни при резке, ни при варке, ни при сушке. Гриб этот в народе издавна считают одним из питательнейших. Есть у меня знакомый профессор, он грибы изучает. Так вот он мне рассказывал, что в боровиках ученые нашли двадцать самых важных для человека аминокислот, а также множество витаминов и минеральных веществ. Недаром грибы эти называют лесным мясом, потому что белков в них даже больше, чем в мясе.

Дедушка, а учительница нам говорила, что в будущем люди все грибы на огородах будут выращивать и в магазине покупать, — сказала Анюта,а Мишенька добавила:

— Нам мама покупала грибы в магазине — белые шампиньоны и серые вешенки, очень вкусные. У вешенок шляпки на уши похожи, и они друг с другом срослись, словно один гриб получился.

— Ваша учительница права, да только лесные грибы дарят людям целебные свойства леса и его лучшие ароматы. Многие грибы человеку на огороде не вырастить: без деревьев и без леса они жить не могут. Грибница с деревьями, как неразлучные братья корешками сплелись и друг друга кормят. Да и ядовитых грибов не так много, просто люди в грибах не очень разбираются. Всякий гриб чем-нибудь полезен. Впрочем, пойдете в лес, грибы сами вам о себе все расскажут.

— А пока давайте я вам свою сказку про грибы расскажу, — предложил Порфирий, и все с радостью согласились.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

Экологическое воспитание сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связа...

Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов продуктивной деятельности" .

quot;В чем больше уверенности в движениях детской руки,тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия детского разума.А чем больше мастерства в детской руке, т...

Самообразование «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией оп...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья. Профориентация детей в ДОУ  начинается со знакомства с профессиями людей, которые работают в дошкольном учреждении, затем спектр профессий расширяется....

Мастер класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» 2022г

laquo;«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возрастапосредством разных видов деятельности»»...