ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
статья (младшая группа)
Экологическое воспитание сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связанные взаимодействием человека с окружающей средой, осознание угрозы экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК | 263.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Щепетильникова С. А.
ГБДОУ центрального района Радуга
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
По дорожке, по тропинке
Я в зелёный лес бегу
Я не трону паутинку
И ромашку не сорву
Экологическое воспитание сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связанные взаимодействием человека с окружающей средой, осознание угрозы экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики.
Система дошкольного образования предполагает полноценное воспитание и гармоничное развитие ребёнка по всем его направлениям. На этапе введения ФГОС ДО ключевой установкой дошкольного воспитания является поддержка разнообразия детства. Создание условий социальной ситуации, содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка, его всестороннего личностно-нравственного и познавательного развития.
Одним из приоритетных направлений остаётся формирование экологической культуры. Современные дошкольники оторваны от живой природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребенка и усложняет воспитательную практику. Поэтому в ходе экологического воспитания малышей надо применить все виды культурных практик:
наблюдение,
экспериментирование,
изобразительная деятельность,
речевая деятельность,
литературное творчество,
театрализованная и музыкальная деятельность.
Взаимодействие с природой это важный компонент экологического и эстетического развития ребенка. Но даже если у взрослых есть возможность вывозить ребенка на природу, то они не всегда верно организовывают деятельность детей, поддерживающую интерес к познанию и пробуждению эмоций. А ведь очень важно показывать красоту каждого листочка и цветка. Взрослые должны помочь ребенку испытать восторженные чувства при виде капелек росы, радуги в солнечный день и других природных явлений. Положительные эмоциональные переживания формируют основу экологического сознания ребенка.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс. Начинать экологическое воспитание необходимо с момента прихода детей в ясельную группу. Чтобы обеспечить успех этой работы, педагогам необходимо знать и понимать психофизиологические особенности детей этого возраста, а так же создать соответствующую развивающую среду. Для детей раннего возраста слова - это абстракция, за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ним. В возрасте двух - трех лет дети познают главные сенсорные свойства предметов и объектов, с которыми они постоянно взаимодействуют - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познают видимые составные части предметов и объектов, получают первоначальные представления о возможной деятельности с ними. . Что подтверждает известная всем китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
По СанПиН нельзя содержать в групповой комнате животных, птиц и поэтому для «погружения» детей в удивительное царство природы, используются макеты. С их помощью, мы вовлекаем детей в мир природы, способствуем формированию экологической культуры, становлению нравственных позиций личности. Будет целесообразным обустраивать кратковременные макеты вместе с детьми. Они появляются по обстоятельствам, но несут в себе образовательные и воспитательные цели, помогают детям учиться действовать вместе. Например: появилось в группе много игрушек-кошек, мы обустроили для них домик, попутно закрепив повадки и среду обитания, слепили мисочки для молока и сосиски. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в изготовлении их используем различные по фактуре, качеству, форме материалы. На основе готовых макетов проводить экологические игры-занятия, организовывать совместную и самостоятельную деятельность. В группе можно изготовить настольные и плоские настенные макеты, связанные с природой. Общеизвестны макеты с домашними и дикими животными. Экспозицию этих макетов продумать так, что они могут постоянно изменяться (смена времени года, времени суток, появление новых объектов). Таким образом, они будут востребованы у детей ежедневно. Малыши могут дополнять их деталями, например, слепить зернышки для курочек, приготовить чашку для воды, морковку для зайчика и т.д. А для развития обоняния и как ароматерапия, можно использовать эфирное масло с запахом ели. Для изучения морских обитателей можно придумать настенный макет "Море". Который будет нести в себе различные развивающие цели. С помощью тактильных контактов формируются представления детей о море, его обитателях, о рельефе морского дна. Дети с удовольствием обследуют различных по фактуре рыб, могут найти большую и маленькую ракушку, внимательно проследив глазками, найти жемчужину, и др. Помимо тактильных ощущений при изучении природных объектов, используется зрительный анализатор. Смотреть на воду полезно для нервной системы. В красивой банке под плотной крышкой сделать импровизированный аквариум. В нем водоросли, различные рыбы, ракушки. Огромный интерес у детей вызывает макет цветущего луга. Его обитатели насекомые, которые подобраны в соответствии с возрастом детей. Малыши с большим желанием и удовольствием играют с насекомыми, закрепляя при этом названия растений и других объектов. Дерево-яблоня из красных и желтых яблок так же способствует экологическому воспитанию. Кто внимательно присмотрится, сможет увидеть ползущую гусеницу, собирающую нектар бабочку, отдыхающую божью коровку, ползущего по земле червячка. Отражением сезонных изменений в природе является расположенное на стене дерево. Осенью дети украшают его разноцветными осенними листьями, зимой укутывают снегом (искусственный), весной появляются почки и цветы, летом дерево утопает в зелени.
В соответствии с новыми стандартами реализация образовательных задач предполагает проектирование условий социальной ситуации развития, при которых у детей формируется способность к целенаправленной познавательной деятельности, к позитивному восприятию окружающего мира, к саморазвитию личности. Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс. В группе есть необходимая развивающая среда, способствующая формированию основ экологического мировоззрения малышей. Уголок живой природы, где дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с характерными особенностями. Наблюдают, сравнивают, закрепляют знания об их строении. Формируется представление о комнатных растениях как о живых существах, появляется желание ухаживать за ними, любоваться. При этом развиваются первейшие трудовые навыки ухода за растениями, воспитывается бережное отношение ко всему живому. Малыши не просто лепят или рисуют, они готовят угощения для наших пернатых друзей.
В совместной деятельности с детьми- рассматривать и читать книги о природе и животных. Проводить беседы на темы: «Холодно ли птицам зимой?», «Как живут наши комнатные растения в выходной день» и т.п. Уголок «Песок и вода» предоставляет возможность знакомить маленьких детей с неживой природой. Здесь предполагается познавательно-исследовательская деятельность, дети экспериментируют, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и приобретают социальный опыт. Участвуя в играх-экспериментах с водой, дети узнают их свойства, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности. Обогащаются знания у детей о значение воды в природе, формируется понимание необходимости беречь воду. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе и психологическому благополучию. Поэтому в своей работе можно использовать различные дидактические игры типа «Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что ест» ; подвижные игры, например, «У медведя во бору», «Лохматый пёс»; строительные игры: «Построим домик для зайчика», «Строим домик через речку» и другие. Все это позволяет малышам закреплять знания о животном мире. Дети с удовольствием составляют животных из нескольких частей в единое целое, что способствует развитию не только познавательного интереса, но и совершенствованию ручной и пальцевой моторики. Через систему игровых ситуаций: «Что растёт на грядке», «Что нам осень принесла», «Фруктовый сад», «Вкусные ягоды» и другие, позволяет сформировать определённый уровень знаний у детей, развивающий умение уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на группы. Определённую ценность имеют современные развивающие игры - пособия «Домашние животные и птицы», где малыши увлечённо распознают детёнышей взрослых животных и птиц. У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам.
Применение различных видов деятельности по ознакомлению с животным миром стимулирует развитие речевых навыков детей, они быстрее запоминают потешки , стихи про животных, вырабатывают интонационную выразительность речи. На прогулке обращать внимание на красоту и неповторимость природы нашего края, на характерные особенности времён года , на сезонные явления природы. Знакомство с птицами, живущими в нашем городе - воробьями, синицами, снегирями, голубями позволяет формировать у малышей элементарные знания о птицах, их отличительных особенностях, строении частей тела.Побуждают в детях желание проявить заботу, покормить, бережно относиться к живым существам. У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт . Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадают листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о временах года - явлениях природы происходящих осенью, зимой ,летом и весной .Создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества. Привлечь детей к созданию поделок для выставки, например «Краски осени», «Лучший домик для птиц», «Корм для разных птиц». Через изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства, изображая красками — капли дождя, листопад, снежинки, солнышко. Из пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды рябины и т. д.
Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, стремиться организовывать тесное сотрудничество с родителями. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, развлечениях. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов определяет главную цель — организацию новой культурно-образовательной среды, где основной ценностью является личность ребёнка, развитие его способностей и позитивного отношения к окружающему миру . Ребенок получивший определенный багаж экологических знаний в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально активным человеком . Свою статью хочу закончить словами М.М.Пришвина «Природа-источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека не только взрослого, но и подрастающего. Именно в раннем возрасте необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии целисообразности ,единству, которые царят в ней.»
Список литературы: Белая К. Ю. Первые шаги. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2002 г Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве Москва, 2002. . Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2013 г. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста, Москва, ВЛАДОС, 2003 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности
Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...
презентация на тему:"Знакомство детей раннего возраста с разными видами рисования"
Знакомство детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования:пальчиками, ладошкой, губкой, жесткой кистью, печатками....
Развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушк...
Формирование познавательных и речевых умений у детей раннего возраста через разные виды игр
Игра - это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. С помощью игры происходит развитие познавательной, предметной и речевой деятельности ребенка....
Конспект ООД в младшей группе №1 на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через разные виды деятельности»
Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.Цель: развитие мелкой моторики через разные виды деятельн...
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через разные виды деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через разные виды деятельности...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности
Опыт работына тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»...