Статья на тему:«Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности».
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Данная статья будет полезна молодым специалистам, воспитателям и студентам педагогических колледжей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №112 Невского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию    познавательно - исследовательской деятельности».

                                                                   Составила: воспитатель

                                                                                Языкова Любовь Вячеславовна

Санкт-Петербург

2019

Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Оснащение детской лаборатории:

Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;

Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

Внешние (новизна, необычность объекта);

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный мотив (почему так);

Ситуация выбора.

последовательность детского экспериментирования

1.Проблемная ситуация. 2.Цели 3.Выдвижение гипотез.

4.Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

     Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, экспериментирование может быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

2. Совместная деятельность с детьми. Экспериментирование   осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).   

    Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах.

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).  

  Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей.

   Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

    Хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

Младший дошкольный возраст Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).5. Об эталоне «1 минута».6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая). I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).6. О человеке (мои помощники — глаза, нос, уши, рот и т.д.). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), форме (шарф — платок — косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое — шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовёт больше качеств и свойств?»).Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).5. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар). В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование, как одна из форм работы по оздоровлению детей дошкольного возраста

Работа будет полезна всем педагогам, кто занимается опытно - экспериментальной работой. Кто проводит эксперименты с объектами неживой природы. В данной работе взято во внимание 4 стихии: Земля, Воздух...

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

статья: Лэпбук как одна из форм работы по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР в условиях ФГОС

Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Как правило эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребен...

Статья "Организация совместных мероприятий с родителями как одна из форм работы в ДОУ и семьи"

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять др...

Презентация: "Лэпбук-инновационная форма работы по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Использование Лэпбука в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

СТАТЬЯ "ПРАЗДНИК – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Праздники – особая организационная форма работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Существуют традиционные и нетрадиционные виды праздников. Распространены следующие формы праздн...