Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
методическая разработка
Цель нашего мероприятия: расширить и закрепить знания о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Закрепить знания о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
- Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Деловая игра для воспитателей на тему:
«Что? Где? Почему?»
Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
Подготовила: Карасева О.Н.
Ведущий: Уважаемые коллеги, я вам предлагаю поиграть в деловую игру: «Что? Где? Почему?», чтобы закрепить наши знания по теме «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности» Слайд № 1.
Цель нашего мероприятия: расширить и закрепить знания о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Закрепить знания о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
- Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования. Слайд № 2.
Вводная часть.
Ведущий: Итак, Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?»
(ответы воспитателей) Слайд № 3.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Ход игры:
Ведущий: Работа с детьми разного возраста предполагает решение определенных задач. Для того, чтобы правильно выстроить свою деятельность педагогу необходимо хорошо ориентироваться в основных задачах и направлениях каждого возрастного этапа дошкольного детства. Сейчас я вам предлагаю определить, к какому возрасту относятся перечисленные задачи. На слайде представлены задачи и вы должны определить какие задачи относятся к младшему возрасту, какие к среднему, а какие к старшему возрасту.
младший возраст, Слайд № 4.
средний возраст, Слайд № 5.
старший дошкольный возраст Слайд № 6.
На решение данного задания воспитателям дается 3 минуты.
Ведущий: Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру и последовательность. Предлагаю вам выстроить последовательность детского экспериментирования.
На слайде представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза. Слайд 10.
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
(Следующий слайд 11 с правильным ответом):
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Ведущий: В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю?, что хочу узнать?, что получилось в результате?
Ведущий: Сейчас я вам предлагаю продумать примерную структуру занятия - экспериментирования. Слайд № 12.
На выполнение данного задания отводится 5 минут.
(На слайде № 13 правильная структура занятия-экспериментирования):
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Слайд 14
Ведущий: Следующее задание: перечислите виды экспериментов:
- с детьми младшего дошкольного возраста; (Вода, песок, камни, бумага, солнечный зайчик).
В младшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.
В старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с прогнозами. Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» - вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментальной - исследовательской деятельности.
На обдумывание ответов дается 3 минуты.
Слайд 15
Ведущий: Сейчас я с вами проведу блиц опрос. Каждому участнику будет предложено ответить на поставленный вопрос.
Вопросы:
- Назовите объекты наблюдений для детей 3-4 лет.
Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание.
- Девиз познавательного развития детей старшего возраста.
« Хочу все знать!»
- Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности опять возвращаются к предметам ближайшего окружения?
Они понимают, что все взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.
- Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет?
Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.
- Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет?
Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями.
- Новая форма познания у детей 4-5 лет?
Способны понимать слово воспитателя без наглядности.
- Чем ценно изречение на воротах Дельфийского храма: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»?
Познаешь себя – тогда легко поймёшь других.
- Назовите виды мотиваций познавательного развития.
Игровая мотивация – помогаем игрушкам решать их проблемы;
мотивация общения — в условиях помощи взрослому;
мотив личной заинтересованности.
- Назовите формы работы по развитию познавательной деятельности с детьми 6-7 лет.
Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий.
- Перечислите качественные характеристики отношения детей 6-7 лет к окружающему миру.
Познавательное, бережное, созидательное.
Ведущий: В заключении я предлагаю вам проверить свои знания в области проведения экспериментов.
Итак, эксперимент первый: «Разбегающиеся зубочистки» Слайд 16, 17.
Разбегающиеся зубочистки
Возьми миску с водой, кусок сахара,
шесть деревянных зубочисток, пипетку с
жидкостью для мытья посуды
- Расположи зубочистки по кругу в миске с водой.
- В центр круга положи кусочек сахара – зубочистки начнут приближаться к центру.
- Убери сахар и капни в центр несколько капель жидкости для мытья посуды – зубочистки разбегутся.
Сахар всасывает воду, создавая течение, несущее зубочистки к центру. Мыло ослабляет натяжение поверхности воды, в результате мыльная плёнка расширяется, заставляя зубочистки разбегаться.
Эксперимент второй: «Могучая скорлупа» Слайд 18, 19.
Для этого эксперимента потребуются: скорлупа яиц, изолента, ножницы, жестяные банки: Обернем изоленту вокруг половину яичной скорлупы; ножницами отрежем излишки скорлупы, чтобы были ровными; положим четыре половинки куполом вверх, чтобы они составили квадрат; осторожно кладем сверху банку, затем еще одну и еще, пока скорлупа не лопнет. Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы в куполообразной форме скорлупы.
Эксперимент третий «Секретное письмо» Слайд 20
Эксперимент третий «Секретное письмо»: то есть, с помощью молока, лимона, крахмала, соды, парафина (Симпати́ческие (невидимые) черни́ла - чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определённых условиях (нагрев, освещение, химический проявитель и т. д.) можно написать «секретное письмо», а чтобы его прочитать, необходимо провести соответствующие опыты.
- Опыт с молоком. Налить немного молока в тарелочку, взять ватную палочку и написать на листочке свое имя. Листочек оставить на столе сохнуть. Затем включить и нагреть утюг и прогладить утюгом листок. И можно будет увидеть, как проявится надпись.
- Опыт с содой. Взять ложку соды и смешать её с водой. Полученным раствором написать ватной палочкой на листочке своё имя и оставить листочек на столе до полного высыхания. Затем включить и нагреть утюг и прогладить утюгом листок. И можно будет увидеть, как проявится надпись.
- Опыт с крахмалом. Взять ложку крахмала, смешать её с водой и написать своё имя на листочке ватной палочкой полученным раствором. И оставить листочек на столе сохнуть. Затем взять чашку с водой, капнуть туда несколько капель йода, взять губку и провести этим раствором по листочку и можно будет увидеть надписи.
- Опыт с парафином (воском). Взять кусочек парафина и написать на листке бумаги любой текст. Затем берем широкую кисть и обмакиваем ее в акварельную краску или гуашь и покрываем лист бумаги крупными мазками. И в результате чего, можно будет увидеть, как проявится надпись.
- Опыт с лимоном. Взять половинку лимона и выжать из него сок в специальную тарелочку. Затем ватной палочкой и пишут на белом листочке любое слово или свое имя. И дать листочку высохнуть. Затем зажечь свечку и подержать листочек над пламенем свечи и можно будет увидеть, как проявится надпись.
Слайд 21
- Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Хочу все знать!» - девиз познавательной деятельности дошкольников
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Задачи экспериментальной деятельности: активное использование опыта игровой и практической деятельности детей; группировка объектов по функциональным признакам; классификация объектов и предметов по видовым признакам.
Внимание, правильный ответ! Средний дошкольный возраст
Задачи экспериментальной деятельности: сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию; сравнивать схожие по внешнему виду предметы; учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений; активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Внимание, правильный ответ! Младший дошкольный возраст
Задачи экспериментальной деятельности: активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности; классификация на основе сравнения.
Внимание, правильный ответ! Старший дошкольный возраст
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования выдвижение гипотезы проверка предположения целеполагание проблемная ситуация формулировка вывода новая гипотеза
Внимание, правильный ответ! выдвижение гипотезы проверка предположения целеполагание проблемная ситуация формулировка вывода новая гипотеза
Задание: выстроить последовательность структуры занятия - экспериментирования Постановка исследовательской задачи. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования . Выбор оборудования. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования.
Внимание, правильный ответ! Постановка исследовательской задачи. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования .
Задание: перечислите виды экспериментов: с детьми младшего дошкольного возраста; с детьми старшего дошкольного возраста.
Блиц опрос
Эксперимент первый
«Разбегающиеся зубочистки» Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.
Эксперимент второй
«Могучая скорлупа» Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.
Эксперимент третий Чем можно написать «секретное письмо»?
Благодарим за сотрудничество! Желаем удачного дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Необходимо соблюдатьс...
Папка-передвижка для родителей. Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Представлена папка- передвижка с разработкой проблемных зад...
Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
Деловая игра "Что? Где? Почему?" позволит ст.воспитателю включить в семинар или другую форму работыс педагогами некую интересную нотку (теория и практика)....
Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать ...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Деловая игра "Организация эксперементирования с детьми дошкольного возраста".
Деловая игра для педагогов для совершенствования знаний по организации эследовательно- эксперементальной деятельности в ДОУ. В ходе игры педагоги проявят свои знания и умения на практике в эксперемент...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Деловая игра для воспитателей на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМДеловая игра для воспитателей на тему:«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»...