Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
методическая разработка

Цель нашего мероприятия: расширить и закрепить знания о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Закрепить знания о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Деловая игра для воспитателей на тему:

«Что? Где? Почему?»

Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности

Подготовила: Карасева О.Н.

Ведущий: Уважаемые коллеги, я вам предлагаю поиграть в деловую игру: «Что? Где? Почему?», чтобы закрепить наши знания по теме «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности» Слайд № 1.

Цель нашего мероприятия: расширить и закрепить знания о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Закрепить знания о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования. Слайд № 2.

Вводная часть.

Ведущий:  Итак, Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?»  

(ответы воспитателей) Слайд № 3.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Ход игры:

Ведущий: Работа с детьми разного возраста предполагает решение определенных задач. Для того, чтобы правильно выстроить свою деятельность педагогу необходимо хорошо ориентироваться в основных задачах и направлениях каждого возрастного этапа дошкольного детства. Сейчас я вам предлагаю определить, к какому возрасту относятся перечисленные задачи. На слайде представлены задачи и вы должны определить какие задачи относятся к младшему возрасту, какие к среднему, а какие к старшему возрасту.

младший возраст, Слайд № 4.

средний возраст, Слайд № 5.

старший дошкольный возраст Слайд № 6.

На решение данного задания воспитателям дается 3 минуты.

Ведущий: Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру и последовательность. Предлагаю вам выстроить последовательность детского экспериментирования.

На слайде представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза. Слайд 10.

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

(Следующий слайд 11 с правильным ответом):

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Ведущий: В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю?, что хочу узнать?, что получилось в результате?

Ведущий: Сейчас я вам предлагаю продумать примерную структуру занятия  - экспериментирования. Слайд № 12.

На выполнение данного задания отводится 5 минут.

(На слайде № 13 правильная структура занятия-экспериментирования):

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд 14

Ведущий: Следующее задание: перечислите виды экспериментов:

  • с детьми младшего дошкольного возраста; (Вода, песок, камни, бумага, солнечный зайчик).

В младшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.

В старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с прогнозами. Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» - вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментальной - исследовательской деятельности.

На обдумывание ответов дается 3 минуты.

Слайд 15

Ведущий: Сейчас я с вами проведу блиц опрос. Каждому участнику будет предложено ответить на поставленный вопрос.

Вопросы:

  1. Назовите объекты наблюдений для детей 3-4 лет.

Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание.

  1. Девиз познавательного развития детей старшего возраста.

« Хочу все знать!»

  1. Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности опять возвращаются к предметам ближайшего окружения?

Они понимают, что все взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.

  1. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет?

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

  1. Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет?

Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями.

  1. Новая форма познания у детей 4-5 лет?

Способны понимать слово воспитателя без наглядности.

  1. Чем ценно изречение на воротах Дельфийского храма: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»?

Познаешь себя – тогда легко поймёшь других.

  1. Назовите виды мотиваций познавательного развития.

Игровая мотивация – помогаем игрушкам решать их проблемы;

мотивация общения — в условиях помощи взрослому;

мотив личной заинтересованности.

  1. Назовите формы работы по развитию познавательной деятельности с детьми 6-7 лет.

Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий.

  1.  Перечислите качественные характеристики отношения детей 6-7 лет к окружающему миру.

Познавательное, бережное, созидательное.

Ведущий: В заключении я предлагаю вам проверить свои знания в области проведения экспериментов.

Итак, эксперимент первый: «Разбегающиеся зубочистки» Слайд 16, 17.

Разбегающиеся зубочистки

      Возьми  миску с водой, кусок сахара,  

      шесть деревянных зубочисток, пипетку с  

      жидкостью для мытья посуды

  1. Расположи зубочистки по кругу в миске с водой.
  2. В центр круга положи кусочек сахара – зубочистки начнут приближаться к центру.
  3. Убери сахар и капни в центр несколько капель жидкости для мытья посуды – зубочистки разбегутся.

Сахар всасывает воду, создавая течение, несущее зубочистки к центру. Мыло ослабляет натяжение поверхности воды, в результате мыльная плёнка расширяется, заставляя зубочистки разбегаться.

Эксперимент второй: «Могучая скорлупа» Слайд 18, 19.

Для этого эксперимента потребуются: скорлупа яиц, изолента, ножницы, жестяные банки: Обернем изоленту вокруг половину яичной скорлупы; ножницами отрежем излишки скорлупы, чтобы были ровными; положим четыре половинки куполом вверх, чтобы они составили квадрат; осторожно кладем сверху банку, затем еще одну и еще, пока скорлупа не лопнет. Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы в куполообразной форме скорлупы.

Эксперимент третий «Секретное письмо» Слайд 20

Эксперимент третий «Секретное письмо»: то есть, с помощью молока, лимона, крахмала, соды, парафина (Симпати́ческие (невидимые) черни́ла - чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определённых условиях (нагрев, освещение, химический проявитель и т. д.) можно написать «секретное письмо», а чтобы его прочитать, необходимо провести соответствующие  опыты.

  • Опыт с молоком. Налить немного молока в тарелочку, взять ватную палочку и написать на листочке свое имя. Листочек оставить на столе сохнуть. Затем включить и нагреть утюг и прогладить утюгом листок. И можно будет увидеть, как проявится надпись.
  • Опыт с содой.  Взять ложку соды и смешать её с водой. Полученным раствором написать ватной палочкой на листочке своё имя и оставить листочек на столе до полного высыхания. Затем включить и нагреть утюг и прогладить утюгом листок. И можно будет увидеть, как проявится надпись.
  • Опыт с крахмалом.  Взять ложку крахмала, смешать её с водой и написать своё имя на листочке ватной палочкой полученным  раствором. И оставить листочек на столе сохнуть. Затем взять чашку с водой, капнуть туда несколько капель йода, взять губку и провести этим раствором по листочку и можно будет увидеть надписи.
  • Опыт с парафином (воском). Взять кусочек парафина и написать на листке бумаги любой текст. Затем берем широкую кисть и обмакиваем ее в акварельную краску или гуашь и покрываем лист бумаги крупными мазками. И в результате чего, можно будет увидеть, как проявится надпись.
  •  Опыт с лимоном. Взять половинку лимона и  выжать из него сок в специальную тарелочку. Затем ватной палочкой и  пишут на белом листочке любое слово или свое имя. И дать листочку высохнуть. Затем зажечь свечку и подержать листочек над пламенем свечи и можно будет увидеть, как проявится надпись.

Слайд 21

  • Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМУ?»

Слайд 2

«Хочу все знать!» - девиз познавательной деятельности дошкольников

Слайд 3

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

Слайд 4

Задачи экспериментальной деятельности: активное использование опыта игровой и практической деятельности детей; группировка объектов по функциональным признакам; классификация объектов и предметов по видовым признакам.

Слайд 5

Внимание, правильный ответ! Средний дошкольный возраст

Слайд 6

Задачи экспериментальной деятельности: сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию; сравнивать схожие по внешнему виду предметы; учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений; активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Слайд 7

Внимание, правильный ответ! Младший дошкольный возраст

Слайд 8

Задачи экспериментальной деятельности: активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности; классификация на основе сравнения.

Слайд 9

Внимание, правильный ответ! Старший дошкольный возраст

Слайд 10

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования выдвижение гипотезы проверка предположения целеполагание проблемная ситуация формулировка вывода новая гипотеза

Слайд 11

Внимание, правильный ответ! выдвижение гипотезы проверка предположения целеполагание проблемная ситуация формулировка вывода новая гипотеза

Слайд 12

Задание: выстроить последовательность структуры занятия - экспериментирования Постановка исследовательской задачи. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования . Выбор оборудования. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования.

Слайд 13

Внимание, правильный ответ! Постановка исследовательской задачи. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования .

Слайд 14

Задание: перечислите виды экспериментов: с детьми младшего дошкольного возраста; с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд 15

Блиц опрос

Слайд 16

Эксперимент первый

Слайд 17

«Разбегающиеся зубочистки» Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Слайд 18

Эксперимент второй

Слайд 19

«Могучая скорлупа» Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Слайд 20

Эксперимент третий Чем можно написать «секретное письмо»?

Слайд 21

Благодарим за сотрудничество! Желаем удачного дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Необходимо соблюдатьс...

Папка-передвижка для родителей. Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей.  Представлена папка- передвижка с разработкой проблемных зад...

Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности

Деловая игра "Что? Где? Почему?" позволит ст.воспитателю включить в семинар или другую форму работыс педагогами некую интересную нотку (теория и практика)....

Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать ...

Деловая игра "Организация эксперементирования с детьми дошкольного возраста".

Деловая игра для педагогов для совершенствования знаний по организации эследовательно- эксперементальной деятельности в ДОУ. В ходе игры педагоги проявят свои знания и умения на практике в эксперемент...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Деловая игра для воспитателей на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМДеловая игра для воспитателей на тему:«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»...