КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОСКА»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей. Существует необходимость получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы. Содержание образовательной деятельности представлено природными ценностями (злаковые культуры) родного края.
Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам. донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Необходимо обратить внимание детей, на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, педагоги воспитывают в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т.к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Отношение к хлебу – показатель культуры людей, воспитанности, патриотизма. Важно сформировать представления о ценности хлеба.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОСКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Познавательное развитие
Выполнила: | Колесникова Светлана Владимировна воспитатель МДОБУ «Детский сад «Калинка» с.Ветлянка |
Руководитель: | Шавшаева Людмила Юрьевна к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии |
Оренбург 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4 |
III. | Список литературы | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей. Существует необходимость получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы. Содержание образовательной деятельности представлено природными ценностями (злаковые культуры) родного края.
Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам. донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Необходимо обратить внимание детей, на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, педагоги воспитывают в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т.к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Отношение к хлебу – показатель культуры людей, воспитанности, патриотизма. Важно сформировать представления о ценности хлеба.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |||
2. | Вид деятельности детей | Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность. | |||
| |||||
1. | Тема образовательной деятельности | Путешествие колоска | |||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесные: -использование фольклорных материалов (пословицы и загадки о хлебе); -рассказ педагога «Откуда к нам хлеб пришел»; -беседа «Какой колос можно вырастить из зерна для белой муки (для черной); - чтение стихотворений В.Воронько С. Погореловский Д.Тихомирова «Два колоска»; -Составить рассказ с использованием моделей. Наглядные: -демонстрация (мульти-медиа, обеспечивающее сопровождение познавательной деятельности детей «Откуда к нам хлеб пришёл» - рассматривание репродукций; -сравнение колосьев ржи, пшеницы, овса; - рассматривание колоска и соломинок, пустого колоска. Практические: -моделирование (рассказ с использованием моделей) «Выращивание зерна»; -дидактические игры; -«путешествие на ковре-самолете» ; - физминутка «Колоски растут» Метод наглядного моделирования ( уточнение значения каждого звена в цепочке) | |||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов интеллектуального развития детей, любознательности(технология выращивания хлеба в старину и сейчас), бережного отношения к природным богатствам. на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (стихотворения о хлебе). В процессе знакомства детей с новыми понятиями (серп, бороны, комбайны) зерновых (овёс, рожь, пшеница), техники(плуг, бороны, каменный серп), профессий (тракторист, комбайнеры, пекари), пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом. Физическое: физминутка «Колоски растут»- для снятия физического переутомления. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование уважительного отношения к хлеборобам и хлебу, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. | |||
4. | Возрастная группа: | Подготовительная группа 6-7 лет | |||
5. | Цель: | Развивать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с элементарными представлениями детей о злаковых культурах. | |||
6. | Задачи: | ||||
6.1 | Формировать представления о выращивании хлеба с использованием современных технологий и в старину. | ||||
6.2 | Развивать познавательную активность в процессе различения растений по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен) | ||||
6.3 | Формировать навыки изучения злаковых культур, из которых выпекают белый и черный хлеб. | ||||
6.4 | Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда. | ||||
7. | Планируемые результаты: | ||||
7.1 | Устойчивый интерес к процессу выращивания хлеба, владение информацией о злаковых культурах. | ||||
7.2 | Испытывает потребность получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас. Способен самостоятельно понять что хлеб – это итог большой работы многих людей . | ||||
7.3 | Интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; | ||||
7.4 | Ценностное и бережное отношение к хлебу и людям, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труд, которые выращивали хлеб. | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Колосья зерновых культур (рожь, овес, пшеница), модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации в виде мульти-медиа (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур раньше и теперь), игровые персонажи(мышата Круть и Верть), системный оператор, модель «Машина времени». | |||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение украинской народной сказки «Колосок», экскурсия на машдвор и мехзавод СПК , рассматривание иллюстраций и репродукций, придумывание нового продолжения сказки. | |||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | |||||
I. | Вводная часть | 2 мин | |||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Дети слушают стихотворение «Воспоминанье о былом» | Дети размещаются сидят на стульчиках | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Предложить детям подумать о чем оно и подумать с детьми над выражениями «ворошим», «черствый хлеб» и «черствый человек» Уточнить с детьми, как обходились без хлеба в прошлом. | |||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Освоить технику выращивания хлеба в старину и как выращивают хлеб сейчас. Новые знания о злаковых культурах. | |||
II. | Основная часть: | 25 мин | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Обращение к опыту детей. Вспомнить пословицы о хлебе, разгадывание загадок о хлебе. К детям приходят мышата из украинской народной сказки «Колосок». | |||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дети размышляют над пословицей «Кто не работает, тот не ест». Дети вспомнают, что означает словосочетание «хлебное поле» Обсуждение сходства и различия пустого колоска и соломинки. Размышление над тем ,из какого колоска можно испечь хлеб (из пустого или соломинки) Показ мульти-медиа (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур раньше и теперь)- «Как наши предки выращивали хлеб и как выращивают сейчас». Дети рассматривают и сравнивают колосья пшеницы, ржи, овса. Использование системного оператора: система- колос; подсистема – соломинка, зерно, усики – метелки. Дети на ковре-самолете отправляются в старинную деревню. Предложить детям послушать стихотворение Д. Тихомирова «Два колоска» | Перемещение к монитору для просмотра мульти-медиа Рассматривание пустого колоска и соломинки. | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Продолжить с детьми составлять рассказы с использованием схем. | Индивидуальная работа по составлению рассказа, используя модели. | ||
III. | Заключительная часть | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Обсудить с детьми процесс и результаты деятельности по выращиванию хлеба в старину и в настоящее время, отметить, какие знания помогли эти материалы создать, сравнить злаковые культуры, особенности. Поразмышлять над тем, как эти знания могут быть использованы каждым ребенком. Мы познакомились с разными технологиями выращивания хлеба в старину и в настоящее время. Мы научились различать злаковые культуры (пшеницу, рожь, овёс). Познакомила нас с разными технологиями выращивания хлеба - видео презентация. Мы научились различать злаковые культуры(пшеницу, овёс и рожь), рассмотрев их. У нас не получилось Почему? Как это исправить? | |||
IV. | Дальнейшая разработка темы | ||||
4.1 | Оформление книги рецептов. | Оформить книгу рецептов «Бабушкины рецепты»-дети вместе с родителями оформляют рецепт кондитерского изделия и приносят угощение на праздник пожилого человека на чаепитие. | Выполняется в семье . | ||
4.2 | Оформление коллажа | Коллаж «Мы любим кондитерские рецепты» - дети с помощью родителей пекут разные кондитерские изделия и делают фото. | Выполняется в семье . | ||
4.3 | Организация выставки работ | Составить альбом на основании детских работ. Подготовка детей к проведению экскурсии для детей и взрослых. | Обеспечивается участие каждого ребенка в дизайнерской деятельности (оформление альбома); самореализация в роли экскурсовода (представлении только собственной работы)). | ||
4.4 | Экскурсия в зернохранилище и на мехток. | Экскурсия в зернохранилище и на мехток - дети рассматривают комбайны и зерно в зернохранилище, определяют, какая это злаковая культура. | Реализуются 3 этапа экскурсионной деятельности детей: «до экскурсии», «на экскурсии», «после экскурсии» | ||
4.5 | Исследовательская работа | Познавательно-исследовательская работа «Маленькие пекари», дети самостоятельно лепят из теста плюшки. | Выполняется в саду | ||
4.6 | Изготовление злаковых культур. | Разработка эскизов и изготовление поделок в соответствии с созданными эскизами, составление описательного рассказа по готовой поделке (подготовка к презентации на выставке). | Индивидуальная работа детей под косвенным руководством педагога | ||
4.7 | Виртуальная экскурсия «Везде ли хлеб одинаковый?» | Организовать виртуальную экскурсию «Везде ли хлеб одинаковый?» с помощью презентации. | Реализуются 3 этапа экскурсионной деятельности детей: «до экскурсии», «на экскурсии», «после экскурсии» |
Литература
1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.
2.Добро пожаловать в экологию! / Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Авт.сост.- О.А.Воронкевич-– СПб.: Детство-Пресс, 2014.
3.Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / авт.-сост. З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А.Серова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект образовательной деятельности тема: «Путешествие осеннего листочка» вторая младшая группа
Формирование у детей интерес к окружающему миру, родной природе Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, становится холодно, солнце греет слабо, ду...
Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие на лесную полянку »
Занятие в старшей группе по образовательной области "Познание"...
Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну полезных продуктов», по программе «Разговор о правильном питании»
Цель: сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья по средствам формирования у старших дошкольников умений работать в паре через сплочени...
Конспект образовательной деятельности тема "Путешествие в осень".
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по "Речевому развитию"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/03/picture-928340-1496512132.jpg)
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Путешествие в страну Здоровья» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (Познавательное развитие)
Интегрированное занятие на тему здоровья для детей среднего возраста ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/03/picture-928340-1496512132.jpg)
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Путешествие со Снеговиком Морковкиным» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (Познавательное развитие)
Интегрированное занятие на тему Зима для детей среднего возраста ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-1177809-1670761052.jpg)
конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие по дружной стране» образовательная область познание
Тема: «Путешествие по дружной стране»Задачи: Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная.Расширять представление о народах России. Воспитывать любовь и ...