Исследовательско – творческий проект «Вода-водица»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsaritsa-voditsa_1.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Царица-водица»
Пояснительная записка
- Актуальность
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам. А ребенок по своей природе - исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжении всего периода дошкольного детства.
Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения. Практика убедительно показывает, что экспериментальная деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, речь.
Таким образом, актуальность определяется:
Во-первых, возрастными психофизиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. По мнению психологов, это время наиболее благоприятное для развития познавательных и творческих способностей.
Во-вторых, практической необходимостью, желанием детей экспериментировать.
Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна. Наших детей увлекла тема «Свойства самого удивительного вещества на земле – воды».
Проблема: поиск эффективных средств развития личности дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность с активным участием родителей воспитанников.
Реализация проекта через образовательную область: «Познавательное развитие»
Вид проекта: исследовательско-творческий
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
2. Цель и задачи проекта
Цель: оптимизация работы по развитию познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности как важного направления развития личности дошкольника.
Задачи:
для детей:
- Формировать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста.
- Уточнить и расширить знания детей о воде как драгоценном даре природы, свойствах воды.
- Развивать познавательно-исследовательские способности детей в процессе разрешения моделируемых проблемных ситуации.
- Развивать кругозор, познавательную активность, грамотную доказательную речь, творческие способности.
- Воспитывать у детей бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
для педагогов:
1. Формирование мотивационной готовности педагогов к внедрению новых форм, видов и содержания деятельности в соответствии с ФГОС ДО
2. Создать условия для успешной организации познавательно-исследовательской деятельности.
для родителей:
- Повысить уровень педагогической компетентности в вопросах познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности
- Активизировать детско-родительские отношения при проведении экспериментальной и проектной деятельности.
3. Ожидаемый результат реализации проекта
1. В группе:
- совершенствование предметно-развивающей среды по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности по теме проекта;
- обогащение содержания экологического воспитания;
2. В образе старшего дошкольника:
- в познавательном развитии: освоение доступных знаний о свойствах воды и ее важной роли, развитие интеллектуальных, творческих способностей;
- в социально-коммуникативном развитии: способность к самореализации, приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со сверстниками и взрослыми в процессе экспериментальной деятельности.
- Во взаимодействии с родителями:
- активное сотрудничество, помощь.
4. Условия выполнения проекта
1. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
2. Обеспечение разнообразия материала и условий для проведения исследовательской и экспериментальной деятельности детей.
3. Достаточно хороший уровень психологической, интеллектуальной, познавательной подготовки педагогов.
4. Планирование непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной деятельности в тесной взаимосвязи с другими направлениями образовательного процесса.
5. Требования к уровню подготовки воспитанников
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного развития воспитанников. Диагностическое обследование
Дети должны знать:
- Знать о назначении воды в жизни растений, животных, человека.
- Иметь представление о свойствах воды.
- Знать правила поведения в природе, в «Центре экспериментирования».
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Иметь элементарные представления об охране природы.
6. Педагогические принципы проекта
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Научность. Одним из важных принципов является ее научность, основанной на достоверных сведениях.
- Системность. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка по познавательному направлению в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Интеграция. Принцип интеграции строится с учетом ознакомления с свойствами воды и важном назначении в жизни человека.
7.Этапы внедрения проекта
Работа по созданию и внедрению проекта предполагает выделение следующих этапов:
- 1 этап – подготовительный. Сбор информации. Разработка проекта. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- 2 этап – практический. Внедрение проекта. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. Текущий мониторинг выполнения задач.
- 3 этап – заключительный. Презентация опыта. Итоговый анализ реализации проекта, итоговый мониторинг.
Содержание работы над проектом по этапам представлено в таблице 1. Работа осуществляется на основе разработанного перспективного планирования, которое представлено в таблице 2. Конспекты - в таблице 3
8. Механизм сопровождения проекта
1. Планирование и подготовка
- Изучение методической литературы.
- План работы.
2. Методическое сопровождение
- Участие в работе педагогического коллектива (педагогический совет, консультации, семинары-практикумы).
- Самообразование.
- Проведение открытых мероприятий.
3. Мероприятия поддержки
- Взаимодействие с семьей.
4. Итоговый анализ
- Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках проекта.
9. Материально-техническое сопровождение
- дидактические и наглядные пособия;
- модели и схемы;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- детская лаборатория.
Библиографический список
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М. 2013
- Исакова Н.В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» С-Пб, «Детство – ПРЕСС», 2012
Таблица 1
Содержание работы над проектом по этапам
Содержание | Участники | Сроки | Результат |
1 этап – подготовительный | |||
1. Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации в рамках исследуемой темы. 2. Разработка проекта. Составление перспективного плана работы. 3. Блиц-опрос (родители, дети). | Ст. воспитатель Воспитатели Воспитатели Ст. воспитатель воспитатели, родители, дети | сентябрь 2019г. октябрь 2019г. сентябрь 2019г. | Изучение позитивного опыта работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности. Создание проекта Выявление интереса к изучаемому вопросу |
2 этап – практический | |||
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2.Практическая деятельность по реализации проекта. 3.Организация работы по созданию мини-музея 4. Текущий мониторинг выполнения задач. 5.Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы в данном направлении в рамках «Недели педагогического мастерства». 6.Проведения консультации 7.Организация открытого мероприятия для родителей | Ст. воспитатель, воспитатели, родители Воспитатели, дети Воспитатели, родители, дети Воспитатели Воспитатели Ст. воспитатель воспитатели, родители Воспитатели, родители, дети | в течение 2019-2020уч. г. | Пополнение атрибутами, пособиями, играми и т.д. Проведение совместных мероприятий. Продукт детской деятельности: альбом «Домашняя лаборатория» Первые книжки-малышки Создание мини-музея «Вода-водица» Пакет документов. Аналитическая справка. Открытое мероприятие. Интеллектуальная игра «Счастливый случай» |
3 этап – заключительный | |||
1.Участие на педагогическом совете 2. Обобщение опыта
| Ст. воспитатель Воспитатели Воспитатели Ст. воспитатель | апрель 2020г. апрель 2020г. апрель 2020г. | Мультимедийная презентация реализации задач проекта. Аналитическая справка по результатам (сравнение полученных результатов с прогнозируемыми) Анализ, обобщение. |
Таблица 2
Перспективный план реализации проекта
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей |
Игровая | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическая культура» | Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде», «Хорошо-плохо». Игровые упражнения: «Капелька», «Дорисуй снежинку», «След в след». Имитация движений «Полет снежинки» Игры с водой. КВН «Вечная слава воде!» |
Познавательно – исследовательская | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Наблюдения за снежинками «Удивительные формы» Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей). Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды». НОД «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду» Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Иней», «Превращение в воду». НОД «Поможем воде стать чистой» Опыт: «Очистка грязной воды». НОД «Вода – наше богатство, «Ручейки и озера» НОД «Кто живет в реке» (с элементами театрализации) Вечер загадок. |
Коммуникативная | «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» | Беседы: «Где живут капельки?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», Дискуссия «Зачем человеку вода?», «Что растет в воде?», «Мы приносим пользу» Рассматривание картины «Волшебница вода», «Зимний лес» |
Двигательная | «Физическое развитие» «Речевое развитие» | Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки» Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», «Вода, водица» Пальчиковая гимнастика «Снеговик», |
Восприятие художественной литературы | «Речевое развитие» | Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». М. Перина «Живая вода» Т. Новицкая «Белый снег пушистый» |
Конструирование Изобразительная Музыкальная | «Художественно-эстетическое развитие» | Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Зимние узоры на окне» Рисование «Круговорот, как я его понимаю» Прослушивание записи шума водопада, ручья. |
Таблица 3
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Цель: воспитание интереса к совместной деятельности, демонстрация знаний про воду и ее значение.
Оборудование: картинки, ТСО, бочонок с заданиями.
Ход игры:
Ведущий: - Сегодня у нас пройдет веселая увлекательная игра «Счастливый случай» под девизом: «Награды лучшим, улыбки всем!»
- В нашей игре участвуют семейные команды….
- Наше жюри….
- На игру «Счастливый случай» пришел корреспондент (ребенок)…..
Вопросы для 1 команды:
- Озеро, река, море, океан – это ….
- Кто выловил золотую рыбку?
- Наши лучшие друзья – солнце, воздух и ….
- Зачем вода человеку?
- Откуда мы с вами берем воду?
- Кто загрязняет водоемы?
- Какая вода в реке?
- Твердое состояние воды – это…
- Назови реки, протекающие в нашем городе.
- Из каких слов образовано слово «водопад»?
- Что на глобусе обозначено голубым, синим цветом?
- Без воды нет жизни?
Вопросы для 2 команды:
- Она берет начало с ручейка?
- Кто в речке поймал щуку?
- Чистый воздух и вода – богатство нашей страны и залог …
- Кто не может прожить без воды?
- Где больше всего воды?
- Какая вода в роднике?
- Газообразное состояние воды - …
- Назови озера вблизи города Каменска-Уральского.
- Из каких слов образовано слово «водохранилище»?
- Зачем вода растениям?
- Что на глобусе обозначено белым цветом?
- Нужно ли экономить воду?
Ведущий: - Самый удивительный, самый таинственный гейм «Темная лошадка»
Вам предстоит встреча с загадочной гостей.
Узнать ее вам поможет загадка:
Ох! Ох! Ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда – куда?»
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично все кончается.
Все на место возвращается.
Все виновную прощают,
Сладким чаем угощают. (Федора)
Федора: - Здравствуйте, я уже поняла к чему приводит лень и неряшливость. Теперь я дружу с водой. Намываю все чисто, чисто. Посмотрите на меня, я не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. Знаю, что любите вы отгадывать загадки, читать сказки, играть. Я к вам в гости пришла не с пустыми руками. Принесла я бочонок, но не с водой, а с заданиями.
Федора предлагает по очереди доставать из бочонка задания. Задание: узнать сказку и объяснить значение воды для героев.
Команды предлагают друг другу задание (домашняя заготовка): восстановить загадку про воду и отгадать.
- Шел долговяз ….. (в землю увяз).
- Течет, течет – не вытечет, бежит…. (бежит, бежит, не выбежит).
- Кругом вода …. (а с питьем беда).
- Что в руках не удержишь… (в решете не унесешь).
- Бел, да не сахар… (ног нет, а идет).
- Прозрачен, как стекло, а … (не вставишь в окно).
- Ведущий: Предлагаю пофантазировать на тему:
«Что было бы, если на земле исчезла вода»
«Что было бы, если на земле не осталось чистой воды»
- Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Пока жюри подводить итоги. Корреспондент берет интервью у зрителей и участников.
- Вам понравилась игра?
- Чье выступление Вам запомнилось и показалось самым интересным?
- Вам понравилось играть вместе с сыном?
Жюри объявляет итоги конкурса.
Ведущий благодарит участников конкурса за игру.
КВН «Вечная слава воде!»
Цель: используя игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию.
Ход КВНа:
Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название. За каждый выигранный конкурс команда получает фишку.
Ведущий: В клуб пришел не хмурь лица
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь,
Не стесняйся, не ломайся
Всем законам подчиняйся!
- Здесь собрались самые умные ребята, знающие много о воде и ее значении.
«Разминка» (отвечать быстро и правильно, оценивается какая команда больше ответит на вопросы и правильно)
- Что так вода?
- Что такое водоочистительное сооружение?
- Назовите различные водоемы?
- Какой воды на планете больше пресной или соленой?
- Какая бывает вода?
- Можно ли прожить без воды? Почему?
- Надо ли беречь воду? Как?
- Когда вода для человека бывает опасной?
1 конкурс «Загадки»:
1. Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит (река)
2. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнай меня (ручеек)
3. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем (роса)
4. Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду – от меня
Укрываются (дождь)
5. Рыбам жить зимой тепло:
Крыша - толстое стекло.
6. С неба – звездой,
В ладошку – водой (снежинка)
2 конкурс «Песни»:
Задание: Напеть куплет или припев из песни, в которой поется о воде (кто больше знает песен).
3 конкурс «Капитанов»
Ответить на проблемный вопрос: «Что сильнее вода или огонь?»
4 конкурс «Юные художники»
Предлагается исправить ошибку юных художников, объяснить свой выбор.
5 конкурс «Четвертый лишний»
Назвать четвертый лишний в ряду и пояснить ответ.
- Горы, река, море, пруд
- Бочка, стакан, вилка, кастрюля
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий благодарит участников за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вода-водица!"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...
Проект "Вода-водица!"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...
Проект Вода - водица
Проект для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект ОД детей средней группы, проведенной в рамках проекта «Вода, водица»
В данном конспекте представлена работа с детьми средней группы в рамках проекта, проводимого в нашем детском саду. Работа проводилась во второй половине дня. Дети под руководством воспитателя исследов...
Проект "Вода - водица"
Ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем совресенности. одна из главных задач государства - рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека...
краткосрочный проект "Водичка-водица"
проект проходил в мае в средней группе "Золотая рыбка"...
Исследовательский проект «Вода- водица»
Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде, ее значение для живых существ. Задачи проекта:-создавать условия для формирования у дет...