"Цветок солнца - подсолнечник" ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ООД направлена на развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность. Дети пополнят свои знания о цветке подсолнухе, узнают как он попал в Россию, познакомятся с историей создания подсолнечного масла, выполнят интересные опыты, помогут подсолнухам стать яркими и заметными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolotovkina_l.yu_._konspekt_ood.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»
«ЦВЕТОК СОЛНЦА – ПОДСОЛНЕЧНИК»
Конспект ООД по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
Колотовкина Лариса Юрьевна, воспитатель
Бакчар
2021
Цель: Развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представление детей о подсолнухе, как символе солнца и подсолнечнике, как о растении, из которого производят продукцию: подсолнечное масло, халву, козинаки
- Дать представление о том, как подсолнух попал в Россию
- Познакомить с историей создания подсолнечного масла, со способами его изготовления и использования его человеком
- Закрепить свойства подсолнечного масла
- Формировать навыки соблюдения правил безопасного поведения при проведении экспериментов
Развивающие:
- Развивать детскую активность, самостоятельность, желание поиска новой информации различными способами
- Совершенствовать связную речь
- Обогащать словарный запас новыми словами и выражениями: декоративный цветок, подсолнечник, медоносное растение
- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду сельских жителей
- Воспитывать партнёрские взаимоотношения со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности
- Воспитывать бережное отношение к миру природы
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: компьютер, интерактивная доска, колонки, презентация, красивая коробка с растительным маслом, халвой и козинаки; иллюстрации с изображением предметов, на которых есть рисунок подсолнечника
Раздаточный: Пластиковые стаканчики с водой и растительным маслом, пипетки, ложки, брусочки, листы белой бумаги по количеству детей; семена подсолнечника, кисточки, жёлтая краска, заготовки подсолнухов с белыми лепестками, семена декоративного подсолнечника «Медвежонок»
Ход организованной образовательной деятельности
Дорогие ребята, я очень рада видеть вас и спешу скорее сказать вам «Доброе утро!» (ответы детей)
Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро – солнцу и птицам!
- Доброе утро – улыбчивым лицам!
- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро. Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу свою улыбку.
- Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, и я для вас приготовила сюрприз (достаю красивую закрытую коробку)
- Ребята, как вы думаете, что лежит в коробке? (ответы детей)
- Я вам помогу, отгадайте загадки:
1.Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня
(подсолнечное масло)
2. На витрине магазинной
Долго не скучаю.
Я подсолнечной, рассыпчатой
Прихожу к вам к чаю
(халва)
3. Вкусная плитка,
А в плитке -
Зернышки сладкие, липкие
(козинаки)
По мере отгадывания загадок достаю продукты из коробки
- Ребята, скажите, что объединяет все эти продукты? (эти продукты делают из семечек)
- Скажите, а какое растение нас одаривает такими вкусными семенами? (подсолнух)
- А что вы знаете об этом растении? (ответы детей)
Хотите ещё больше узнать об этом удивительном растении? (да)
Показ презентации
Слайд №2
Золотой подсолнушек,
Лепесточки – лучики.
Он – сыночек солнышка
И весёлой тучки.
Утром просыпается,
Солнышком лучится,
Ночью закрываются
Жёлтые ресницы.
Летом наш подсолнушек –
Как цветной фонарик.
Осенью нам чёрненьких
Семечек подарит.
Слайд № 3, 4
Подсолнечник или подсолнух - это удивительное растение на высоком стебле с золотым соцветием, которое всегда поворачивается вслед за солнечными лучами. За это подсолнечник получил название «цветок солнца»
Слайд №5
- Давайте узнаем, что делает подсолнух таким красивым? (цветок)
- Да, красоту ему придает цветок, который называется по-научному «корзинка», а мы говорим проще — «голова».
- Скажите, а какой у него стебель? (толстый, плотный, крепкий, шершавый) - Для чего нужен такой крепкий стебель подсолнуху? (чтобы ветер не сломал его, чтобы мог удерживать свою «голову»)
- Какие листья у растения? (жёсткие, крупные).
Корень подсолнечника мощный, крепкий, глубоко уходит в землю, как вы думаете, зачем? (получает воду и питательные вещества)
Вся красота подсолнечника в цветке, в лепестках огненного цвета. Их много, они как лучи у солнца. А что получится, когда подсолнух отцветет? (семена, семечки)
Как узнать, что подсолнух созрел? (созревание подсолнуха, наступает тогда, когда подсолнух склоняет свою головку к земле, а семечки становятся чёрными)
- А что надо сделать, чтобы он рос красивым, сильным? (Ухаживать за ним: поливать, рыхлить землю)
Слайд №6
Солнечный цветок - отличный медонос. К подсолнуху прилетают многие насекомые, в том числе пчелы, рядом с полями подсолнечника можно увидеть пчелиные ульи.
Ребята, а вы хотите узнать, откуда в России появился этот удивительный цветок? (да)
Слайд №7
Давно-давно, когда люди открывали все новые и новые земли, испанские мореплаватели завезли из Америки в Европу семена этого растения. Яркими заморскими цветами стали засаживать клумбы королевского сада. Подсолнух служил декоративным растением, хотя было известно, что индейцы использовали его семена в пищу. Очень быстро мода на подсолнечник пришла в другие страны.
Слайд №8
Яркий цветок очень понравился царю Петру I, он увидел его в Голландии. Любитель всего нового и необычного, Пётр приказал отправить в Россию семена диковинного цветка. С тех пор подсолнух стал постепенно распространяться по России как декоративное растение.
Слайд №9
Но позднее догадливые россияне придумали сажать подсолнечник в огородах, а его семена употреблять как лакомство. Так и пошла мода лузгать семечки.
Слайд №10
Крутой поворот в судьбе подсолнуха случился благодаря пытливому уму одного крепостного крестьянина Даниила Бокарева, жителя Алексеевки. Бокареву нравилось лузгать обжаренные семечки, обдумывая заодно, как можно пустить их в оборот. Он видел, как масло добывали изо льна и конопли, и решил попробовать добыть его из семечек. Даниил смастерил специальное приспособление. С помощью двух клиньев, забиваемых молотом, цилиндр в гнезде давил на семечки. Масло получилось ароматное, вкусное.
С той поры в России началось производство подсолнечного масла. В память о первооткрывателе подсолнечного масла Данииле Бокареве в Алексеевке ему установили памятник.
-Вот сколько интересного мы сегодня узнали о подсолнечнике!
- А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть, а затем отправиться в нашу лабораторию, где мы с вами попробуем сами добыть подсолнечное масло, как когда-то его добыл Даниил Бокарев.
Динамическая пауза «Жёлтый подсолнух»
Желтое солнце на землю глядит,
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит.
(С поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу)
Только желтые лучи у него не горячи.
(Наклоны головы к левому-правому плечу)
Он растет на длинной ножке
(Руки вдоль туловища, встать на носки)
С лепесточками, как рожки,
(Развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его крупна, черных семечек полна.
(Соединить над головой округленные руки)
После динамической паузы дети проходят в лабораторию для проведения опытов.
- Ребята, прежде чем начать работать, давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории
(показ таблицы с запрещающими и разрешающими знаками)
Нельзя:
- Нельзя нюхать незнакомые вещества
- Нельзя пробовать вещества на вкус
- Нельзя трогать незнакомые вещества руками
- Нельзя громко разговаривать
Можно:
- Все опыты и эксперименты проводить только в присутствии воспитателя
- Думать, задавать вопросы
- Слушать
- Смотреть
- Ребята, в начале занятия вы сказали, что халву, козинаки и подсолнечное масло делают из семян подсолнечника.
- Перед вами на столе лежат уже знакомые вам халва и козинаки. Скажите, а почему вы думаете, что их делают из семечек?
- Давайте их рассмотрим, что вы видите? (в козинаки видны очищенные семена подсолнечника, а халва пахнет жареными семечками)
- Ребята, а что у меня в руках? (подсолнечное масло)
- Я предлагаю вам самим попробовать добыть подсолнечное масло. Для этого мы с вами проведем опыт с семечками.
Опыт № 1
- Очищаем семечки от лузги.
- Берем лист бумаги, сгибаем пополам, разворачиваем лист, кладем на одну половину листа семечки, закрываем.
- Берем брусок и надавливаем со всей силы на семечки (после объяснения, дети повторяют за воспитателем)
- Проверяем, что получилось? (На листе появилось жирное пятно).
- Какой мы можем сделать вывод?
(Из семечек подсолнечника получается подсолнечное масло)
- Продолжим наше исследование и узнаем о свойствах подсолнечного масла.
Опыт №2
На столах у детей по два стакана, в одном вода, в другом подсолнечное масло, стаканы пронумерованы.
- Ребята, у вас на столе стоят два стакана с жидкостью. Определите, в каком стакане находится растительное масло? (масло находится в стакане №2)
Как вы это определили? (мы определили по цвету, вода не имеет цвет, она прозрачная, а масло жёлтого цвета)
Вывод: растительное масло имеет цвет.
Опыт № 3.
- Ребята, вы сказали, что вода прозрачная, а как вы думаете, масло прозрачное?
- Давайте проверим, опустите в стаканчик с маслом монету, что вы видите?
(на дне емкости с маслом мы видим, брошенные нами монетки)
- Что же это означает? (это значит, что масло прозрачное и поэтому мы видим брошенные нами монетки)
Вывод: подсолнечное масло прозрачное
Опыт №4
- Ребята, как вы думаете, мы можем с закрытыми глазами определить, где вода, а где масло? (предположения детей)
- Мы сейчас это и проверим (приглашаю одного ребёнка, завязываю ему глаза и предлагаю поочерёдно понюхать содержимое стаканчиков)
- Определи, в каком стакане масло? В первом или во втором? Как ты это
Определил? (по запаху)
- Ребята, понюхайте, правда, приятный запах? Чем пахнет? (семечками)
Вывод: растительное масло имеет запах.
Опыт № 5.
- А сейчас мы проведем еще один опыт. Для этого возьмите стаканчики с водой, берем пипетку, набираем в пипетку масла, капнем в стакан с водой. Что мы видим? (масло плавает на поверхности воды)
- Размешайте воду с маслом ложкой, что произошло? (масло осталось на поверхности воды, оно не утонуло и не смешалось с водой)
Вывод: Масло легче воды и не смешивается с ней.
Опыт № 6
- Ребята, как вы думаете, подсолнечное масло имеет форму? (ответы детей)
- Давайте проверим. У меня две разных ёмкости, сначала нальём масло в первую ёмкость (наливаю), что произошло с маслом? (оно приняло форму ёмкости).
- А теперь я перелью его в ёмкость другой формы. Что произошло с маслом?
(теперь оно приняло форму этой ёмкости)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Подсолнечное масло не имеет собственной формы
Слайд №11
-Ребята, вот, сколько нового мы узнали о подсолнечном масле. Давайте вспомним и повторим его свойства (из подсолнечника получают подсолнечное масло, оно прозрачное, имеет цвет, запах, легче воды и не смешивается с ней, не имеет собственной формы)
Слайд №12
- Ребята, а как используют подсолнечное масло?
(масло используют для заправки салатов, обжаривания продуктов, создания соусов и маринадов, кладут в тесто для выпечки сдобы, оно очень богато витаминами, необходимыми для нашего организма, также его используют для создания косметики)
- Ребята, скажите, пожалуйста, где можно увидеть подсолнух? (обращаю внимание детей на выставку предметов с изображением подсолнухов) (в поле, в огороде, на картинах, на бытовых предметах и т.д.)
Посмотрите, какая замечательная картина, только чего-то не хватает?
- А давайте послушаем, что случилось.
«Они стояли у плетня возле дома – удивительные цветы с жёлтыми лепестками и чёрными семечками. Они быстро росли, тянулись к солнцу и думали: “Вот вырастим большими-большими, люди соберут наши семечки и сделают для себя вкусное подсолнечное масло. А кто-нибудь просто семечками полакомиться. Мы всем нужны. Нас любят”. Мимо проходили люди, подсолнухи дружелюбно замахали лепестками. Но почему-то никто не обратил на них внимание. Удивились подсолнухи, стали думать – почему их люди не замечают?»
- Ребята, почему люди их не заметили?
Правильно, потому что лепестки у них белые, а должны быть - жёлтыми! Давайте поможем подсолнухам, раскрасим их лепестки в жёлтый цвет.
В руки кисточку возьмём,
В воду быстро окунём,
В платье жёлтое нарядим
И работать позовём.
Аккуратно работаем,
Раскрашиваем каждый лепесток,
Чтоб улыбнулись вам цветки
И жёлтыми стали их лепестки
- Как вы славно потрудились, посмотрите, целый огород у нас подсолнухов получился, как красиво стало.
Рефлексия
- Скажите, пожалуйста, что новое вы узнали о подсолнечнике? (ответы детей)
- Если вам понравилось занятие возьмите солнышко и прикрепите его на доске слева, если нет, то серую тучку и прикрепите её на доске справа.
- Ребята, мне сегодня было интересно с вами работать и общаться, надеюсь, что и вам тоже понравилось, а на память вы можете взять подсолнух, оставить себе или подарить своим близким. И ещё я вам приготовила небольшие подарочки – это семена декоративного подсолнуха, вы его посадите на клумбу и пусть он радует вас своими яркими цветами, похожими на маленькое солнышко!
Предлагаю ещё раз полюбоваться на подсолнух и послушать стихотворение:
Слайд №13 До чего красив подсолнух -
Ярко-желтый, золотой!
Он подарок нам от солнца,
Удивительный такой!
Словно солнышко с лучами,
Только он не спит ночами,
Прибавляет лету красок,
Жарких, солнечных раскрасок.
И красуется подсолнух
В золоте лучей-ресниц:
Он подарок нам от солнца,
Огородный летний принц!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей старшей группы "Цветок Солнца"
Знакомство с цветком подсолнечника, который является символом Краснодарского края. Развитие любознательности и интереса к окружающему, поддержание эмоционального отношения к природе в творческой деяте...
"Подсолнух - цветок солнца"
Конспект НОД...
Конспект занятие по квиллингу «Цветок солнца»
Квиллинг — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Подсолнух - цветок солнца"
Конспект предназначен для детей старшей группы....
Конспект НОД по пластилинографии «Цветок в вазе» во 2 младшей группе. план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему Тема: «Цветок в вазе» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
Конспект НОД по пластилинографии «Цветок в вазе» во 2 младшей группе.план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на темуТема: «Цветок в вазе» Интеграц...
Технологическая карта интегрированного занятия"Солнце.Рост растений" по познавательному развитию
Технологическая карта интегрированного занятия"Солнце.Рост растений" по познавательному развитию...
Познавательно-исследовательский проект "Цветок солнца"
Расширение представлений у детей дошкольного возраста о развитии и значимости в жизни людей подсолнечника, формирование умения выращивать семена и бережно относится к природе родного края....