Познавательно-исследовательский проект "Цветок солнца"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Жилина Оксана Евгеньевна

Расширение представлений у детей дошкольного возраста о развитии и значимости в жизни людей подсолнечника, формирование умения выращивать семена и бережно относится к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvetok_solntsa.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект  «Цветок солнца»

  • Вид проекта: краткосрочный
  • Доминирующий вид деятельности: познавательно-игровой, творческий
  • Срок реализации: июль-октябрь
  • Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников, социальные партнёры

Актуальность.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Важно, чтобы ребёнок получил первые представления о разнообразии растительного мира, научился выделять отличительные признаки растений не только с помощью иллюстрированного материала, но и в природе.
Именно в дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к окружающему миру. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цель проекта: создать условия для расширения представлений у детей о развитии  и значимости в жизни людей подсолнечника, так называемого в народе «Цветком солнца».
Задачи :
1.Образовательные:
-учить делать простейшие умозаключения и отвечать на вопросы;
-учить детей правильно сажать и выращивать семена подсолнечника.
2.Развивающие:
-развивать познавательный интерес, наблюдательность;
-развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования объекта;
-развивать эмоциональную сферу и творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- содействовать формированию бережного отношения к природе родного края через организацию различных видов детской деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:
1.Эко.клумба на участке детского сада.
2.Методический инструментарий.
3.Материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, посуда для экспериментов, горшочки, баночки, салфетки, садово-огородный инвентарь).
4.Наглядный материал:
а) подсолнухи на иллюстрациях, фотографиях;
б) настольно-печатные и дидактические игры.

Предполагаемый результат.
1.Развитие познавательного интереса детей.
2.Расширение представлений о подсолнечнике.
3.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, которая окружает ребёнка.
4.Готовность участвовать в практических делах (посадка, наблюдение, уход за подсолнечником, изготовление блюд).
5.Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Механизмы реализации проекта

  Методы проекта:                                                      
1.Исследовательские:
-опыты;
-проблемные вопросы;
-наблюдения.
2.Самостоятельное наблюдение;

  3.Коллективное наблюдение;
 4.Наглядные:
-рассматривание иллюстраций;
-тактильно-мышечная наглядность.
5.Словесные:
-беседы;
-чтение литературы;
-консультации для родителей;
-объяснения, указания, словесные инструкции.

Формы организации проекта:
1.ООД. (ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, природный и социальный мир).
2.Экскурсии.
3.Дидактические игры.
4.Трудовая деятельность детей.
5.Исследовательская деятельность.
6.Экологические викторины.

Этапы реализации проекта:
 1.Подготовительный этап.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

-.Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта:

- Изучение интернет-ресурсов по теме проекта, подбор иллюстраций.

-Дидактические игры и пособия «Сложи цветок», «Найди цветок по описанию».

-Создание развивающей  предметно-пространственной среды

--методическая литература для педагогов и родителей.
-познавательная и энциклопедическая литература для детей.

-Создание слайд-презентации «Откуда к нам пришёл подсолнух»,      « Как развивается растение», «Как выращивают подсолнечник»,     « Значение подсолнечника в жизни людей».
Активация детей в игре, повышение их интереса к изучению разновидности цветов

Оформление уголка «Всё о растениях» в предметно-пространственной развивающей среде группы:
-Наглядные: картины, фото, карточки с изображением подсолнуха и других растений.
-Мнемотаблицы (опорные схемы для составления рассказа о росте и развитии растений).

- Подготовка семян подсолнечника.
Создание мини-музея в группе « Цветок солнца»

2.Основной этап-исследовательский.

С детьми:

-ООД «Чудо цветок».
«От семечка к семечку» (этапы развития подсолнуха).

Разработка планов-конспектов деятельности

Просмотр презентации «Подсолнух-спутник солнца».
 «Как выращивают подсолнечник».

Повышение интереса детей к способам выращивания подсолнечника

Проблемно-поисковая ситуация «Когда и откуда появился подсолнух».
-Познавательная деятельность
 «Цветок солнца».
-Наблюдение «Как развивается растение».
-Беседа
 «Подсолнечник-цветок солнца».
 «Красота спасёт мир»

Составление дневника-наблюдений за развитием семян подсолнечника

Расширение представлений об охране природы, представлений об окружающем мире

Дидактические игры «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении подсолнуха, закрепление названий растений, « Угадай, что где растёт?». « Лепестки подсолнечника» (кто быстрее соберёт цветок подсолнуха-разрезные картинки)

Активация детей в игре, повышение интереса к строению подсолнечника

Чтение:
-З.Письман «В поле солнышко сияет».
-Т.Уманская «Подсолнух крутит головой».
-В.Пахомов «Расцвёл подсолнух в огороде».
-В.Макуров «Сотни подсолнухов смотрят едино».
-Т.Бабаярова «Там, где-то в глубине земли».
-Г.Голова. «Я семечку в землю вчера посадил».
-О.Кудинова «Посадила семечко».

Передача впечатлений о прочитанном в художественно-продуктивной деятельности

Творческо-продуктивная деятельность (рисование портрета «Растение улыбается»).
Творческо-продуктивная деятельность (лепка барельефа «Подсолнух-это чудо»
Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приёмы

Выставка детских работ

Исследовательская деятельность:
-Эксперимент «Что произойдёт с растением из-за недостатка света, влаги, тепла?».
-Опыт по наличию в семенах подсолнечника жиров и углеводов.

Заполнение карт-схем проведения экспериментов

Содержание совместной деятельности с родителями:

Мастер –класс «Подсолнух из бросовых материалов»
Консультация «Мир растений».
Консультация «Ребёнок и природа».
Конкурс «Красота спасёт мир» (рисунки).
Консультация «Цветок для мамы».
Консультация «Природа-источник огромного количества открытий и находок. Источник счастья и труда.
Дегустация семян подсолнечника (в домашних условиях).

Активация родителей, их участие в выставках, конкурсах, изготовлении макетов, пополнении развивающей предметно-пространственной среды


-Содержание работы с социальными партнерами

Изготовление подсолнуха из бумаги.
Изготовление панно «Цветок солнца»

Выставка поделок из природного.бросового материала, составление коллективного панно

3 этап-итоговый

-Оформление фотоальбома «Дети и растения».
- « Сказка о подсолнухе».
Придумать свою сказку о подсолнухе и зарисовать.
-Приготовление блюда с использованием подсолнечного масла, семян подсолнуха: козинаки, халву. (фото)

Создание книги сказок о подсолнечнике

Активное участие родителей

Выводы:
В ходе реализации проекта была достигнута основная цель-у детей появился интерес и желание узнавать новое о природе. Был обобщён и обогащён опыт детей в сфере экологического воспитания путём применения научных методов и приёмов. У детей сформировался стойкий интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений, желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями. В период работы над проектом дети пополнили свой словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей были сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, эстетического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

Познавательно-исследовательский проект : «Солнце друг или враг?»

Задачи:•Узнать  какое значение имеет солнце в жизни людей.•Определить хорошее и плохое влияние солнца на организм человека.    •Выяснить, какие правила надо соблюдать находясь...

Проект "Солнце источник тепла и света". Тип рроекта:межгрупповой, творческий, познавательно-исследовательский.

Цель:Познакомить с понятием "солнечный свет", его свойствами и ролью в жизни человека.Развивать у детей  творческие познавательные способности в процессе исследовательской  деятель...

Познавательно- исследовательский проект по экологии для детей средней группы «НАШЕ СОЛНЦЕ»

У детей недостаточно сформировано представление о Солнце: дети видят Солнце на небе в течение всего года: зимой реже, летом чаще. Они представляют его небольшим кругом жёлтого цвета. Солнышко светит и...

Познавательно-исследовательский проект "Лето ,солнце и песок".

quot;Дети не любят игрушекнеподвижных,законченных,которых они не могутизменить по своему желанию...лучшая игрушка та,которую он может заставитьизмениться...для детейлучшая игрушка-куча песка"....

Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ» (старшая группа).

     Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдени...

Познавательно-исследовательский проект "Почему планеты крутятся вокруг Солнца?"

Создание условий для обогащения знаний детей о нашей солнечной системе, о космосе....